30.12.1563 (12.01). – Преставился свт. Макарий, выдающийся первоиерарх Русской Церкви
Мудрость свт. Макария
Свт. Макарий († 1563) – великий первоиерарх Русской Церкви, духовный объединитель Русской земли. Он стал Московским митрополитом в 1542 г., в самом начале правления Царя Иоанна IV Васильевича. Величайшей заслугой святителя, безпредельно преданного Православию, Отечеству и молодому Государю, было указание юному Иоанну великих задач, лежащих на московских правителях. По его мудрому совету Иоанн стал первым русским Царем, который венчался на царство, что в период разгула боярской распри спасло от крушения трон и Московское самодержавие. К этому времени Царьград был захвачен турками и значение Третьего Рима переходило к Москве, а московский Государь становился верховным охранителем единой истинной православной веры.
Созванные митр. Макарием Церковные соборы 1547 и 1549 гг. прославили 39 новых русских святых, некоторые из них до того почитались только местно. В это время было написано много служб и житий русским подвижникам, чем совершалось духовное воспитание и возрастание русского народа. Митрополит Макарий и сам отличался высотой духовной жизни, аскетизмом и благочестием. В 1551 г. состоялся Церковный собор, или "Стоглав", названный так по числу глав, отражающих его решения. Они были направлены на улучшение положения Церкви, а также на поднятие нравственности прихожан.
При Макарии была открыта первая типография в Москве для печатания священных книг; созданы подробные Жития всех русских святых ("Великая книга Минеи-Четьи"); написана "Степенная книга", в которой последовательно, по степеням, изложено государствование всех русских Великих Князей с древнейших времен; предпринято составление большой, так называемой ныне Никоновской летописи; начался расцвет русской живописи: составленный по инициативе митрополита 10-томный "Лицевой летописный свод" содержит до 16 тысяч миниатюр! Ни в одном государстве в мiре нет таких богато украшенных рисунками летописей или житий святых, как у нас.
Митр. Макарий благословил Иоанна IV на поход в Казань, предсказав победу. Слово "Казань" было тогда понятием и источником постоянных бед и разорений для страны, там томились в рабстве многие тысячи православных пленников. После победы новопокоренный град становится центром распространения христианства в мусульманском крае. Для этого в 1555 г. туда свт. Макарием был рукоположен первый Казанский архиепископ Гурий. В хиротонии участвовали все русские архиереи в сослужении архимандритов и протопопов московских и других монастырей и соборов. Во время Богослужения в соборе молились хилендарские старцы со Святой Горы, а также молдавские и литовские послы. Новоучрежденная епархия по старшинству была поставлена после Новгородской кафедры и выше Ростовской. Летописи говорят даже о крещении татарских ханов в Москве после покорения Казани, причем Утемиш-Гирея крестил в Чудове монастыре сам Митрополит Макарий, назвав его Александром. В это же самое время был крещен один малолетний мурза, впоследствии – преподобный Серапион Кожеезерский.
Митр. Макарий обладал даром предвидения: помимо предсказанной Иоанну победы над Казанью, он предрек взятие русскими войсками древнего Полоцка в 1563 г., победоносный поход на Литву; предвидел он и опричнину: "Грядет нечестие и кровопролитие, и разделение земли. Не дай, Господи, увидеть это!".
Почитание святителя началось сразу после его кончины.
Именно при святителе Макарии и царе Иоанне Грозном была реализована в идеале "симфония власти" ( образ двуглавого орла).
«Симфония» предполагает, с одной стороны, разделение сфер влияния между «священством» и «царством»: «священству» — забота о духовном состоянии душ пасомых, «царству» — управление государством. Но, с другой стороны, обе власти служат общей цели. Цель эта — приведение народа к Богу, христианизация всего общества. Иначе говоря, смысл и назначение симфонии состоит в преображении всего общества, выстраивании его в соответствии с христианской истиной. Для этого Церковь привлекает «царство», государственную власть, т.е. именно тех, кто и должен заниматься устроением жизни общества. Именно ради этого священство и царство, не сливаясь в единое целое, образуют союз, симфонию.
Таким образом, «симфония» — это не договоренность между независимыми ветвями власти, а союз разных институтов внутри одной Церкви. И причем, союз равный, без подчинения одной ветви власти другой. Вот, оказывается, как, по мысли Юстиниана, должна быть устроена земная Церковь!
К сожалению, такому пониманию структуры Церкви мешает сама терминология. Если Юстиниан определенно различает «священство» и Церковь, то мы зачастую смешиваем, понимая под «Церковью» клир и вообще тех, кто профессионально занимается церковным культом. Именно эти люди образуют некий социальный институт, который и называют «Церковь». Более сведущие присовокупляют к Церкви «церковный народ», «народ Божий», т.е. мирян, не работающих в церковных структурах. А вот Юстиниан видел в Церкви еще и государственную власть. Можно усомниться: не слишком ли это высоко для нее — являться частью Церкви? Нет, не слишком. Понятие «симфонии» всегда подразумевало, что «царство» входит в Церковь. Юстиниан только зафиксировал уже сложившуюся симфонию законодательным образом (новелла — это государственный закон). Сама же симфония фактически возникла на два века раньше — еще при Константине Великом.
Николай Сомин, Русская народная линия