18.03.1867 (31.03). ‒ Подписан договор о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам за 7,2 млн долл. Статья Е. Мачульской описывает предисторию этого: как непросто устанавливалось разграничение между российскими и британскими владениями в Америке. ‒ Ред.
28 февраля 1825 года была заключена конвенция о разграничении владений России и Англии в Северной Америке.
В XVIII веке в международных отношениях продолжало действовать право «первооткрытия» и «первозаселения». Соответственно, новые земли закреплялись за теми державами, которые их открыли.
В далеком 1732 году Михаил Гвоздев и Иван Федоров на боте "Святой Гавриил" достигли побережья Аляски. Спустя девять лет его исследовали Беринг и Чириков. Полноценное освоение Аляски началось в 70-х годах XVIII века. Тогда здесь появляются российские поселения, среди местных жителей распространяют Православие. В 1783 году была основана Американская православная епархия. На Аляску приезжают русские купцы, заинтересованные в пушном промысле и торговле. Строится Михайловская крепость, которая позже стала городом Ново-Архангельском и столицей Русской Аляски.
В 1799 году основывается Российско-американская компания, обладающая монопольными правами на торговлю на побережье Северной Америки. Она осуществляла управление заморскими территориями, которые входили в состав Сибирского генерал-губернаторства.
Постановлением правительства Российско-американской компании дозволялось основывать селения севернее 55° с. ш. Компании также разрешалось основывать селения южнее этого градуса при условии, что территории не были заняты европейскими державами.
В США также продолжалось движение на запад — вопрос решения проблемы разграничения и торговли в северной части Тихого океана становился все более актуальным. В специальных депешах американскому посланнику в Петербурге Уильяму Пинкни в мае 1816 года президент Монро отмечал, что подданные Российской империи стремятся укрепиться и в тех местах, где уже имелись поселения Соединенных Штатов, например, вблизи от устья реки Колумбия.
В сентябре 1821 года был утвержден новый устав Российско-американской компании, и Россия объявила, что южная граница ее владений в Америке теперь проходит по 51° с. ш.
Англия и США громко выразили недовольство этим фактом и объявили, что они не намерены соблюдать указ Российского правительства. Начались переговоры, по результатам которых Россия вынуждена была пойти на уступки.
В апреле 1824 года была подписана русско-американская конвенция о торговле и границах. Южная граница была проведена по 54° с. ш. Согласно конвенции, всем гражданам США разрешалось вести торговлю с местными жителями Русской Америки в течение 10 лет. Русские не имели права досматривать корабли американцев.
Одновременно Россия вела переговоры с Великобританией. Переговоры оказались весьма непростыми и затянулись.
Касаясь существа разногласий между Россией и Англией в переговорах в Петербурге весной 1824 года, Карл Нессельроде [российский министр иностранных дел] отмечал: «Мы настаиваем лишь на привилегии, которой наша торговля пользовалась еще с 1799 года, тогда как английские компании Гудзонова залива и Северо-западная появились поблизости этих широт едва ли три года назад, и они еще до сих пор не занимают какого-нибудь места на берегу океана. Хорошо известно, что они стремятся обеспечить себе выгоды от охоты и рыбной ловли только еще для будущего. Таким образом, если мы хотим сохранить (conserve) то, что имеем, то английские компании хотят приобрести (acquérir). Одного этого обстоятельства достаточно для того, чтобы оправдать наши предложения. Не в меньшей мере они соответствуют и принципу взаимного удобства (principe des convenance mutuelles), который должен служить основой для переговоров».
Стремясь подчеркнуть умеренность своих предложений, Нессельроде указывал, что Россия не стремится к получению каких-либо преимуществ и желает избежать серьезных осложнений.
Британский кабинет не был, однако, склонен принимать подобные условия. Как огромную уступку России британский министр Джордж Каннинг преподносил свое согласие на включение в состав русских владений всего острова Принца Уэльского. В то же время Каннинг настаивал, чтобы уступаемая России полоса земель вдоль побережья не превышала 10 морских лиг (морская лига = 5,56 км), а желательно была бы даже уже. Английская сторона настаивала также на правах своих подданных охотиться, ловить рыбу и торговать с туземным населением на вечные времена в пределах территории, составлявшей предмет спора. А для полноты картины британское правительство требовало открытия на вечные времена Ново-Архангельского порта. Русские уполномоченные не могли пойти на принятие подобных предложений, поскольку это было «равносильно отречению от своего территориального суверенитета».
В результате британский посланник Чарльз Баджет уехал из Петербурга, так и не подписав никакого соглашения.
Заключительная часть переговоров велась уже новым английским уполномоченным, который получил инструкции добиваться, чтобы ширина русских владений вдоль побережья не превышала 10 морских лиг и разграничение к северу шло не по 139°, а по 141° з. д. (т. е. было отодвинуто на 2° к западу).
28 февраля 1825 года управляющий Министерством иностранных дел Карл-Роберт Нессельроде и член Тайного Совета Чарльз Стрэтфорд Каннинг подписали конвенцию «о разных предметах, относящихся как до торговли, мореплавания и рыбных промыслов обоюдных их подданных на Тихом океане, так и до границ обоюдных владений их на северо-западном берегу Америки»
Конвенция, составленная на русском и французском языках, устанавливала пограничную черту, отделяющую владения Британии от русских владений на западном побережье Северной Америки, примыкающем к Аляске так, что граница проходила на всем протяжении береговой полосы, принадлежащей России, от 54° с. ш. до 60° с. ш., на расстоянии 10 миль от кромки океана, учитывая все изгибы побережья. Таким образом, линия русско-британской границы была в этом месте не прямой (как это было с линией границы Аляски и тогдашних Северо-Западных территорий), а извилистой.
Британские граждане получали право свободного плавания по всем рекам, которые, впадая в Тихий океан, пересекали русскую границу, а также в течение 10 лет производить рыбную ловлю и торговлю с местными жителями. Запрещение делалось лишь в отношении торговли «спиртовыми напитками, огнестрельным и белым оружием, порохом и другими военными снарядами».
Казалось бы, юридическое оформление границ Русской Америки снимает все проблемы. Но англичане не оставили своих попыток вытеснить русских. Они повсеместно основывали свои форты и торговые точки рядом с старыми русскими факториями, а когда это не принесло успеха, стали вводить против русских разнообразные санкции.
Английская беспринципность и вольное обращение со всеми договоренностями — понятия, увы, давно хрестоматийные.