28.11.2025       0

Из истории российской медицины


12.11.1763 (25.11). ‒ Указом Императрицы Екатерины II образована Медицинская коллегия.

Предшественниками Медицинской коллегии были: Аптекарский приказ в Рус­ском государстве в XVI‒XVIII вв.; затем  указом Пет­ра I от 14.8.1721 была учреждена Медицинская канцелярия (1721–1763).

Медицинская коллегия как цен­траль­ное государственное медицинское уч­ре­ж­де­ние в Росийской Им­пе­рии получила «власть делать распорядки, касающиеся до врачевания во всей Империи и до распространения науки медицинской, хирургии и всех частей, к тому принадлежащих». В 1763–1803/04 гг. на­хо­ди­лась в С.-Пе­тер­бур­ге и име­ла кон­то­ру в Мо­ск­ве. Медицинская коллегия под­чи­ня­лась не­по­сред­ст­вен­но мо­нар­ху (с 1802 – ми­ни­ст­ру внутренних дел). Персонал М. к. со­стоя­л из трёх док­то­ров ме­ди­ци­ны, трёх вра­чей-прак­ти­ков и ап­те­ка­ря; ре­ше­ния по медицинским во­про­сам при­ни­ма­лись чле­на­ми кол­ле­гии без учё­та го­ло­са пре­зи­ден­та, но под его кон­тро­лем.

Создателем проекта коллегии и  первым её председателем по воле Императрицы стал барон Александр Черкасов, получивший образование за границей, в Кембриджском университете. Он приложил все усилия для развития медицинской науки в России – решил преобразовать госпитальные школы в учебные заведения более высокого уровня, которые могли бы выпускать настоящих врачей. Эти врачи должны были  постепенно заменить в России врачей-иностранцев. В июне 1764 года  Екатерина II подписала  «Указ Нашей Коллегии Медицинской», в котором предписывалось преобразовать госпитальные школы и допускать оканчивающих там курс к экзаменам на докторскую степень в Медицинской Коллегии.

Грозной болезнью того времени была оспа, для борьбы с которой в Англии проводились первые удачные эксперименты по прививкам. Люди приобретали иммунитет и не болели, в России же проблему безуспешно пытались решить запретом заболевшим  посещать людные места. для передачи опыта п приглашению  Черкасова в Россию прибыл английский врач барон Томас Димсдейл. Тогда  Императрица решила личным примером  вдохновить подданных. Сначала барон Димсдейл сделал прививку Екатерине. Вторым привитым в России стал сын Екатерины, Павел, на тот момент 14-летний подросток. Императрица болела 16 дней — и половину этого срока достаточно тяжело, но, в целом, перенесла болезнь без осложнений. Следы остались на месте прививки, и одна оспина позднее образовалась на лице Екатерины. Болезнь цесаревича прошла без осложнений.

Пример оказался вдохновляющим, очень многие стали повторять эту процедуру. В память о поступке государыни, решившей ради  своих подданных рискнуть не только собственными жизнью и  здоровьем, но и жизнью своего сына, была отчеканена медаль «Собою подала пример».

При М. к. для ре­фе­ри­ро­ва­ния иностранной на­учной литературы, за­ве­до­ва­ния биб­лио­те­кой и ар­хи­вом кол­ле­гии имелась долж­ность учё­но­го сек­ре­та­ря. В 1764–1797 кол­ле­гия вы­да­ва­ла па­тен­ты на зва­ние док­то­ра ме­ди­ци­ны. Под­го­то­ви­ла несколько фар­ма­ко­пей (сбор­ников нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, рег­ла­мен­ти­рую­щих тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­ву ле­кар­ст­вен­ных средств. Раз­ра­бо­та­ла ус­та­вы док­то­рам, ле­ка­рям, по­ви­валь­ным баб­кам и ап­те­ка­рям (1789), ус­тав по­гра­нич­ных и пор­то­вых ка­ран­ти­нов (1800). Со­ста­ви­ла ин­ст­рук­цию и штат губернских вра­чеб­ных управ [в со­ста­ве ин­спек­то­ра, опе­ра­то­ра (хи­рур­га) и аку­ше­ра], образо­ван­ных 19(30).1.1797 во всех гу­берн­ских го­ро­дах, кро­ме С.-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы, для «луч­ше­го на­блю­де­ния» за со­стоя­ни­ем здо­ро­вья на­се­ле­ния.

Медицинская коллегия уча­ст­во­ва­ла в ор­га­ни­за­ции т. н. ос­пен­ных до­мов, ро­диль­ных па­лат при вос­пи­та­тель­ных до­мах, а так­же со­вме­ст­но с при­ка­за­ми об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния – пси­хи­ат­рических боль­ниц, об­ще­дос­туп­ных боль­ниц и ап­тек. Ве­да­ла бо­та­ническими са­дами (с 1780), ор­га­ни­зо­вы­ва­ла на­учные экс­пе­ди­ции по сбо­ру ле­кар­ст­вен­ных рас­те­ний, вело иссле­до­ва­ния ми­неральных вод и ме­сто­ро­ж­де­ний по­лез­ных ис­ко­пае­мых. Для подготов­ки док­то­ров, ле­ка­рей и под­ле­ка­рей (свыше 1000 ва­кан­сий поя­ви­лись в хо­де губернской ре­фор­мы 1775) М. к. ре­фор­ми­ро­ва­ла гос­пи­таль­ные шко­лы, вме­сто ко­то­рых в 1786 соз­да­ны вра­чеб­ные училища в С.-Пе­тер­бур­ге, Крон­штад­те и Мо­ск­ве, позд­нее на их ос­но­ве в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве об­ра­зо­ва­ны Ме­ди­ко-хи­рур­гические ака­де­мии, ку­да М. к. на­зна­ча­ла пре­по­да­ва­те­лей.

Ма­ни­фе­стом Императора Алек­сан­д­ра I об уч­ре­ж­де­нии ми­ни­стерств от 8.9.1802 М. к. вклю­чена в струк­ту­ру МВД. Окончатель­но упразднена док­ла­дом министра внутренних дел гр. В.П. Ко­чу­бея, ут­вер­ж­дён­ным Императором Алек­сандром I 31.12.1803.

Пре­зи­ден­ты Медицинской коллегии: А.И. Чер­ка­сов (1763–75), А.А. Ржев­ский (1775–85), А.О. За­крев­ский (1785–94), В.Н. Зиновь­ев (1794–1800), Н.В. Ле­он­ть­ев (1800–1803/04).

Дальнейшее развитие медициы в России

Общественное здравоохранение в России начинает развиваться при Императоре Александре I с создания в 1802 г. в столице Императорского человеколюбивого общества под патронажем вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В 1816 г. было организовано подобное общество и в Москве. В задачи обществ входили организация массовой вакцинации против оспы, лечения на дому, медицинской помощи в приютах и родильных домах, в тюрьмах и исправительных домах, благоустройство больниц.

Помимо обществ, организацией здравоохранения занялось и государство: в 1803 г. при Министерстве полиции был создан Медицинский совет. Совместно с приказами общественного призрения и губернскими медицинскими советами он начал разворачивать сеть больниц и приютов для инвалидов и сирот.

В 1804 году в Москве было создано Физико-медицинское общество, в задачи которого входили ведение метеорологических наблюдений, статистики заболеваний, рождаемости и смертности в Москве, изучение профессиональных заболеваний.

В 1810 году Медицинский совет передали из ведения Министерства полиции в Министерство народного просвещения. Затем в 1811—1822 гг. параллельно работали два общегосударственных Медицинских совета: при Министерстве полиции (с 1819 г. Министерство внутренних дел), а другой — при Министерстве народного просвещения, а с 1822 г. продолжил работу только первый.

В 1823 году начал издаваться первый в России научный «Военно-медицинский журнал».

Юридическая база общественного здравоохранения была прописана в «Своде законов Российской империи» 1833 г., в который вошел и Врачебный устав. Он определил, что главной задачей здравоохранения является противодействие эпидемиям, а регулирует это медицинская полиция. Таким образом зародившаяся в конце XVIII века как военная дисциплина, эпидемиология к началу XX века превратилась в самостоятельную науку. Соответствующая специальность появилась в Военно-медицинской академии, где в 1894 г. была создана кафедра заразных болезней и медицинской бактериологии. Идея приоритета санитарно-профилактической работы в 1870-е гг. стала популярной среди земских медиков.

На рубеже XVIII—XIX вв. общее количество врачей в Российской империи увеличилось с 1500 до 8072. В 1846 г. треть из них работали в армии и флоте.

Одним из направлений реформ Императора Александра II было развитие земской медицины. Её задачей было обеспечить доступность здравоохранения всему населению страны и сотрудничать с фабрично-заводской медициной, которая стала создаваться с 1866 г. После эпидемии холеры, охватившей в 1865 году промышленные города, Комитет министров по ходатайству московского генерал-губернатора 26 августа 1866 года принял Положение об организации стационаров на предприятиях, где было занято свыше 1000 рабочих, из расчета одна больничная койка на сто рабочих. Владельцев промышленных предприятий обязали содержать больницы и амбулатории: согласно статье 107 Устава о промышленности запрещалось брать с рабочих плату за медицинскую помощь, а также лекарства, уход во время болезни, обеспечение санитарно-гигиенических условий.

Затем в семи крупных промышленных центрах империи был введен обязательный городской сбор на здравоохранение и таким образом они были исключены из юрисдикции Положения 1866 года. Это касалось Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Иваново-Вознесенска, Лодзи, Харькова и Варшавы.

При Императоре Николае II народное здравоохранение реально стало общедоступным. Была создана не имевшая аналогов в мире система участковых врачей и сложилась трехзвенная структура медицинской помощи населению: врачебный участок, уездная и губернская больница. Лечение в этих медицинских учреждениях было безплатным.

Быстро расширялся охват населения медицинской помощью: если в 1901 году ее получили 49 млн человек, то в 1907-м, — 69 млн, в 1910-м — 86 млн и в 1913-м — 98 млн. Это привело к снижению общей смертности с 29.4 на тысячу жителей в 1906—1911 годах до 25 в 1912-м.

При этом пришлось преодолеть сложности организации здравоохранения для 94,244 млн человек, живших в основном в деревнях на территории, которая только в Европейской России охватывала почти 4 млн кв.км. (для сравнения: по состоянию на 1900 г. 41,5 млн англичан, из которых большинство было горожанами, проживали на территории площадью 240 579 кв. км).

Главной задачей общественного здоровья по-прежнему оставалось противодействие эпидемиям, для чего 11 января 1897 года Николай II утвердил Особую комиссию о мерах предупреждения и борьбы с чумой во главе с принцем А.П. Ольденбургским.

Чтобы стандартизировать медицинскую помощь, была создана Междуведомственная комиссия для пересмотра врачебно-санитарного законодательства под председательством почётного лейб-хирурга академика Г.Е. Рейна. Эти и другие санитарно-эпидемиологические меры помогли снизить смертность от инфекционных заболеваний в 1,6 раза: с 587 тысяч человек в 1891—1895 годах до 372 тысяч человек с 1911 по 1914 г.

В 1897 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Женский медицинский институт, чтобы обезпечить кадрами в первую очередь сельские и национальные регионы, где женщины нередко стеснялись обращаться за помощью к врачам-мужчинам. Обладательницы медицинского диплома также работали акушерками и медсестрами, участвовали в создании яслей.

В начале XX века русская медицина получила международное признание: физиолог И.П. Павлов (1904 г.) и микробиолог И.И. Мечников (1908 г.) были удостоены Нобелевских премий. Русские ученые провели новаторские исследования структуры мозга, стояли у истоков новых областей медицины: судебной психиатрии, гинекологии и гигиены, были основоположниками электрофизиологии и электрокардиографии. В стране издавалось 150 научных медицинских журналов.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250977991

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.