15.05.1591 (28.05). – Блгв. Царевича Димитрия
Св. благоверный Царевич Димитрий Иоаннович (19.10.1582–15.5.1591) – сын Царя Иоанна Грозного и Марии Феодоровны Нагой, его седьмой жены. Был убит в возрасте восьми с половиной лет. Он был единокровным братом и наследником последнего Царя из царствовавшей линии Рюриковичей – Феодора Иоанновича. Благочестивый Царь Феодор не имел склонности к управлению государством и поручил это своему шурину, боярину Борису Годунову. Поскольку детей у Феодора не было, а после его кончины царица Ирина (сестра Годунова) отказалась царствовать и ушла в монастырь, в 1598 г. Годунов был призван Земским Собором на царство как ближайший к престолу. Влияние Годунова на это избрание несомненно, как и то, что Царевич Димитрий был бы тут помехой. Еще ранее Годунов удалил Димитрия с матерью, царицей Марией Нагой, и ее братьями-боярами, в его удельный город Углич. Имя Царевича Годунов запретил возносить на литургии, не считая его наследником престола как незаконнорожденного (вопреки церковным канонам – от седьмой жены).
15 мая 1991 г. Царевича нашли в Угличе мертвым. Следствие, проведенное по поручению Годунова В.И. Шуйским (преемником Годунова на царском престоле 1606–1610), объявило, что Димитрий сам нечаянно закололся ножом в припадке падучей болезни. Мать-царицу постригли с именем Марфы и заключили в монастыре святителя Николая на Выксе. Впоследствии, по причине обрушившихся на Русь бедствий (неурожай, голод, народные волнения), молва истолковала эти беды наказанием Божиим Царю Борису Годунову за убийство Димитрия. Несомненно, что смерть Царевича оказалась выгодна Годунову, стремившемуся стать Царем. Но был ли Годунов виновен в этом? Это до сих пор остается белым пятном в истории.
Мнения историков расходятся. Большинство из них (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский) в той или иной степени склоняются к тому, что Царевич Димитрий был помехой для восхождения Годунова на престол и потому наиболее вероятно его убиение по приказу Годунова. Пушкинский "Борис Годунов" также написал на основе этой версии. Согласно ей, убийц нашли в лице отца и сына Битяговских и Никиты Качалова (племянника Михаилы Битяговского); подкупили также мамку Царевича Василису Волохову и сына ее Осипа. Утром мамка повела Царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его пускать. Но мамка решительно взяла за руку и вывела Царевича на крыльцо. Там уже ждали его убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил: «Это у тебя, государь, новое ожерельице?» Волохов ударил его ножом, но неудачно. Тогда Качалов и Данила Битяговский бросились на Царевича, зарезали и сбросили тело его с крыльца. В эту минуту на крыльце показалась ничего не подозревавшая царица Мария, а через мгновение ударили в колокол, и возмущенный народ буквально разорвал убийц на части.
Другая группа историков (А.Л. Погодин, С.Ф. Платонов, Н.С. Арцыбашев, К.С. Аксаков) полагает, что смерть Царевича в 1591 г. была не нужна Годунову, ему было рано думать о престоле, да и Царь Феодор мог иметь детей. Что в Углич Царевича послал не Годунов, а Боярская Дума. К.С. Аксаков, в частности пишет:
«Насильственная, невольная смерть последнего Царевича, поражая ум народный, порождает мысль, что Царевич был убит, становится народным сознанием, убеждением народным, страшно сокрушает престол Бориса и переходит в потомство. Нашего мнения мы не говорим утвердительно: мы представляем только свои соображения в пользу того, что Дмитрий-Царевич убился сам. К этому мнению склоняет нас и величавое лицо Бориса Годунова, которому такое злодейство несвойственно и который однажды сам жертвовал жизнью, стараясь защитить Царевича Иоанна от ударов Иоанна Грозного. Желательно, чтоб, если можно, дело это, наконец, разъяснилось и чтобы страшное пятно было снято с имени великого государя Бориса».
Возникли даже слухи, что был убит не Царевич, а другой ребенок – этим воспользовались и самозванцы в наступившее смутное время. Как бы то ни было, царствование Годунова оказалось неугодным Богу, и попущенная Господом смерть Царевича Димитрия сыграла в этом свою роль. Церковное отношение к этому событию основано на летописях (см. в "Истории Русской Церкви" митрополита Макария) и близко к первой версии, то есть, что Царевич Димитрий был убит.
31 июня 1606 г. мощи св. благоверного Царевича Димитрия были обретены нетленными, перенесены в Москву и положены в церкви Иоанна Предтечи, самой древней в городе. Поводом для этого была необходимость опровергнуть претензии самозванцев (поэтому некоторые авторы считают прославление Царевича Димитрия скорее политическим). А при мощах была помещена икона св. мученика Уара, покровителя св. Димитрия, написанная, по обету царицы Марии, в рост новорожденного Царевича.
По обычаю того времени, Царевичу было дано два имени: Уар, по имени св. Уара, в день его рождения (21 окт.) и Димитрий (26 окт.) – по дню его крещения. Св. мученик Уар был замучен за Христа в 307 г. Мощи его взяла св. Клеопатра и погребла их в своем имении, а когда гонение кончилось, воздвигла над ним церковь и непрестанно молилась перед ними, поручая св. мученику своего единственного сына Иоанна. Желая как можно лучше устроить его жизнь, мать предназначала его для воинской службы. Но когда это время настало, Иоанн скоропостижно скончался. Мать была безутешна: она думала, что молитвы ее не были услышаны. Но ночью ей явились во сне в несказанном свете св. Уар и Иоанн, и св. мученик сказал ей, что сыну ее лучше было умереть чистым и быть в воинстве Небесного Царя, чем царя земного, где он был бы окружен соблазном. Клеопатра и Иоанн были также причислены к лику святых. Знаменательно, что св. мученик Уар был покровителем св. Царевича Димитрия, как бы указуя на его судьбу.
В 1607 г. по повелению Царя Василия Иоанновича Шуйского в Серпуховский Высоцкий монастырь был принесен чудотворный образ святого Царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. Этот образ можно считать самым первым и верным образом святого Царевича. В 1607 г. в монастыре был освящен престол в честь Царевича Димитрия, современный храму на Крови в Угличе. Сначала придел находился во Введенском соборе, а затем был перенесен в Георгиевский храм на место келарской палаты.
Чеканная надпись на ризе: "В лето 7115 июня в 22 день поставлен бысть сий святый образ святаго великомученика Царевича Димитрия во Владычне монастыре, в церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Введения, повелением благочестиваго и христолюбиваго царя и великаго князя Василия Ивановича, вины ради сицевыя: в то убо время бысть междоусобица попущающу Богу, а врагу действующу грех ради наших, понеже людие завистию побеждаеми и гордостию, воста убо северская страна на Московское государство корыстей ради великих, научени бесовскими лестьми. И крови пролишася тогда яко воды на землю. И Божиею милостию и молитвами святаго Царевича Димитрия бысть победа велия на Богопротивныя тыя люди и лютыя разбойники пришествием святаго сего образа с Москвы в Серпухов июня в 5 день на память святаго мученика Дорофея, епископа Тирскаго". (В.А.Рождественский, Историческое описание Владычняго общежительнаго девичьяго монастыря, 1866 год).
При нашествии Наполеона в 1812 г. церковь св. Иоанна Предтечи была разорена, и на месте ее была воздвигнута часовня, а мощи св. Димитрия Царевича были перенесены при Императоре Николае I в Архангельский кремлевский собор, где почивали нетленными в открытой раке до наших дней. При них сохранялись его вещи: окровавленная рубашка, платок, нож, которым он был убит, кошелек с 14 копейками, – очевидно, для нищих. Икона св. мученика Уара была помещена в приделе его имени Архангельского собора.
Перед мощами св. Димитрия Царевича молились об исцелении детей. Он и св. Уар считались их покровителями. Известно много случаев исцелений. Память св. Царевича Димитрия празднуется 15 мая в день гибели его, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 3 июня в день перенесения мощей в Москву.
Написано очень хорошо и понятно.
Остается только вопрос по количеству жён царь Ивана Васильевича Грозного. Как известно из официальных захоронений жён царя в Архангельском соборе в Москве, имеется только четыре жены царя и не более.А очему во многих официальных и не официальных источниках такая путаница, а порою и и специальная дезинформация - для очернения первого русского, православного царя.
Моё мнение такое, так-как царь Иван Васильевич Грозный был истинный православный царь и после смерти своей первой любимой жены Анастасии более не желал вступать в брак, а все последующие его жёны были ему указаны боярами и свещенством, так как царь не должен оставатся вдов - то кроме этих официальных жен у него никого и небыло. Этот Великий православный царь жил и царствовал не для своей услады, а для силы, величия и единства русского царства.
Убийство Царевича Дмитрия было частью четкого и настойчиво воплощаемого в жизнь плана с целью пресечь династию Рюриковичей-одну из самых старых правящих княжеских, а затем и царских (начиная с Ивана Грозного) династий Европы. Тем более, кровно породнённой через браки с царевнами православной Византийской ИМПЕРИИ, канувшей в лету после нашествий крестоносцев и сарацин. План этот имел под собой как глубоко изотерические, так и сугубо прагматические основания, что впрочем и выдает стиль его творцов и заказчиков. Вопрос "кому было это выгодно?" является во-первых праздным, а во-вторых тривиальным. За пояснением смотри в главу "История развития торговли и капитализма в Европе 14-18 веков.