30.06.2007       4

Всех прпп. отцев, во Св. Горе Афонской просиявших. Вторая неделя по Пятидесятнице


13/26.06 (в 2022 г.). - Вторая неделя по Пятидесятнице. Всех прпп. отцев, во Св. Горе Афонской просиявших

Святая гора Афон – частица Святой Руси

Флаг Св. горы Афон

Афон – Святая гора в Эгейском море, известен как центр иноческой жизни для греческого Востока. Есть церковное предание: по жребию, выпавшему на долю Богоматери, Ей предстояло отправиться для Божественной проповеди в Иверию (Грузию). Но явившийся Ей Ангел возвестил, что ей будет дана другая страна в удел.

В это время св. Лазарь, воскрешенный Иисусом Христом, был епископом на Кипре. По просьбе Лазаря, Богородица отправилась навестить его, но буря прибила корабль к Афону. Когда Пресвятая Дева выходила на берег, каменные идолы вдруг завопили: «Люди, обольщенные Апполоном, идите в Климентову пристань и приимите Марию, Матерь Великого Бога Иисуса». Народ повалил на пристань, поклонился Богородице и многие крестились. Богородица пред отъездом сказала:

«Благодать Господа да пребудет на месте сем. Всего будет у них довольно при малом попечении и жизнь небесную они получат и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, а Я буду теплая ходатаица пред Сыном Моим о месте сем и о живущих на нем».

Первая русская обитель на Афоне известна в документах с ХI века – монастырь Успенский (Ксилургу), основанный вскоре после Крещения Руси. Существует предание, что отец русского монашества прп. Антоний Печерский принял постриг именно в этой обители, в соборном храме Успения Божией Матери. Этот монастырь стал истоком развития русского монашества на Афоне.

Первое известное письменное упоминание об этом древнерусском монастыре на Святой Горе относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, стоят подписи игуменов всех святогорских монастырей. Среди них такая надпись: «Γεράσιμος μοναχὸς ἐλέῳΘεοῦ πρεσβύτερος καὶ ἡγούμενος τῆς μονῆς τοῦ ῾Ρῶς μαρτυρῶν ὑπέγραψα ἰδιοχείρως». Переводится она так: «Герасим - монах, милостью Божией пресвитер и игумен монастыря русских. Собственноручная подпись».

Из житийных списков известно, что на Афон преподобный Антоний прибыл еще в юном возрасте (ок. 1000 г.). Уже в 1013 г. он в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы. Побыв немного в Киеве, в 1015 г., вследствие междоусобной смуты после смерти св. князя Владимира и убийства свв. Бориса и Глеба, он снова возвратился на Афон, где подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим - после 1051-го).

По благословению старцев обители, прп. Антоний перенес афонский устав и на Русь, основав по афонскому образцу Киево-Печерскую Свято-Успенскую обитель, которая стала центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. «Господи, да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы и молитва моего отца, который постриг меня», - изрек преподобный Антоний на месте основания Киево-Печерской обители.

В ХII веке Протатом (управлением св. Горы) русским был передан пустовавший монастырь Св. Пантелеймона для обустройства и заселения. Но и в целом Афон имел для русской Церкви очень большое значение: помимо того, что здесь постригся, прп. Антоний; здесь в монастырских библиотеках получили религиозное образование наши иноки, ходившие на Афон (напр., прп. Нил Сорский † 1508). Отсюда специальные переводчики и переписчики снабжали православную Русь рукописными духовными книгами; в ХVIII веке всю жизнь посвятил этому делу знаменитый старец Паисий Величковский. Большое количество чудотворных икон в православном міре имеют своим проихождением Афон.

Накануне революции 1917 г. на Афоне было около тысячи церквей и около 12 000 монахов, из них половина была русскими. Помимо Св.-Пантелеймоновского монастыря, были русские скиты Св. Пророка Илии, Андреевский, Кромица, Новая Фиваида и около 60 русских "келий" (многие из них размерами превосходили нынешние монастыри). В числе крупнейших "келий" – обители Св. Иоанна Златоуста, Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Троицы, Св. Игнатия Богоносца, Св. Николая Чудотворца, Трех Святителей, Св. Георгия, Вознесения Господня, Преображения Господня, Воздвижения Креста Господня, Св. Артемия – с десятками насельников в каждой.

Существовали особые гостиницы для многочисленных русских паломников (15-20 тысяч ежегодно), со всей России стекались туда народные пожертвования. В духовном смысле это была неотъемлемая частица Святой Руси. Но после захвата власти большевиками в 1917 г. греки надолго запретили прием русских иноков на Афон; поэтому обезлюдели и были потеряны русскими упомянутые скиты и келии...

Сейчас на Афоне лишь около двадцати крупных действующих монастырей, немало скитов (монастырей меньшего размера) и отдельных келий. В их числе большой – и теперь единственный – русский монастырь Св. Пантелеймона (Московская Патриархия), имеющий 24 храма. Русский Св.-Ильинский скит, основанный прп. Паисием Величковским в 1757 г. и находившийся в ведении Русской Зарубежной Церкви, был в мае 1992 г. силою захвачен греками и ограблен – за отказ русских иноков поминать Константинопольского патриарха-модерниста.


Св. Ильинский скит на Афоне

Греческие светские власти все больше стремятся к вытеснению с Афона негреческих монахов и уменьшению их общего числа – с целью превращения полуострова в туристический центр.

Сейчас иноков на Святой горе в десять раз меньше, а русских остались единицы... Множество зданий и храмов пустуют и постепенно превращаются в руины... Так на судьбе Афона, частицы Византийской империи, сказалось отсутствие его традиционной покровительницы – российской православной монархии.


Св. гора Афон. Вид с самолёта

Афон и его обитатели

Святая Гора – Афон, есть действительно живой остаток глубокой старины, и в этом отношении – место единственное в своем роде... Там – одно из чистейших воплощений того животворного начала, которое составляет истинную душу русского народа. Афон есть поприще и училище святости, а святой человек есть высший идеал русских людей...

[Начиная с III века, когда первые отшельники удалялись от мирской жизни, ища уединения в пустынных землях Афона, зародилась здесь традиция святогорской монашеской жизни. Единственной целью существования полагалась забота о душе, а мир был отринут как не имеющий никакого значения. Отречение от благ земной цивилизации, сосредоточенность на посте и молитве, соблюдение принципов высокой этики и морали, полное самоотречение ­‒ вот те основы, которые формировали характер афонских монахов. Благодаря им сегодня мы, миряне, можем пользоваться неизменным гостеприимством и доброжелательностью святогорских старцев.]

Афонские отцы знамениты своею любезностию и радушием, и самое приятное то, что вы скоро чувствуете, до какой степени они в этом естественны. Вежливость монаха имеет глубокую и твердую основу – искреннее смирение; промах в обращении с людьми скорее сделает мірской человек, никогда не бывающий вполне свободным от гордости житейской...

Эта удивительная тишина – прямое отражение и выражение душевного міра – поразила меня в первый день, а потом пленяла все больше и больше... Особенно любил я всенощные с теми переменами в освещении, в пении и чтении, которые на Афоне производятся с такою выразительностью и красотою... Тут каждое слово произносится отчетливо; тут никто не торопится, и каждый поет и читает не для других, а прежде всего для себя; совершается серьезнейшее дело в жизни этих людей... Они живут в церкви, на молитве, остальное их время и другие дела совершенно незначительны в сравнении с этим делом...

И вот уже тысяча лет, как восемь или десять тысяч этих монахов совершают эти непрерывные молитвы, которых я был очевидцем...

(Н.Н. Страхов, посетивший Афон в ХIХ в.)

+ + +

Согласно преданию, судьба святого Афона связана с пребыванием на ней Иверской иконы Божией Матери, явившейся на Афон старцу Иверской обители в эпоху иконоборчества в IХ веке. Икона не пожелала находиться в алтаре храма и сама выбрала себе место над вратами обители, над которыми был позже построен храм. С тех пор икона-Вратарница по имени обители называется Иверской. С иконой связано множество чудес; кроме того в одном из явлений монахам Божия Матерь сказала: «Пока Моя икона будет находиться в Иверском монастыре, ничего не бойтесь, живите в своих келиях; когда же изыду из монастыря Иверского, пусть каждый берет свою суму и идет, куда знает», ибо это будут последние времена... (См.: Преподобный Нилъ Мѵроточивый и его пророчества о послѣднихъ судьбахъ нашего міра.)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/26060611

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 4 комментария
  1. blank Владимир Болтунов:

    Гора Афон,Гора большая,
    На ней лежат ступени рая,
    Там от земли и до Небес,
    Сияет Православный Крест!

    (Стихи.ру)

  2. blank МВН:

    Поскольку первое известное письменное упоминание об этом древнерусском монастыре на Святой Горе относится к 1016 году (см. в статье), в 2016 г. будет праздноваться 1000-летие русского присутствия на св. Горе Афон. На Афоне и в Москве намечено на конец мая.

  3. blank Владимир Рыбаков:

    Страна не может быть святой.

  4. В Греции находятся две важнейшие для православного мира святыни: это монастыри Метеор и монашеская республика Афон. Первые, в связи с их удивительным расположением и невероятной красотой, давно уже стали одним из самых популярных направлений массового туризма в Греции. Что же касается Святой Горы Афон — это место сложно назвать туристическим.
    Единственная в мире монашеская республика вот уже более тысячи лет живет по собственным правилам. Это земной удел Пресвятой Богородицы, где она правит безраздельно, а потому на Афон не пускают женщин. Мужчинам же для въезда необходимо особое разрешение. И все же побывать здесь хотя бы раз в жизни стоит каждому православному христианину.
    Попасть на Афон можно, приняв участие в паломнической программе или заехав самостоятельно. В любом случае, для этого необходимо оформить Шенгенскую визу в Грецию и особую визу на Афон — Диамонитирион. Последний выдается в официальном представительстве Афона в г. Урануполи. Удобнее всего будет добраться самолетом до г. Салоники, а оттуда — на автобусе или трансфере — до г. Урануполи, откуда ходят паромы и лодки-такси на Афон.
    Паломничество на Святую Гору требует не только специальных приготовлений, но и особой духовной подготовки. Наградой же паломнику послужит уникальный опыт посещения важнейших святынь православного мира и общения с просвещенными старцами. Здесь, вдали от мирской жизни, легко забыть о земном и сосредоточиться на духовном, сердцем приблизиться к Богу и укрепить свою веру.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.