01.08.2007       24

Торжества прославления прп. Серафима Саровского с участием Имп. Николая II и Царской Семьи


19.07.1903 (1.08) - Торжества прославления прп. Серафима Саровского с участием Имп. Николая II и Царской Семьи

О письме прп. Серафима Саровского св. Государю Николаю II

Торжества прославления прп. Серафима СаровскогоПрославление прп. Серафима Саровского было совершено в 1903 г. по настоянию Государя Николая II. Л.А. Тихомиров пишет об этом в своем дневнике (ГАРФ. Ф. 634. – Публикация Григория Николаева).

Из дневника Л.А. Тихомирова

1 августа 1902 г.

"Саша рассказывает, что приказание об открытии мощей Серафима Саровского навело о. Петра Зверева на мысль, что очень скоро конец света. По каким-то преданиям (их он называет Летописью Саровского монастыря) – сам почивший Серафим предсказал, что его мощи будут открыты "при Царе Николае, в тяжелое для России время"… А еще кто-то (какая-то блаженная) говорила, что после о. Иоанна Кронштадтского "недолго красному солнышку по небу гулять". А еще какой-то бесноватый (с которым много возился о. Петр) говорил, что Антихрист уже родился, и теперь ему 5 лет…

О. Серафим обещал, что к Дивееву не подойдет Антихрист, и вот теперь открываются мощи святого защитника этого места…

Кстати, сказать. О предсказании отца Серафима насчёт открытия его мощей "при царе Николае, в опасное для России время", – я слыхал уже давненько, года два-три назад. Об этом говорили все, побывавшие в Сарове, и слыхавшие тамошние предания. В частности – это говорила Елена Петровская, да и сам о. Петр Зверев".

22 августа 1902 г.

"Кстати сказать, поразительно благочестие Государя. За самое верное слыхал, что Высочайшее пожелание ускорить причисление Серафима Саровского к лику святых произошло так.

Не знаю зачем, Государю представлялся о. Серафим Чичагов. У него дочка в Дивееве, монахиня. Чичагов был принят, случайно наедине. Он сказал Государю, что недавно умерла одна монахиня, современница о. Серафима Саровского, которая при кончине открыла ему, о. Чичагову, примечательные вещи. Государь, оказалось, не знал, что за Серафим Саровский. Чичагов рассказал и объяснил, что означенная монахиня ему открыла предсказание о. Серафима, а именно: "В конце столетия в России будет царствовать Император Николай Второй, царствование которого будет славное, но трудное: в это-то царствование будут прославлены мощи его, Серафима Саровского, и совершатся великие чудеса" *. [* Я слыхал давно это Дивеевское предание, но в таком виде, что "мощи о. Серафима Саровского будут прославлены в тяжкое для России время, при Царе Николае…" О славном царствовании и о том, что это именно второй Николай я не слыхал. Конечно, Чичагову лучше знать.]

Этот рассказ произвел глубокое впечатление на Государя. Он стал спрашивать подробности об о. Серафиме. Тогда Чичагов сказал: "В этом самом доме Вашего Величества находятся три изображения этого святого, и я могу их указать. Эти изображения находятся во дворце потому, что Августейшая Бабушка Вашего Величества высоко чтила о. Серафима Саровского".

Действительно, Чичагов указал Государю эти три портрета, которые Государь и раньше видал, но не знал, что это за монах.

Всё это очень поразило Государя. Он позвал Государыню и рассказал Ей, возбудив и в Ней то же удивление. Государь пожелал немедленного открытия мощей, а Государыня с какими-то придворными дамами начали лично изготовлять дорогие облачения для святого. Но Победоносцев, позванный Государем, сделал возражения против немедленного устройства этого торжества, и тогда-то Государь сделал известное приказание о его ускорении.

Облачения Государыни уже доставлены в Дивеево, ибо, конечно, о. Чичагов говорил всё больше о Дивееве, хотя собственно мощи почивают в Сарове. Теперь Саровцы требуют эти облачения к себе, а Дивеевцы не отдают, говорят: "Государыня к нам прислала"…

Саровские торжества. Император Николай II принимает участие в перенесении мощей новопрославленного прп. Серафима Саровского. 1903 г.

Саровские торжества. Император Николай II принимает участие в перенесении мощей новопрославленного прп. Серафима Саровского. 1903 г.

+ + +

Из книги "Россия пред вторым пришествием":

В торжествах открытия мощей преподобного Серафима, состоявшихся в Сарове 17-19 июля 1903 г., участвовала почти вся Царская Фамилия, Монахиня Дивеевской пустыни матушка Серафима (Булгакова, 1903-1991) вспоминала о прибытии Государя в Дивеево 20 июля 1903 г.: “...поехали к Елене Ивановне Мотовиловой († 1910. – Сост.). Государю было известно, что она хранила переданное Н.А  Мотовиловым (1808–1879. “служкой” прославляемого святого – Сост.) письмо, написанное преподобным Серафимом и адресованное Государю Императору Николаю II.* Это письмо преподобный Серафим написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову со словами:

– Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придет к ней. Пусть она Ему передаст.

Мне рассказывала Наталья Леонидовна Чичагова (дочь владыки Серафима Чичагова, написавшего “летопись Серафимо-Дивеевского монастыря”, М., 1896. – Сост.), что Государь принял письмо, с благоговением положил его в грудной карман, сказав, что будет читать письмо после <...> Когда Государь прочитал письмо, уже вернувшись в игуменский корпус, Он горько заплакал. Придворные утешали Его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться, но Государь плакал безутешно. Содержание письма осталось никому неизвестно”21.

По поводу этого письма участник Саровских торжеств 1903 г. игумен Серафим (Кузнецов) пишет (1920): “Преподобным Серафимом, еще при жизни, было написано по откровению Божию собственноручно письмо к этому Царю, которому будет суждено приехать в Саров и Дивеево, передав его своему другу Мотовилову, последний передал это письмо покойной игумении Марии, которая вручила его лично Государю Николаю II в Дивееве 20 июля 1903 года. Что было написано в письме, осталось тайной. Только можно предполагать, что святой прозорливец ясно видел все грядущее, а потому предохранял от какой-либо ошибки и предупреждал о грядущих грозных событиях, укрепляя в вере, что все это совершится не случайно, а по предопределению Предвечного небесного Совета, дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донес свой тяжелый мученический крест до конца”22.

Д. Ходнев (1967): “Незадолго до своей праведной кончины преп. Серафим Саровский вручил запечатанный пакет верующей и богобоязненной женщине, Е.И. Мотовиловой, наказав хранить его и передать тому Царю, который приедет в Саров “Особо обо мне молиться”. Через семьдесят лет, в 1903 году, этот пакет был вручен Государю во время прославления преп. Серафима Саровского, – открытия его св. мощей. Это была рукопись святого, в которой он подготовлял Государя к тяжким испытаниям. Тогда же и там же об этом устно поведала ему и блаженная Паша Саровская. Об этом рассказывал мой отец, который тогда, в 1903 году, командуя Фанагорийским гренадерским генералиссимуса Суворова полком, был на охране Царя в Сарове при открытии мощей святого. У меня хранится особый саровский жетон, пожалованный моему отцу Государем”23

Н.Д. Жевахов († 1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода (1923): “Помню и рассказ о том, какими трудностями было обставлено свидание Царя и Царицы с Пашею Саровскою в Дивееве, и то воодушевление, с каким Государь рассказывал о своих впечатлениях от этого свидания...”24

Протоиерей Стефан Ляшевский (1899-1986), из рукописной “Летописи Серафимо-Дивеввского монастыря” (Ч. 2,1903-1937), составленной по благословению митрополита Серафима (Чичагова, 1856-1937), написанной в 1978 г.:

“Во время прославления в Дивееве жила знаменитая на всю Россию Христа ради юродивая блаженная Паша Саровская. Государь был осведомлен не только о Дивееве, но и о Паше Саровской. Государь со всеми Великими Князьями и тремя Митрополитами проследовали из Сарова в Дивеево. В экипаже они все подъехали к келлии блаженной Паши. Матушка игуменья, конечно, знала об этом предполагавшемся визите и приказала вынести из келлии все стулья и постелить большой ковер. Их величества, все князья и митрополиты едва смогли войти в эту келлию. Параскева Ивановна сидела как почти всегда на кровати, смотрела на Государя, а потом сказала: “Пусть только Царь с Царицей останутся”. Государь извиняюще посмотрел на всех и попросил оставить его и Государыню одних, - видимо, предстоял какой-то очень серьезный разговор.

Все вышли и сели в свои экипажи, ожидая выхода Их Величеств. Матушка игуменья выходила из келлии последняя, но послушница оставалась. И вдруг матушка игуменья слышит, как Параскева Ивановна, обращаясь к Царствующим Особам, сказала: “Садитесь”. Государь оглянулся и, увидев, что негде сесть, – смутился, а блаженная говорит им: “Садитесь на пол”. Вспомним, что Государь был арестован на станции Дно! Великое смирение – Государь и Государыня опустились на ковер, иначе бы они не устояли от ужаса, который им говорила Параскева Ивановна.

Она им сказала все, что потом исполнилось, т.е. гибель России, Династии, разгром Церкви и море крови. Беседа продолжалась очень долго, Их Величества ужасались, Государыня была близка к обмороку, наконец она сказала: “Я вам не верю, это не может быть!” Это ведь было за год до рождения Наследника и они очень хотели иметь Наследника и Параскева Ивановна достала с кровати кусок красной материи и говорит: “Это твоему сынишке на штанишки, и когда он родится, тогда поверишь тому, о чем я говорила вам”.

С этого момента Государь начал считать себя обреченным на эти крестные муки, и позже говорил не раз: “Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию”25.

Журнал Валаамского общества Америки “Русский паломник” сообщал (1990): “Княгиня Наталья Владиміровна Урусова, нам лично знакомая, была в переписке с Е. Ю. Концевич, которая нам оставила письма, равно как и Воспоминания покойной княгини. Вот что сообщается ею:

“Я знаю о пророчестве преп. Серафима о падении и восстановлении России; я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, еще сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными дьявольской силой большевизма, сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии** Вскоре был расстрелян.*** Он принес мне однажды для прочтения письмо, со словами: “Это я храню, как зеницу ока”. Письмо, пожелтелое от времени, с сильно полинявшим чернилом, было написано собственноручно св. преподобным Серафимом Саровским – Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, т. к. прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла с должным вниманием, т. к. год указывался отдаленно, а спасения хотелось и избавления немедленно еще с самого начала революции: и думается, что это был 1947 г.: во всяком случае, в последних годах 20-го столетия. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята, и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность... Письмо помню хорошо”26.

Блаженная Прасковья Ивановна († 1915) Дивеевская: “...со всеми серьезными вопросами Государь обращался к Прасковье Ивановне, посылал к ней Великих Князей. Евдокия Ивановна (келейница блаженной – Сост.) говорила, что не успевал один уехать, другой приезжал. После смерти келейницы Прасковьи Ивановны, матушки Серафимы, спрашивали все через Евдокию Ивановну. Она передавала, что Прасковья Ивановна сказала:

– Государь, сойди с престола Сам!”27


* Блаженный старец оставил письмо “четвертому Государю, который приедет в Саров” (первый – Николай I, второй – Александр II, третий – Александр III, четвертый – Николай II. – См.: Андреев И.М. Учитель умиления и радости // “Православный путь”. Джорданвилль. 1953. С. 7. – Сост.
** Речь идет о Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, работавшей в Сергиевом Посаде в 1918-1925 гг. – Сост.
*** Юрий Александрович Олсуфьев (1878-1939?) работал в Комиссии по благословению Святейшего Патриарха Тихона, окончив свой земной путь в Соловецком лагере. – Сост.
21 Дивеевские предания. М. 1992. С. 29. Под. А.Н.Стрижева.
22 Игумен Серафим. Православный Царь-Мученик. С. 9.
23 “Православная Русь”. 1967. № 10. С. 3-4.
24 Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н.Д.Жевахова. Т. I. Мюнхен. 1923. С. 283.
25 Календарь Комитета русской православной молодежи заграницей на 1993 г. 25-е юбилейное издание. Нью-Йорк. 1992. С. 31.
26 “Русский паломник”. Чико (Калифорния). 1990. № 2. С. 96.
27 Дивеевские предания. С. 30.

"Россия перед вторым пришествием", М. 1994.
Составитель С.В. Фомин.
Фотографии взяты с сайта:
www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2003/n06/08_6.jpg

Саровские торжества 1903 г. Перенесение мощей преподобного Серафима

Саровские торжества 1903 г. Перенесение мощей преподобного Серафима

Саровские торжества. Император Николай II с Великими Князьями и свитой при посещении источника прп. Серафима. 1903 г.

Саровские торжества. Император Николай II с Великими Князьями и свитой при посещении источника прп. Серафима. 1903 г.

Императрица Александра Феодоровна с сестрой Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной посещают источник прп. Серафима в дни Саровских торжеств. 1903 г.

Императрица Александра Феодоровна с сестрой Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной посещают источник прп. Серафима в дни Саровских торжеств. 1903 г.

Крестный ход в Саровской пустыни в дни прославления прп. Серафима Саровского

Крестный ход в Саровской пустыни в дни прославления прп. Серафима Саровского

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25080104

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 24 комментария
  1. blank р.Б. Андрей (РПЦЗ) старший урядник Войска Донского за рубежем.:

    Преподобный отче Серафиме моли Бога о нас!

  2. blank Самуил р.Б.:

    а ведь будь Николай поумней, хорошо понимая все прогнозы, он бы не дал России упасть и развалиться как Колоссу на глиняных ногах, но он оказался неспособен править Россией, о чем и предупреждала его мать...

  3. blank Вадим:

    Слава Богу за все!Как все промыслительно.Представляю путина на подобныж
    торжествах и не могу представить.Хабад не позволит,да и совесть,если ее сухой остаток что-то
    весит.

  4. blank Ведилин Виктор. Казак. станица Усть-Медведицкая.:

    Верю Богу нашему, Иисусу Христу! Верю слову батющки Серафима, что помилует Господь Россию. Верую во всеблагой Промысел Божий о нас. Тяжко терпеть, но и радостно! За Веру, Царя и Отечество!

  5. blank Natalya-Samuilu r.B.:

    Vy nespravedlivy k Gosudaryu:ved' On byl odin,a nekhristey mnogo.Legko sudit' o drugikh so svoyey kolokol'ni.

  6. blank Георгий:

    Будь Самуил р. Б. поумнее, то не стал бы писать подобную чушь. Святому великомученику Царю-Батюшке Николаю не на кого было опереться. Более того - некому приказывать - приказы игнорировались. Практически вся элита оказалось пропитана жидовским духом (его еще называют "духом времени").

  7. blank р. Б. Игорь:

    Преподобный Отче Серафиме! Моли Бога о нас, о стране нашей Российской, о воинстве, о царе Православном!

  8. blank инок Михаил:

    Наш Русский Царь грядёт! Я в это верю!
    Сим благовестием пасхальным пламенею!
    И за него "о здравии" молюсь:
    Вставай с колен моя, Святая Русь!

  9. blank Олег Маликов:

    То, что пишет "Самуил р.Б." - это продолжение жидовской лжи: "Если Ты Сын Божий - сойди с Креста!"

  10. blank Екатерина:

    Очень интересно! Но нет Письма, нет никаких документов, подтверждающих пророчества. Все это - преданья старины глубокой!

  11. blank о. Сергий:

    Возлюбленные! Такое больше никогда неповторится

  12. blank р.Б.Анна:

    Верую,Господи! .Святый отче Серафиме, моли Бога о нас грешных,стране нашей Российской, о народе многострадальном.Верую в предсказания преподобного отца Серафима.Святый великомученик Царь-Батюшка,моли Бога о России.

  13. blank Роман:

    Огромное спасибо, писем не осталось, так как не нам они предназначались.
    Отче Серафим моли Бога о нас!

  14. blank Дегтярёв Геннадий:

    Спасибо за статью. Верую, что не оставит Господь Россию на умерщвление и разграбление. Заступится за народ Русский и своею милостью воскресит.
    Слава Господу Богу за всё, что Он делал, делает и будет делать.
    Батюшка Серафим, мы ждём тебя. Яви нам мужа видного, суть - Давидова.
    Святые царственные Великомученники молите Бога о нас!

  15. blank Серафим:

    Я уже с вами уже в Киеве! Среди вас! Тайна моего воскресения тогда не была открыта. Смотрите Откровение И.Богослова о 6-ом Ангеле. Это обо мне.
    Ваш Серафим. 22.08.10

  16. blank МВН - лжесерафиму:

    Прекратите, наглый голубчик, бомбардировать нас подобными извещениями. Оставляю это последнее лишь в виде иллюстрации Вашего глупого прокола: прп. Серафим не мог бы пользоваться новым (латинским) календарным стилем.

  17. blank рб:

    Спасибо за статью.

    А сей лже- Серафим - свободная личность, сам отвечает за свои слова...

  18. blank Сергей:

    Спасибо,очень подробно,интересно.,глядя на фото где Государь несут мощи Св.Серафима у меня появилась сравнение с Царём Давидом,когда Ковчег Завета в Иерусалим вносили.Слава Господу Иисусу Христу и спаси и сохрани нас!

  19. blank Игорь:

    "Спасибо,очень подробно,интересно.,глядя на фото где Государь несут мощи Св.Серафима" - а куда несут? Вообше в этом вопросе полный хаос и неразбериха. Кто-нибудь знает, где находились мощи преподобного Серафима Сапрвского с 1903 по 1920 годы? Существует два противоположных мнения:
    1. В 1951 году разрушили до основания храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который называли одним из великолепнейших русских соборов. У его стен в 1833 году был похоронен прп. Серафим, а с 1903 года в храме пребывали его мощи.
    2. Известно, что 17 декабря 1920 года мощи святого, хранившиеся в Дивеевском монастыре, были вскрыты. В 1926 году, в связи с решением ликвидировать монастырь, встал вопрос о том, что делать с мощами: передать в Пензенский союз безбожников или, в случае беспорядков на религиозной почве, - группе обновленцев в Пензе. Когда в 1927 году было принято окончательное решение о ликвидации обители, большевики решили не рисковать и озвучили постановление о перевозе мощей Серафима Саровского и прочих реликвий в Москву «для помещения в музей». 5 апреля 1927 года было осуществлено вскрытие и изъятие мощей.

  20. blank Р.б Елена:

    Хорошая очень статья. Во славу Божию! Батюшка Серафим молись о нас грешных! Матушка Богородица, спаси нас! Господи помилуй нас!!!

  21. blank николай:

    иди прямо и не сворачивай делай правду и побеждай словом и делом.

  22. Наш чудотворче святой Серафимушка, по пророчествам монаха Авеля на иконе Рождества Богородицы, воскреснет 1го августа 2024 года, и укажет на русского государя - мужа Правды,Веры и Чести, который сядет на русский престол в день празднования Рождества Боородицы - 21 сентября 2024 года.

  23. Владимиру Воробьеву. Осторожнее с пророчествами...

  24. blank Сологуб Валентина Дмитриевна:

    Это глава из очерка «ВЕЛИК БОГ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!», посвященного памяти Санкт-Петербургского градоначальника В.Ф. фон-дер Лауница (1855-1906/7), где рассказывается о том, как проходили торжества прославления преподобного Серафима Саровского. Организацией этих торжеств занимался В.Ф. фон-дер Лауниц, бывший в то время Тамбовским генерал-губернатором. За его верную службу Царю и Отечеству в канун Рождества Христова был убит террористами на пороге храма.

    «Преподобный Серафим поможет!»
    Одной из ярких страниц нашей Церковной исторiи, исторiи Русской святости, является состоявшееся почти сто двадцать лет назад прославленiе всенародно почитаемого батюшки Серафима, Саровского чудотворца. Являясь в 1903 году Тамбовским губернатором, Владимир Федорович был, со стороны государства, одним из инициаторов и организаторов торжеств по его прославлению. И делал он это не только по должности, но и по безграничной любви к святому Старцу.
    Ему «суждено было послужить великому Саровскому торжеству, — писал впоследствiи епископ Тамбовскiй и Шацкiй Иннокентiй. — На нас двоих тогда легла вся тяжесть и ответственность за успех этого светлого событiя в жизни Россiи. Мне досталась церковная сторона торжества, ему — гражданский порядок, охрана, распорядительность. И сколько вложил он в это торжество Церкви своего труда, хлопот, забот, опасений и тревоги, — то видел и оценил Царь-Богомолец, да с высоты небес призирал прославляемый Саровский праведник».
    О величайшем значенiи для Русской Православной Церкви и Россiи этого событiя уже много написано и сказано. По сохранившимся в архивах документам, освещающим труды Владимира Федоровича по подготовке Саровских торжеств, видно, что многiе подготовительные мероприятiя он, видя нехватку средств, проводил за свой счет: прокладывал дороги, строил палатки для паломников, организовывал горячее питанiе… На торжества прославленiя, по некоторым данным, собрались более 300 тысяч паломников со всей Россiи. Всех надо было накормить, устроить, организовать торжественный порядок великого праздника. И когда его спрашивали, как же он один с этим справится, Владимир Федорович со спокойствiем духа отвечал: «Преподобный Серафим поможет!» — и размашисто крестился.
    На Саровских торжествах проявились не только организаторские, административные и государственные способности Владимира Федоровича, раскрылась его личность как православного христiанина. Здесь произошли события, которые содержат в себе мистический смысл судьбы Россiи, показывают назначение власти, духовную суть установленной Богом Самодержавной Монархiи.
    Так, когда народ уже впустили в храм, то паломники, желая приложиться к мощам Преподобного, толпой устремились в середину храма, Владимир Федорович понял, что святые мощи могут быть опрокинуты и произойдет невольное кощунство. И тогда он моментально оценил ситуацию. Всех, кто находился рядом, невзирая на их высокие чины, он принудил быстро встать в крепкий круг и буквально заставил сдерживать натиск народа. Все прошло чинно и благополучно. В этом эпизоде как бы иносказательно раскрылась воля Божiя — православная власть должна охранять свои православные святыни — и в этом тоже ее назначенiе.
    Следующий случай. Держа все происходящее под неусыпным контролем, Владимир Федорович заметил опасный момент. Лошадь, подстрекаемая простодушной деревенской бабой, которой она мешала собственными глазами увидеть Императрицу-Мать, сейчас понесет, причем прямо на Марiю Феодоровну, направлявшуюся пешком, без сопровождавших ее лиц, к святому источнику. Владимир Федорович опять же, как военный человек моментально оценил обстановку, кинулся к лошади, схватил ее под уздцы и удержал на месте ценою полученной травмы. После этого всю жизнь у него плохо двигалась рука. Марiя Феодоровна даже не заметила грозившей Ей опасности, никто, кроме жены, не узнал о причине его увечья. Это еще один пример служения Престолу.
    Но для полноты рассказа о Саровских событiях необходимо вернуться к их началу. Праздничная чреда началась с известного торжественного момента, истинный смысл которого, однако, открылся буквально в наши дни, когда мы начали работать над книгой о Лаунице. Владимиру Федоровичу хотелось придать прославленiю батюшки Серафима общероссiйский, общенациональный характер, сделать церковное празднество, запоминающимся, значительным и встретить Венценосного Главу величайшей Имперiи как Царя-Богомольца. В Сарове, старанiями Владимира Федоровича была сооружена впечатляющая триумфальная арка, украшенная цветами и вьющимися растенiями, которую увенчивал огромный образ Спаса Нерукотворного. Здесь, на границе Тамбовской губернiи, Царя-Батюшку встречали тысячи и тысячи паломников, прибывших со всех концов Россiи, а делегацiя из местных крестьянок в неповторимых народных костюмах приветствовала Его хлебом-солью. На арочной дуге славянской вязью было написано: «Силою Твоею да возвеселится Царь». В основу этой надписи лег стих из 20-го псалма, но слова «да» там нет. Казалось бы, допущена ошибка. Но зная, что Владимир Федорович, будучи глубоко религиозным, воцерковленным человеком, не мог допустить оплошности, понимаешь, что сделал он это осознанно. Действительно, этим прибавленным словом «да» надпись выражает словами стиха, от имени русского народа, пожеланiе Русскому Царю Божiей помощи. Но если вспомнить, что значенiе этого псалма в том, что он предвозвестил Воскресенiе Христа, то тогда, чудесным образом открывается сакральный смысл саровской надписи. Выбрав этот стих для приветствiя, Владимир Федорович, возможно даже не ведая, выразил то, что Бог вложил в его чистое, нелицемерно любящее Государя сердце. Там, в Сарове, при прославленiи великого старца всея Руси, которое состоялось именно благодаря настоятельному пожеланiю Царя Руси, устами Владимира Федоровича, Бог предвозвестил, что царь земной, тоже через крестные муки, уподобится Царю Небесному и воскреснет на небесах в своей святости.
    И вот еще один важный эпизод, тоже имеющий не только земной, но и глубокiй духовный смысл. Когда по прибытiи в Саров Государь направился к храму, народ, горевшiй желанiем радушно встретить своего Царя-Батюшку, узнав об этом, хлынул Ему навстречу. Владимир Федорович увидел, что многотысячная толпа может смять Государя и произойдет страшная трагедiя. Буквально в считанные доли секунды он сообразил, что необходимо предпринять, вместе с генералом Мосоловым они переплели руки, на которые встал Государь, подняли Его над толпой и понесли по направлению к храму.
    Воистину символическая картина: помазанник Божий, царь Россiи плывет над своим народом, поддерживаемый верными слугами престола, а народ следует за ним к Царю Небесному. Государь как «Хозяин земли Русской» ведет Свой народ к Богу, предстоит за него пред Богом. Здесь воочiю была показана Русская Идея — соединенiе в Боге русского народа и русского Царя, божественное назначенiе Самодержавiя.
    Благодаря этому происшествiю раскрылась и еще одна духовная составляющая торжества прославленiя преподобного Серафима. Государь ведет Свой народ на встречу со святым, который впоследствiи Его прославит. Батюшка Серафим как бы показал предпразднество прославленiя святого Государя: «Царь, который меня прославит, того и я прославлю». И 19 октября/1ноября 1981г. Николай Александрович вместе со Своей Семьей был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей.
    Русская Церковь высоко оценила его заслуги, благословив Владимира Федоровича крестом с частицей мощей святого Серафима Саровского, частью его мантiи и камня, на котором молился великiй пастырь русского народа, с его иконописным изображенiем и наперсной иконой преподобного. Эти святыни до сих пор благоговейно сохраняются потомками Владимира Федоровича. Выдающiеся организаторскiе таланты фон-дер Лауница, блестяще проявившiеся в этом немеркнущем событiи, по достоинству оценил участвовавшiй в торжествах со всей Августейшей Семьей и другими представителями Дома Романовых Царь-Богомолец, которому от имени Церкви были вручены такiе же святые дары. Именно здесь, в Сарове, открылось, что Царь и народ составляют единое духовное и церковно-государственное целое. Именно тогда произошло и духовное сближенiе Владимира Федоровича с Царской Семьей, обнаружилась общность их идеалов.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.