Фреска Косовского монастыря Высоки Дечани
Читаемъ у Тайнозрителя Св. Іоанна Богослова въ его Откровеніи: «И произошла на небѣ война. Михаилъ и ангелы его воевали противъ дракона, и ангелы его воевали противъ нихъ. Но не устояли, и не нашлось уже для [нихъ] мѣста на небѣ. И низверженъ былъ великій драконъ, называемый діаволомъ и сатаною, обольщающій всю вселенную, низверженъ на землю, и ангелы его низвержены съ нимъ. И услышалъ я громкій голось, говорящій на небѣ: нынѣ настало спасеніе, и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низверженъ клеветникъ братій нашихъ, клеветавшій на нихъ предъ Богомъ нашимъ день и ночь. Они побѣдили его Кровью Агнца и словомъ свидѣтельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итакъ, веселитесь, небеса и обитающіе на нихъ! Горе живущимъ на землѣ и на морѣ! Потому что къ вамъ сошелъ діаволъ въ сильной ярости, зная, что немного ему остается время» (Откров. XII, 7–12).
Вотъ откуда, вотъ съ какого времени началась война: она началась раньше существованія нашего міра, въ царствѣ безплотныхъ духовъ, а не людей, на небѣ, а не на землѣ. Но изъ словъ Святого Тайнозрителя мы видимъ, что война эта, борьба добра и зла, продолжается на землѣ и будетъ продолжаться до тѣхъ поръ, пока здѣсь, на землѣ, не побѣдятъ діавола окончательно тѣ, которые имѣютъ кровь Агнца, то-есть вѣрующіе въ Іисуса Христа, пока они будуть бороться со зломъ, не возлюбивши души своей, то-есть не жалѣя жизни своей даже до смерти. Очевидно, борьба эта такова, что намъ приходится въ ней и умирать, жертвовать своей жизнью.
Такъ и свидѣтельствуетъ о необходимости и неизбѣжности міровой борьбы слово Божіе. Въ Ветхомъ Завѣтѣ святая Библія въ началѣ, въ первыхъ главахъ своихъ содержитъ такое именно великое Божіе повелѣніе и обѣтованіе. Господь, послѣ того, какъ діаволъ соблазнилъ человѣка на зло, сказалъ діаволу: «Вражду положу между тобой и между женой, между твоимъ и ея потомствомъ» (Быт. III, 15). Въ концѣ же книгъ Ветхаго Завѣта читаемъ: «Господь сказалъ — это помышленіе о борьбѣ, которую долженъ вести на землѣ родившійся человѣкъ» (3 Ездр. VII, 57).
То же и въ Новомъ Завѣтѣ. Въ началѣ его, въ первыхъ главахъ святого Евангелія читаемъ о Христѣ, Спасителѣ нашемъ, обѣтованіе Симеона Богопріимца: «Лежить Сей на паденіе и на возстаніе многимъ во Израилѣ, и въ знаменіе пререкаемое», т.-е. Онъ будетъ какъ спорное знамя на войнѣ, изъ-за котораго и вокругъ котораго ведется обыкновенно самая ожесточенная сѣча (Лук. II, 34).
Въ концѣ же священныхъ книгъ Новаго Завѣта читаемъ о послѣднихъ судьбахъ и завершеніи исторіи нашего міра: «И сказалъ Сѣдящій на престолѣ: се, творю все новое. И сказалъ мнѣ: совершилось. Я есмь альфа и омега, начало и конецъ. Побѣждающій наслѣдуетъ все, и буду ему Богомъ, и онъ будетъ Мнѣ сыномъ. Боязливыхъ же и невѣрныхъ —участь въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою; это — смерть вторая. Будь вѣренъ до смерти. Побѣждающему дамъ сѣсть со Мною на престолѣ»... (Апокал. II, III, 21; XXI, 6–8).
Итакъ, во дни войны, какова и нынѣшняя, сынамъ вѣры и Церкви надо спрашивать не о томъ, дозволительна ли война; она неизбѣжна; она предречена для живущихъ на землѣ; она обязательна для защитниковъ Добра, если на Добро ополчаются силы зла. Надобно спрашивать только о томъ, за что же, за Бога или діавола, за добро или за зло ведется брань. Слуги сатаны, нѣмецкій царь Вильгельмъ съ нѣмцами и турками, потрясаютъ теперь весь міръ смертными громами войны. Не Христа же вѣдь отстаиваютъ турки! Не крестъ же Агнца Божія защищаютъ нѣмцы-лютеране, отвергающіе и Крестъ, и Святую Кровь Агнца Божія въ Таинствѣ Причащенія... Враги наши первые подняли оружіе. Враги наши нарушили миръ всего міра. Враги наши мечтаютъ, по подобію возгордившагося дьявола, подчинить себѣ всю вселенную. Они стоятъ на сторонѣ зла. Война въ такомъ случаѣ и неизбѣжна, и обязательна для сыновъ свѣта. Какъ себя вести въ ней нашимъ воинамъ? Слово Божіе отвѣчаетъ на этотъ вопросъ ясно: не щади своей души, т.-е. не жалѣй жизни; не будь боязливымъ и невѣрнымъ; будь вѣренъ до смерти. Таковымъ и дано обѣтованіе побѣды на землѣ и вѣчной славы побѣдителей на небѣ у престола Господня. Аминь.
Свщмч. Іоаннъ (Восторговъ), прот. Московскій († 1918 г.)
(«Православный Благовѣстникъ». 1915 г. № 12)
Источникъ: Протоіерей І. Восторговъ. «Война — продолженіе борьбы міровой и премірной». // «Православный Благовѣстникъ». Органъ Православно-Христіанской Внѣшней Миссіи. Изданіе Православнаго Миссіонерскаго Общества. № 12. — Декабрь 1915 г. — М.: Типографія «Русская Печатня» Б. В. Назаревскаго, 1915. — С. 21–23.
+ + +
См. также:
Православие о войне
Святитель Николай Сербский: Грехи начальников являются причиной войны и поражения
И.А. Ильин. О христолюбивомъ воинствѣ
И.А. Ильинъ. Духовный смыслъ войны
Мишель Пантон. Может ли Европа существовать без России? Комментарий М.В. Назарова
М.В. Назаров. Почему мiр устроен так, а не иначе?
И.А. Ильинъ. О мечѣ и праведности
Виталий Даренский. Война как исповедание веры
Спасибо редакции РИ за эту актуальнейшую статью! Жаль, что эту важную истину не узнают люди, которые правят нами сегодня! Хочу попросить всех священнослужителей РПЦ, к которым приходят наши "православные" руководители разного уровня для исповеди и причастия, чтобы они настоятельно рекомендовали этих своих "подопечных" - изучить этот замечательный труд Свщмч. Іоанна (Восторгова, чтобы понять смысль и сегодняшней войны...