Недавно к нам на службу заглянул бывший прихожанин и призвал примкнуть к русской православной Церкви. Он только вернулся из монастыря о. Сергея Романова, и тот возвестил, что к зарубежникам ходить нельзя, пока те не покаются и не перейдут в подлинную Церковь. Я попытался, хоть и знал, что безполезно, объяснить абсурдность деления Церкви на русскую, зарубежную, православную и какую-то еще. Таким людям нужны лозунги, "чудеса" и лидеры типа попа Гапона. Думать им (прости, Господи!) просто нечем ‒ интеллект не развит, логическое и критическое мышление отсутствуют. Им надо, чтоб за них все решили, а я этого не умею. От о. Сергея дюжие послушники ласково оттаскивают через полминуты общения (не осуждаю ‒ столько народу!), ‒ где тут место для духовного руководства? "Завести" толпу, конечно, требуется талант, и редкий, надо сказать, и необходимый в переломные моменты истории. Но куда завести? "Кто готов сейчас умереть за Россию", ‒ и все хором готовы. Впечатляет! Как здорово было бы вот так взять и умереть за хорошее дело, чтоб понеслась душа в рай ‒ любой верующий вожделеет этого!
"На мiру и смерть красна", ‒ но такая ли "красная" смерть нам уготована? Не думаю...
О. Сергей около полугода назад извержен из МП, и за правду, тут не поспоришь. Но до этого долгое время он активно не благословлял выход из МП и непоминание патриарха. Очень многие подчинялись его авторитету, в том числе и лично мне об этом говорили знакомые люди (мы ведь соседи с Екатеринбургом). Когда о. Алексей Мороз возглавил группу непоминающих священников, о.Сергей их, получается, не поддержал, наоборот. Сейчас он резко изменил курс, и всем надо следовать за ним... Такие виражи не для моего здоровья. Куда поведут завтра? Умирать за Россию? Наш народ долго водили и далеко завели!
Люди, уходившие (по благословению старцев) в глухие места от антихриста четверть века назад и позже, ‒ где они сейчас? В большинстве "перегорели", жалко и тихонечко вылезли из своих "скитов" и вернулись к обычной жизни, вынужденные начинать почти с нуля под насмешливыми взглядами знакомых и близких. Решатся ли они на вторую попытку? Вопрос риторический. Группа ревнителей, пробравшихся несколько лет назад осенью в заброшенную среди ныробских лесов деревню, ‒ где сейчас? Загуглите! Но вряд ли они благословляют своего духовного лидера, бросившего их в тайге в морозы. Захотят ли они повторить эсперимент? И какой урок извлекли? Самый вероятный ответ: "сиди тихо и не высовывайся".
Скажете: "сейчас все по-другому"? Дай Бог! Но всегда так кажется, если решился, а потом оказываются те же грабли и по тому же месту. Боимся пропустить явление Царя? Как раньше боялись остаться за границей канавки Пресвятой Богородицы? Сейчас, когда в дивеевских храмах царит мерзость запустения, может, следует толковать сие более духовно? Нам же сказано "восстанут лжехристы и лжепророки... чтобы прельстить, если возможно, и избранных". Лжехристы= лжепомазанники=лжецари. Будьте осторожны ибо опасно ходите, братья!
Между прочим, РПЦЗ единственная церковная организация, выработавшая после русской катастрофы цельное монархическое мiровоззрение. Мы молимся на каждой службе, и келейно, о даровании "Благочестивейшего Самодержавного Царя". Какого рода он будет и откуда придет ‒ мы не дерзаем предполагать. Скажем "из рода Романовых" ‒ установим для Господа рамки. Это русский народ присягал им на верность, а Бог волен творить все новое.
Как верно повести себя, когда услышишь: "вот Царь, грядите к нему!"? Каждый сам решит, но я боюсь принять желаемое за подлинное. Слишком легко приходят аналогии. Вот крестьянский "царь" Емелька Пугачев, вот выживший на Соловках "Михаил Романов", вот недавно помазанный удмуртский "государь", вот "царевич Алексей, ставший Алексеем Косыгиным"... Народ, жаждущий чудес, создает мифы (или их ему подсовывают) и верует в легенды. А христианство ‒ явление историческое, а не баснословное. Но...
Без красивых легенд и запоминающихся лозунгов жить становится скучно. "Конец света на носу, а у них просто службы да проповеди на евангельские темы", ‒ думают (или, скорее, ощущают) люди. И едут к старцу, и обретают все, чего жаждет измученная душа. Там чудеса, там... бесы бродят, и царь где-то уже сидит и что-то говорит. Коллективное возбуждение заменяет соборность, экзальтация ‒ благодать. Наверное, я маловер, либерал и скептик, но участвовать в этом не в состоянии.
Совсем не удивлюсь, если окажется, что о. Сергей Романов завтра окажется... Царем! Почему нет? И вот, как определить ‒ проект это чей-то, самообольщение или правда? Да без твердой почвы под ногами ‒ никак! Хочется верить, но надо же убедиться ‒ "Ты ли, или иного ожидать?", "не уверую, пока не осяжу". Это здоровая реакция пусть благочестивого, но нормального все же человека. И еще, думается мне, ‒ где окажутся эти люди, если вновь ошибутся? Перестанут верить во что бы то ни было? Увлекутся новым царьком (как в Смуту толпы перебегали от одного самозванца к другому)? Или все же (хоть и маловероятно) захотят обрести твердое основание? Вот тогда будет востребовано наследие РПЦЗ.
Я не идеализирую зарубежную Церковь как явление историческое. Как и везде, там бывало всякое, а сейчас и вовсе непонятно, что с ней происходит. Но ‒ "были бы кости, а мясо нарастет". А костяк, основа в ней, с Божьей помощью, заложены здоровые, думаю даже, что здоровее в наше время не найдешь. Твердую почву, столь необходимую для созидания чего бы то ни было, она вполне расчистила от всякой наносной и вражеской дряни. После митр. Филарета (Вознесенского) и других отцов РПЦЗ мало ведь что по сути изменилось. Только болезнь, которую они точно диагностировали, неуклонно прогрессировала, и метастазировались уже все органы и все участки мiрового тела. Помочь может лишь жесточайшая терапия, и она нам архитекторами Нового порядка (Шваб и компания) уже прописана. Слава Богу за все! Лучше бы пораньше, когда больше оставалось здоровых клеток, способных сопротивляться... Но нам ли роптать на сроки? Не сами ли мы потратили время на склоки и препирательства о препятствиях для объединения, присваивая себе Христа, а не себя Ему?
На моей памяти, сначала еп. Диомид, добре начинавший, создает (он ли, или другой кто ‒ для дела не важно) авторитарный синод с заведомо неприемлемыми для большинства потенциальных сторонников требованиями. Не будем подробно вспоминать последователей, да и предшественников еп. Диомида. Вспомним недавнее. О. Алексей Мороз и более ста (так озвучивалось, не проверял) священников перестали поминать "патриарха" после "гаванской унии" (будто она что-то изменила!). Повеяло надеждой. Мы предложили им братское общение. Но... "нет, братец, ‒ шалишь!" Нам сообщили, что общение-то, конечно, возможно, если мы примем их условия (список прилагался), и смиренно попросим о присоединении... Условий, честно, не помню, как и диомидовских, нелеп сам факт их выдвижения ‒ братское общение как-то не так начинается (мы, правда, забыли уже ‒ как это, "братское"?).
Ну, и чем они кончили? Ничем хорошим, надо полагать ‒ полураспад, распад, аннигиляция (организационно, имется в виду). Откуда эта ‒ скажу прямо ‒ гордыня? Может, это дух Московской патриархии, мнящей себя единственной Русской Церковью? И всё, отпочковавшееся от нее, сразу тоже манифестирует себя единственной Русской православной Церковью, да еще, как дитя от мамки, боится отделиться от МП, а только от нехорошего "патриарха"? Недавний прецедент с о. Сергием это, кажется, подтверждает. Больное дерево и плоды рождает больные.
Мы тоже больные плоды, и, зная об этом, присоединились к духовно здоровому дереву. Кто-то непременно скажет: "что в нем здорового?". Отвечу: "традиция, корни, закваска". Ствол почти засох, ветви отпали, но основа жива. А в МП она изначально мертва, это ‒ мертворожденный паразит. И ждать от нее здоровых побегов столь же безсмысленно, как всходов из жареных семечек.
В РПЦЗ было выработано здоровое отторжение от явлений столь свойственных и симпатичных МП: экуменизм, сергианство, сталинизм, криптокатолицизм, гомосексуализм в благородных тогах "высшей любви", антимонархизм с особой и хорошо маскируемой ненавистью к Царю Мученику, большевизм с осуждением белого, и особенно беломонархического, движения, тотальные ложь и лукавство, оправдание богатства и наживы благими целями, скрытый атеизм, богоборчество. Я всё "свалил в кучу", что называется. Понятно, что не всё это есть у всех, и можно найти много лично чистых благочестивых людей, но духовно здорового, думаю, ни одного. Духовное здоровье не уживется со всей этой мерзостью. Назовем ли МП "вавилонской блудницей"? Да зачем ‒ и так понятно: лжецерковь, симулякр, паразитирующий на всем здоровом биоматериале, который удастся засосать в свое чрево.
Мне членство в РПЦЗ никаких выгод не принесло. У нас в постсоветской РФ все зарубежное воспринимается если не как враждебно-шпионское, то по крайней мере как очень и очень подозрительное. На эту подозрительность постсоветских граждан я наталкиваюсь уже десять лет. Войди я в какую-нибудь кондово-русскую церковную группировку, пусть с непонятно откуда взявшимися епископами и мутной идеологией, народ доверял бы мне гораздо больше. И не возникало бы в глазах это до боли уже знакомое недоверие, об которое разбиваются мои аргументы. "Так-так-так, заграничная, значит, эмигрантская, хм-хм..."
Поэтому, не надо думать, что я свою "кормушку" рекламирую. Сейчас модно призывать к покаянию. За цареубийство, за молчаливое соучастие в чьих-то делах... Список-таки длинный. Ну, галстук носил, в демонстрации ходил и т.д. Я пришел к выводу, что каяться все же надо в том, что действительно сознаешь грехом, о чем вопит совесть. А иначе формально как-то получается, и второстепенное заслоняет важное и корневое. Скажем, призову я сейчас покаяться в том, что хулили РПЦЗ, сочувствовали клеветам на нее и на все Русское Зарубежье... И что это ‒ отрыжка большевизма, прочно засевшего во многих головах и душах. Найдет ли такой призыв в ком-то живой отклик? Думаю, это важно.
Сейчас особенно много высказывается разных идей и мнений о том, что же нам делать, как противостоять... Мы плавно вошли в то, выхода из чего не предвидится. Но Господь, конечно, предусмотрел возможность русского исхода, и благородный опыт уже бывшего исхода столетней давности нам понадобится.
Тогда русская "пустыня" начиналась в Париже и Берлине, продолжилась в Нью-Йорке и Сан-Франциско, местах довольно шумных и суетных. Вселиться "в пустыню страстей покаянием" можно, наверное, везде, лишь бы в человеке возникло к тому стремление. И что важно ‒ рассеяние русское шло разными путями. Часть его ‒ на свободном Западе! ‒ пришла туда же, куда и МП в тотально-несвободном отечестве. Опять же, ‒ в порабощенной России была совершенно свободная катакомбная Церковь. Это говорит о чем? О кажущейся банальной истине: свобода обретается внутри нас. История подтвердила: либералы и свободолюбцы всех мастей прямым ходом шествуют в объятия спецслужб и тоталитарных проектов, ‒ такова, видно, их сущность. Их на что-то или на чем-то ловят профессиональные ловцы человеков (на тщеславии и на гедонизме преимущественно).
Консервативная РПЦЗ с момента основания и доселе была и остается в изоляции, заклеймленная как черносотенная, фашистская, мракобесная. "Свободно дышащая" евлогианская церковь, блещущая в свое время яркой россыпью богословских и прочих талантов и приятная для всех, закономерно пришла в 1945 году к оправданию сталинского режима и затем распылилась в конце концов. Вообще либерализм явление вечное и неистребимое, но крайне неустойчивое в соединениях!
Зарубежная Церковь в настоящий момент тоже, кажется, почти "распылилась". Но ведь было чудо в нашей истории, когда по всей России "вдруг" возникли тысячи черносотенных организаций, став неприятной неожиданностью и непреодолимой на тот момент преградой для тогдашних глобалистов и "уравнителей". И так вышло, что лучшие представители духовенства, окормлявшие тогда наш контрреволюционный народ, встали и у истока зарубежной Церкви, изначально контрреволюционной и консервативной. Я бы уподобил это подземной реке, иногда прорывающейся на поверхность, и снова уходящей под землю. Гвалт оголтелой прессы, думские крики, культурный мейнстрим почти начисто заглушают подлинный голос народа. У него нет ресурсов, чтоб перекричать, но есть почвенная сила, чтоб преодолеть. Если бы Белое движение сразу бы стало по духу черносотенным, то... Но этого не случилось, зато при явлении Русской Церкви за границей народный поток снова вышел на поверхность и стал в ней преобладающим. И если этой подземной реке суждено вновь выйти на поверхность, то ей понадобится духовное русло, окормление. Если во главе вновь удастся встать кликушам и провокаторам, то шанс ‒ наверняка уже последний! ‒ будет утрачен. В наследии РПЦЗ дано духовное и идеологическое ядро и притяжение к нему ‒ возможность церковного созидания.
P.S. Когда прозревшие и спохватившиеся блогеры (сейчас ведь жизнь идет только в сети) начинают учить, как противостоять несущемуся на нас паровозу нового олигархического социализма с антихристовым лицом, ‒ возрождать общину, мiровоззрение вырабатывать, понятно, маски не носить и умело пользоваться противоречивыми законами и инструкциями... да, еще "держаться традиции", возникает грустное ощущение вторичности нашего сознания по отношению к "матрице-перезагрузке-революции". Чтоб возрождать общину, надо в ней жить. Чтоб возрождать Традицию, надобно в ней находиться.
Иерей Кирилл Игнатьев, настоятель Введенской общины РПЦЗ
г. Пермь
См. также статьи этого автора:
Священник Кирилл Игнатьев. Чем смерть от болезни хуже утраты человеческого достоинства?
Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви. Часть 1: иерей Кирилл Игнатьев
Иерей Кирилл Игнатьев. Два мiра, две Церкви. Обращение к колеблющимся собратьям.
Иерей Кирилл Игнатьев. Внешняя «чистота веры» антихристу не помеха, если считать его «властью от Бога».
Иерей Кирилл Игнатьев. Зеркало апостасии.
Иерей Кирилл Игнатьев. Какой должна быть русская Церковь?
Иерей Кирилл Игнатьев. Недопустимо «выплескивать» Россию вместе с большевизмом (или путинизмом).
От редактора РИ
Мы остаемся в Зарубежной Церкви, потому что знаем и чтим ее историю и можем от нее отделить как любую клевету недругов, так и искажения ее традиции "кликушами и провокаторами". Однако наблюдателям со стороны, не знакомым с историей и сущностью РПЦЗ, это далеко не очевидно, отсюда и упомянутые "подозрения".
К сожалению, далеко не все церковные структуры, именующие себя сегодня преемниками РПЦЗ (их около 15), соответствуют этому названию, и некоторые дискредитируют его в глазах православного народа в РФ. Часть этих "осколков" РПЦЗ в своей ревности отошла от ее трезвомысленной исторической традиции, выступая в роли непогрешимых судей по разоблачению "ересей" и вынесению "анафем". Самый крупный осколок с одесско-ньюйоркским синодом вообще переметнулся на сторону геополитических врагов исторической России и русского православного народа ‒ это в глазах многих в РФ подрывает доверие к наследию РПЦЗ как таковому. Как и то, что наибольших врагов приверженцы некоторых "осколков" нередко видят в своих бывших собратьях.
Да и сохранилась ли еще в нашем православном народе упомянутая "подземная река", способная выйти на поверхность?.. Не наступило ли уже время, о котором отец Серафим (Роуз) высказывался в одном из писем, что в столь критических условиях вообще «вопрос юрисдикций отступит на второй план» – «каждый монастырь или общину мы рассматриваем как часть будущей катакомбной "сети" борцов за истинное Православие» ("Не от мiра сего". М., 1988. С. 915).
Досточтимый о. Кирилл, что Вы сейчас имеете в виду под названием РПЦЗ? Именно "осколки" или РПЦЗ-МП тоже?
Насколько мне известно, отец Алексий Мороз сейчас епископ Зосима ПРЦ-РПЦЗ под Синодом архиепископа Филарета Курского.
Здравствуйте! Не мог раньше ответить, простите. По моему мнению, РПЦЗ-МП перестала соответствовать сущности зарубежной Церкви, и об этом написано немало. "Осколками" называют разные образования, я не вправе оценивать их соответствие духу исторической РПЦЗ, но по "плодам" их (немирность, небратолюбие, претензии на первенство и т.п. или отсутствие этих свойств), можно узнать их. Пока все не слишком утешительно. Попытки наладить связи между "осколками", насколько знаю не удаются. Поэтому вопрос "что такое РПЦЗ сейчас" для меня остается открытым. РПЦЗ - скорее возможность, чем реальность (об этом я и говорил). Но мы-то реальны, и живем, в чем я убеждаюсь глядя на своих собратьев - достойнейших пастырей, ведущих настоящую брань. Канонический статус всех нынешних церковных образований вызывает сомнения - по разным причинам. Надо ждать Собора, а до него приходится руководствоваться указом Св. Патриарха Тихона. Смутное время на сто лет растянулось! Чем-то это скоро закончится по ощущениям. Насчет о. Алексея я слышал. Ну, что поделаешь...
священник Кирилл
О.Кирилл на порге выхода из МП у некоторых возникает вопрос: "Неужели надо перекрещиваться? Разве мы не крещены? " В этой связи, какова практика приёма новых членов в вашу общину ?
Зофія, совершенно верно: о. Алексий Мороз сейчас епископ Зосима в одном из осколков РПЦЗ. И по канонам он раскольник, т.к. отделился от еретичествующего священноначалия РПЦ МП, где крестился и принял священнический сан, но не устоял, а побежал в другую юрисдикцию.
А надо было как о. Василий (Новиков): поминать патриарха Кирилла о. Василий перестал, продолжал служить, но в новую "хорошую" и "чистую" юрисдикцию бежать не стал. Господь показал, что этот путь правильный - иеромонах Василий отошел в мир иной в 2010 г., и за прошедшие 10 лет много накопилось свидетельств того, что у Господа он прославлен (помощь по молитвам к нему, появление капелек и струек мира на его фотографиях и др.).
Господи, храни своих!
ИN, переходы из одной юрисдикции в другую, "перекрещивания", "чины отречений" - сколько здесь опасностей, и какая нужна осторожность и вдумчивость!
Наблюдала две трагедии со священниками, гонимыми в РПЦ МП. Логика трагедии в обоих случаях одна и та же: здесь меня не любят, гонят и унижают; в какое бы хорошее место мне податься и к кому бы, правильному и хорошему, примкнуть.
Один примкнул к РПЦЗ(В-В), которая как известно уже раскололась. С его духовными чадами общаться - себя побивать: немирность, небратолюбие, ругань на РПЦ МП, претензии к тем, кто эту юрисдикцию не ругает и не отрекается торжественно от МПшных ересей. И другие прегорькие плоды.
Другой священник жил в городе, где РПЦЗ нет, но зато есть старообрядцы, ими и увлекся. Так как он был человеком общительным и харизматичным, то "наложил в головы" христиан много всякой неправды, почерпнутой у старообрядцев и их защитников - Кутузова и иже с ним. В итоге, после многих сомнений, метаний и исканий, прошел чин отречения и присоединения к Белокриницкой епархии через миропомазание. Отошел в мир иной, и вряд ли спасен. И очень больно от мысли, что этот искренне искавший Бога человек погиб.
Прошу прощения за ошибку/опечатку в предыдущем комментарии - Белокрини́цкая иера́рхия (Белокрини́цкое согла́сие). Никакой Белокриницкой еПархии у старообрядцев конечно же нет. Простите.
Людмила, не берите на себя неблагодарную роль судьи отдельных осколков когда-то единой РПЦ (до 17 века). Вопрос крещения ( по греческим "баптизма" - погружение, а не еретические обливания или тем паче окропления) - серьезный богословский вопрос. Почитайте Апостольские правила 50, 47, 49. "Перекрещиваний" нет, а есть восполнение и восстановление.
Уважаемые Людмила и Зофiя, пример обсуждемого Алексия Мороза ещё раз показывает на сколько глубоко повреждается душа от общения с ересью и насколько бесплодны попытки разрыва с ней без полного от неё отречения и от всех её дел. А .Мороз нарушив обет целибата взял в жёны разведённую, был запрещён, но как водится в МП вновь восстановлен. Возглавив "непоминающих" просил епископства у сербов, но получив отказ добился своего в юрисдикции РПЦЗ Митрополита Австралийского Филарета(Симовских), где его каноническое преступление покрыли постригом, приравняв таковой по сути ко "второму крещению". Остаётся только повторить слова о. Кирилла : «Ну, что тут поделаешь ...». Само движение "непоминающих" священников оставшись без "лидера" продолжает свой путь "кто в лес,кто по дрова". Отказав, МП в благодати после "Гаваны", она признаётся ими до неё.Продолжается почитание МП -х святых, старцев, совместные коференции, молитвы, причастие. Кто там думает о Канонах,кто вспоминает об Анафемах на подобную катавсию, кто помышляет, как смотреть в глаза Новомученикам за гробом?
Только всецелое отречение от ереси "сергианства" может служить залогом , для становления на путь катакомбных общин, поиска братского общения с другими юрисдикциями и обретения достойных Епископов.
Людмила, благодать в МП есть и действует, как она действует во всём мире на католиков, на мусульман, да хоть на людоеда, который вдруг перестал есть своих и решил есть только врагов.Эта общая благодать посылается и поддерживает любого человека в его духовном и нравственном росте неведомым для нас образом, чудесным исцелением и т. п. Т.к. сказано, что «без Меня не можете творить ничесоже». Но благодать спасающая человека для жизни вечной действует только в Таинствах ЦЕРКВИ от которой сообщество МП отпало в следствии уинённого м.Сергием раскола и ереси.
1."непоминание патриарха"
Поминать Гундяя православным христианам запретила сама Матерь Божия, которая являлась верующим православным христианам ещё в 2009 году. Кстати, этот лже-патриарх в 2021 году будет снова встречаться со ставленником сатанистом Франциском ...
"Чтоб возрождать общину, надо в ней жить. Чтоб возрождать Традицию, надобно в ней находиться". --- Да это сейчас очень тяжело. Да это практически немыслимо, насколько перекрыт кислород всему честному, светлому, идущему от Высшего Источника. Убиваются учёные, говорящие правду. Арестовываются честные блогеры. Преследуются истинно верующие христиане. Но возрождать христианские общины НЕОБХОДИМО. Может быть на новых технических основаниях. Если понадобиться, то и тайные. Если понадобиться, то не нужно бояться отдать свою жизнь за Христа. Сатанистский NWO неминуемо падёт. Об этом сообщал сам Господь в Священном Писании.