Недавно на совпатриотическом сайте РНЛ была опубликована статья "Тихой сапой" Константина Ерофеева, адвоката Адвокатской Палаты Санкт-Петербурга ‒ о кадетских корпусах. Начинается она так:
«Случайно посмотрел фильм об истории кадетских корпусов в нашей стране. Как ни странно, но названия фильма я не нашел, да и рекламировать его не стоит. Важнее разобраться в самом явлении. В целом небезынтересно, но много сусальных благоглупостей, когда рассказ идет о дореволюционных или белоэмигрантских кадетских корпусах. Некоторое передергивание фактов, когда убеждают в преемстве по отношению к последним советских и российских суворовских училищ и кадетских корпусов...».
И далее автор утверждает, что никакой преемственности нет. Советские суворовские училища были учреждены постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 901 от 21 августа 1943 года. И, разумеется, они отличались патриотизмом и верностью советской власти, в отличие от кадетских корпусов, «созданных белоэмигрантами, где вдалбливался звериный антикоммунизм и реваншизм».
«Дети белоэмигрантов мечтали въехать в Кремль на белом коне. Одним из таких мечтателей стал герой фильма Михаил Лермонтов. Старик с бегающими глазами. Он демонстрировал трехцветную ленточку, рассказывал, как с такими же кадетами мечтал нашить ее на мундир. Мечты белоэмигранта отчасти сбылись - над Кремлем реет бело-сине-красное полотнище.
Рассказ о дальнем родственнике своего тезки-поэта идет, между тем, дальше. Оказывается, планировал кадет Миша въехать в Первопрестольную на фашистском танке... Читаем в другом источнике: «Из 4-го класса в сентябре 1941 года ушел добровольцем в Русский Корпус в Югославии, в котором был произведен в чин подпоручика». Русский охранный корпус (нем. Russisches Schutzkorps Serbien) - крупнейшее белоэмигрантское формирование на службе гитлеровского Вермахта. С 1942 года корпус был включён в состав Вермахта, были введены немецкие уставы, немецкая форма и знаки различия, личный состав должен был присягать на верность фюреру. Монархически настроенные солдаты вермахта, «спасая Россию», творили неописуемые зверства в оккупированной нацистами Югославии...».
На эту статью в нашу редакцию пришло опровержение от одного из кадет-эмигрантов из Америки, публикуемое ниже. ‒ Ред. РИ.
Историческая правда
В этой заметке c критикой фильма, сделанного на основании воспоминаний Михаила Лермонтова, говорится также об истории русских кадетских корпусов. При этом допускается много исторических неточностей, по своей тенденциозности напоминающих коммунистическую пропаганду. Если затрагивать исторические вопросы, необходимо придерживаться правила, указанного еще Геродотом: Писать, что – было то, что было, и не было того, чего не было.
«Белоэмигрантские кадетские корпуса» на самом деле были русскими кадетскими корпусами, ушедшими в эмиграцию вместе с Белой Армией, в составе миллионной русской эмиграции. Они эвакуировались вместе с воспитательским и педагогическим персоналом, частично с учебниками, и даже с посудой, как в случае Владикавказского кадетского корпуса. Со временем они слились в один единственный кадетский корпус в Югославии.
Вот краткая история эмиграции русских кадетских корпусов из России.
25 января 1920 года Киевский и Одесский кадетские корпуса, с ротой Полоцкого кадетского корпуса, покинули Россию, еще до эвакуации Русской Армии. Генерал П.Н. Врангель хотел спасти хотя бы часть русской молодёжи и сохранить её для будущего России. Эти кадетские корпуса были эвакуированы из Одессы и прибыли в Королевство Югославию (тогда Сербов, Хорватов и Словенцев). Приказом Российского Военного Агента в Белграде от 10 марта 1920, Киевский и Одесский корпуса были соединены в один под именем «Сводного кадетского корпуса». Этот корпус был размещен в городе Сараево, в Боснии, где ему была предоставлена казарма «Короля Петра». Наименование «Русский кадетский корпус» для этого Сводного киевско-одесского кадетского корпуса было установлено 9 сентября 1920 года. В 1929 году корпус был перемещен в Белую Церковь и получил с изволения Короля Югославии Александра I шефство и наименование «Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус».
В Крыму, приказом генерала П. Н. Врангеля, был основан Крымский кадетский корпус, образованный из Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов. В этот корпус также доставляли с фронта (иногда под конвоем) всех малолетних кадет, в том числе около сорока Георгиевских кавалеров, тоже по приказу генерала Врангеля. После эвакуации из России, Крымский кадетский корпус был сперва размещен в городе Стрнище, в Словении, а затем переведён в Белую Церковь, на границе Югославии с Румынией. Он был закрыт в августе 1929 года и его состав вмещен в Первый Русский и Второй Донской кадетские корпуса. Донской корпус находился в Горажде, в Боснии, и был закрыт 1 августа 1933 года, с переводом кадет и части персонала в Первый Русский.
В феврале 1925 года Первый Русский корпус принял в свой состав также кадет Сибирского и Хабаровского кадетских корпусов, прибывших из Шанхая, куда они были эвауированы из Владивостока в конце 1922 года.
В конечном итоге все русские кадетские корпуса в Югославии были сведены в один: «Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус». Он был сводным корпусом восьми кадетских корпусов Всероссийской Империи: Киевского, Одесского, Полоцкого, Полтавского, Владикавказского, Донского, Сибирского и Хабаровского. Это было более четвёртой части всех русских кадетских корпусов.
Был также Морской корпус, восстановленный в Крыму в 1919 году, в составе кадетских и гардемаринских классов. Корпус покинул Севастополь 30 октября 1920 года по старому стилю, на борту линейного корабля «Генерал Алексеев» (раньше «Император Александр III»). Вместе со всей эскадрой Русского Флота под Андреевским флагом и под командованием адмирала Кедрова, Морской корпус через Босфор прибыл в Бизерту в Тунисе (тогда под властью Франции), где были возобновлены регулярные занятия и где происходили выпуски окончивших, с последующим производством их в корабельные гардемарины. Однако осенью 1924 года Франция признала советскую власть в России. Андреевские флаги на военных кораблях Русской эсакадры были «временно спущены», строго по уставу, с церемонией «как по окончанию кампании», 16/29 октября 1924 года. Последний выпуск Морского корпуса состоялся в июне 1925 года.
1 ноября 1930 года во Франции, в местечке Villiers le Bel, 20 км на север от Парижа, был организован Корпус-лицей имени Императора Николая II, по идее одного из лучших педагогов России, генерал-лейтенанта В.В. Римского-Корсакова, бывшего директора славного I Московского Императрицы Екатерины Великой кадетского корпуса и Крымского кадетского корпуса. Корпус-лицей имени Императора Николая II в 1936 году переехал из Villiers le Bel в Версаль, где он пробыл до 1959 года, когда он был вынужден переехать в Dieppe, где был закрыт в 1964 году. По причине своего 23-летнего пребывания в Версале, этот корпус часто также называют «Версальским кадетским корпусом».
Во всех этих корпусах преподавали по старым программам корпусов России. Новыми были лишь предметы, касающиеся нового месторасположения, как, например, сербско-хорватский язык в Югославии. Никакой новой идеологии в них не преподавали, кроме старой: Самодержавие, Православие, Народность. Конечно, также был действителен лозунг Белой Армии: «За Единую, Великую и Неделимую Россию!». Тем более, что все ушедшие в эмиграцию корпуса имели в своем составе кадет главным образом с Юга России. В них было мало великороссов, а много малороссов, хотя были калмыки, осетины и грузины, но все они были русскими кадетами. Новое было в категорическом отрицании богоборческого антирусского коммунизма, которое давали старшие кадеты, лично с ним познакомившиеся ‒ они и передали младшим поколениям кадет это категорическое отрицание.
Германия начала войну против Югославии в вербную субботу 1941 года, страшной бомбардировкой Белграда пикирующими самолетами "Штука", в том числе и церковных процессий школьников. Через пару недель Югоcлавия была «разбита», по личному приказу Гитлера, на чуть ли не десять независимых территориальных юрисдикций. Однако, часть армии, под командованием генерала Дражи Михайловича не сдалась, а ушла в лесистые горы с пещерами, готовясь к сопротивлению (четники-монархисты, от слова «чета», рота). Компартия Югославии тогда категорически осудила их. Немцы начали вылавливать офицеров югославянской армии, разошедшихся по домам. Некоторые тогда говорили, что даже были случаи коммунистического сексотства и сотрудничества с немецкими оккупационными властями для вылавливания четников. Сам Тито, как тогда говорили, находился в Белграде, и якобы даже принимал участие «инкогнито» в каких-то мероприятиях вместе с немцами.
Есть много разных версий, кто был на самом деле Тито. Согласно многолетним иследованиям сербского писателя и журналиста Момчилы Йокича (Момчило Јокић), автора книги «Тајни досије – Јосип Броз», Тито был незаконным сыном «видной польской графини Марии с Францем Амброз, управляющим её имения вблизи города Сегедина, в Венгрии». Их сын Иосиф был усыновлен своим отцом и получил его фамилию Амброз. Мать дала ему хорошее образование и воспитание. В марте 1913 г. ей удалось переменить его личные документы на документы скончавшегося хорватско-австрийского солдата Йосипа Броза. Оба они тогда служили в Австро-Венгерской Армии, в гарнизоне Печуй. В 2014 году на некоторых сербских сайтах появились фотографии Йосифа Броза во время Первой Мировой войны, на которых виден австрийский солдат, с лицом похожим на Тито, лежащий в окопе с винтовкой в руках, а за ним стоит австрийский унтер-офицер. (Тито ‒ кличка, согласно некоторым мнениям, производная от «тайная интернациональная террористическая организация».)
Всё изменилось после нападения Германии на СССР. Коммунисты начали искать сотрудничества с партизанами Дражи Михайловича против немцев. Сам Дража был назначен военным министром правительства Югославии, пребывавшего в Лондоне. Вскоре четники освободили от немцев несколько уездов в центральной Сербии, около 70-90 км на юго-запад от Белграда. Коммунисты тогда тоже присоединились к этой акции и выбрали себе роль полицейских в освобожденных районах. Но они начали вылавливать не немцев, а антикоммунистов, в первую очередь русских эмигрантов, и расстреляли их часть.
Такие волны репрессий прокатились тогда по многим местам. Страдали от коммунистов также и многие сербы. Тогда сербское правительство югославянского генерала Недича стало организовывать полки сербских добровольцев для борьбы с коммунистами. В русской эмиграции в Сербии тоже зародилась такая идея. Был организован Русский Охранный Корпус из добровольцев. Само это название ясно определяет назначение этого корпуса. Всего было организовано четыре полка, общей численностью около 12 тысяч человек, от 15 до 60 лет. Говорят, что тогда в Сербии было около 50 тысяч русских эмигрантов, так что из них был очень большой процент добровольцев. У них было свое русское командование, и для них тогда пошили специальную форму из материи коричневого цвета, напоминающего цвет старой русской формы, с русской кокардой. Лишь через пару лет эту форму, пор мере ее износа, стали заменять готовой немецкой формой, как это тогда произошло и с приблизительно миллионом красноармейцев, зачисленных в немецкий Вермахт в большинстве случаев как фельдшеры, водители и т.д. В этот Русский Охранный корпус поступил тогда и Михаил Лермонтов, в 15 лет. Официально в него принимали с 16 лет, порою закрывая глаза на 15 лет, но не меньше.
Эти полки русских добровольцев очистили тогда почти всю Сербию от коммунистов. Тито со своим штабом бежал в Хорватию, куда Черчиль послал к нему своего сына как представителя, в рамках вековой стратегии недопущения русских к Средиземному (и Адриатическому) морю. Немцы тоже ушли тогда в основном из очищенных территорий Сербии, что явилось дополнительным облегчением для населения. Кроме того, Русcкий Корпус охранял границу с Хорватией, по реке Дрине, которую старались пересечь не только хорватские партизаны (сам Тито был хорватом), но и вообще хорваты. Они устраивали теракты против немцев, что вызывало жестокую немецкую реакцию, от которой страдало сербское население, как и от самих хорватов. Русский Охранный Корпус частично сотрудничал с сербскими добровольцами.
(Это что касается "неописуемых зверств" русских кадет в Югославии. Об участии белоэмигрантов во власовской РОА следует говорить отдельно, да и многое уже опубликовано на этом сайте.)
Старый кадет
Несколько фотографий (их источник):
ПС. Добавим к этому, что в 1990-е годы оставшиеся в живых выпускники кадетских корпусов в эмиграции действительно пытались передать в РФ традиции русских кадетских корпусов ‒ как для имевшихся суворовских и нахимовских училищ, так и для вновь создаваемых корпусов, которых ныне насчитываются многие десятки (см.: Алексей Ермаков. История 15-летней связи зарубежных кадет с суворовцами и нахимовцами). Об этом много писалось в журнале "Кадетская перекличка". Нашлось и в России много военнослужащих, желавших восстановления именно дореволюционных кадетских традиций. Но, к сожалению, в большинстве случаев этот процесс был уложен в прокрустово ложе неосоветизации ‒ с отождествлением красного советского патриотизма с русским, с очернением русской антикоммунистической эмиграции и ее поведения в годы советско-германской войны, с фальсификацией смысла всей этой войны. Совпатриоты, не помнящие родства, подобные упомянутому К. Ерофееву, вносят в эту официальную фальсификацию свою ложку грязи и дезинформации. ‒ Ред. РИ.
С 29 августа по 12 сентября 1998 г. был проведен первый (XVI) Кадетский съезд в России (С.-Петербург и Москва)
На фото – строй зарубежных кадет. Девиз съезда: «Только та страна сильна, которая чтит заветы родной старины».
«Этот съезд стал историческим, потому что он впервые прошел в России, потому что нам, белым русским, впервые удалось открыто высказать то, во что мы верим, на русской земле.
"Обращение к русскому народу", наши выступления и доклады отразили веру в Россию, в ее великое будущее. Мы осудили коммунизм и всех тех, кто предал на растерзание человеконенавистнической советской власти русский народ, кто попрал веру православную, кто участвовал в разделении Единой и Неделимой России, кто предал в руки преступной разбойничьей шайки Царя-Мученика с его семьей.
Мы помолились за всех белых воинов, погибших в гражданской войне, и тех, кто продолжил борьбу с интернациональными преступниками во время Второй мiровой войны. Мы отслужили молебен Новомученикам и Страстотерпцам российским».
(Кадетская перекличка. Н.-Й. 1999. № 66-67. Ноябрь. Весь выпуск посвящен съезду.)
ПОМНИТЕ, ЧЬЕ ИМЯ НОСИТЕ
(Обращение 12-го Кадетского Съезда к русским воинам)
Двенадцатый Съезд Кадет Российских Кадетских Корпусов, состоявшийся в городе Санта Роза, штат Калифорния, США, от 15 до 23 сентября 1990 года, в составе более ста кадет, прибывших из многих стран, учившихся в Российских Императорских и Зарубежных Кадетских Корпусах, вынес резолюцию обратиться ко всем соотечественникам в России, и особенно соотечественникам воинского звания, с настоящим обращением.
Тягчайшие и горчайшие бедствия, в которых находятся народы России с тех пор, когда было упразднено историческое Государство Российское, а его исторические символы были заменены чуждыми и непонятными нашим народам символами, в последнее время принимают размах и глубину, которые явно угрожают нашему дальнейшему историческому будущему. Само историческое государственное сосуществование наших народов находится под угрозой, как следствие общей катастрофы, к которой привела нашу страну чуждая нам система, на радость всем нашим давнишним и новым недругам.
Однако, одновременно, с каждым днем становится все более очевидным, что наши народы, несмотря на все испытания, все же духовно не капитулировали. Наоборот, налицо имеются несомненные признаки начинающегося духовного возрождения. Так млат, дробя стекло, кует булат.
Дабы обезпечить это духовное возрождение и довести его до необходимой кульминации, все россияне должны помнить, что спасение возможно только лишь на почве заветов родной старины. Ибо, как гласит один из наших девизов, только та страна и сильна, которая свято чтит заветы родной старины. Особенно это должны помнить все наши соотечественники воинского звания. С самого начала нашего государства, воины всегда принимали активное и конструктивное участие в государственном строительстве и водительстве. Больше того, отбор для воинского служения являлся одновременно в течение столетий также и отбором для общегосударственного служения. Так оно должно быть и после восстановления Государства Российского. Сегодня они внешне еще носят чуждые нам символы, но те из них, которые в сердце своем верны, как наши отцы и деды, только лишь России, должны мысленно, всем сердцем и всей душой, отречься от этих чуждых и враждебных нам символов и всего того, что они олицетворяют, и осознать свой глубинный долг верности и любви к нашим историческим началам, заветам, традициям и символам. Как гласит другой наш традиционный девиз, помните, чье имя носите, зная, в сердце вашем, что вы сыны России, а не какой бы то ни было идеологии. В процессе всеобщего провала идеологической системы, необходимо спасти наши исторические отечественные ценности, чтобы не вылить вместе с грязной идеологической жижей из корыта нашей страны и самого ребенка. И одновременно, с терпением и мудростью, но без всякой неосторожной опрометчивости, ежедневно, ежечасно и ежеминутно твердо идти самим – и вести других – в одном единственном направлении.
В направлении восстановления Государства Российского, в согласии со святой православной верой его основателей, создателей и строителей. На благо не только всем народам и всем вероисповеданиям России, но и на благо всему мiру.
А когда, вслед за другими народами, и для наших народов наступит день, час и минута сменить чуждые символы на родные, для преображения всего государства, для свободы и благоденствия народов нашей страны, сделать это мирно, смело и быстро, но без всяких сомнений, помня, вместе с нашим великим святым полководцем Александром Невским, что не в силе Бог, а в правде.
Мы, кадеты Российских Императорских и Зарубежных Кадетских Корпусов, гордо носившие на наших формах славные символы нашего Воинства, покрытого тысячелетней славой, и нашей Державы, и продолжающие их безкомпромиссно нести и по сей день и до самой смерти нашей в душах и сердцах наших, взываем к нашим соотечественникам воинского звания на родине: примите от нас эту эстафету славы и верности и воздвигните ее снова гордо в Отечестве нашем, да не погаснет свеча наша и не наступит мерзость запустения на месте славы отцов наших.
Санта Роза (Калифорния, США), 23 сентября 1990 г.