05.03.2007       0

Умер полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов


20.2.1914 (5.03 в 2018 г.). – Умер полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов

Георгий Яковлевич Седов

Георгий Яковлевич Седов (23.4.1877–20.2.1914) – полярный исследователь. В 1912 г. организовал первую русскую экспедицию к Северному полюсу, но умер близ острова Рудольфа.

Седов родился в многодетной семье азовского рыбака, приходилось много работать, помогая отцу. До четырнадцати лет он был неграмотен, а потом кончил за два года трехклассную церковноприходскую школу и ушел из дома, чтобы стать настоящим моряком. В 1898 г. он окончил мореходное училище в Ростове-на-Дону, в г. экстерном сдал экзамены за курс Морского кадетского корпуса, откуда был выпущен поручиком по Адмиралтейству. Был направлен в гидрографическую экспедицию в Баренцевом и Карском морях.. В экспедиционных плаваниях блестяще себя зарекомендовал.

Во время русско-японской войны командовал миноноской, которая несла сторожевую вахту в Амурском заливе. В 1906 г. служил помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости. В 1908-1910 гг. работал в экспедиции Каспийского моря, затем проводил на Колыме обследование устья реки, картировал Крестовую Губу на Новой Земле, где был заложен Ольгинский поселок.

Увлекшись севером, его необычной красотой и неприступностью природы, в 1912 г. Седов решил осуществить первую русскую экспедицию к Северному полюсу, чтобы опередить норвежца Амундсена: "Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдем в этом году и докажем всему мiру, что и русские способны на этот подвиг..." – писал Седов докладной записке начальнику Главного гидрографического управления.

Седову был предоставлен двухлетний отпуск по службе с сохранением содержания. Однако созданная при Гидрографическом управлении комиссия раскритиковала план экспедиции, ибо Седов не имел ни практического знания Севера, ни опыта движения по дрейфующим льдам. В конце мая Седов подготовил уточненный план, но и он не был одобрен комиссией специалистов. Поэтому правительство отказалось выделить деньги на экспедицию. Тем не менее она была поддержана морским министром И.К. Григоровичем и Государем Николаем Александровичем, пожертвовавшим на 10 тысяч рублей. Был создан комитет по сбору средств. Большую помощь в сборе пожертвований оказал М.А. Суворин – редактор газеты "Новое время", сын известного консервативного издателя и публициста А.С. Суворина. 10 июля удалось зафрахтовать судно "Святой мученик Фока".

27 августа на Соборной пристани Архангельска состоялись торжественные проводы и молебен. По плану "Св. Фока" должен был доставить отряд Седова на Землю Франца-Иосифа и вернуться в Архангельск. Однако из-за запоздалого выхода судно было затерто льдами у северо-западного побережья Новой Земли. Когда "Фока" в 1912 г. не вернулся, в России раздавались голоса, призывавшие к организации спасательной экспедиции, однако зимой она была невозможна. На "Фоке" не было радиостанции, и судьба его оставалась неизвестной почти год.

Непредвиденная зимовка еще больше расстроила расчеты привела к растрате запасов и топлива: теплой одеждой был обезпечен только полюсный отряд, не хватало и многих необходимых вещей. Поставщики обманули Седова – солонина оказалась гнилой, как и треска. Однако Седов не терял бодрости духа и даже подумывал идти к полюсу с Новой Земли. Участники экспедиции совершили несколько санных походов, существенно уточнив карту Новой Земли. Седов прошел со съемкой около семисот километров и впервые закартировал северное побережье архипелага. Однако проведенные исследования и опыт передвижение на упряжках по льдам выявили огромные трудности, делавшие достижение полюса с Новой Земли маловероятным из-за дальности расстояния при непрерывном дрейфе льдов.

В начале лета следующего 1913 г. пять человек во главе с капитаном Н.П. Захаровым ушли на юг, чтобы добраться до ближайшего становища, а оттуда в Архангельск. Седов надеялся, что еще летом комитет сумеет обезпечить доставку угля и других припасов на Землю Франца-Иосифа, откуда он первоначально собирался идти к полюсу. Но до ЗФИ нужно было еще добраться. Прошло лето, а льды все еще держали корабль в плену, который во время зимовки Седов переименовал в честь редактора газеты "Новое время": "Михаил Суворин". На судне кончался уголь. Только 6 сентября подул восточный ветер, и судно вместе со льдами отнесло от берега.

Офицеры экспедиции посчитали достижение Земли Франца-Иосифа и тем более поход к полюсу невозможным и призвали Седова повернуть назад. Но Седов повел судно вперед. Лавировали в тяжелых льдах, в последние дни жгли в топке бревна, доски, старые ящики, мебель – и все-таки они пробились к архипелагу. На вторую зимовку судно встало в бухте Тихой на острове Гукера. Солнце ушло на четыре месяца под горизонт. В каютах лежал лед, и одеяла по утрам примерзали к переборкам. Многие продукты уже кончились. В подборе пищевых рационов тоже сказались и спешка, и отсутствие опыта. Из-за двухлетней нехватки витаминов почти все заболели цингой: кровоточили десны, многие жаловались на одышку, некоторые едва передвигались на опухших ногах.

Тем не менее, несмотря ни на что Седов, продолжал подготовку к походу на полюс на собачьих упряжках, словно надеясь на чудо. Было жаль осознавать, что столь огромная затрата сил и средств окажется впустую, тем более, что до полюса оставалось 900 км. Сил на это, однако, уже не было, и похоже, что Седов думал только о движении на север, даже без шансов на возвращение... Главное было – достичь вершины Земли как символической, магической цели-мечты, захватившей всё существование русского моряка.

Выход был назначен на 15 февраля 1914 года. Вместе с Седовым пошли два матроса – Г. Линник и А. Пустошный. С их стороны это была несомненная жертва собой, к которой они были готовы. Из дневника Седова: "...Увидели выше гор впервые милое, родное солнце. Ах, как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мiр перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы! Посвети близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82° северной широты!"

Но этот последний героический порыв не мог совершить чуда: тяжело больной Седов почти сразу же скончался в пути. Матросы похоронили его на острове Рудольфа, самом северном острове самого северного русского архипелага. Вместо гроба – два парусиновых мешка, в изголовье – крест, сделанный из лыж. В могилу положили русский флаг, который Седов мечтал водрузить на полюсе. Так Арктика приняла в свои ледяные покои очередного очарованного служителя своей тайны. 9 марта Линник и Пустошный двинулись в обратный путь и 19 марта вернулись на корабль. Одна из собак Седова, по кличке Фрам, осталась на могиле хозяина. В упряжке оставалось 14 собак, в пути кончился керосин, матросы ели мерзлое сало, пили холодную воду, растапливая снег во рту. С таким малым запасом горючего до полюса они все равно не дошли бы… Кроме того, путь к полюсу от ЗФИ, несмотря на кажущуюся близость, был одним из труднейших маршрутов из-за Гольфстрима и постоянной подвижки дрейфующих льдов с востока на запад, – чего не знал Седов. Среди путешественников, дошедших позже до Северного полюса, нет никого, кто достиг его с Земли Франца-Иосифа.

Земля Франца Иосифа. 2007

Несмотря на неудачу завоевания полюса, экспедиция собрала большой материал по океанографии, метеорологии, земному магнетизму, составила карты, а также сведения о геологическом строении посещенных островов. Именем Седова названы архипелаг и остров, мыс и пик, пролив, два залива, две бухты... Именем Седова называли и называют корабли. (Так, в историю полярных путешествий вошел длившийся 812 суток (1937–1940) дрейф ледокольного парохода "Георгий Седов", который пересек Северный Ледовитый океан с востока на запад – в обратном направлении, чем надеялся сделать Седов.)

+ + +

Справка о покорении Северного полюса

Возможно, первыми достигли Северного полюса экспедиции американцев Фредерика Кука в 1908 г. и Роберта Пири в 1909 г., хотя доказательств достижения ими заявленной цели не имеется. В 1926 г. над полюсом пролетел дирижабль, управляемый Умберто Нобиле, с известным полярником Руалем Амундсеном на борту. В мае 1937 г. при помощи самолёта близ Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс-1" (СССР). Однако, высадка непосредственно на полюсе была осуществлена другой советской экспедицией лишь в 1948 году. http://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_полюс

Первую в истории успешную экспедицию на лыжах к Северному полюсу (с 16 марта по 31 мая 1979 г., пройдя за 77 дней 1500 км от о. Генриетты в Восточно-Сибирском море) осуществила экспедиция под руководством московского математика Дмитрия Игоревича Шпаро, в которую также входили Юрий Хмелевский, Владимир Леденев, Вадим Давыдов, Анатолий Мельников, Владимир Рахманов и Василий Шишкарев.

28 апреля 2006 г. Георгий Карпенко и Артур Чубаркин достигли полюса, совершив первый со времен Ф. Кука автономный (без поддержки с воздуха) 56-дневный переход c Северной Земли к полюсу на упряжках из 12 собак.

Арктика. Памяти героев

Вершина мiра. Всемогущий
Бог ее сóздал в назиданье
Смирения  – для власть имущих.
Как тайну ‒ для искавших знанья.

Звезды полярной вертикалью
Нам вечность с Неба шлет свой зов,
Сияет с неба Божьей шалью –
То Богородицы покров.

Сошлись в букет меридианы,
Пространство обращая в нуль,
Отсюда вниз стекают океаны,
И континенты знают Божий руль.

Отсюда Бог вращает мiрозданье
Даруя солнце каждый день,
Дает бег времени – для покаянья,
И жизни свет, и смерти тень.

Риз ледяных дворец!.. Сияет
Архангельский лучистый зрак.
А солнца ход напоминает
Про вечный рай и вечный мрак.

Они наглядны в своей силе,
Полгода меряясь лицом к лицу.
Их бесконечность покорили
Вы с благодарностью Творцу.

Узнаем всё в конце земного
Когда земля лишится грешных пут
И свиток дней раскроется у Бога.
И обожжет нас Божий Суд.

Немало храбрых рисковали
Ценою жизни тайну вскрыть
Манящей нас ледовой дали,
И гибли там... Как их забыть?

Отважные – у Бога на вершине
В обителях для тех, кто смерть презрел.
Их жертва ценится доныне
Их память ‒ скромный наш  удел.

Всем, кто блаженно посетил
Сию границу бытия,
Я эти строки посвятил,
С надеждой, что вернусь и я

В края, где много приобрёл,
Познав холодную красу.
Сова Минервы иль орёл
Меня туда вновь принесут.

М.Н.
Франкфурт-на-Майне, 1980-е гг.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25030503

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.