18.06.1868 (1.07). - Мирный договор России с Бухарой, завершающий военные действия 1866-1868 гг. Присоединение Бухарского ханства к России
По мере освоения Сибири и основания русских городов Тюмень (1586), Тобольск (1587), Томск (1604) стал увеличиваться объём торговли со Средней Азией и усилилось влияние Российской империи в этом регионе. С государственной точки зрения дальнейшего освоения Сибири было важно расширение торговых связей с соседней Средней Азией и другими странами Востока, являвшимися источником сырья и рынком сбыта для русской промышленности.
Территория нынешнего Казахстана представляла собою политически раздробленное безгосударственное пространство, состоявшее из кочевых племен (русские называли их киргизами), которые были объединены в три образования – жузы: Старший, Средний и Младший. Соседи – Джунгарское ханство, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон нападали на киргизские улусы, отгоняли скот и уводили пленников. С юга киргизам угрожали Хива и Бухара. В 1717 г. отдельные предводители киргизов-казахов обратились к Петру I с просьбой о подданстве и защите. В 1730 г. хан Младшего жуза Абулхаир обратился к российскому правительству с предложением военного союза и принял российское покровительство (протекторат). 19 февраля 1731 г. Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав Российской империи. В 1798 г. значительная часть Средней орды через своего старшину Айходжу муллу Кочина обратилась с прошением о принятии в постоянное русское подданство. Видя воочию выгоды от российского протектората, в 1818 г. и несколько родов Старшего жуза объявили о вступлении под покровительство России. В течении следующих 30 лет где под давлением, где добровольно, большинство родов Старшего жуза объявляли о принятии российского подданства.
Российское правительство стремилось к взаимовыгодному развитию экономических отношений и с южными азиатскими ханствами. Первые контакты российского государства со среднеазиатскими ханствами относятся к XVI веку. В 1589 г. добивался дружбы с Москвой бухарский хан, желавший установить с ней торговые отношения. Со времени Царя Михаила Федоровича русские стали посылать в Среднюю Азию послов, с целью открыть рынки для своих купцов. Однако это сталкивалось с трудностями, поскольку там на безбрежных степях шла давняя острая борьба за господство. Соперничая друг с другом, хивинские и кокандские ханы натравливали одни племена на другие, используя обычай кровной мести, чинили помехи товарообмену между Россией и Бухарой, провоцировали нападения на торговые обозы.
Еще в 1815 г. посетивший столицу Российской империи представитель эмира Хайдар-хана Азимджан Муминджанов ходатайствовал о посылке в ханство царского посланника для заключения договора о торговле и защите караванов от грабежей. В июне 1820 г. вестнику бухарского эмира передали ноту, заверявшую, что в ближайшее время в ханство будет снаряжен царский дипломатический посланник ‒ А.Ф. Негри. Российское посольство должно было собрать материалы о природных ресурсах, правителях среднеазиатских ханств, их отношениях между собой, а также с соседними странами на юге (Афганистаном, Индией, Персией). В состав посольства включили капитана гвардейского генерального штаба Е.К. Мейендорфа, который происходил из прибалтийских баронов. Мейендорф должен был «назначить места, удобные для крепостей вдоль по дорогам от крепостей Орской и Троицкой... до реки Сырдарьи, на коей равномерно назначить место, удобное для крепости». Эти действия обосновывались необходимостью "обезопасить караванные пути в Бухарию и Хиву".
10 октября 1820 г. посольство выступило из Оренбурга, и в декабре было встречено эмирским визирем с почетным эскортом из нескольких сотен бухарских всадников. Еще через три дня русских принял эмир Хайдар-хан.
О результатах этой поездки, в частности, еще в 1822 г. Егор Казимирович Мейендорф передал в журнал "Северный архив" заметку "Краткое начертание путешествия Российского посольства из Оренбурга в Бухару в 1820 году". В течение последующих лет он трудился над развернутой книгой на эту тему, которая была издана в 1826 г. в Париже на французском языке и почти одновременно в Йене вышел немецкий перевод книги (Reise von Orenburg nach Bouchara im Jahre 1820 Baron E. de Meyendorff. Jena, 1826). На русском языке книга тогда в полном виде так и не появилась, хотя в некоторых журналах печатались отдельные отрывки. Приведем из нее описание бухарских нравов и положения русских рабов.
«... Нетерпимость и суеверие настолько распространены в Бухаре, что нечего удивляться тому, что «неверные» платят налоги в большем размере, чем другие жители, что они подвергаются большим притеснениям. Дух управления таков, что ни одна религия, кроме ислама, не может открыто исповедоваться в Бухаре. Вот почему не следует искать в этой стране ни гебров, ни несториан; одни евреи сумели удержаться в силу своей изворотливости...
Азиатские ханства ведут с киргизами и туркменами торговлю рабами, источником которой прежде всего являются разбои, совершаемые этими кочевыми народами, и войны с персами... Взятие Мерва увеличило на 25 тыс. число персидских рабов в Бухаре, каковое мы определяем тысяч в 40. От 500 до 600 русских томятся в рабстве: они были проданы киргизами, или туркменами, захватывавшими потерпевших кораблекрушение рыбаков на восточном берегу Каспийского моря, или хивинцами..
Состоятельные бухарцы обыкновенно имеют до 40 рабов. Некоторые крупные вельможи, вроде куш–беги, обладают, быть может, сотней, так как у них, должно быть, большое окружение и они владеют обширными садами и другими поместьями...Почти все рабы вынуждены принять мусульманскую религию, носить чалму и подвергнуться обрезанию...
Участь рабов в Бухаре внушает ужас. Почти все русские жаловались на то, что очень плохо питаются и измучены побоями. Я видел одного раба, которому его хозяин отрезал уши, проткнул руки гвоздями, облил их кипящим маслом и вырезал кожу на спине, чтобы заставить его признаться, каким путем бежал его товарищ. Куш–беги, увидев однажды одного из своих русских рабов в пьяном виде, велел на следующий день повесить его на Регистане. Когда этого несчастного подвели к виселице и стали принуждать отказаться от православия и сделаться мусульманином, дабы заслужить помилование, он предпочел умереть мучеником за веру.
Большая часть русских невольников, находившихся в окрестностях Бухары, содержались в заключении и работали с кандалами на ногах в продолжение последних недель нашего пребывания в этом городе. Лишь один из них сумел присоединиться к нам верстах в 100 от Бухары после 18–дневного скитания по пустыне. В течение этого времени он поддерживал себя только водой и мукой. Он выразил нам самым простым и трогательным образом тревогу, которую испытал, увидев нас (так как он боялся, не были ли мы киргизами, хивинцами или узбеками), и крайнюю радость, когда узнал наших казаков. Я не смогу описать бурного восторга десятка русских невольников, которых мы выкупили в Бухаре и во время пути. Они проливали слезы радости...
Нужно было видеть несчастных русских невольников в Бухаре и Хиве, чтобы воодушевиться пламеннейшим желанием освободить их. Может ли покупка этих людей, похищенных из родных мест в обстановке полного мира, рассматриваться как вид какого–то законного владения? Разве репрессалии, которые предпринимает русское правительство, задерживая во всей империи бухарцев и хивинцев с их товарами с целью заставить эти народы вернуть в Россию ее подданных, будут несправедливы или безуспешны? Посредством этой суровой, но справедливой меры не будут ли возвращены на родину, в круг родных, к своей вере тысячи людей, исторгнутых из пределов России или из лона своих семей?..»
(Из книги Мейендорфа Е. К. "Путешествие из Оренбурга в Бухару в 1820 году").
Отношения России с Бухарским эмиратом поначалу развивались мирно. В 1841 г., после того, как аванпосты англичан, воевавших с Афганистаном, приблизились к левому берегу Аму-Дарьи, из России, по приглашению бухарского эмира, была отправлена в Бухару политико-научная миссия, состоявшая из горного инженера Бутенева (начальник), ориенталиста Ханыкова, натуралиста Лемана и других. Эта миссия, известная под названием Бухарской экспедиции 1841 г., в политическом отношении не достигла никаких результатов, однако ее участники издали много ценных естественноисторических и географических работ о Бухаре, между которыми выделялось "Описание Бухарского ханства" Н. Ханыкова.
Однако русско-кокандские войны (начатые для обезпечения безопасности торговых путей в землях казахов, уже вступивших в российское подданнство) привели к военным столкновениям и с соседним Бухарским эмиратом. Этому способствовали территориальные споры между Кокандом и Бухарой. Надменный образ действий бухарского эмира, потребовавшего очищения Россией завоеванной кокандской территории и конфисковавшего имущество проживавших в Бухаре русских купцов, а также оскорбление русской миссии, посланной для переговоров в Бухару, привели к окончательному разрыву. 20 мая 1866 г. генерал Романовский с 2-тысячным отрядом нанёс бухарцам первое сокрушительное поражение. Однако мелкие бухарские отряды продолжали постоянные набеги и нападения на русские войска. В 1868 году генералом Кауманом был взят прославленный город Средней Азии Самарканд. По мирному договору 23 июня 1868 г. Бухарское ханство должно было уступить России приграничные территории и стать вассалом русского правительства, которое, в свою очередь, оказывало ему поддержку во время смут и волнений.
Подробнее в статье "Присоединение Средней Азии" (с картой)
для того чтобы войти напаст захвотит нужан повод .как напаст 1 обвинят вы чем то например как напал чингизхан обвинил убвиство послов .а Россииская империя обвинил якаба Русских рабов унижали но Русскии сами продали своих на рабство потом обвинили. 2 Россискому империе нужна была золото они знали где можно брат потомучто если не брат то економике царскому кнец тут янки дышат с немцами за спеной. так что бла бла ненада пиши правду оди раз и все .мы тоже читаем историю и понемаем в политику