11.7.1910 (24.7). - Умер Архип Иванович Куинджи, мастер пейзажной живописи
Архип Иванович Куинджи (15.1.1842–11.7.1910) родился в Мариуполе в семье сапожника-грека. (В архивах хранятся сразу три его паспорта, и какой из них наиболее подлинный, не ясно до сих пор. В одном из них рождение отмечено 1841 г., во втором – 1842-м, а в третьем – 1843-м. Наиболее вероятная дата рождения – 1842 г.) Куинджи считал себя русским, лишь предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. Архип рано лишился родителей, поэтому не получил образования, и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.
С ранних лет Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале – на стенах, заборах и обрывках бумаги. С 1860 по 1865 гг. работал ретушером в фотостудии, пытался открыть собственную студию, но безуспешно. В 1885 г. пытался поступить в Феодосии в ученики к И.К. Айвазовскому, однако был допущен лишь к приготовлению красок (тем не менее творчество Айвазовского оказало большое влияние на первые картины Куинджи). После двух месяцев таких занятий, возвращается в Таганрог, а затем решается отправиться на поиски удачи в Санкт-Петербург. Однако новичку без формального образования пробиться в ряды признанных художников было нелегко. В столице он опять работал ретушером.
На академической выставке в 1868 г. ему впервые удается выставить картину "Татарская сакля в Крыму". С третьей попытки становится вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с учениками Академии: И.Е.Репиным, В.М. Васнецовым, В.И. Суриковым и другими художниками.
В сентябре 1868 г. Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Но получить диплом он мог только после сдачи экзаменов. Сделать это было довольно трудно, так как Куинджи не имел никакого образования. Посему он подал в Академический Совет прошение (30.8.1869) о присвоении ему степени классного художника: «Прося о сем, имею честь присовокупить, что не был учеником Академии и, не слушав читающих лекций, нахожусь в крайнем затруднении относительно требующегося экзамена из вспомогательных предметов Академического курса, почему и осмеливаюсь просить небольшого снисхождения, а именно - разрешить мне держать экзамен из одних лишь главных и специальных предметов...». Разрешение было дано. В мае 1870 г. "привилегированный грек" набрал необходимую сумму баллов.
За картину "Осенняя распутица" он в 1872 г. получает звание классного художника. В 1873 г. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 г. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же году выставляет в Вене картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге – "Ладожское озеро". С 1874 г. участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, где в 1876 г. показывает знаменитую "Украинскую ночь".
В 1875 г. Куинджи совершил поездку во Францию, где пробыл недолго. Более важным событием этого года стало венчание в Мариуполе с Верой Кетчерджи, обрусевшей гречанкой. В свадебное путешествие отправились на Валаам.
В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет "Вечер на Украине", возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 г. Куинджи покинул выставки товарищества из-за разногласий с М. Клодтом (оба были избраны в ревизионную комиссию на общем собрании Товарищества). Вероятно, более важной причиной было неприятие острой социально-политической критики в деятельности передвижников. Известность Куинджи к этому времени принесла ему значительные денежные средства и позволила устраивать персональные выставки: таковой стала в 1880 г. в Обществе поощрения художеств выставка одной единственной картины "Ночь на Днепре"; выставка эта имела огромный успех, к ней стояла огромная очередь; от картины были в восторге И.С. Тургенев и Д.И. Менделеев (с которым Куинджи подружился); эту картину затем приобрел Великий Князь Константин Константинович. В дальнейшем Куинджи устраивал только подобные персональные выставки (в 1881 г. выставил знаменитую "Берёзовую рощу"), но с 1882 г. и до смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял. Лишь в 1901 г. после двадцатилетнего молчания, когда считалось, что он прекратил творческие занятия, Куинджи неожиданно решился показать некоторые новые работы у себя в мастерской, пригласив учеников и избранных друзей (Менделеева и др.). В числе новых картин он показал им полотно "Христос в Гефсиманском саду" (1901), над которым очень долго работал и придавал ему большое значение в своем творчестве и мiровоззрении.
Куинджи ощущал великую тайну мiроздания, которую стремился отразить в своих полотнах. Большое впечатление на него произвел Кавказ, куда художник попал в 1888 г. по приглашению Николая Ярошенко, имевшего дачу в Кисловодске. Эта тайна светится в его кавказских картинах величественных горных вершин, в которых поражает неземное освещение ("Эльбрус. Лунная ночь", 1890-1895; "Снежные вершины гор. Кавказ" и "Снежная вершина. Кавказ", обе 1890-1895; "Эльбрус днем"; "Вершина Эльбруса, освещенная солнцем"; "Эльбрус вечером", все 1898-1908 и другие). Позже увлеченность Куинджи темой мiроздания и его приемы работы со светом перейдут в гималайские сюжеты его ученика Рериха (хотя об оккультизме Рериха – отдельный разговор).
Особенность таланта Куинджи выражалась в чистых, звучных красках, "магическое" воздействие которых достигается сопоставлением контрастных очищенных цветов. Это позволяло художнику-философу передать таинственность и духовность природы как Божия творения. Его уникальное мастерство владения красками было оценено знаменитыми современниками. В заметке "Перед картиной Куинджи" Менделеев отметил связь искусства с наукой (имея в виду исследования в области гармонии цвета). «"Украинская ночь" Куинджи, перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей. Она даже в отдаленной мере не была тогда похожа на изменившуюся за много лет теперешнюю "олеографическую" картину этого большого мастера» (М.В. Нестеров). «У нас в России, в отделе пейзажа... никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга» (И.Н. Крамской). «Есть прибор - измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей... Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», – писал И.Е. Репин. Слово "бог" тут не вполне уместно, всуе и для красного словца, ибо Бог у глубоко верующего православного монархиста Куинджи был Истинный Бог, но эта оценка устами Ильи Ефимовича тоже кое-что значит.
А один из его учеников писал о нем: «Его частная жизнь была необычна, уединена, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: "Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя". Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…» (Н.К. Рерих).
С 1894 по 1897 гг. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. В 1904 г. он принес в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. В 1909 г., в поддержку молодых художников, пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму. В том же 1909 г. пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Пожертвовал церкви, в которой крестился, чтобы там организовали школу его имени.
Несмотря на большое состояние, Куинджи жил крайне скромно, почти аскетично. Когда после его смерти описывали имущество, то обнаружили и занесли в опись: «Гостиная: один диван, два кресла и восемь стульев мягких, один рояль. Столовая: один буфет, обеденный стол и двенадцать стульев. Мастерская: четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре». Вот и все, а умер миллионер.
Архип Иванович Куинджи умер от воспаления легких 11 июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
(Использованы сведения из статьи Виталия Манина)