Лишь на этой основе можно подумать и о концепции российской внешней политики: как должно вести себя в нынешнем мире двойных стандартов честное государство, каким мы хотим видеть Россию?
Нередко из всего русского опыта XIX-XX вв. делается и такой вывод: наша внешняя политика должна быть столь же эгоистичной, как западная, иначе Россия своей честностью заведомо ставит себя в проигрышную позицию (что не раз случалось в русской истории). Однако, с православной точки зрения, вопрос надо ставить иначе, начиная с самого определения внешней политики.
Она не может быть автономной сферой, где действуют особые нравственные законы, ибо ничто не может ускользнуть от Божьего суда. Как часть государственной деятельности, она должна строиться на тех же принципах, что и все православное государство, и подчиняться его целям. Цель же православного государства - создавать своим гражданам наиболее благоприятные условия для достойного прохождения через земную жизнь и спасения к жизни вечной в Царствии Божием. В отличие от секулярной власти, православная власть расширяет масштаб своей задачи за пределы забот материального мира, беря критерием предназначение человека как бессмертного существа, созданного по образу и подобию Божию. И чем выше должность деятеля в системе православной власти, тем больше его ответственность перед Богом, тем необходимее ему соизмерять свою деятельность со смыслом истории, на ход которой он призван влиять.
Это достигается на принципе 'симфонии' двух властей: государственной и церковной, каждая из которых служит той же цели своими средствами: Церковь заботится о правильном воспитании человеческих душ в их внутренней борьбе со злом, а государство - о защите Церкви и граждан от материальной нужды и внешних сил зла, при необходимости и силою оружия. Ведь христианство призывает к смирению лишь перед личными врагами, но не перед врагами Божиими. Однако в неправославной и в православной политике это оружие используется для разных целей: если в первом случае -для защиты и умножения своих преходящих земных богатств (в этом случае власть - лишь одно из них), то во втором - для защиты вечных богатств и святынь духовных (и таковая власть сама освящается ими).
Как могла бы, скажем, православная Церковь благословить ограбление других народов, если это, давая материальную добычу, подрывало бы смысл православного государства и наносило бы духовный ущерб участникам таких деяний? Поэтому и не было в русском освоении новых земель ничего подобного тому, что творили на других континентах европейцы. Очень символичный плод их права сильного - "христианская" Америка, уникальное геополитическое явление, трагически связавшее судьбы трех континентов: эта благодатная земля была захвачена европейцами путем коварного истребления многомиллионного коренного населения и обустроена трудом десятков миллионов отловленных в Африке черных рабов.
Россия (православная) же расширялась не для захвата чужого добра, а в сопротивлении постоянным внешним угрозам: степняки, крестоносцы, татары и набеги остатков орды, экспансия католической Польши и мусульманской Турции, шведы, антирусские интриги Англии на Кавказе и в Азии... При этом Россия (православная) за редкими исключениями (ошибки и своеволие чиновников не искоренимы ни в одном государстве) свидетельствовала другим народам об истинном христианстве. В отличие от западных государств, рассматривавших туземцев как материал для эксплуатации, Россия делала всех их равными себе, ибо видела во всех образ и подобие Божие, стремилась приобщить их к Православию, вбирая при этом и от них полезное в свою культуру и быт. Нередко она спасала малые народы от уничтожения агрессивными соседями. При этом русский народ сам нес главные тяготы государственных забот, освобождая окраинные народы от воинской повинности и предоставляя им полную культурно-религиозную автономию' В результате дореволюционная православная Россия бережно сохранила все малые народности Сибири: сравним их судьбу с такими же племенами Америки... (До сих пор православные индейцы на Аляске хранят добрую память о русских, несмотря на ее очернение...)
Это иное духовное содержание Российской империи обусловило и ее геополитическую аномалию: глядя на карту земли, мы не можем не почувствовать в коренной евразийской громадности России какую-то причину, которой не было у других народов с их заморскими колониями, ибо эту многонациональную (не перемолотую ассимиляцией!) территорию нельзя было удержать только силой, но и незнакомым западному колонизатору покровительством и добрососедством...
Однако, не понимая православную Россию духовно. Запад всегда судил о ней по своему подобию, и, глядя на ту же карту Российской империи, все западное общество - и политики, и ученые, и обыватели - инстинктивно предполагало в русском размахе столь же грабительскую колонизацию, какую проводило само... По сей день этим сознательно пользуются недоброжелатели России. Так, ведущий стратег западной политики, бывший советник по национальной безопасности президента США 3. Бжезинский в своей книге 'Великая шахматная доска' (о ней подробнее скажем далее) утверждает, что:
- 'прибалтийские государства находились под контролем России с 1700-х гг.' (хотя тогда таких "государств" не было, а тамошние племена, наподобие исчезнувших пруссов, подвергались немецкой и шведской ассимиляции, от которой их спасла и сохранила Российская империя, заплатив Швеции за ее территориториальные уступки 2 млн. ефимков по Ништадтскому миру 1721 г.);
- в XVIII в. Россия "захватила" татарский Крым (однако замалчивается, что до оккупации полуострова работорговцами-татарами там было древнерусское княжество);
- тогда же на Кавказе Россия якобы "подавила" Армению и Грузию (замалчивается, что вхождение в православную империю было их добровольным выбором и подлинным спасением от турецкой резни) и т. п.
Подобные подтасовки, рассчитанные на невежество 'мировой общественности', постоянно используются в западном арсенале антирусской пропаганды. При этом Бжезинский, разумеется, не обмолвился ни о кровавой истории возникновения Америки, ни о том, что сами США захватили у других государств Флориду, Техас, Новую Мексику, Калифорнию... В отношении же Европы напомним ему хотя бы мнение известного западного историка А. Тойнби:
'На Западе бытует понятие, что Россия - агрессор, и если смотреть на нее нашими глазами, то все внешние признаки налицо. Мы видим, как в XVIII в. при разделе Польши Россия поглотила львиную долю территории; в XIX в. она угнетатель Польши и Финляндии... На взгляд русских, все обстоит ровно наоборот. Русские считают себя жертвой непрекращающейся агрессии Запада, и, пожалуй, в длительной исторической перспективе для такого взгляда есть больше оснований, чем нам бы хотелось. Сторонний наблюдатель, если бы таковой существовал, сказал бы, что победы русских над шведами и поляками в XVIII в. - это лишь контрнаступление... В XIV в. лучшая часть исконно российской территории -почти вся Белоруссия и Украина - была оторвана от русского православного христианства и присоединена к западному христианству после завоевания этих земель литовцами и поляками... (Польские завоевания исконной русской территории в Галиции были возвращены России лишь в последней фазе мировой войны 1939-1945 гг.)'. Затем Тойнби перечисляет все последующие агрессии против России: польскую, шведскую, французскую, немецкую и т.д. 'Верно, что и русские армии воевали на западных землях, однако они всегда приходили как союзники одной из западных стран в их бесконечных семейных ссорах. Хроники вековой борьбы между двумя ветвями христианства, пожалуй, действительно отражают, что русские оказывались жертвами агрессии, а люди Запада - агрессорами значительно чаще, чем наоборот. Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей упрямой приверженности чуждой цивилизации...' ('Цивилизация перед судом истории').
Заметим также, что Финляндия не имела своей государственности до включения в Российскую империю (1809), а в составе России она была автономным государственным образованием со своими правительством, сеймом, конституцией, а затем и денежной системой. И Польша, присоединенная к России в 1815 г. решением Венского конгресса, получила конституцию, автономию (Царство Польское), и лишь ее революционное антимонархическое бунтарство привело к ограничению ее прав.
При этом Россия неоднократно пыталась вносить в международную политику принцип братства, справедливости, ограничивая этим право сильного: характерны тут и 'Священный Союз' Александра I (1815 г.) и созыв по инициативе Государя Николая II первой в истории международной конференции по разоружению (1899 г.). Честные западные ученые, как итальянский проф. Г. Ферреро, с уважением признавали, что в XIX в. Россия была стабилизирующей силой в Европе.
Таким образом. Российская империя отличалась от колониальных иным духовным содержанием. Получив Православие от Византийского царства (Второго Рима), после его сокрушения турецкой ордой Россия стала Третьим Римом - преемственным прообразом справедливого вселенского царства истории для совместного служения народов Божию замыслу и для сопротивления богопротивным силам зла - ради возрастания к Царству Небесному. В этом суть российской геополической аномалии. Силы же зла, как об этом раскрыто в Священном Писании, стремятся увлечь человечество для служения им в безбожном царстве земном, на что сатана соблазнял Христа в пустыне. Но торжество сатанинской 'тайны беззакония' и воцарение антихриста произойдет лишь тогда, сказал апостол Павел (2 Фес. 2: 3-8), когда в мире не станет 'удерживающего'. Таким Удерживающим и стала православная государственность во главе с Царем, Помазанником Божиим.
В полемике, можно ли считать Запад тоже христианским, мы как-то предложили такую формулу: обе эти цивилизации были по происхождению христианскими, но русская цивилизация стала христианской 'удерживающей', западная же - христианской 'апостасийной' (энтропийной, саморазрушительной) цивилизацией, демонстрирующей отход от Истины и созревание в себе той самой 'тайны беззакония', о которой говорил апостол Павел. В противоборстве этих двух цивилизаций и состоит содержание христианской истории. [Подробнее см.: 'Смысл истории и тайна России'. ]
Запад пошел по пути соблазна царства земного. В Европе этот процесс еще тормозился консервативной христианской традицией, но на американском континенте из осколков разных народов создано всемирное обезличенное стадо - пробраз бездуховного царства антихриста. Вот в чем заключается смысл противостояния геополитических аномалий Америки и России, который в итоге событий всего XX в. оказался предельно обнажен для православного человека. И именно Америка, имеющая такой нравственный 'генетический фонд', к тому же единственное государство, использовавшее атомное оружие против мирного населения, претендует сегодня быть судьей для всего мира и носителем 'общечеловеческих ценностей демократии'...
Демократию, если ее понимать как систему народного самоуправления, российская монархия имела гораздо раньше Запада, естественно выраставшую снизу вверх, от сельских сходов до всесословного Всероссийского Земского Собора. Русская соборная демократия ставила себе целью совместное искание единой Божьей истины и служение ей. Тогда как важнейшим признаком западной "демократии", навязываемой сверху вниз в виде партий, стала подмена единой Истины 'плюрализмом' - размыванием границы между добром и злом. В таком обществе главной властью становится "истина" закулисных деньгодателей, которые поэтому и стремятся к распространению своей бездуховной "демократии" на весь мир.
Именно удерживающим аспектом русской цивилизации и объяснялась ненависть к нам антихристианской 'мировой закулисы': эта финансовая олигархия видела в России главное препятствие своему мировому господству. Поэтому страны Антанты финансировали все революционные партии и предали свою союзницу-Россию в Первой мировой войне, поощрив масонский Февраль; затем предали Белое движение в гражданской, ибо большевики Западу были выгоднее. Далее, в годы жесточайших репрессий, демократии обеспечили индустриализацию "прогрессивного" СССР, чтобы использовать его против "реакционного" фашизма. После Второй мировой войны выдали в СССР на расправу миллионы антикоммунистов...
Изначально коммунистический режим был попыткой, инициированной той же 'мировой закулисой' в среде 'полезных идиотов', создать столь же обезличенное всемирное стадо, как на Западе, но не из свободных и сытых буржуа, а из дисциплинированных пролетариев. При этом главный удар интернационалистов-большевиков был направлен против Православия и традиций русского народа; позже 'красная империя' для своего расширения стремилась использовать лишь его обездуховленное тело. Однако побудить русский народ к агрессивной экспансии против всего мира было невозможно материальными выгодами, а только обманной марксистской идеей всеобщей справедливости на земле; это понимал даже немецкий философ В. Шубарт ('Европа и душа Востока'). Так большевики злоупотребили чувством вселенской духовной ответственности русского человека для утверждения бездуховного интернационализма.
При этом коммунистическая система традиционно возложила на стержневой народ и главные тяготы своей всемирной утопии, заставив великороссов, малороссов и белорусов быть донорами для окраинных народностей, создавая у них с нуля современную инфраструктуру. Огромные средства по той же идеологической причине направлялись в страны Третьего мира. Это была небывалая эксплуатация самого русского народа ради распространения марксистской идеологии на другие народы с таким же стиранием их национальных традиций; но и она велась коммунистами 'бескорыстно', ради псевдомессианской идеи 'освобождения мира от социального зла', а не ради выгоды, как это делал в своих колониях Запад.
Советский период, конечно, затемнил суть подлинно русской политики и позволил врагам России отождествить русскую и советскую экспансию, имевшие разную природу. Это стало для Запада удобным оправданием в глазах собственного населения начавшейся 'холодной войны'. Ведь до тех пор, оправдывая западную поддержку большевикам, их эксперимент называли на Западе "прогрессивным", и быстро перестроиться на борьбу именно против коммунизма было непросто. Коммунизм обвинили в обрусении, и такое оправдание нашло благоприятную почву в старой антирусской пропаганде Запада.
Так, лишь в конце 1940-х гг. Запад стал 'целиться в коммунизм', сочтя, что его национальная мутация и возросшее влияние в мире делают окрепший СССР врагом. Однако это была борьба не столько против СССР, сколько против его возможного превращения в историческое Российское государство. Это было видно из принятого в 1959 г. закона PL 86-90, в котором США официально обязались поддерживать все антирусские сепаратизмы. Еще нагляднее это утверждает секретная директива 20/1 Совета национальной безопасности США от 18.8.1948, в которой предусматривалось предельное экономическое ослабление и расчленение СССР 'независимо от идеологической основы любого' посткоммунистического режима, даже если он 'будет воздавать хвалу демократии и либерализму' (Т. Этцолд и Дж. Левис. 'Сдерживание. Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950', Нью-Йорк, 1978). Это и было реализовано в годы крушения коммунистической системы (см.: Швейцер П. 'Победа', Минск, 1995)...
+ + +
Таким образом, внешняя политика государства есть, с одной стороны, внешняя защита своей государственности. Но, с другой - это проявление духа и смысла своей государственности вовне, что происходит вне политического расчета как естественное дыхание всей национальной культуры. В истории Запада, России и СССР мы воочию видим, как в их внешней политике по-разному проявлялась именно суть этих государственностей с разным духовным содержанием.
Поэтому подлинно российской можно назвать лишь ту внешнюю политику, которая осознает наш народ как нечто большее, чем сумма потребителей; которая увидит в нем соборную личность и станет выразителем не только материальных интересов, но и духа нашего народа, всех его поколений, создавших историческую Россию. Только такая внешняя политика найдет и адекватные средства для отпора нынешним врагам, включая оправданное применение силы и понимая, что защищает этим не супермаркеты и банковские сейфы, а смысл жизни каждого своего гражданина и выполняет всемирную роль Удерживающего. (Этим и русское православное воинство всегда отличалось от всех остальных армий.)
Такая принципиальная внешняя политика даст России несомненный авторитет среди той части человечества, которая еще не утратила чувства справедливости; этим наша страна обретет своих подлинных союзников во всем мире и даже в части западного населения. Разумеется, мы не можем претендовать на переделку несовершенной природы земного мира и искоренение в нем зла - это было бы утопией. Но Россия может поддерживать свет Истины в нем, не допуская всемирного торжества зла под маской добра. Такую внешнюю политику можно сравнить с известными словами в Евангелии: 'И свет во тьме светит, и тьма не объяла его' (Ин. 1: 5).
Наверное, неспроста в Евангелии говорится и о том, что пред Божиим Судом предстанут не только отдельные люди, но и 'все народы' (Мф. 25: 32); возможно, Господь будет их тоже судить как деятелей истории - как они выполняли Его Заветы в своем воздействии на мир и в отношении к другим... Лишь в этом масштабе имеет смысл рассматривать и проблемы современной российской внешней политики, даже если ее нынешние носители все еще не подозревают о нем.