230-летний юбилей заселения запорожскими казаками Кубани свидетельствует против украинской мифологии.
2 сентября исполняется 230 лет заселения Кубанского края казаками-черноморцами, что стало началом бурного развития одного из самых богатых и благоприятных для жизни регионов России. Весной 1792 года Екатерина II подписала грамоту, в которой жаловала казакам правый берег Кубани и Таманский полуостров – земли, недавно отвоеванные у хищного Крымского ханства. А 2 сентября 1792 года основной отряд переселенцев под началом кошевого атамана Захара Чепиги двинулся в путь. Это был беспрецедентно тяжелый и длительный поход через бездорожные пустоши каравана, в котором насчитывалось две тысячи бойцов, их домочадцев, телег с войсковым и личным имуществом.
Данная дата важна имеет не только историческое, но и острое политическое значение. Факт переселения развенчивает один из фундаментальных мифов современной Украины о запорожских казаках, как основателях украинской нации. По версии киевского режима, Запорожская сечь была важнейшим звеном в «многовековой борьбе украинского народа за независимость», завершившейся «солнечным дивом» первого майдана и «революцией достоинства». На самом же деле история Запорожской сечи закончилась тем, что ее упразднили в связи с перемещением рубежей России, а большинство сечевиков послушно переселились на новые территории империи, и стали нести обычную для данного сословия приграничную сторожевую службу в других краях.
Да, именно бывшим казакам Запорожья, которым по милости императрицы после ликвидации Сечи было позволено сформировать Черноморское войско и флотилию, были подарены вышеуказанные земли Кубани и Тамани. И сейчас Краснодарский край России, ядром населения которого стали прямые потомки тех запорожцев – это один из самых патриотичных регионов РФ, где люди хуже всего относятся к украинским майданам.
Так что годовщина переселения казаков свидетельствует об абсолютной лживости украинской пропаганды. Недаром киевские школьные учебники и СМИ замалчивают эти события. Истинные, прямо эталонные герои украинских земель превратились вовсе не в современных “гордых укров”, а в русских патриотов, и многие из них даже стали участниками специальной военной операции. Конечно, на Кубани есть и некоторое количество ряженых казаков, но ведь даже и они не вписываются в украинскую мифологию.
Для Украины тема заселения экс-запорожцами Кубани и Тамани является табуированной еще и потому, что она ниспровергает мифы об украинской литературе. Киевские учебники утверждают, что первым украинским литературным произведением была “Энеида” Ивана Котляревского, изданная в Санкт-Петербурге 1798 году, и представляющая собой юмористическую поэму по мотивам книги римского поэта Вергилия. Между прочим, это уже само по себе скандально по меркам русофобского киевского режима: первое украинское произведение было издано в “мордорском” Петербурге, да вдобавок написано Котляревским – прапорщиком Российской императорской армии. Но реальность еще круче опровергает сказки украинских мифотворцев.
На самом деле, первые стихи на малороссийском наречии (которое тогда было намного ближе к говору великороссов, чем теперь) были напечатаны раньше – в 1792 году, и они восхваляли… милость русской императрицы к экс-запорожцам. Да-да, первым украинским произведением стали стихи, воспевающие Российскую империю и ее порядки, а автором их был Антон Головатый – имперский полковник.
Головатый был главным лоббистом получения экс-запорожцами кубанских земель, для чего в роли главного представителя Черноморского казачьего войска многократно вел переговоры с Потемкиным, и даже с самой царицей. Получив просимое, романтичный полковник так расчувствовался, что на радостях разразился стихотворением на родном малороссийском наречии, которое, думаю, будет понятно современному русскому человеку и без перевода. В нем он радостно заявил, что теперь казаки будут верно охранять новые южные границы России, и получать за это достойную плату:
В Тамані жить, вірно служить,
Границю держати,
Рибу ловить, горілку пить,
Ще й будем багаті…
Памятник переселенцам-черноморцам в Тамани с начертанными стихами А. Головатого, © commons.wikimedia.org / Пётр Иванов
За это запорожский казак очень благодарен Богу и русской царице: «Слава Богу – і цариці!» Головатый также обещает молиться за ее здоровье:
За здоров’я ж ми цариці
Помолимось Богу;
Що вона нам указала
На Тамань дорогу!
Полковник Антон Головатый еще более недвусмысленно высказался о своем желании служить Российской империи и ее главе в своей устной речи к царице, сказанной на чистом русском языке: «Тамань — дар твоего благоволения, матушка государыня, будет вечным залогом твоих милостей к нам, верным казакам. Мы воздвигнем грады, заселим сёла и сохраним тебе безопасность русских пределов».
Замечу, что украинским “историкам” просто ничего не остается, как замалчивать эти слова Головатого еще и потому, что о нем очень позитивно писал видный украинский литератор – Григорий Квитка-Основьяненко, который лично знал атамана (с ним крепко дружил его отец).
Более того, личность Головатого воспета и Тарасом Шевченко – идолом современного “политического украинства”. В 1840 году был издан первый сборник его стихов — «Кобзарь», где он назвал атамана “славой Украины”:
Наш завзятый Головатый
Не вмре, не загине,
От де, люди, наша слава,
Слава Украины!
При этом современные гордые укры не могут заявить, что Головатый столь верно служил “мордорской” империи из-за некой трусости, или подхалимажа. Нет, это был с юности храбрый вояка, который в зрелом возрасте стал талантливым военачальником. В трех русско-турецких войнах он был одним из помощников самого Суворова, который его высоко ценил и осыпал наградами. Даже будучи уже пожилым человеком и большим командиром, Головатый не отказывался и лично водить в атаку казачьи отряды, в том числе – даже при сверхопасном штурме Измаила.
А. А. Головатый, © commons.wikimedia.org
В своем донесении императрице о штурме Измаила Потемкин так писал о Головатом: «Полковник Головатый с беспредельной храбростью и неусыпностью не только побеждал, но и лично действуя вышел на берег, вступил с неприятелем в бой и разбил оного». За свои успешные действия Головатый был тогда награжден высоким орденом святого равноапостольного князя Владимира третьей степени. Награжден он был и за огромную роль во взятии Очакова, и за многие другие военные операции. Так что атаман Головатый служил русской империи вовсе не из трусости, а наоборот, храбро рисковал жизнью за любимое Отечество, от которого и не думал отрывать Украину.
Нельзя обвинить Головатого и в том, что он служил России и отверг “европейский выбор” из-за невежества и глупости – это ныне стандартный упрек украинских пропагандистов. Нет, он был европейски образованным человеком, хотя и любил порой сыграть роль простого казака, демонстративно нося запорожскую одежду и прическу степного воина даже находясь между петербургскими вельможами. Но на самом деле он отучился в Киевской духовной академии, неплохо знал историю, выучил несколько языков, он разбирался в богословии и юриспруденции. А маска простака из Дикого поля бывала ему нужна в дипломатических целях: создавая вначале впечатление простофили, от которого никто не ожидает сильного лоббирования, он тем легче решал вопросы Черноморского войска.
И при всем этом Головатый одновременно был и ревнителем малороссийской старины и общерусским патриотом, не выносящим прозападной ориентации и чужебесия. Григорий Квитка-Основьяненко писал, как Головатый «сокрушался сердцем, что при самом дворе российской императрицы слышал русских вельмож, говорящих не с иностранцами, но между собою, русский с русским, на французском языке!..»
Кроме своих военных побед и роли одного из крупнейших организаторов освоения юга России, Головатый был популярен как видный поэт и певец того времени, как церковный меценат, застроивший храмами всю Кубань, в том числе – за свой счет. В личном плане он был прекрасным семьянином, отцом шестерых детей, верным товарищем, любящим застолья и веселые дружеские шутки. Его выдающаяся личность как бы соединила собой две эпохи: средневековые времена Дикого поля, по которому бегали многочисленные стада сайгаков, стаи волков и отряды крымских работорговцев, с веком “пара и электричества”. Головатый родился в 1732 году, а умер на пороге 19 столетия, когда на прежде неосвоенном Юге России возникли огромные хлебные нивы, шахты и заводы, соединенные железными дорогами.
В общем, этот человек, позитивный и одаренный во всех отношениях, на Украине закономерно покрыт завесой молчания. Как, впрочем, и великие дела, осуществляемые во благо Российской империи им и его соратниками – малороссийскими казаками.
Зато в Киеве превозносятся всякие предатели, типа Мазепы, Грушевского и Петлюры, чьи ничтожные делишки породили только ложь, кровопролитие и сгинули вместе с ними. Это явно произойдет и с нынешними правителями Украины. А истинная слава Украины-Малороссии, что признавал даже Шевченко – это люди Русской империи, типа Антона Головатого. Но майданному режиму историческая реальность крайне вредна, поэтому он будет ее коверкать и замалчивать, пока жив.
Игорь Друзь
Спасибо Автору и Редакции за статью! Бог правду любит..!
Знал бы Головатый о грядущем в XIX в. запрете на обучение на родном ему языке и закрытии всех украинских школ. Тоже правда, - без апелляции к небесной канцелярии.
Диего, Вы хотите ввести в РФ принудительное обучение украинскому языку? И что с ним потом всем обучившимся делать? Может, достаточно добровольного изучения, по желанию?
Да ведь во время Головатого и украинский язык был другим, наречием русского, и русский литературный ему был понятен. А Вам?