20.08.1598 (2.09). – Разгром воеводой А. Воейковым хана Кучума. Окончательное покорение Сибири.
Покорение Сибирского ханства
Сибирское ханство было частью татаро-монгольской Орды. К середине XVI в., то есть к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией, уже освободившейся от ордынского ига (1480) и расширявшейся на восток, территория ханства простиралась на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта на западе до рек Надыма и Пима на востоке. Это обширное государство граничило на северо-западном Урале с Пермскими землями, населенными коми, пермяками и вогулами (манси), которым уже в конце ХIV века принес свет русского Православия свт. Стефан, апостол зырян. На западном Урале это была граница с Казанским ханством, занимавшим бассейн Камы (покорено Русью в 1552 г.). На юго-западном Урале Сибирское ханство граничило с Ногайской Ордой, в состав ханства в XV-XVI веках входили и земли башкир, живущих на восточных склонах Урала. На юге граница ханства шла по верховьям Иртыша и по реке Омь, а на юго-востоке включала всю Барабинскую степь.
Все Сибирское ханство, несмотря на свои огромные размеры, было малозаселенным. Считалось, что в середине XVI в. здесь было 30,5 тысяч жителей: это были преимущественно татары (особенно в западных и южных землях), а также манси, пермяки – на западе, ханты (остяки) – в центральных и восточных районах. Многие племена вели кочевой образ жизни. В Сибирском ханстве не было городов. В районах Вехнеобья, по притокам Оби – Сосьве и Пелыму, в местах, заселенных угро-финскими племенами, создавались по рекам небольшие укрепленные населенные пункты (городки). По такому же типу создавались позднее и татарские городки по берегам р. Туры. Таковы Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тон-Тур. На Туре, при впадении в нее р. Тюмень, была создана и столица Сибирского ханства при династии Тайбугидов – Чимга-Тура (XIII в.) (ныне Тюмень). Другой столицей на р. Иртыш, на его правом крутом берегу в 16 км от нынешнего Тобольска, был основанный в XIII в. г. Искер. Он же позднее Сибер, Сибир, Сибирь, по которому и было названо все ханство. Эта столица в начале XV в. именовалась также Кашлык. В XV в. Сибирь (Искер-Кашлык) стала основной столицей Сибирского ханства, хотя в 1420 г. резиденция вновь была перенесена в Чимгу-Туру и в Тобольск.
Московское покорение Казанского и Астраханского ханств не были восприняты в Сибири как общая война русских против всех татарских осколков Орды. Считалось, что у Москвы с казанскими татарами просто старые счеты из-за их набегов на Русь и что это касается только их.
Это подтверждается тем, что в 1555 г. в Москву приезжали послы Сибирского хана Едигера поздравить Царя Иоанна IV с приобретением Казанского и Астраханского ханств и просить взять всю Сибирскую землю под свою руку. Иван Грозный согласился и установил дань: давать по одному соболю и по 1 белке от каждого человека. «А людей у нас, – сказали сибирские послы, – 30700 человек».
Но сборщики дани в 1556 г. привезли только 700 соболей, после чего Царь послал в Сибирь московских татар с грамотой – собрать всю дань непременно. В сентябре 1557 г. посланные вернулись, привезя 1000 соболей и 104 соболя взамен за 1000 белок, а также письменное обязательство хана Едигера платить дань ежегодно с объяснением, что ввиду его непрерывных войн с узбеками и казахами собрать всю дань было невозможно.
В 1563 г. Едигер был убит новым ханом – Кучумом. Тот решил, что в силу дальности расстояния от Москвы и невозможности контроля он может позволить себе прекратить собирать дань и даже убил московского посла, приехавшего за данью. Более того, Кучум стал преследовать манси и хантов (вогулов и остяков), плативших дань Москве в Пермском крае. А после набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571-1572 гг. осмелевший Кучум окончательно разорвал отношения вассальности с Москвой.
В 1573 г. хан стал безпокоить владения промышленников Строгановых в Пермской земле. Строгановы для охраны стали нанимать казаков. В июле 1579 г. к ним пришли 540 волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем и его соратниками. А в 1581 г., отражая нападение кучумовского отряда, решили идти за Урал в Сибирь, чтобы отбить у наглеющих татар охоту новых набегов.
Поход отряда Ермака Тимофеевича в Сибирское ханство длился с 1 сентября 1581 г. по 15 августа 1584 г. После первых успехов и завоевания столицы ханства Искер (Сибирь), Ермак предпринял покорение татарских поселений вдоль Иртыша и Оби. Однако небольшие силы русского отряда, вынужденного непрерывно воевать в течение двух лет, истощались и стали терять боеспособность. Кучум же старался неожиданными нападениями наносить им урон. 6 августа 1585 г. погиб и сам Ермак, с небольшим отрядом в 50 человек попавший в татарскую засаду. Оставшиеся в живых казаки были вынуждены уйти на Русь. Таким образом, через два года после "победоносного завоевания" Сибирь была потеряна. Там было восстановлено ханство Кучума.
К этому времени умер Иван Грозный, а новый Царь Феодор Иоаннович еще не знал о гибели Ермака и бегстве своих воевод из Сибири. Не получая никаких известий из Сибири, Борис Годунов, управлявший при Феодоре Иоанновиче государственными делами, принял решение послать в Сибирь нового воеводу Ивана Мансурова и новый военный отряд. Так началось вторичное завоевание Сибирского ханства (1585-1598).
Мансуров отправился в Сибирь летом 1585 г. с отрядом стрельцов и казаков. Он основал на правом берегу Оби Большой Обский городок (до XVIII в. именовался по-хантыйски Руш-Ваш – Русский город. Вслед за Мансуровым из Москвы были посланы в Сибирь стрелецкие головы – Василий Сукин, Иван Мясной, Даниил Чулков с тремя сотнями ратников и с запасом огнестрельного оружия, артиллерией. Эти отряды не пошли к столице Кучума на Иртыше, а дошли вверх по Туре до бывшей татарской столицы Чимги-Тура и в устье р. Тюменки основали крепость Тюмень (1586 г.), а в устье р. Тобола – крепость Тобольск (1587 г.). Эти крепости стали опорными пунктами всего дальнейшего продвижения русских в Сибири. Занимая стратегически господствующие высоты и ключевые пункты на реках, они становились прочной военно-оборонной основой для дальнейшего освоения края и для контроля за местным населением.
Таким образом, казачья тактика скоропалительных военных походов была изменена на стратегию последовательного закрепления на реках путем строительства на них крепостей и оставления в этих крепостях постоянных гарнизонов – в первую очередь по рекам Туре, Пышме, Тоболу, Тавде, а затем Лозьве, Пелыму, Сосьве, Таре, Кети и, конечно, Оби. В 1590-х годах создается следующая сеть русских крепостей: Лозьвинский городок на р. Лозьва (1590); Пелым на р. Тавде (1592-1593); Сургут на р. Оби (1593); Березов на р. Сосьве (1593); Тара на р. Тара (1594); Обдорск на Нижней Оби (1594); Кетский городок на р. Оби (1596); Нарымский городок на р. Кеть (1596-1597); Верхотурье (1598).
Этот способ покорения Сибири практически исключал кровопролитные сражения и русские потери, заставляя противника занимать пассивно-оборонительные позиции. Все это вынудило Кучума откочевать на юг и сократить свои набеги на освоенные русскими земли. Попытки Кучума взять крупную русскую крепость неизменно оканчивались поражением. В 1591 г. Кучум был разбит воеводой Владимиром Масальским-Кольцовым. В 1595 г. войска Кучума были обращены в бегство воеводой Доможировым. В 1597 г. отряды Кучума безрезультатно пытались захватить крепость Тару, и, наконец, в августе 1598 г. в устье реки Ирмень войско Кучума было разбито наголову отрядами воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, часть ханского семейства была захвачена в плен. Сам хан с тремя сыновьями бежал и позднее был убит в Ногайских степях.
Эта последняя битва русских войск с отрядами хана Кучума, которой завершилось ведшееся в течение двух десятилетий завоевание Сибирского ханства, позднее расписанное красочно в различных художественных романах, исторических сочинениях, отраженное в народных песнях и даже в картинах В.И. Сурикова, в действительности не носила грандиозного характера. Если в завоевании Казани принимало участие русское войско в 150 тысяч человек, то в последней решающей битве с Кучумом за Сибирское ханство с русской стороны участвовало всего навсего 404 человека. Со стороны Кучума войско тоже было не более 500 человек, не имевших огнестрельного оружия. Таким образом, в решающей битве за завоевание огромных земель Сибири с обеих сторон участвовало менее одной тысячи человек!
Кучуму в качестве Сибирского хана номинально наследовал его сын Али (1598-1604), который вынужден был кочевать по незаселенным, пустынным территориям Западной Сибири, не имея пристанища. С его смертью история Сибирского татарского государства, крупнейшего осколка былой могущественной Орды, не так давно разгромившей Русь, и формально и фактически прекратилась.
(Использована книга В.В. Похлебкина "Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг.". М., 2000 г.).
Сейчас место той битвы лежит на дне Новосибирского водохранилища, где-то напротив Быстровки, среди Пичуговских островов. Начальник отдела археологии Центра по охране историко-культурного наследия Новосибирской области Сергей Колонцов говорит, что в устье Ирмени еще до затопления находили обрывки кольчуг и наконечники стрел. Ленинградский археолог Грязнов, когда обследовал этот район, отмечал наличие крупных курганов в этом месте – возможно, это были братские захоронения той битвы. Но раскопки проведены не были – шла комсомольская стройка, которая была важнее истории. Под воду тогда ушло 72 нанесенных на карту археологических объекта. В 1998 году, уже современные казаки прошли походом Воейкова от Тары и установили на берегу водохранилища памятный крест.
В рядах рати Андрея Матвеевич Воейкова состояли и служивые Сибирские Татары и современные татары-жители Новосибирской области, это помнят.Приятно упоминание о походе современных казаков, но - небольшая неточность - Крест в устье реки Ирмень установлен за много лет до 1998г., а в ознаменование похода 1998 г. казаками на месте Умревинского казачьего острога была установлена часовня Спаса-Ярое Око. Кстати, подробный рассказ о 1000км походе по маршруту А.М.Воейкова помещен на сайте нашего прихода. http://efrosinia.ru/
О достоверности сказаний романовских сочинителей истории о "завоевании русскими агрессорами Казани, Астрахани и Сибири у плохих татар" читайте основательно аргументированные труды историка-гумилевца Г.Р. Еникеева "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар" (Москва, "Алгоритм").