Советскую, а следом за ней российскую публику приучили к тому, что главная святыня СССР - храм-мавзолей Ленина - это плод суверенного творчества советских архитекторов, возглавляемых исконно русским зодчим Алексеем Щусевым (архитектором Святейшего Синода, строителем православных храмов и т.д.).
Однако, после погружения в тему выясняется, что реальная история «главной святыни» большевиков не имеет ничего общего с её советской легендой и что за спиной «создателя мавзолея» Щусева, как это часто бывает с советской властью, скрываются совсем другие «специалисты».
+ + +
Фредерик Поульсен
По русскоязычным публикациям, посвящённым созданию мавзолея, из года в год кочует информация о некоем «признанном авторитете в археологии Поульсене», от которого Щусев «получил «чертежи» египетских пирамид, персидских гробниц, месопотамских зиккуратов» и т.д.
При этом никто из авторов не объясняет - кто такой этот Поульсен и что его связывает с Щусевым и мавзолеем.
Впервые о Фредерике Поульсене написал Георгий Марченко в своей книге «Карл Маркс?» [Б.м.], [б.г.]., изданной в 1975 году в Германии.
Так кто же такой этот Фредерик Поульсен и как он мог оказаться консультантом Щусева?
Фредерик Поульсен (1876-1950) - известный датский археолог и искусствовед.
Ученик Ульриха фон Виламовиц-Мёллендорфа, Адольфа Фуртвенглера и Георга Лешке.
При жизни являлся членом десятка научных обществ: датской Королевской академии наук и литературы (основана в 1742) , Немецкого археологического института (основан в 1829), французской Академии надписей и изящной словесности (основана в 1663), Королевской шведской академии словесности, истории и древностей (основана в 1753), Королевской академии свободных искусств, Швеция (основана в 1735 году), Археологического института Америки (основан в 1879), Ассоциации содействия распространению знаний о древних цивилизациях (Гаага), Института этрусских исследований (создан в 1932 году во Флоренции) и мн.др.
Примечание: Глиптика - это искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях (геммах). К глиптике, как правило, относятся произведения малых форм. Глиптика известна с глубокой древности - со времён Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии. Необычайных высот достигла в античной Греции и Риме. Глиптотека (Glyptothek) - собрание античной скульптуры и глиптики. В мире существует 3 музея с таким названием - глиптотеки в Мюнхене и Афинах, а также Новая глиптотека Карлсберга в Копенгагене.
Новая глиптотека Карлсберга (датск. Ny Carlsberg Glyptotek) – художественный музей в Копенгагене. Основан в 1882 году датским «пивным королем» и меценатом, создателем концерна Carlsberg - Якобом Кристианом Якобсеном. Коллекция музея выросла из его частного собрания. Сегодня в музее представлены произведения искусства различных эпох – от античного до современного.
Особого внимания заслуживает коллекция, посвящённая Древнему Средиземноморью (название - «Средиземноморский горизонт», залы с 19 по 25). Коллекция затрагивает период с 6 тысячелетия до н.э. до 5 века н.э. В ней собраны 1400 экспонатов из Древнего Египта, Вавилона, Ассирии, Финикии, Греции, Рима. Древняя Месопотамия (Вавилон и Ассирия) представлена отдельным блоком. Есть несколько предметов из древней Пальмиры. Здесь же собрана богатейшая коллекция этрусков (считается одной из самых значимых за пределами Италии).
Если допустить, что Фредерик Поульсен действительно консультировал Щусева в 1924-м и/или в 1929-1930 гг., то каким образом он - директор глиптотеки Карлсберга - оказался в Советской России в это смутное время?
Вариант первый (основной) - благодаря датчанину Торвальду Стаунингу и бельгийцу Камилю Гюисмансу
Торвальд Стаунинг
Торвальд Аугуст Маринус Стаунинг (1873-1942) - известный датский государственный и политический деятель, лидер датской социал-демократической партии. В 1924-1926 и в 1929-1942 гг. - премьер-министр Дании. В 1933-1935 гг. одновременно с постом главы правительства Дании занимал пост министра обороны.
Стаунинг - видный деятель международного социалистического движения. На протяжении многих лет входил в Международное социалистическое бюро (МСБ) II Интернационала, в котором тесно взаимодействовал с его бессменным секретарём - бельгийцем Камилем Гюисмансом.
С Лениным Стаунинг был знаком по работе в МСБ II Интернационала, в которое Ленин входил с 1905 года от РСДРП. Их личное знакомство должно было состояться не позднее октября 1908 года - т.е. десятого пленарного заседания МСБ в Брюсселе.
В силу того, что ортодоксальный марксист-революционер Ленин при жизни не слишком жаловал респектабельного датского политика Стаунинга (называя его «квази-социалистом и одним из наиболее скупых и подлых классовых снобов, которых он когда-либо встречал»), первоначальная идея отправки в СССР, на помощь Щусеву, датского археолога Ф.Поульсена, скорее всего, исходила не от Стаунинга, а от Камиля Гюисманса.
И выглядело это так: Гюисманс, заручившись поддержкой короля Бельгии Леопольда III, от имени ареопага глобального Социнтерна обратился с «братской» просьбой к Стаунингу: «Так, мол, и так, «братьям» в С.С.С.Р. нужна помощь в строительстве храма. Дело важное. Отправь в Москву «брата» с гримуарами». Не в силах отказать старшим «братьям», датский премьер-министр Стаунинг, согласовав вопрос с королём Кристианом X, откомандировал «брата»-археолога Поульсена в Москву на помощь «братьям»-большевикам.
Хотя, нельзя исключать, что «логистика» решения вопроса с отправкой Поульсена в Москву выглядела несколько сложнее: Гюйсманс - король Бельгии Леопольд III - король Дании X - Стаунинг - Поульсен. (Не стоит забывать, что Ленин был человеком, отдавшим приказ о казни императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, а также пятерых царских детей, с которыми все королевские дома Европы состояли в той или иной степени родства).
Теперь о Гюисмансе
Камиль Гюисманс (1871-1968) - одна из центральных фигур международного социалистического движения XX века.
В самые важные/переломные моменты европейской истории держал нити глобальной сети Социнтерна в своих руках:
- с 1905 по 1922 гг. - секретарь Международного социалистического бюро II Интернационала;
- с 1939 по 1944 гг. - секретарь и председатель Бюро Социалистического рабочего интернационала.
Уже в начале XX века был известным бельгийским политиком. С 1910 по 1965 гг. - депутат Палаты представителей бельгийского парламента. В 1936-1939 и в 1954-1958 гг. - председатель Палаты представителей парламента. В 1946-1947 гг. - премьер-министр Бельгии.
Как и все лидеры социал-демократов Северной Европы замыкался на правящий в стране королевский дом. В случае с Гюисмансом - бельгийский. Был близок к королю Бельгии Леопольду III. Входил в узкий круг посвящённых в тайны мирового социалистического движения. Занимая руководящие должности в Социнтерне, выполнял роль «управляющего хаба», замкнутого, с одной стороны, на высшую аристократию Европы (реальных хозяев всех «Интернационалов»), с другой - на руководство социал-демократических партий конкретных стран.
Не позднее 1908 года был посвящён в масоны. Состоял в старейшей и известнейшей масонской ложе Великого востока Бельгии - Les Zélés Philanthropes «Друзья Филантропии» (ложа работает по Древнему и принятому шотландскому уставу).
Эмиль Вандервельде
Другим членом указанной ложи являлся старший товарищ Гюисманса по Бельгийской рабочей партии, а также МСБ II Интернационала, известный бельгийский политик и государственный деятель - Эмиль Вандервельде (1866-1938 гг.).
- 1900-1918 гг. - председатель Международного социалистического бюро II Интернационала;
- 1929-1935 гг. - председатель исполкома Социалистического рабочего интернационала.
C 1914 по 1937 гг. Вандервальде неоднократно входил в бельгийское правительство.
Однако, вернёмся к Ленину.
У Ленина и Гюйсманса были дружеские отношения. С 1905 по 1914 гг. они состояли в активной переписке. О чём на самом деле писали друг другу Ленин и Гюйсманс неизвестно. Хранящийся в «Международном институте социальной истории» (МИСИ) Королевской академии наук Нидерландов архив Ленина до сих пор закрыт. Не совсем понятно даже где его искать - в Амстердаме, в головном подразделении института, либо в Лондоне - в британском филиале МИСИ.
С дозволения МИСИ ничтожная часть переписки Ленина с Гюисмансом была опубликована в начале 60-х годов, часть из неё вошла в полное собрание сочинений В.И.Ленина (тома - 47 и 48). Несмотря на «травоядное» содержание опубликованного, все ленинские письма к Гюисмансу объединяет одна говорящая о многом деталь.
У всех писем абсолютно несвойственная для Ленина концовка:
«С братским приветом», - письмо К.Гюисмансу от 27.01.08
«Примите, дорогой товарищ, мой братский привет», - письмо К.Гюисмансу от 29.01.08
«Братский привет», - письмо к К.Гюисмансу от 2.02.08
«Примите, дорогой товарищ, мой братский привет», - письмо к К.Гюисмансу от 6.11.10
«С братским приветом, дорогой товарищ», - письмо к К.Гюисмансу от 5.09.11
И так под каждым письмом.
Причём, если мы посмотрим на переписку с другими адресатами, то увидим, что «братские приветы» в колоссальной ленинской переписке достаются исключительно товарищу Гюисмансу. Всем остальным: «Жму руку», «Крепко жму руку, «Жму крепко руку», «Ваш Ленин», «Уважающий Вас Н.Ленин», «С товарищеским приветом Н.Ленин», «Ваш Старик». И только Гюисмансу «с братским приветом»…
Загадочный «французский архитектор Бал»
Строительство всех трёх мавзолеев Ленина активно освещалось тогдашней советской прессой. И вот какая интереснейшая заметка появилась в номере «Вечерней Москвы» за 6 июля 1929 года.
«Новый мавзолей Ленина. (Камни с окраин СССР. - Приезд делегации из нацреспублик. - Постройка мавзолея начнется на-днях). // Вечерняя Москва. М., 1929. №152, 6 июля, с. 1; эта заметка, без ссылки на Вечернюю Москву, была перепечатана как Новый мавзолей Ленина. Из камней с окраин СССР. // Наша Газета. М., 1929. №153 (1057), 7 июля, с. 1» (далее цитата):
«По заданию Союзного правительства академик Щусев, совместно с инженером Чайко, французским архитектором Бал и другими специалистами, разработал проект постройки нового мавзолея В.И. Ленина, на Красной площади.
Архитектурный облик нового мавзолея почти ничем не будет отличаться от существующего здания мавзолея. Зато по конструкции новый мавзолей будет построен совершенно иначе. Все здание мавзолея будет сложено из естественных камней, привезенных из нацреспублик и с окраин СССР. Постройка здания из камней, привезенных из разных уголков СССР, будет символом глубокой солидарности всех трудящихся Союза.
Эскизный проект нового мавзолея уже готов, конструктивный будет готов на днях. Под руководством академика Щусева группа инженеров приступила уже к изготовлению рабочих чертежей мавзолея.
Проект мавзолея на днях утвержден специальной правительственной комиссией. Постройка мавзолея начнется 15—20 июля и закончится к 15 октября. Мавзолей намечено открыть в дни 12-й годовщины Октябрьской революции, когда в Москву приедут делегаты с окраин СССР».
В заметке «Комсомольской Правды» от 17 июля 1929 года «От ленинизма к... мистицизму. Опубликуйте проект мавзолея Ленина!» // Комсомольская Правда. М., 1929. №161, «французский архитектор Бал» был упомянут ещё раз. В «Вечерней Москве» №161 от 6 июля появилась заметка о том, что «по заданию союзного правительства академик Щусев совместно с инженером Чайко, французским архитектором Бал и другими специалистами разработал проект постройки нового мавзолея В.И. Ленина на Красной площади».
Так кто же этот загадочный «французский архитектор»? Я, признаться, долго ломал над данным вопросом голову, пока не вспомнил про Гюисманса.
Мало того, что и Гюйсманс и Вандервальде (два представителя Бельгийской рабочей партии в руководстве II Интернационала) были масонами, они ещё и состояли в одной и той же ложе - старейшей и известнейшей масонской ложе Великого востока Бельгии - Les Zélés Philanthropes «Друзья Филантропии».
Членом ложи «Друзья Филантропии» (с 1888 года), а также её Досточтимым Мастером являлся известнейший бельгийский архитектор, основоположник стиля модерн (ар-нуво) в архитектуре - Виктор Орта.
Этим учителем был профессор архитектуры, придворный архитектор короля Бельгии Леопольда II - Альфонс Бал (1818 - 1895). (В разных источниках можно встретить различное написание его фамилии - от Бал и Бала до Балат). Ссылка 1. Ссылка 2. Ссылка 3.
Именно Виктор Орта скрывался под именем «архитектора Бал», когда вместе с «братьями» Фредериком Поульсеном и Алексеем Щусевым работал над храмом-усыпальницей мирового вождя пролетариата. Понятно, что Орта (один из известнейших архитекторов Европы, исполнитель заказов короля Бельгии, Досточтимый Мастер старейшей масонской ложи Великого востока Бельгии и мн.др.) не мог позволить себе приехать в советскую Россию и работать над проектом мавзолея под собственным именем. Да и для сталинского СССР указание фамилии Орта в списке авторов главной святыни СССР было недопустимо. Так и появился загадочный «французский архитектор Бал».
Не исключено, что работа Орта и Поульсена над проектом мавзолея началась не в 1929, а в 1924 году, когда проектировался второй (деревянный) мавзолей. В этом случае основным контактным лицом со стороны РСФСР-СССР должен был выступать «генеральный агент» МИ-1С/МИ6 Леонид Борисович Красин - главный инициатор создания храма Ленина на Красной площади в большевистском правительстве. Координировать же данную работу со стороны «братской цепи» глобального Социнтерна в 1924 году мог всё тот же Камиль Гюисманс. (Примечание: Красин скончался в Лондоне в 1926 году. После его смерти руководство работой по созданию третьего (каменного) мавзолея взял на себя Сталин).
Вариант второй (дополнительный)
С 1924 по 1935 год торговым посланником СССР в Германии работал человек из ближайшего окружения Сталина, брат его первой жены Като, - Александр «Алёша» Сванидзе.
До революции А.Сванидзе обучался в Йенском университете, занимался историческими исследованиями древних цивилизаций. Вернувшись в СССР, в 1937 году он основал научный журнал «Вестник древней истории» (ВДИ), посвящённый истории древнего мира. Журнал существует до сих пор, издаётся Институтом всеобщей истории РАН. Помимо русского, публикации ВДИ выходили (и выходят) в переводе на два языка - английский и французский.
Я полагаю, что в 1924-1930 гг., живший в Берлине А.Сванидзе (член семьи Сталина, специалист в области древних цивилизаций), мог без труда привлекать необходимых для работы над мавзолеем иностранных специалистов - историков, археологов, архитекторов, искусствоведов, религиоведов, инженеров, оккультистов, а также самые разные структуры - европейские академии наук, университеты, музеи, архивы, библиотеки, масонские ложи, оккультные организации и мн. др.
Post scriptum
Если с принадлежностью к масонству бельгийской линии «специалистов» (причастных к созданию мавзолея Ленина) всё предельно ясно - масонами здесь были все: Виктор Орта, Камиль Гюисманс, Эмиль Вандервельде и даже король Бельгии Леопольд III, то с датской линией «спецов» - Фредериком Поульсеном, и Торвальдом Стаунингом - остаётся некоторая недосказанность.
Попробуем её снять.
Дело в том, что с 1780 года датское масонство находится под покровительством датского королевского дома, а короли Дании фактически возглавляют местных вольных каменщиков. В этих условиях уже к середине XIX века масонство превратилось в важнейший (можно сказать - обязательный) инструмент организации датских элит, вне которого сделать серьезную карьеру на государственной службе, в политике, в бизнесе, в науке или искусстве было практически невозможно.
Датский Король Кристиан X (правивший с 1912 по 1947 гг.) был посвящён в масонство в 1889 году (в возрасте 18 лет), а с 1912 года и до самой смерти являлся Великим Мастером Датского ордена масонов.
Примечание: Датский орден масонов (ДОМ) - основной руководящий орган регулярного масонства в Дании. Основан в 1743 году. Работает по т.н. «шведской системе». На официальном сайте ДОМ есть раздел с говорящим названием - «Масонство является частью нашей культурной истории».
Как вы думаете, могли ли датский премьер-министр, министр обороны, лидер датских социал-демократов Торвальд Стаунинг, а также известнейший датский археолог и директор крупнейшего национального музея Фредерик Поульсен сделать свои карьеры не принадлежа к ордену вольных каменщиков? Я полагаю, что нет.
Вот такая вырисовывается с мавзолеем Ленина картина. Куда не посмотри - всюду короли, премьер-министры и масоны.
А был ли сам Владимир Ильич Ленин масоном?
Продолжение здесь
https://av-razumovsky.livejournal.com/5965.html
См. также: Снести мавзолей Ленина – психотронное оружие сатаны...
Брошюра Георгия Марченко печаталась в типографии НТС во время моей работы в издательстве "Посев" в 1970‒1980-е годы. Настоящее имя автора и заказчик мне неизвестны. Возможно, об этом есть информация в архиве НТС.
Вероятно, под псевдонимом Георгий Марченко был издан перевод работы Ричарда Вурмбранда о Марксе (дословно: «Маркс и сатана»).
Андрею Михайловичу Кузнецову. Я тоже так предполагал, но эта книга Р. Вурмбранда была издана в 1986 году, то есть позже. Этим годом помечен копирайт ее первого издания:
Originally published in English under the title
Marx & Satan by Richard Wurmbrand
© Richard Wurmbrand, 1986
Хотя, возможно рукопись существовала и раньше и была доступна русскому переводчику, который опубликовал отрывок (ведь книга Вурбранда гораздо объемнее)? Я на днях постараюсь сравнить в ней это место с текстом Марченко.
Дополнение вечером. Уже сравнил. Это разные тексты. Однако во вступлении Вурмбранд пишет, что ранее у него была на эту тему издана небольшая брошюра. М.б. она легла в основу брошюры Марченко?
Завтра я размещу отрывок из книги пастора Р. Вурмбранда о мавзолее.
Интересное издание у размещенного отрывка касательно мавзолея. Странно, что в русском издании 2019 г. отсутствует ссылка на шведскую газету "Svenska Dagbladet", которая присутствует во многих изданиях на разных языках.
Во вступлении речь, видимо, о работе Р. Вурмбранда «Was Karl Marx a satanist?», выпущенной на английском языке, с которой выполнен французский перевод 1976 г. «Karl Marx et Satan» (в ней отсутствуют слова о А. Щусеве и Ф. Поульсене).
Как бы то ни было, обе работы (Р. Вурмбранда и Г. Марченко) ссылаются на шведскую газету "Svenska Dagbladet", только у Г. Марченко указан номер от 27 января 1948 г., а у Р. Вурмбранда в ссылке стоит уже 17 января 1948 г., хотя в тексте он указывает то же 27-е число. Одни издания на одних языках содержат слова о Ф. Поульсене, другие - нет. Что там написано в этом номере газеты на самом деле мне не известно. Вот список просмотренных мной изданий, доступных в сети, где встречаются слова о Ф. Поульсене:
- Немецкое 7-е издание «Das andere Gesicht des Karl Marx» (1987 г.)
- Турецкое издание «Karl Marx?» (не ранее 1980 г.)
- Русское 3-е издание «Карл Маркс?» за авторством Георгия Марченко (не ранее 1976 г.)
- Русское издание «Другое лицо Маркса» (1991 и 1993 гг.)
- Венгерское издание «Marx & Sátán» (1997 г.)
Очевидно, что текст, изложенный в русском издании 2019 г., не является прямым переводом «Marx and satan» 1986 г.: множество мест касательно части «Могила Ленина» из издания 2019 г. попросту отсутствуют в английском издании 1986 г.. Видимо, издание было расширено и дополнено.
Брошюра за авторством Георгия Марченко имеется в сети и значится, как 3-е расширенное издание (стр. 69), год не указан, но не ранее 1976 г., текст очень сходен с текстом изданий Р. Вурмбранда на разных языках. Интересно, что сербохорватское издание «Karl Marx?» выходило за авторством Joseph Draganović, правда в нем отсутствуют слова о Ф. Поульсене и А. Щусеве.
А.М.Кузнецову - благодарю. Вполне возможно, что исходный текст Вурмбранда, хотя и переработанный. Сейчас смутно вспоминаю, что при печати в "Посеве" брошюры Марченко имя В. кем-то из сотрудников, кажется, упоминалось...