11.07.1613 (24.07). - Венчание на царство Михаила Феодоровича, первого Царя Дома Романовых
Помазание на царство
11 июля 1613 г. в Успенском соборе Кремля совершилось таинство миропомазания и венчания на Царство Михаила Феодоровича – первого Государя из Рода Романовых, призванного на царство Земским Собором 21 февраля 1613 г. Русский народ нашел тогда в себе духовные силы для преодоления Смутного времени, и Богу было угодно продлить историю России с новой династией Своих Помазанников.
Начало этого священнодействия находится в глубокой древности. В Ветхом Завете повествуется о постановлении народу Божию первого царя Саула: пророк Божий Самуил, по повелению Божию, "взял сосуд с елеем и вылил на голову его", и провозгласил его царем, сказав: "вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним" (1 Цар. 10, 1).
Помазание св. елеем было видимым знамением избрания и посвящения Богом на царство царей, оно означало – невидимое излияние милости, мудрости и силы Божией на избираемого царя.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский в 1900 г. говорил: «Как в Ветхом Завете, так и в Новом – цари называются помазанниками Божиими; и это имя – почетнейшее из титулов царских, потому что означает рукоположение Его на царство от Самого Господа и неприкосновенность Его личности и власти, как сказано в Писании: не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Псал. 104, 15); или: елеем святым [Моим] помазах его, ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его (Псал. 88, 21-22). Ныне познал я, что Господь спасает Помазанника Своего; отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей (Пс. 19, 7)...
Сколько важен и знаменателен этот обряд, столь же он и необходим. Сам Бог, по слову Писания, поставляет цари и представляет (Дан. 2, 21); владеет Вышний царством человеческим, говорит Сам Бог чрез пророка Даниила, и ему же восхощет, даст ´е [его] (Дан. 4, 14). Поэтому Церковь только исполняет волю Божию, когда помазует от лица Божия Царя – на царство и служит посредницей между Богом и Царем; а Сей принимает с благоговением святое миропомазание как знамение величайшего дара Божия – самодержавного управления народом Божиим, силы и премудрости, правды и мужества.
Если нам потребна благодать Божия для царствования над своими собственными страстями, для управления собою, для соделания всякой правды и уклонения от неправды; то сколько нужно Царю благодати и силы Божией, чтобы и Собою управлять – Своими помыслами, желаниями, намерениями и управлять столь многими народами, в Его царстве находящимися: чтобы разумно избирать правителей – органов своей самодержавной власти, – верных, ревностных, честных, правдивых, безкорыстных, горячо преданных правде, Царю и царству. Чрез помазание св. миром все эти дары и ниспосылаются Царю, и Дух Божий руководит Им со дня миропомазания и венчания и – потом до конца жизни» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 1900 г.).