Издательство Русская Идея Издательство Русская Идея Движение ЖБСИ



Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Календарь «Святая Русь»

Собор Русской Православной Церкви в Москве предал анафеме сторонников старого обряда, официально оформив церковный раскол в России


13.05.1667 (26.05). - Собор Русской Православной Церкви в Москве предал анафеме сторонников старого обряда, официально оформив церковный раскол в России

 

Трагедия церковного раскола

Раскол обычно связывают с исправлением богослужебных книг. Но эту причину можно было уврачевать. Раскол разросся потому, что на него повлияли иные силы. В частности, эгоистичное боярство использовало старообрядцев в борьбе против требовательного Патриарха Никона и придало им силу.

Исправление ошибок в церковных книгах было необходимо, ибо встречались даже безсмыслицы, возникшие при небрежной переписке. Это важное дело было начато еще предшественниками Никона в связи с началом массового книгопечатания (чтобы не размножать ошибки), и сам патриарх действовал вполне осмотрительно: через длительное изучение проблемы, ее рассмотрение Собором 1654 г.

Но замах приглашенных из Киева и Греции правщиков оказался бóльшим, чем требовалось: они из подражательства поздним греческим обычаям начали исправлять те древние формы Православия, которые ранее были заимствованы Русью у тех же греков и не нуждались в исправлении: двоеперстие (изображенное и на иконах), направление крестных ходов посолонь и т.п. В приезжих правщиках москвичи чувствовали и западное влияние, и высокомерие, – что, в свою очередь, сталкивалось с узостью и невежеством русских противников любой правки. Их подозрительность питалась недоверием к Флорентийской и Брестской униям, затронувшим именно греков и малороссов: а вдруг готовится подобное предательство и в Москве?..

Однако у Никона потребность в исправлениях исходила из стремления Москвы как единственного, вселенского православного Царства упорядочить богослужение всего православного міра. Ибо разночтения в книгах уже вызвали волнения на Афоне; в только что воссоединившейся Малороссии также был новый обряд. И восточные Патриархи побуждали к этому, напоминая древние пророчества о том, что русским предстоит освободить от мусульман Царьград.

И в сравнении с национальной гордостью старообрядцев, духовное величие Никона проявилось в том, что «он отверг формы национального русского благочестия как высший критерий истинности и истину вселенскую предпочел при всей своей горячей любви к родине. Он мыслил Русскую Церковь... в единении с прочими Поместными Церквами, как часть целого, но старался возвысить эту часть до того, чтобы она на деле, а не по старообрядческому самомнению, была светочем, озаряющим и все другие, и Москва как Третий Рим стала действительной столицей Православия, не только по унаследованному титулу», – писал М.В. Зызыкин. Вот почему Никон настаивал на исправлении книг, что было частью его большого плана православного просвещения, устройства школ, массового книгопечатания для утверждения Третьего Рима.

Вина Патриарха Никона, не владевшего греческим языком, состояла в излишнем доверии к грекам и в требовании безпрекословного послушания, без терпеливого переубеждения несогласных. Однако не с Никоном, а с его преемниками надо связывать преследования старообрядцев. Раскол набрал силу после ухода с патриаршей кафедры Никона, уже шедшего на уступки старому обряду. Да и еще на Соборе 1666 г. русские архиереи пришли к верному мнению, что, утверждая новый обряд, не следует объявлять еретическим старый, постепенно он и сам отомрет, ибо разногласия несущественны.

Собор же 1667 г. далеко превзошел никоновскую нетактичность, объявив старый обряд "еретическим" и решив наказать "еретиков" гражданскими казнями, – чем и закрепил раскол официально, надев на него мученический венец... В столь катастрофическом решении главную роль сыграли Патриархи Александрийский и Антиохийский. Желая оправдать в глазах Константинополя свою не одобренную поездку в Москву, они приложили все усилия, чтобы принизить самостоятельное значение Москвы как Третьего Рима и восстановить пошатнувшийся авторитет греков. Менее образованные русские подчинились...

Петровские реформы сильно ударили по Церкви, и старообрядцы тем более не вписывались в новую западническую модель, вызывая в светском обществе непонимание и раздражение. Расхожее светское мнение стало считать их "мужиками" и "невеждами". Они в свою очередь с гораздо большим основанием сочли Петра I антихристом. И хотя в XVIII веке их уже не преследовали, их уделом было все большее удаление на северо-восточные окраины империи. Между тем, огромен вклад, который даже после раскола внесли старообрядцы в русскую историю и культуру. Со старообрядчеством связано хозяйственное освоение окраинных районов России и Сибири, развитие торговли и промышленности, сохранение старинных икон и книг, продолжение древних традиций в иконописании, медном литье, искусстве письма и оформлении книги.

В результате раскола оказался утрачен абсолютный авторитет и Царя и церковной иерархии в глазах огромной части народа; в нем возникла рознь уже в связи с толкованием самого русского религиозного призвания – Москвы как Третьего Рима. Ведь решения Собора 1667 г. фактически признали высшим действующим авторитетом Второй Рим, хотя и порабощенный турками.

Доведение проблемы до этого национально-сущностного уровня, как и последовавшие казни (см.: протопоп Аввакум), стало главной причиной фанатичного сопротивления староверов, неправомерно отвергших в свою очередь официальную Церковь и ее таинства как "антихристовы", что вылилось позже в массовые самосожжения... Это было уже нервным срывом той части русских людей, которые были преждевременно спровоцированы на восстание против антихриста; они не выдержали накала вселенской драмы истории задолго до ее завершения. Так от церковной и общественной жизни России и от дальнейшей борьбы за ее православную государственность оказалась отстранена наиболее стойкая и верная идее Святой Руси часть русского народа (около четверти!) – ее впоследствии очень не хватало...

ПС. Еще напомню тут из статьи о протопопе Аввакуме, что ожесточенные споры о правильности двоеперстия или троеперстия были лишь данью особенностям разных исторических эпох, но богословски не противоречили друг другу. Вот как историк Церкви Н.Ф. Каптерев объяснял смысл того и другого обычая.

«Почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении заменили потом у себя (не позже начала IX века) двоеперстием – понятно. Когда появилась ересь монофизитов, то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия...

Борьбою и постоянным совместным жительством с монофизитами объясняется и то обстоятельство, почему двоеперстие так долго держалось в Константинопольской церкви, и потом между сирийскими православными христианами, и почему троеперстие, эта, по-видимому, самая естественная для христианина форма перстосложения, могло сделаться в греческой церкви господствующим обычаем только в позднейшее время, когда уже окончательно прекратилась борьба с монофизитством...

Если появление двоеперстия и продолжительность его существования в православной греческой церкви зависело исключительно от монофизитства, только во время борьбы с ним имело свой особый смысл и значение, то, как скоро борьба с монофизитством прекратилась, греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ, и в двоеперстии видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения, – заменила у себя двоеперстие более естественным и свойственным каждому христианину, помимо вероисповедных его особенностей, троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства – учение о святой Троице. Эта перемена у греков перстосложения в крестном знамении – из двоеперстия в троеперстие произошла, как можно думать, в конце XII века и продолжалась до конца XIII-го, когда оно у них сделалось наконец господствующим...» (Каптерев Н.Ф. История перстосложения).

М.Н.

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=25052601


К 350-ЛЕТИЮ
Раскол обычно связывают с исправлением богослужебных книг. Но эту причину можно было уврачевать. Раскол разросся потому, что на него повлияли иные силы. В частности, эгоистичное боярство использовало старообрядцев в борьбе против требовательного Патриарха Никона и придало им силу. Это стало нервным срывом той части русских людей, которые были преж">
 просмотров: 11307
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:


Максимка Иустине.2017-06-04
 
Цитата: -... а как быть со всеми святыми до 17 века, которые знаменовались двуперстием? Они, по вашему, невежды? Конец цитаты. Прошу Вас, не будьте голословны и укажите точнее о каких святых до 17-го века и участниках Стоглава идет речь? Считаю, что до 17-го века (как и поныне) Русь спасалась ВЕРОЮ, А НЕ ДВУПЕРСТИЕМ. Замечаете разницу? Церковь учит нас, что Дух животворит, а буква мертвит. Можно абсолютно придерживаться букве и при этом быть абсолютно чуждыми Духу. Как теже фарисеи. Дух дышит там, где хочет. Но Дух не сходит на помои. Вопрос сложным был и остается. Стоглав не входит в КНИГУ ПРАВИЛ. Меня еще и в проекте не было, а св. отцы уже приняли решение по этому вопросу. Я-человек ничтожный, но многогрешный, могу ли что-либо противопоставить св. отцам нашим? Поверьте, не хочу Вас обидеть. Вся последующая история Церкви подтверждает то, что Господь Дух Святый не оставил официальную Церковь и до сего дня. Как это и обещал Спаситель. Но... Особняком сейчас стоят поминающие темнейшего патриарха, не изжившие ереси имяборчества, сергианства, обновленчества, папизма, а теперь еще и экуменизма... Мы дожили до страшных времен. В своем опыте толкования апокалипсиса о. Андрей Горбунов пишет, что в последние времена врядли спасутся из монашества 1 из ста, а в мiру-1 из 10.000. Жатва уже идет. Вопрос стояния в Истине актуален как никогда. В вопросах веры не может быть компромиссов. Тема эта довольно обширна и не годится для коротких комментариев. Если Вы действительно желаете разобраться, то нужно проявлять самостоятельную инициативу. Нужно в каких-то случаях переступить через себя в угоду истине. От моего личного мнения Ваше лично спасение зависит очень мало. Спасение -дело индивидуальное. Но возможное только в Церкви. Да осилит дорогу идущий. Бог в помощь.

 
Иустина2017-06-04
 
Вы сами обходите стороной Стоглавый Собор. Что он для вас? Как вы относитесь к Святым отцам, которые участвовали в нем? Или как в Евангелии сказал Христос устами фарисеев: "Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он". Патриарх Никон на вопрос о Столавом Соборе ответил, что святые отцы - невежды. И вся 700-летняя история Святой Руси от Крещения - невежды? Вы назвали много имён святых в своё оправдание за гонения, а как быть со всеми святыми до 17 века, которые знаменовались двуперстием? Они, по вашему, невежды?

 
Максимка-Иустине2017-06-03
 
Вы полагаете, что истина на Вашей стороне. Вопреки св. отцам нашим: Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому, Игнатию Брянчанинову, Феофану Затворнику, Паисию Величковскому, Димитрию Ростовскиому и т.д. И вопреки соборному непреложному решению о том, ЧТО СТАРООБРЯДЦЫ СУТЬ ЕРЕТИКИ,РАСКОЛЬНИКИ И ОТСТУПНИКИ. Так и оставайтесь со своим мнением. Оставайтесь. Никто у Вас его не отнимает. Или оставьте данный вопрос на суды Божии. Чего Вам не хватает? Оставайтесь "самыми-самыми". Оставайтесь "истинными". Но Вам этого мало. Как тому, известному этносу, в вопросе ЛОХОКОСТА. Вам нужно ПРИЗНАНИЕ, ЛАВРЫ И ВЕНЦЫ от Церкви Христовой. А вот этого-не дождетесь никогда. Аппелируя к сборищам содомита и криптокатолика Никодима Ротова, Страгородского и иже с ними, лишний раз показываете, что подобное притягивается к подобному. Обоснование для старообрядцев-спецов по гарям/самосожжениям, врагам и предателям монархии, богохульникам и наследникам Аввакума уже приводились здесь мною многократно со ссылками на первоисточники, которые назойливая Иустиния постоянно обходит стороной. Повторяться не буду. Ибо читатели сочтут, что я держу Вас за неадеквата и невменяемого человека. Переливать из пустого в порожнее и повторяться многократно, когда твоими доводами пренебрегают, становится несколько утомительно. Оставайтесь с "отцовской верой", мы же предпочитаем оставаться с верой в Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и в Церкви Его. В той Церкви, что и ворота адовы не одолеют. Спаси Господи, люди Твоя. Слава Богу за все.

 
Ярополк Михеев2017-06-02
 
Раскол не был вызван церковными вопросами. при обсуждении правильности старообрадческих обрядов три зарубежных патриарха высказались что у старообрядцев не было ни одной канонической погрешности: иерусалимский, антиохийский и александруйский. Четвертый, константинопольский был на полном содержания у царя Алексея Михайловича и воздержался. Все проблема была в политической борьбе двух течений бояр: Морозовых, которые с Димитрия Донского играли первенственное место(на Куликовом поле были убиты 4 боярина Морозовых. При взятии казани играли два двоюродных брата: Константин и Всилий: Один "срубил, то естьпострооил корабли. обучил 250ю000 стрельцов, другой привел и обучил 16.0000 пушкарей и иноземных инженеров, они то сделали подкоп и взяли Казань. Царь иван в 16 лет только сидел в шатре и смотрел.) и Нарышкиных, на дочери которого Царь был женат и любиимца Никиты Высоцкого, ставшего патриархом Никоном. первоначальное исправление книг было начато Морозовыми, но им не дали закончить. Сравните книгу "Tsar and Patriarch" докторскую работу William Palmer. 1830 года,- 8 томов по 1.000 страниц приведением множества оригинальных сточников на 6 языках. Это лучшая работа о старообрядчестве и возникновении раскола в русской церкве. Хомяков и правительствующий синод признали это труд лучшим по этому вопросу.

 
Иустина2017-06-02
 
Я отношусь к единоверческой общине. 350 лет гонений (ваша нагайка, Максимка, не идёт ни в какое сравнение с плахой палача) не смогли отвратить староверов от отцовской Веры. И именно казачество приняло в свои земли гонимых. Почитайте внимательно "Тихий Дон", сколько там казаков-староверов. Ваши угрозы смешны и, как я уже определила, выдают вас как "достойного" сына своих отцов - наследников греха хама. Кто не знает силы слова, размахивает кулаками.

 


Архангел Михаил


распечатать молитву
 

ВСЕ СТАТЬИ КАЛЕНДАРЯ




Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы

Главный редактор: М.В. Назаров, Редакторы: Н.В.Дмитриев, А.О. Овсянников
rusidea.org, info@rusidea.org
Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.