Зимой 1914 года на Западном фронте разгоревшейся Великой войны произошло удивительное событие: солдаты вражеских армий перестали стрелять друг в друга, начали петь рождественские песни и обмениваться подарками. Это было в день Рождества Христова 25 декабря 1914 года по западному календарю. У нас православный 2024 год заканчивается в пересчете на западно-советский стиль 13 января 2025 года. Значит, 7 января исполняется 110 лет со дня того события. Сначала приведу несколько его различных описаний, а в конце причину и значение этих премирий. ‒ МВН.
Рождественское перемирие на Западном фронте во время Первой мировой войны. Фото: historyrussia.org
Начали все, как всегда, немцы. Еще накануне 24 декабря 1914 года британские солдаты, замерзавшие в окопах возле Ипра, заметили, что немцы притащили в свои траншеи елки, гирлянды и прочие рождественские финтифлюшки. Потом из немецких окопов грянула песня «Stille Nacht», а еще через некоторое время со стороны немецких позиций на ломаном английском послышалось: «Merry Christmas to you, Englishmen». Дескать, «Счастливого Рождества Вам, англичане!». В ответ тронутые британцы запели «Silent night» - и пусть слова у этих песен разные, но мотив-то был один и тот же, и вскоре немецко-британский хор слился в одно целое. Вот как те события описывал один из британских солдат: «Перед своими траншеями «швабы» поставили праздничные елки, как бы в знак доброй воли. Через минуту мы услышали песню «Stille Nacht». Немцы начали выходить к нейтральной полосы без оружия и звать нас. В их руках были коробки с подарками».
Брюс Барнсфатер, служивший в британской армии в то время, писал: «Я выглянул из окопа и увидел четырех немецких солдат, которые вышли из своих траншей и шли в нашу сторону. Я приказал двоим из моих людей пойти и встретить «гостей», но без оружия, так как немцы были не вооружены. Но мои ребята побоялись идти, поэтому я пошел один. Когда немцы подошли к колючей проволоке, я увидел, что это были трое рядовых и санитар. Один из них на английском сказал, что он только хотел поздравить нас с Рождеством. Я спросил какой приказ немцы получили от офицеров, раз пошли в нашу сторону, а они ответили, что никакого приказа не было, и они пошли самовольно. Мы обменялись сигаретами и разошлись. Когда я вернулся на позиции, то увидел, что в наших траншеях никого нет. Оглядевшись, я с удивлением увидел толпу из 100 - 150 британских и немецких солдат. Они смеялись и праздновали… Через некоторое время я заметил двух немецких офицеров и через переводчика, сказал им, что встречаться надо на нейтральной полосе и без оружия. Один из врагов сказал мне, что мечтает о скором конце войны, и я согласился с ним… Я заметил германского офицера – лейтенанта, и, будучи немного коллекционером, я намекнул ему, что облюбовал некоторые из его пуговиц… Я достал свои кусачки для проводов и несколькими ловкими движениями снял пару его пуговиц и положил в карман. Затем я дал ему две своих в обмен… Наконец, я увидел, что один из моих пулемётчиков, который был немного парикмахером-любителем в гражданской жизни, стрижёт неестественно длинные волосы послушного «боша», который терпеливо стоит на коленях на земле, пока автоматические ножницы стригут его затылок».
Командование было обескуражено – например, генерал Горацио Смит-Доррен, командир британского 2-го корпуса, узнав о братании британцев с немцами в декабре 1914, издал жесткий приказ, которым запрещал все контакты с противником. Но в перемирии участвовала даже авиация. Так, в рождественскую ночь британский пилот пролетел над французским городом Лиллем, оккупированным немцами, и сбросил в самый центр неприятельских позиций большой, хорошо упакованный сливовый пудинг.
Точно такие же события происходили и на Северо-Западном фронте, где немцы рубились с русскими солдатами. Например, случаи т.н. рождественского «братания» были отмечены между солдатами 249-го Дунайского пехотного и 235-го Белебевского пехотных полков русской армии и солдат кайзеровской армии. В телеграмме командующего 1-й русской армии генерала А. Литвинова отмечалось, что немцы все чаще «приглашают русских в гости». Так, 20 солдат, 4 унтер-офицера и один ефрейтор 301-го Бобруйского пехотного полка 76-й пехотной дивизии русской императорской армии приняли приглашение немцев посетить их и, оставив свои позиции, пошли к «фрицам». Во время одного из братаний русских и немцев состоялось состязания по песнопению. Солдаты менялись хлебом, папиросами, алкогольными напитками, шоколадом.
Или вот еще случай: солдаты 55-го Сибирского пехотного полка в Форте Франц условились с немцами «жить в дружбе», не стрелять во время праздников и не брать пленных. От немцев русские солдаты получали коньяк, папиросы, а санитарам давали... медикаменты. Что самое интересное, в таких дружеских отношениях с немцами состояли не только рядовые чины, но даже офицеры. Генерал Ю. Н. Данилов так описывал феномен братания: «На нейтральной полосе между окопами завязывается оригинальное знакомство. Сблизившись, люди пожимают друг другу руки, обмениваются непонятными словами, газетами, папиросами, а иногда и бутылками спирта или другого напитка. С нашей стороны наиболее смелые, влекомые все тем же любопытством, заглядывают в чужие окопы и рассказывают потом чудеса о житье-бытье немецких солдат...» Более того, рождественские «встречи» русских солдат с немцами не прекращались и в последующие годы. К примеру, рождественские перемирия на отдельных участках фронта были установлены и в декабре 1915-го, и в декабре 1916 года.
И, возможно, статью стоило бы закончить цитатой из письма одного британского офицера, умилявшегося братанию солдат: «Яростная ненависть друг к другу, которая бушевала с начала войны, преодолена силой Рождества… Это действительно огромная победа религии…» Но есть одно обстоятельство: историки практически не упоминают случаев братания между французскими и немецкими солдатами. Английский военный психолог Н. Коупленд отмечал: «Сама мысль об этом в период 1914–1918 гг. показалась бы французам чудовищной. Настроения двух союзных армий оставались резко противоположными с первого до последнего дня войны. Для француза война была личным, а не посторонним делом. Он сражался на своей земле; его жена и дети были вынуждены покинуть свой очаг или находились рядом с полем боя; его города, деревни, церкви превращались в руины…»
Для остальных же, воспринимавших войну как некое состязание, спортивное соревнование, «большую игру», рождественские перемирия стало олицетворять старинные принципы и традиции ведения войн в «старое доброе» время, когда временные заключения мира были нормой. Но вскоре «старое доброе время» закончилось, и война, начинавшаяся как спортивное состязание, превратилась в мировую бойню. И желающих пойти в гости через линию фронта становилось все меньше. Тем более, что в игру включились разведчики всех стран мира, участились случаи, когда солдат, приглашенных в гости в неприятелю, стали брать в плен целыми ротами. В итоге солдатские «братания» стали любимым оружием большевиков по разложению Русской императорской армии и по превращению «империалистской» войны в гражданскую. Сам Ленин узнал об этом явлении из газет, и уже в феврале 1915-го на партийной конференции в Швейцарии он призвал поддерживать братания. В апреле 1917 года Ленин настаивал уже на усиленной пропаганде братания. И вскоре весь Восточный – русский – фронт превратился в гигантскую «дружественную» арену. Братались солдаты довольно часто, перестрелок почти не было, люди ходили в гости друг к другу с красными бантами на шинелях. Но все-таки, почему память об этих Рождественских перемириях жива и сегодня? Возможно, все дело в нашей отчаянной вере в чудо, в надежде, что даже посреди самых гибельных тектонических сдвигов цивилизации всегда найдется проблеск человечности, способный если и не остановить войну, то хотя бы задержать ее. А это чего-то да стоит.
s-t-o-l.com
Перемирия случались и на Восточном фронте
Рождество оказалось тем редким временем, когда солдаты по собственной инициативе могли прекратить воевать, сесть за один стол или вместе принять участие в церковной службе. Последовав примеру британских и немецких солдат, хором исполнявших рождественскую песню «Тихая ночь, святая ночь», в 1916 году совместный праздничный вечер устроили швейцарцы (они в Первую мировую войну придерживались вооруженного нейтралитета), немцы и французы. На границе Эльзаса бойцы собрались за рождественским столом, зажгли свечи и накрыли стол. Над особым ужином трудились повара сразу трех армий. Случаи перемирий встречались не только среди служащих пехоты – однажды в сочельник над оккупированным немцами французским городом Лилль пролетал британский самолет. В центр неприятельских позиций британский пилот сбросил не бомбу, а самый настоящий сливовый пудинг. Чтобы десерт не помялся и не развалился на части, его тщательно упаковали. И все же война продолжала оставаться войной. Рождественские перемирия использовались на Западном фронте не только для совместных застолий, но и для сбора трупов погибших солдат, лежавших в нейтральной полосе.
Аналогичные события имели место и на Восточном фронте, хотя их описания не так часто встречались в прессе и мемуарах участников боевых действий. В декабре 1914 года российско-германский фронт проходил по территории принадлежавшего Российской империи Царства Польского, а точнее – по линии рек Бзуры и Равки. Перемирие стало возможным из-за того, что в обеих армиях было немало католиков. В ночь на Рождество бои прекратились, выстрелы стихли, и над полем, где совсем недавно насмерть сражались солдаты, разнеслась песня под названием «Cicha noc» – все та же «Тихая ночь», только на польском языке. В это время на другом, Северо-Западном фронте, братались солдаты 249-го Дунайского и 235-го Белебеевского пехотных полков российской и немецкой армий. Генерал от кавалерии Александр Литвинов вспоминал, что немцы первыми стали приглашать русских из 76-й пехотной дивизии «в гости» и состязались с ними в исполнении народных песен. Самые любопытные заглядывали во вражеские окопы, а потом рассказывали сослуживцам, как устроен военный быт «фрицев» и «бошей». Во время рождественских перемирий противники обменивались папиросами, шоколадом и алкогольными напитками. Русские солдаты однажды дарили немецким санитарам медикаменты. Рождественские перемирия случались каждый декабрь вплоть до окончания боевых действий. Случаи братания на фронте бывали и во время Пасхи, однако начало эта традиция берет именно с Рождества 1914 года, когда солдаты впервые отложили оружие, чтобы за одним столом отметить праздник и взглянуть друг другу в глаза.
histrf.ru
+ + +
Перемирия на Восточном фронте чаще приходились на Пасху. Известно, например, что в апрельские дни 1915 года в период затишья боевых действий русские и германские солдаты вышли из окопов на нейтральную полосу. Началось дружелюбное общение, обмен продуктами и подарками – фотографиями, открытками.
Такое поведение среди рядовых солдат можно объяснить обычным проявлением человечности, однако немецкое верховное командование впоследствии стало использовать его в своих целях. Так, например, во время братания 10 апреля 1916 года на участке 40-го армейского корпуса 8-й армии неприятель взял в плен 135 наших пехотинцев, приглашённых во вражеские окопы, за что командующему 4-й стрелковой дивизией генерал-майору А. И. Деникину был объявлен выговор.
«Враг ещё раз, как и следовало ожидать, проявил присущее ему вероломство, а в поведении некоторых, к сожалению, наших офицеров и стрелков сказалась недопустимая праздничная распущенность и проглянули славянская незлобивость, беспечность и добродушие, совершенно неуместное в боевой обстановке»,
– писал главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от кавалерии А. А. Брусилов.
Он одним из первых увидел в безобидной на первый взгляд инициативе опасную тенденцию, которая деморализует войска: если вначале братавшихся уводили в плен, то затем, как писал командир 25-го армейского корпуса генерал от инфантерии Ю. Н. Данилов, «правительство императора Вильгельма озаботилось созданием в различных пунктах особых отделений для пропаганды идей, способных облегчить германскому народу продолжение и благополучное окончание войны». После Февральской революции в России по предписанию руководства Германии и Австро-Венгрии боевые действия на Восточном фронте фактически прекратились, вместо этого началась активная пропаганда.
«Немецкий генеральный штаб поставил это дело широко, организованно и по всему фронту, с участием высших штабов и командного состава, с подробно разработанной инструкцией, в которой предусматривалось: разведка наших сил и позиций; демонстрирование внушительного оборудования и силы своих позиций; убеждение в бесцельности войны; натравливание русских солдат против правительства и командного состава, в интересах которого якобы исключительно продолжается эта «кровавая бойня». Груды пораженческой литературы, заготовленной в Германии, передавались в наши окопы»,
– писал командовавший в то время армиями Западного фронта Деникин.
Весной 1917 года на всем восточноевропейском театре военных действий поднялась невиданная волна братаний солдат противоборствующих сторон, которая, впрочем, имела уже совсем другие корни и преследовала весьма чёткие цели.
Текст: Анна Хрусталёва
historyrussia.org
+ + +
Проводились также совместные церемонии погребения павших, некоторые встречи заканчивались совместными рождественскими песнопениями. Иногда солдаты противоборствующих сторон бывали настолько дружелюбны друг с другом, что даже играли в футбол на нейтральной полосе.
Рождественское перемирие рассматривается сейчас как символический момент мира и человечности на фоне драматических событий истории. Тем не менее, оно не было повсеместным, поэтому на некоторых участках фронта боевые действия продолжались и в течение Рождества, а на некоторых перемирие было очень коротким и не выходило за рамки времени, необходимого для захоронения павших. В следующем году (1915) некоторые группы солдат снова достигли соглашения о прекращении огня со своими противниками под Рождество, но такой же распространённости, как в 1914 году, данное явление уже не получило, отчасти — из-за жёстких приказов командующих участками фронтов с обеих сторон, категорически запрещавших подобное братание.
Википедия
Крест, установленный возле Ипра в Бельгии в 1999 году в память о рождественском перемирии 1914 года.
О чем свидетельствуют Рождественские и другие подобные перемирия
М.В. Назаров.
Эти рождественские перемирия были возможны, так как поначалу эта война велась еще отчасти в "старых традициях", когда в европейских народах сохранялись христианские нормы человечности во взаимных отношениях. Тут раскрывается также то важное обстоятельство, что причина этой Великой войны (Первой мiровой), открывшая "новую эпоху мiра" (по признанию Ллойд Джордж) была не во вражде между ввергнутыми в войну народами. Им эта война была не нужна. Она была не нужна и их т.н. "империалистам", хотя, конечно, противоречия между ними были: определенное геополитическое соперничество в стремлении заполучить источники сырья и рынки сбыта своих товаров. Но это было и ранее, такова природа т.н. капитализма, однако к подобной страшной войне это не приводило.
Первая мiровая война была войной идеологической с целью утверждения т.н. "демократии" в европейском мiре, то есть такого государственного строя, при котором главной властью становились хозяева денег ‒ та антихристианская сила, которая давно господствовала в финансовой сфере, но была ограничена христианскими принципами монархий, не везде даже имела политическое равноправие и добивалась этого в масонских антимонархических т.н. буржуазных революциях. К началу ХХ века главным препятствием для мiрового господства этой силы была Российская православная монархия.
Еще раз напоминаю откровение одного из идеологов современного глобализма, б. президента Европейского банка реконструкции и развития еврейского банкира Ж. Аттали о том, что в годы Первой мiровой войны у еврейских банкиров в разных странах Европы были свои финансовые интересы (пронемецкие, профранцузские, пробританские), не во всем совпадавшие, но в одном они были едины: «Американские евреи вступают в соглашение со всеми другими рассматривать царскую Россию как единственную страну, против которой надо вести войну» (Attali Jacques. Les Juifs, le monde et l’argent. Paris, 2002. P. 464). (Подробнее: Главная страна, против которой начали Мiровую войну.)
Центральные монархические державы (Германия и Австро-Венгрия) такими экзистенциальными противниками для еврейского закулисного Интернационала банкиров не были: в этих монархиях еврейство имело все права, финансовое, экономическое и информационное влияние, в том числе посредством масонства. Но именно в этих немецких державах имелся повод для развязывания войны через их столкноверие с Россией. Лоскутная Австро-Венгрия подавляла славянские народы в своем составе, которые, особенно сербы, боролись за национальную независимость и надеялись на симпатии и поддержку русских. Германия же после объединения в Рейх в 1870-1871 гг. (при помощи дружественной Российской монархии) почувствовала себя обделенной в колониальных владениях, что способствовало развитию национализма. При этом объединившаяся Германия решила, что в России она больше не нуждается. Давняя антироссийская пропаганда в германской печати, о которой писал долго живший в Германии русский дипломат Ф.И. Тютчев, стала получать поддержку сверху, несмотря на родственные династические связи.
Германия и Австрия желали ограничить активность России на Балканах в поддержку славян. На Берлинском конгрессе 1878 года Бисмарк поддержал Австрию против России с целью пересмотра итогов русско-турецкой войны не в пользу России. Противоречия между ними намеренно разжигала еврейская печать. Это привело к союзу России с Англией и Францией ("Антанта").
Для развязывания войны была устроена провокация: 15 июня 1914 года в Сараеве сербскими патриотами был убит наследник австро-венгерского престола Фердинанд. В суде над убийцами выявилось, что их использовали втемную масоны. В результате нагнетания напряженности масонской дипломатией и еврейской прессой 15 июля (ст.ст.) Австро-Венгрия объявила войну Сербии, 19 июля Германия – России, а затем и Франции, нанеся по ней удар чрез Бельгию...
На Восточном фронте военные действия тоже первой начала Германия 2/15 августа, захватив в Царстве Польском г. Калиш, на следующий день Ченстохов. Лишь после этого 4/17 августа Русская армия перешла границу, начав неподготовленное наступление на Восточную Пруссию ради спасения Франции, которая оказалась безсильной перед стремительным немецким натиском... (Подробнее в книге "Русские и немцы в драме истории", глава 12: Подготовка и развязывание демократической Великой войны ‒ "новой эпохи в истории мiра".)
Таким образом, на западном фронте особых причин для войны и враждебности между немцами и их противниками не было, что проявилось в этих Рождественских перемириях.
До войны немцы в России тоже не испытывали никакой национальной ущемленности и занимали высокие позиции во всех сферах общественной деятельности, в том числе руководящие должности в армии, чиновничестве и в министерстве иностранных дел. И вследствие близкого познания русского народа они обрусевали, даже сохраняя свою религиозную принадлежность, но нередко и сознательно переходили в Православие.
Однако нападение Германии на западные границы Росийской империи, жестокий Калишский погром 2-4 августа 1914 года с расправой над гражданским населением и разрушением города, аресты и интернирование множества русских подданных в Германии с конфискацией имущества и унижениями ‒ всё это, благодаря всё тем же газетам, вызвало погромы немцев в России. Хотя они были быстро пресечены властями, всё же упомянутые перемирия на восточном фронте в 1914 году выглядят несколько преувеличенными (в отличие от западных Рождественских перемирий). Лишь позже по мере накопления усталости от позиционной войны под воздействием пораженческой пропаганды большевиков и других революционных организаций (по плану Гельфанда-Парвуса) стали возможны братания на восточном фронте, тем более после Февральско-мартовской революции, что и привело Россию к поражению накануне победы в уже по сути выигранной войне (что удивительным образом не так давно признал даже Путин).
М.В. Назаров
5 января 2024 г.
Пр воспоминаниям попавшего в плен по ранению советского офицера на Рождество в из лагере немцы организовали пленным праздничный ужин, который был просто более увеличенной нормой плюс немного сладости. Немцы на фронте обязательно праздновали Рождество. Понятно, что в Красной армии ничего подобного не допускалось.