03.07.2007       0

Память свщм. Мефодия, епископа Патарского


20.06.312 (3.07). - Память свщм. Мефодия, епископа Патарского

"Откровение Мефодия Патарского"

Память свщм. Мефодия, епископа ПатарскогоСвященномученик Мефодий (†312), епископ Патарский (Ликийская область в Малой Азии), отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и энергично боролся с ересями, особенно с получившей тогда широкое распространение Оригеновой ересью. (Выдающийся христианский мыслитель того времени Ориген (ок.185-254) оставил много ценных трудов с толкованием книг Священного Писания, однако, в иных, пытаясь согласовать христианство с восточными учениями, неправильно учил о «предсуществовании человеческих душ», одной из которых якобы была «душа Христова», потому неправильно толковал и смерть и воскресение Христовы, неправильно учил о том, что «диавол может спастись». Все это было осуждено Церковью.)

После свт. Мефодия осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания.

Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя, и в 312 году был казнен ими через усекновение главы.

Для Руси и Русской Церкви свт. Мефодий издавна имел особое значение, поскольку считалось, что в своем "Откровении" этот греческий святой предсказал будущее Русского государства в конце времен. Эсхатологические размышления всегда были распространены на Руси, начиная с ее Крещения, и отражались во всех важнейших произведениях от "Слова о законе и благодати" и "Повести временных лет" – до эпохи осознания Русью себя Третьим Римом. "Откровение Мефодия Патарского" имело для этого очень большое значение. Сначала приведем о нем краткую справку ученого.

«"Откровение Мефодия Патарского" – переводное византийское эсхатологическое сочинение неизвестного автора, датируемое одними исследователями IV в., другими – VII в. В средневековой рукописной традиции приписывалось епископу малоазийского города Патар Мефодию, жившему в III-IV вв. "Откровение" – краткий рассказ о истории міра от Адама до светопреставления, распределенный по тысячелетиям на семь периодов. Во второй половине "Откровения" повествуется о седьмом тысячелетии, о тех событиях, которые будут предшествовать кончине міра и происходить в последний период его существования – царство Антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный суд. Эта часть привлекала к себе наибольшее внимание средневековых читателей.

Большое место как в исторической, так и в пророческой части "Откровения" занимает история борьбы израильтян с измаильтянами и рассказ о "нечистых" народах, заключенных Александром Македонским в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в міре воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий Царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром "нечистые" народы выйдут и покорят почти весь мір. Тогда Бог пошлет Своего Архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится Антихрист. После царства Антихриста последует Второе Пришествие Христа и Страшный суд.

На Руси славянский перевод "Откровения" стал известен очень рано – не позже начала XII века. В XV веке возникла оригинальная русская переработка “Откровения”, в основу которой лег старый славянский перевод, дополненный из других источников – библейского повествования о Гедеоне, апокрифа о потопе, Сказания о царе Михаиле, сказаний об антихристе, из "Жития Андрея Юродивого".

Об отношении к "Откровению" Русской православной церкви говорит факт использования его в официальных летописных сводах: дважды в "Повести временных лет" под 1096 г., в XIII в., во всех редакциях "Повести о битве на Калке", во второй редакции Еллинского и Римского летописца, во второй редакции Хронографической Александрии и т. д.
(В.М.Истрин «Откровение Мефодия Патарского»: http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16152)

Нередко за "Откровение Мефодия Патарского" выдают эти последующие его русские переработки в виде толкований, где под "греческим Царем" уже прямо понимаются русские, а под их противниками, потомками библейского Измаила – турки:

«Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с Бусурманы, и мечом своим погубит я, и жены их в неволю загонит, и побьет чада их, и пойдут сынове Измайловы под меч в пленение и невольное утеснение, и отдаст убо им Господь злобы их, якоже они христианам сотвориша. И найдет им зло седмократно, убьет бо и поразит их Господь рукою Христианскою, и будет Царство Христианско над вси царства превознесено».
«Мурины [турки] верят, яко полуночный некий Самодержец святой град Иерусалим и все кесарство Турецкое в державу свою мечом своим приимет; полуночный сей Самодержец Царь и Великий Князь Московский, сей бусурманскую Мегметскую скверную ересь и богопротивный закон истрит [уничтожит], и потребит и погубит до конца». (http://www.zaistinu.ru/old/proroch/russia/mephody.shtml)

Стоит отметить, что подобные предсказания известны и из других источников. Так, у персов известно пророчество, по которому царство Оттоманское падет под мечом Христиан. Оно переведено было на латинский язык и содержит в себе следующий смысл: «Придет некоторый Император, овладеет Черным морем, покорит под власть свою часть земли даже до семи лет, будет над ними начальствовать даже до двенадцати лет, выстроит дом, насадит виноградный сад, оградит сады забором, будет иметь сыновей и дочерей. Спустя двенадцать лет Христианский меч восстанет и Турок прогонит». Такой же смысл имеет надпись на гробнице св. Царя Константина Великого (IV в.), о том, что сначала мусульмане победят и разрушат Константинополь, но позже «народи русии вкупе с причастники победят всего Исмаила» и во главе со своим Царем освободят Царьград. Перекликаются с этим и предсказание книги, найденной русским монахом Антонием Саваитом в древних греческих рукописях Лавры Саввы Освященного, и "Житие св. Андрея, Христа ради юродивого, Цареградского чудотворца".

Итак, не вдаваясь сейчас в научную точность: был ли именно свт. Мефодий автором "Откровения" или иной автор (суть пророчества от этого не изменяется), отметим, что оно было широко распространено уже в древности, в первые века существования Второго Рима до его сокрушения турками. Неудивительно, что и после падения Византии церковное самосознание Руси как канонической части и преемника Византийской империи тем более всегда ощущало освобождение Константинополя от измаилитов (магометан, агарян) как одну из своих духовно-исторических задач. Быть может, эта цель часто ощущалась как более земная, политическая (в начале ХХ в.), но в ее основе все-таки лежала прекрасная идея духовного реванша Православия. Эта идея, в надежде на Божию помощь, питает и сегодня наши усилия в более скромном масштабе: в деле отвоевании у безбожников и восстановления Третьего Рима.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25070301

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.