«Нет НИ ОДНОЙ стороны, могущей претендовать на 100 %-ПРАВОТУ!»
Дорогой Михаил Викторович, посылаю Вам мои размышления о собирании "осколков". Сумеем ли мы дожить, до этого дня одному Богу известно, при нашей всеобщей "праведности"! Но то, что есть люди верующие в это, уже положительно.
Прот. Евгений
28 июля 2019 г.
Размышления написанные два года назад.
Размышления о нашем единстве, в свете статьи о собрании греков-матфеевцев. «Клирики и мiряне разных "матфеевских" юрисдикций встретились в Афинах для поиска путей к восстановлению церковного единства».
О. Сергий на мой вопрос: «Отчего же русские "осколки", все дальше и дальше, бегут друг от друга?» ‒ написал: «Наверное, центр притяжения сбился!»
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте обозначим ЦЕНТР притяжения и попытаемся посмотреть кто стремиться к этому ЦЕНТРУ!
Итак: всем "осколкам" ясно, что таким ЦЕНТРОМ, является ЦЕРКОВЬ Христова во главе с Ее Первосвященником ‒ Господом нашим Иисусом Христом. К ней в жизни земной, принадлежат: Епископы, священники и мiряне, которые и составляют церковь земную ‒ воинствующую!
Для своего исповедания или свидетельства они используют Символ Веры, составленный Отцами I и II Вселенских Соборов.
Мы должны сказать, что все "осколки" исповедуют этот Символ Веры так, как его составили Отцы на Вселенских Соборах. К этим "осколкам" принадлежат те части верующих, которые в то или иное время принадлежали к РПЦЗ!
Это первый и самый главный догматический ЦЕНТР притяжения, который, дает право утверждать о принадлежности "осколков" к Церкви Христовой.
Но! Церковь, как мы знаем, это ‒ Богочеловеческий организм. В Церкви, есть Божественная сторона и человеческая сторона. Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви, имеет свое положительное значение и предназначение. Но человек существо свободное. Человек, не только может служить Богу всей душой, человек иногда, превратно пользуясь своей свободой, восстает против Бога, подобно прародителям человечества. Человек иногда заблуждается, даже думая служить Богу, человек иногда уклоняется от путей Божиих и фактически становится противником Божиим. Поэтому человеческий элемент иногда играет в Церкви и негативную роль.
Церковь Свята ‒ потому, что Свят Бог!
Церковь имеет всё для того, чтобы освящать каждого из людей, кто истинно хочет служить Богу. Но этой святости Церкви, которую мы утверждаем как верующие христиане, по-видимому, противоречит то, что в жизни христиан открывается много несовершенств, много грехов, много слабостей, много лжи и так далее.
Одним из проявлений или несовершенств, слабости человеческого организма, явился так называемый "распад" РПЦЗ на множество "осколков", что имеет негативную роль в созидании и величия Церкви, перед лицом внешних на земле.
В силу человеческой стороны ‒ человеческий элемент в "осколках" возымел главнейшее значение или стал своего рода ЦЕНТРОМ притяжения. «Кто не с нами ‒ тот еретик», ‒ излюбленный лозунг всех глав "осколков".
Одни оправдывают себя тем, что раньше сошли с поезда, который их вез в РПЦ МП, другие, ‒ что оставались до предпоследней остановки, и тем самым считают, что только они одни сохранили "благодать" РПЦЗ, забывая, что в поезде сидел весь тогдашний состав РПЦЗ! Сошедшие в силу, опять же человеческого элемента, вместо того, чтобы собраться опять всем вместе после крушения поезда, организовали свои "истинные церкви", в которых и пребывают по сей день. Правда, опять же, взяв за основу негативную человеческую сторону ‒ они все почти раздробились на "истинные под-осколки".
Давайте освежим в памяти эти "осколки и под-осколки".
Первой сошла группа в дальнейшем получившая свое наименование РПЦЗ (В). Ее основателем считается приснопамятный митрополит Виталий. В настоящее время ее возглавляет Архиеп. Владимiр (Целищев). В ее состав тогда входило наибольшее количество епископата, правда, которая в силу выше написанного (человеческого элемента) распалось на четыре "под-осколка". Их возглавили: Архиеп. Антоний (Рудей), Архиеп. Виктор (Пивоваров), Митрополит Антоний (Орлов), Митрополит Филарет (Семовских), Еп. Анастасий (Суржик) в дальнейшем присоединившийся к Собору Архиереев РПЦЗ (Митр.Агафангела,) из некоторых "под-осколков" вышли "под-под-осколки" такие как Митр. Дамаскин (Балабанов).
Второй сошла группа получившая свое наименование РИПЦ под управлением Архиеп. Лазаря (Журбенко) и ныне здравствующего Архиеп. Вениамина (Русаленко). В данное время Архиеп. Тихон (Пасечник) является Председателем Собора РИПЦ. От этого "осколка" отделились "под-осколки": Еп. Дионисий (Алферов) и еп. Ириней (Клипенштейн), которые, не образуя "под-осколки" живут самостоятельно. В последнее время из состава РИПЦ вышел Еп. Стефан (Сабельник).
На третьей предпоследней остановке с поезда сошел Еп. Агафангел (Пашковский), который избрал другой путь и обратился к епископату Греческой (старостильной) Церкви для восполнения епископата РПЦЗ. В дальнейшем этот "осколок" получил наименование РПЦЗ (А). Правда, и здесь человеческий фактор не обошел этот "осколок" стороной. Из него вышли "под-осколки" Еп. Дионисия (Алферова) и Еп. Иринея (Клипенштейна), ранее находящиеся в «под-осколках» РИПЦы. В настоящее время от этого Собора РПЦЗ (А), отошли еще два Архиерея ‒ это Архиеп. Андроник (Котляров) и Архиеп. Софроний (Мусиенко).
Если вспомнить, то можно еще упомянуть и самый первый "осколок" ‒ это РПАЦ.
Конечно во всех "осколках и под-осколках" есть клирики и мiряне, в одних больше, в других меньше, исповедующих, что их "осколки" истинные, но есть и сознающие, что такой вариант существования "осколков" не соответствует правде Божией, где Божественная сторона пропадает за человеческой.
Может ли Церковь так существовать? Да может, но не безконечно. В ее жизни были периоды, когда она уходила в катакомбы от гонителей, или вспомнить историю Российской Церкви прошлого столетия. Но в наше время, существование "осколков" непозволительно.
Почему?
Причин много, и одна из них: это самоуничтожение "осколков" как руководством, так и священством, заботящимися только о своем "истинном осколке". Получается порой так, что нынешний клир ‒ это своего рода священство "одного дня". Я служу, у нас в приходе все в порядке и т.д. Но если посмотреть на возрастной состав духовенства в том числе и епископата во всех "осколках", то мы увидим плачевную картину. Средний возраст – это примерно 60 лет. Приходы часто располагаются в квартирах священников, а это значит, что подготовка будущих иереев отсутствует. О будущей приходской жизни, т.е. о подрастающем поколении, такие священники, прикрываясь "истинностью", забывают, что в любое время Господь может забрать их из этой жизни.
Умаление состава прихожан до 5-10 человек в таких приходах, которых и так ничтожно мало, приводит к тому, что молодое поколение по "религиозным" причинам не может обрести себе друзей и т.д.
По моему мнению, это один из самых "страшных" грехов, который ляжет на духовенство.
Возможно ли объединение?
Как видим, догматических причин к разделению не существует. Есть отдельные вопросы, которые могут обсуждаться и приниматься. Но они несут уже другое – каноническое обсуждение. Которое, тоже может быть решено при обоюдном согласии к объединению, примеры – это греческие Синоды.
+ + +
Прошло три года!
Раздумья у костра
Перечитывая обращения в интернете наших архиереев, священнослужителей и мiрян в последнее время, воскрешаешь в памяти историю былой РПЦЗ, сколько было в ее истории как славных страниц, так и вызывающих горькие воспоминания! Она как корабль спасения, водимый промыслом Божиим по бурному морю, то плыл по волнам спокойно и тихо, радуя своих пассажиров, то попадал в бурю, когда его бросало по волнам и находящиеся на корабле предавались усиленной молитве о своем спасении, т.к. невозможно уже было надеяться только на команду корабля.
Вот и последние годы, верней уже десятилетия, наш корабль находится в штормовом море, и слышимые прогнозы погоды не успокаивают пассажиров. [Хотелось бы, чтобы] ветер изменился и наступил относительный штиль, когда можно будет залатать и поставить заплаты на парусах, восстановить поломанные мачты, а самое главное ‒ добраться до спасительного берега, где можно пополнить запасы продовольствия, перевезти дух от прошедшей бури, собраться с силами, обсудить план дальнейшего плавания.
И тут полезны будут все пожелания и высказывания, которые дадут команде корабля выработать лучший вариант плавания. Вот и я хочу предложить свой личный план, что можно предпринять нам в сложившемся положении в преддверии чрезвычайного заседания Синода.
Созвать Синод надо. Но не для Церковного Суда над тем или иным архиереем! Т.к. любое решение суда, почти не устроит ту или иную сторону. Выигравший суд – будет гордиться тем, что он оказался прав, а проигравший – затаит обиду, что судьи несправедливо его осудили.
Синод надо созвать, чтобы разрешить вопрос о созыве Всезарубежного Собора или, если это в настоящее время представляет трудность (финансовую), то провести Всезарубежное собрание из наличного епископата, клира и мiрян!
Поясню для чего.
Мы все видим, что в сложившемся положении, нет НИ ОДНОЙ стороны, могущей претендовать на 100 %-ПРАВОТУ! А это значит, что НИКТО не может выступать как Судья в отношении Другого, т.е. – любое решение заранее будет иметь налет предвзятости. Во время слушания будет "перестрелка" как из ружей, так и из орудий более тяжелого калибра в виде ЦЕРКОВНЫХ КАНОНОВ. Святые Отцы Церкви для сохранения порядка в Церкви дали нам СВЯТЫЕ КАНОНЫ не для распрей в Церкви, а для созидания и ограждения Ея от человеческих недугов в виде расколов. Т.е. во имя канонической точности будет забыта самая главная заповедь – заповедь ЛЮБВИ не плотской ‒ а Христовой!
Вспоминается переписка между Святителем Кириллом и митрополитом Сергием: «... Как бы ни подчеркивали Вы строгость суждения канонов, на какие ссылаетесь в обличение непослушных Вам, Ваши толкования производят малое впечатление и на непослушных и на всё церковное общество... Поэтому не злоупотребляйте, Владыко, буквой канонических норм, чтобы от святых канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов... и т.д.».
На этом понимании канонов воспитывалось, взрастало, священство былой Зарубежной Церкви!
По этому, на ближайшем Синоде, нужно решить, что нам дороже ‒ мертвая буква или живая связь с традицией в отношении к этой букве? Предлагаю как вариант, что можно сделать!
Снять ВСЕ прещения, наложенные от лица Синода на епископов, священников и мiрян. Показать пример! И начать укреплять и созидать Зарубежную Церковь с ЧИСТОГО ЛИСТА! Да, вот так просто забыть ВСЕ СВОИ ОБИДЫ, ОСКОРБЛЕНИЯ!
Были грехи и их не стало!
Объявить дату Собора, призвать, всех прибыть на такой Собор, а также просить прибыть и представителям других "осколков". В первый день Собора, все испрашивают друг у друга прощения! После чего подписывается совместная декларация о примирении. Принимается совместный план действий оздоровления церковного организма ‒ т.е. выписываются таблетки! Порядок приема лекарства произвольный.
- Портал "Интернет-Собор" переходит на другой уровень подачи информации. Исчезают статьи, противопоставляющие и разжигающие вражду. Портал становится цензурным, т.е. обретает главного редактора, который следит за содержанием и снимает материалы, присылаемые корреспондентами, отвечает от лица Портала на вопросы в комментариях и т.д.
- Во всех "вдовых" епархиях, проводятся выборы в кандидаты на замещение епископских кафедр! В этих выборах могут участвовать и выставлять свои кандидатуры мiряне наравне со священнослужителями ‒ пример Святитель Петр (Полянский)!
- Утвердить "де-факто" управление епископами, ранее отошедшими от Синода, общинами в настоящее время, где есть компактное их расположение.
- Упразднить ранее достигнутые договоренности, о существовании общин, окормляемых другими епископами, на территории другой епархии. Принцип – одна епархия, один епископ. Для общин (катакомбных), где нет священника, выделить специальных священнослужителей из числа епархии. Или по принципу единоверия поручить их управление катакомбному епископу, а также запретить открытие новых "катакомбных" приходов из числа прихожан РПЦЗ.
- Епархии в Сев. Америке передать в ведение одного епископа, организовав Североамериканский митрополичьий округ. Если будет кандидат в архиереи, то поставить туда викарного епископа. Управление приходами т.н. называемыми "чартерами" оставить в силе, т.к. все эти уставы существовали и ранее и не вызывали разногласий во взаимоотношении с правящими архиереями. «В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь».
- Публиковать, как ранее было заведено, решения Синодальных документов в той форме, которая существовала года два назад. «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет мiру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8., 12).
- Если к нам присоединятся из других частей РПЦЗ клирики со своими приходами, предложить им выбрать форму правления: а) избрать из своих единомышленников епископа или б) войти в те епархии, где они ведут свою пастырскую деятельность в составе епархий РПЦЗ.
- Проводить выездные сессии Синода в разных епархиях РПЦЗ.
- Вернуться к прошлой форме совещательного органа Архиерейского Собора – Архиерейскому совещанию Российских Преосвященных, которые могут проводить свои совещания в разных епархиях в России.
- И многое другое.
Все эти мои размышления-предложения можно, а верней более точно ‒ может разрешить Всезарубежный Собор! На который надеется большая часть команды и пассажиров нашего корабля ‒ под названием РПЦЗ.
Протоиерей Евгений Корягин
Настоятель прихода свт. Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского в Москве, член Епархиального совета Московской епархии РПЦЗ (А)
+ + +
От редактора РИ (29.7.2019).
Дорогой отец Евгений!
Поздравляю Вас с семьей с вчерашним важным праздником!
Благословите высказать кратко мое мнение.
Согласен с Вами, что при одинаковом исповедании Символа Веры всеми "осколками" «в сложившемся положении, нет НИ ОДНОЙ стороны, могущей претендовать на 100 %-ПРАВОТУ!». У всех есть неправота не только в плане личных грехов (амбиций, запальчивости и т.п.), но и на церковном уровне.
Однако эта неправота разного размера и качества. И в некоторых случаях она такова, что примирение с ней для других невозможно. То есть верный принцип «В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь» ‒ имеет всё же свои границы и возможен только между теми, кто находится внутри этих границ в едином понимании "главного".
В данном случае таковым непримиримым препятствием, отделившим наше крохотное сообщество российских приходов от м. Агафангела, для большинства из отделившихся стали не "административные нарушения" и даже не постоянная лукавая ложь м.А., а его совершенно не пастырское, предательское отношение к русскому народу, что назревало давно и остро проявилось в связи с украинской антирусской революцией.
Многие из клира м.А. скажут, что это вопрос политический, который следует вынести за скобки (о чем заявлял ваш Арх. Собор). Однако отцы исторической РПЦЗ никогда не поддержали бы антирусскую революцию на Украине и не оправдывали бы ее "ужасным чекистским режимом Путина", тем более что даже в богоборческое советское время они не считали допустимым свержение режима любой ценой.
Невозможно себе представить, чтобы предстоятели исторической РПЦЗ восхваляли одесских убийц (2 мая 2014) или оказывали "гуманитарную помощь" (берцами, что не стесняясь признал м.А.) бандам укронацистов, топчущим и убивающим несогласную с ними часть нашего единого народа. Чтобы "Помощником Председателя в США и Канаде" был назначен один из руководителей американских спецслужб ‒ устроителей антирусского переворота в Киеве, настаивающий на соблюдении нелегитимных ленинско-сталинско-хрущевских границ "Украины", искусственно разделивших наш народ, не признающий его воли к единению и в связи с этим постоянно призывающий к усилению карательных санкций против РФ.
К этому добавляется и "теоретическое оправдание" такой измены в структуре м.А.: якобы "русского народа больше нет", "русский народ инициирует приход антихриста" и от него грозит главная опасность человечеству. В условиях идущей Мiровой войны это означает стать на сторону врага исторической России ‒ строителей царства антихриста (еще одна сторона этой измены: защита ереси хилизма м. Агафангелом вопреки богословию РПЦЗ и всего Православия). Это вопиющим образом нарушает не только традицию РПЦЗ (вл. Аверкия, о. Константина), но и церковное учение о конце мiра. (См.: "Сообщество "Митрополита Нью-Йоркского" на службе антихристу".)
Так что это вопрос не только политический, но и духовный: вопрос сохранения русской идеологии и традиции РПЦЗ как части Русской Церкви (слово "Русская" стоит в ее названии), дающей русскому народу зоркое и откровенное описание расстановки мiровых сил. (Это главная тема моего опубликованного доклада.)
С моей точки зрения, эту "неправоту" м. Агафангела невозможно игнорировать. И уверен, что такие его клирики, как Вы и о. Герман, страдают от этого. Сочувствую Вам, но не верю в возможность "исправления" м.А. в этом отношении. Он уже прочно связал свое мiровоззрение и судьбу со строителями Нового мiрового порядка.
Грешный мiрянин М.В. Назаров
См. предыдущие материалы данного обсуждения:
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 3: М.В. Назаров.
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 2: протоиерей Георгий Титов.
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 1: иерей Кирилл Игнатьев.
Очень вразумительная статья вкупе с важным комментарием Михаила Викторовича Назарова.
Почему отец Евгений призывает собраться на Собор только "осколки" РПЦЗ?
Почему не расширить горизонты?
РПЦЗ была зарубежной пока господствовала коммунистическая идеология в нашей
стране. Сейчас, в 2019 году ситуация и с РПЦЗ и с МП в корне различается не
только с 1991 годом, но и с 2000-м. РПЦЗ нет как единой структуры, и от МП
все больше и больше отходит священников (жаль, что не епископов).
В 2016 или в 2017 году была предпринята попытка провести что-то вроде
совещания "непоминающих", встреча состоялась, но положительных итогов
незаметно.
С тех пор число как "непоминающих" священников, так и мiрян увеличивается.
Но такие "островки" обречены быть одиноки сами по себе, а ждать оздоровления
в РПЦ МП это тешить себя иллюзиями.
Может быть хватит "вариться" в котле РПЦЗ и посмотреть на Русскую Церковь
шире? Почему не привлечь к диалогу и не расширить его призвав "непоминающих"
священников (например, отец Андрей Соковых, иеромонах Гавриил (Кондрашов)?
Согласен с Романом и МВН. Склеивание зарубежных "осколков" - неблагодарная (вредная) работа, которая только отвлекает от главного. За рубежом и в РФ есть немногочисленные здоровые силы - и в некоторых "осколках", и среди "непоминающих", и в пастве РПЦ МП. Кто и каким образом может организовать "наведение мостов" между ними ( для будущего Предсоборного Совещания священнослужителей и мирян)?
Многие из православного люда понимают, что "вопрос сохранения русской идеологии и традиции РПЦЗ как части Русской Церкви" - это уже не "вопрос", а Борьба за сохранение Русской ИДЕОЛОГИИ и ТРАДИЦИИ Русской Православной Церкви Заграницей на всем людском пространстве Русско-Вселенской Православной Церкви.
К сожалению, "вопрос сохранения" в некоторых церковных приходах Московской Патриархии переходит из "сохранения" в область ВОЗРОЖДЕНИЯ наследия Традиций и Идеологии до-большевистской Русской Православной Церкви Российской Империи с богатейшим Наследием традиций и идеологии РПЦЗ (настолько искорёжено православное сознание в данный момент).
А это уже Борьба; те сатанинские структуры, которые схватили за горло нашу родную Церковь Русскую, не отдадут мирно те наработки и результаты по извращению Церковного самосознания - прибегая, например, к противопоставлению "Русская Православная Церковь" к национальному "меньшинству" той-же Русской Православной Церкви;
а что прикажите делать с той сытой и буквально жирной частью клира - лекции о "похудении" будут в лучшем случае восприняты уморительно смешно.
Это всё моё разглагольствование к тому, что при подготовке провести Всезарубежное собрание (из наличного епископата, клира и мiрян «осколков и под-осколках» РПЦЗ/РИПЦы )., а тем паче "разрешить вопрос о созыве" Всезарубежного Собора, необходимо привлекать широкое внимание Паству и священство Московской Патриархии к данной проблеме и возбуждать необходимое желание (хотя бы молитвенно) участвовать в Всезарубежном собрании. (Такая труднейшая и деликатная работа, по моему мнению, проводиться на поле деятельности "Русской Идеи", да поможет Бог!)
Вопрос о "возрастном составе духовенства в том числе и епископата" поставлен своевременно. Может не надо гнушаться "сектантского" механизма - ОБЯЗАТЕЛЬНОГО провода в свой приход нового человека?