Материал, который вы сейчас читаете, является продолжением цикла статей, посвящённых мавзолею Ленина. Ссылка на предыдущую статью здесь.
В этом цикле будут даны ответы на три главных вопроса о мавзолее: 1. Что это такое? 2. Как это работает? 3. Кто за этим стоит?
Забегая вперёд, сразу скажу, что стоящий на Красной Площади мавзолей - это объект синкретический, являющийся одновременно:
- и усыпальницей;
- и зиккуратом;
- и масонским храмом;
- и одним из главных символов коммунистической религии.
Добавлю, что указанная «мультифункциональность» задумывалась создателями мавзолея изначально.
Каждому из перечисленных «качеств-свойств» будет посвящена отдельная статья.
А начнём мы с самого обсуждаемого, вызывающего наибольшие споры утверждения о том, что мавзолей Ленина является месопотамским зиккуратом.
Первым, кто назвал мавзолей Ленина зиккуратом был Владислав Александрович Карабанов. Вот, что он писал в своей книге «Московский зиккурат, кремлёвский терафим» (Москва, «Российский писатель», 2012): «Так называемый «мавзолей» - это не что иное, как зиккурат - классическое ритуальное здание, сделанное по образу и подобию культовых сооружений Древней Месопотамии».
С лёгкой руки Карабанова слово «зиккурат» вошло в общественное сознание и намертво приклеилось к стоящему в центре Москвы мавзолею.
К сожалению, тезис Карабанова основывался лишь на визуальном сходстве ступенчатого мавзолея Ленина с зиккуратами Древней Месопотамии, чем тут же воспользовались защитники мавзолея, объявив гипотезу Карабанова бездоказательной, а внешнее сходство мавзолея с зиккуратом случайным.
Чтобы закрыть данный вопрос раз и навсегда, приведу вам прямые доказательства того, что мавзолей Ленина был создан в соответствии с правилами возведения зиккуратов Древнего Шумера, Аккада и Вавилонии (Двуречья), а также Ассирии (Междуречья).
Пространственная ориентация мавзолея Ленина
В древности к строительству храмов подходили крайне серьёзно. Для тогдашних людей храм был местом реального пребывания бога. Поэтому каждый элемент «дома бога» имел сакральное значение и, соответственно, не мог возникнуть случайно.
Фундаментальным аспектом любого храмового строительства являлась его ориентация по сторонам света. Возникнув в глубокой древности, эта традиция дожила да наших дней. Так, идущая из античности ориентация по оси «восток-запад», присуща христианским, а также масонским храмам нового и новейшего времени. Ориентация в сторону Каабы (так называемая Кибла) является отличительной чертой исламских мечетей. Фасады еврейских синагог должны быть обращены к Израилю, по возможности, к Иерусалиму. Для европейских синагог это означает ориентацию на восток. В любом случае та стена синагоги, возле которой стоит шкаф со свитами Торы (арон кодеш), должна быть направлена в сторону Иерусалима.
Специалистам по истории архитектуры Древней Месопотамии хорошо известно, что не только зиккураты, но и обычные храмы и даже целые города Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона были ориентированы по сторонам света.
Посмотрим на «дожившие» до наших дней зиккураты.
Начнём с возведённого в XXI веке до н. э. (2118-2007 гг. до н. э.) шумерского зиккурата Этеменнигуру в Уре.
Открываем Google Maps и видим, что зиккурат в Уре обращён к основным сторонам света своими углами - на север, юг, восток и запад.
А вот план жилых кварталов Эшнунны, III тыс. до н.э. Стрелка указывает направление на север. (...)
Своими корнями пространственная ориентация храмов по сторонам света уходит в глубочайшую древность. В Древнем Шумере она существовала задолго до появления ступенчатых зиккуратов.
Вот, к примеру, план храма в Эриду (современный Абу-Шахрайн) - VII, 2-я половина IV тысячелетия до н.э. - наиболее раннего южношумерского храма. Стрелка указывает направление на север.
Примечание: Изображённый на плане Храм в Эриду относится к позднему неолиту. Из-за постоянных паводков храм строился на высокой платформе. В течение нескольких тысячелетий, на данном месте было последовательно возведены шестнадцать (!) храмов. Каждое последующее здание строилось на засыпанных развалинах предыдущего. В итоге, к концу IV тысячелетия до н.э. храмовая платформа выросла в монументальное двухъярусное подножие длиной 65 метров (смотри на рисунке ниже).
А вот план Белого храма в Уруке, конец IV тысячелетия до н. э. Не забываем про указывающую на север стрелку.
А вот как выглядел Белый храм в Уруке в XIX в. до н.э. Реконструкция
О природе пространственной ориентации храмов Древней Месопотамии
Из выдвинутых по данной теме научных гипотез, наиболее обоснованной мне представляется теория немецкого ассириолога Экхарда Унгера (1884-1966).
Согласно Унгеру, большинство храмов нижней и верхней Месопотамии ориентированы не по основным (север, юг, восток, запад), а по промежуточным сторонам света - северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток и имеют т.н. диагональную ориентацию. (В данном случае подразумевается пространственная ориентация не углов, а именно СТОРОН культовых построек - фронтальной, тыльной, а также двух боковых).
Отсюда вытекает характерное расположение УГЛОВ зиккуратов по отношению к основным сторонам света, когда углы обращены на север, юг, восток и запад.
Диагональная ориентация «по ветрам» предшествовала астрономической и на протяжении тысячелетий была главенствующей системой ориентации в Древней Месопотамии.
Появление «ветровой» системы было вызвано господствующими в Двуречье направлениями ветров, а также тем влиянием, которое они оказывали на условия жизни древних шумеров. Изначально диагональная ориентация строений была вызвана банальной защитой от господствующих в регионе ветров. Со временем эти направления сакрализировались и приобрели религиозно-мистический смысл.
Примечание: В тропических широтах воздушные массы, именуемые пассатами, продвигаются над океанами с севера на юг (в северном полушарии) или в обратном направлении (южное полушарие), то есть от поясов высокого давления к экватору. Под воздействием вращения Земли в северном полушарии пассаты отклоняются от экватора вправо, т.е. на запад, и дуют с северо-востока на юго-запад. В южном же полушарии пассаты отклоняются влево и движутся с юго-востока на северо-запад. Навстречу им дуют антипассаты.
В Древней Месопотамии господствующие ветры отождествлялись с соответствующими божествами. Так, дующий с Персидского залива юго-восточный ветер («ветер облаков»), обычно приносил дожди, облачность и наводнения, поэтому связывался с хтоническими богами моря и бури - Энки/Эа, Энлилем и др. Ясный и разгоняющий облака северо-западный ветер считался благоприятным и связывался с Нинлиль либо с богом луны Сином, а позже - с Мардуком, Ашшуром, а также богиней любви Иштар. С северо-востока приходил так называемый «горный ветер», дувший со стороны горной цепи Загроса. С юго-запада дул «бурный ветер» - ветер Аравийской пустыни - засушливый, болезнетворный и разрушительный, связываемый с богами болезней и войны (Пазузу, Нингирсу, Забаба, Нинурта, Ану, Иштар (в аспекте богини войны) и др.). По этой причине культовые здания и даже целые города строились с соответствующей диагональной ориентацией по данным ветрам (к примеру, храм Энки - с ориентацией на юго-восток, Иштар (в аспекте богини войны) - на юго-запад и т.д.).
Унгер полагал, что астрономическая ориентация храмов (солярная - определяемая по «крайним» точкам восхода и захода солнца в периоды летнего и зимнего солнцестояний, лунная - определяемая по точкам восхода и захода «высокой» и «низкой» луны, а также по другим небесным светилам) появилась в Месопотамии существенно позже «ветровой». Будучи вторичной, она наложилась на систему изначальной ориентации «по ветрам», в результате чего последняя стала переосмысливаться в астрономических понятиях.
Примечание: Японский архитектор Джиро Харада отмечал, что тихоокеанские пассаты нередко диктовали также ориентацию фасадов японских жилищ и храмов: «Планировка дома зависит, конечно, от его места или района его расположения, но следует также принимать во внимание направления, т.е. воображаемые линии, проведенные с северо-востока на юго-запад и с северо-запада на юго-восток и пересекающиеся под прямым углом в центре дома. Северо-восток называется «ворота дьявола», и нужно заботиться, чтобы с этой стороны не было «нечистых» помещений. Все плохое, нежелательное приходит с этой стороны, и дом должен быть защищен с этой стороны стеной; не следует также оставлять открытыми окна и двери с этой стороны. Юго-восток носит название «ворота земли» или «ворота ветра», северо-запад – «небесные ворота», где следует располагать водоем и припасы для жилища, и юго-запад, между небесными воротами и воротами земли, – «ворота людей». Эти направления базируются в основном на принципах гигиены и на учете атмосферных условий, таких, как, например, господствующие ветры…» (Аронин Джеффри Эллис. Климат и архитектура: Пер. с англ. – М.: Госиздат, 1959. - стр. 24.).
Таким образом, диагональная ориентация «по ветрам» (тождественная ориентации по промежуточным сторонам света - на северо-запад, северо-восток, юго-запад и юго-восток) является характерным признаком большинства храмовых построек шумерского, аккадского, а также старовавилонского царств. Её можно назвать классической. Те или иные угловые отклонения от классической («ветровой») ориентации встречаются у культовых зданий более позднего - ассиро-вавилонского периода. Они являются следствием наложения новой астрономической системы на старую - «ветровую». При классической («ветровой») ориентации УГЛЫ культовых строений «направлены» по основным сторонам света - на север, юг, восток и запад.
Мавзолей ВИЛ
Теперь перейдём к мавзолею на Красной площади.
Открыв Google Maps, а также Яндекс Карты, мы увидим, что углы третего (каменного) мавзолея практически точно смотрят на север, юг, восток и запад, т.е. имеют классическую для культовых сооружений Древней Месопотамии диагональную («ветровую») ориентацию.