31.03.2007       57

В этот день скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный


18.03.1584 (31.03). – Скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный

Правление Иоанна Грозного

Иоанн IV Васильевич

Иоанн IV Васильевич (25.8.1530–18.3.1584), первый Великий Князь (с 1533), официально помазанный на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепивший преемственность от Византийского Второго Рима. Патриарх Иоасаф II Константинопольский, в соборной грамоте 1562 г., разрешает Иоанну Грозному «быти и зватися царем законно и благочестиво; царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана: да будешь ты между царями как равноапостольный и славный Константин».

Правление его врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова "Грозный" на все европейские языки сделан тенденциозно – как "ужасный", хотя "грозный" по-русски означает скорее "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки.

Первый период правления рано осиротевшего молодого Царя проходил под исключительным влиянием св. митрополита Макария, при котором началась славная эпоха Земских Соборов (Стоглавый Собор – важная веха в духовной жизни Руси), выпущен "Судебник" (эта реформа судопроизводства дала возможность каждому защищать себя в суде; смертная казнь применялась только после рассмотрения дела Государем), возросла роль местного самоуправления народа посредством выборных людей; положено начало книгопечатанию и создана государственная система общеобразовательных школ.

Царь Иоанн IV положил конец беспокоившим Русь остаткам Орды – рабовладельческим ханствам, Казанскому (1552) и Астраханскому (1556), освободив оттуда сотни тысяч русских пленников. В 1560 г. русские войска одержали победу над Ливонским орденом, вернув на некоторое время старые русские города Колывань (Ревель), Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и др. (К сожалению, во второй период его царствования они были утрачены вследствие проигранной войны.) В 1572 г. было выиграно последнее крупное оборонительное сражение Московской Руси с татарами – битва при Молодях над войском крымского хана Девлета I Гирея. При Иоанне Грозном началось освоение Сибири (поход Ермака 1581–1582), правда, присоединение ее произошло позже. Были основаны десятки новых городов и крепостей.

Трудный характер Грозного, сложившийся также под влиянием эгоистичного боярского окружения, убивавшего на глазах молодого Царя его родственников, был на долгие годы смягчен его супругой, кроткой Анастасией. Кончина митрополита и любимой жены (1560, она была отравлена), а также циничные намерения боярства, в очередной раз проявившиеся при тяжело больном Царе в 1553 г. (бояре отказались присягать его сыну), – все это изменило поведение Царя, делая его все более жестким. Он начал расправляться с виновными и подозреваемыми, что в свою очередь увеличивало число его противников.

В апреле 1564 г. князь Андрей Курбский, близкий соратник и наместник Царя в Дерпте (Юрьеве), перебежал к литовцам, обвинив Царя в жестокости, и возглавил одну из польских армий в походе против Руси; в 1564–1679 гг. вел затем известную полемическую переписку с Царем... Немалая часть боярства симпатизировала Курбскому. В раздражении в декабре 1564 г. Царь покинул Москву в сопровождении верных ему людей с женами и детьми... Поездив по окрестным монастырям, Царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы, где 3 января 1565 г. объявил о сошествии с престола из-за гнева на бояр...

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица взолновалась народными сходками: «Государь нас оставил, – вопил народ. – Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна править, никого не жалея и ничего не страшася... 2 февраля Царь торжественно вернулся в Москву и приступил учреждению опричнины (особого войска с особой территорией и управлением) – как карательного органа против изменников. Остальная часть государства получила название земщины.

Целью Грозного было ослабить боярское влияние и укрепить централизованную царскую власть. Однако в достижении этих правильных целей Царь стал прибегать к самым суровым и не всегда христианским методам, даже преступным (уничтожались по доносам семьи с малыми детьми и целые роды с грабежом опричниками их имущества). За это Грозный Царь был безстрашно порицаем св. митрополитом Филиппом, который был арестован, незаконно лишен сана и поплатился за свое мужество жизнью в 1569 г. Тогда же опричниками были устроены массовые убийства в Новгороде (1570) и других городах. (Современные патриотические историки объясняют это необходимостью искоренения оставшихся очагов ереси жидовствовующих, но их было немного, при этом Царь опять-таки не различал правых и виноватых, убивая даже верное духовенство...)

В 1572 г. опричнина была отменена, хотя рецидивы ее продолжались и в дальнейшем. «В одной летописи под 1574 годом находим следующее известие: "Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много, а головы метали под двор Мстиславского. В то же время производил царь Иван Васильевич и посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича (крещеного татарина, касимовского хана) и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону», чтобы показать этим: недостойна земщина иметь Царем Иоанна Грозного... (Соловьёв С.М. История России с древнейших времен, том 6, глава 4). Отношение к царскому помазанничеству тут, мягко говоря, неуважительное...

В то же время необходимо отметить относительно критики Грозного западными историками и русскими либералами: на фоне жестоких нравов в тогдашней Европе Иоанн Грозный выглядит почти что ангелом в сравнении с Людовиком XI, Филиппом II Испанским, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Катериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и Елизаветой Тюдор. К тому же Грозный каялся в убийствах, а европейские монархи даже такого понятия не имели. В ту эпоху только одна Варфоломеевская ночь в 1572 г. в Париже унесла столько жизней гугенотов (около трех тысяч), сколько числилось жертв во всем синодике Грозного. В том же веке по закону против нищих и бродяг (крестьян, насильно изгнанных с их земли) в Англии были казнены десятки тысяч человек. Жертвы католической инквизиции в ту эпоху по всей Европе исчисляются сотнями тысяч; людей сжигали на кострах по одному лишь подозрению в нарушении презумпции невиновности. Казни часто осуществлялись с мучительными пытками (сдирание кожи, вытягивание кишок, четвертование, распиливание, что детально изображено на картинах Дюрера, Кранаха, Г. Давида). Ничего подобного на Руси не было.

Тем не менее мы как православные христиане должны дать нашему первому помазанному Царю свою безпристрастную и объективную, а не сравнительную с европейскими монархами оценку, особенно в наше время, поскольку споры о личности Иоанна Грозного обострились. Одни (либералы) считают его исчадием ада, другие (многие монархисты) – святым. Мы предлагаем искать видение этого вопроса – духовное, без впадения в крайности. Иоанн Грозный обладал должным историософским видением вселенского призвания Русского православного царства как удерживающего Третьего Рима, потому и стал первым Русским Царем-Помазанником, официально венчанным на Царство – то есть самым настоящим преемником Царей Второго Рима, "удерживающим". Возможно именно поэтому сатана обратил на первого Русского Царя свои ожесточенные атаки (он их всегда направляет против ведущих духовную брань), и под градом сатанинских искушений Грозный совершил немало поступков недостойных.

Известный историк А.А. Кизеветтер, рассматривая различные трактовки правления Грозного в современной ему дореволюционной исторической литературе, отмечал две тенденции. Одна ‒ преувеличение «перипетий душевной драмы Царя» как первопричины его кровавой тирании. Другая ‒  уклон в «общеисторические процессы», необходимо вызвавшие эти крайние меры и эту драму. Они были заметны уже в царствование предшественников Грозного, ибо Московское царство требовало усиления военно-оборонной мобилизации от Литвы и татар, централизации, усиления царской власти как неограниченной, тогда как прежний удельный порядок оставлял за удельными князьями и боярами много свободы. Началась «борьба удельной свободы с московским закрепощением» (А.А. Кизеветтер. "Иван Грозный и его оппоненты". М., 1898).

Бедой Грозного Царя была в том его "тираническая психология", хотя и понятная в таких условиях, но она проявляла себя чрезмерно. Он слишком полагался на массовые "хирургические" методы и грешил против христианской нравственности и справедливости; при этом он искал даже богословского оправдания своего права на казни в духе западной абсолютной монархии. Он не сделал Церковь своим союзником в симфонии с нею, а вынудил ее обличать его безсудные жестокости. Помимо того, он был отлучен от причастия по причине многоженства (у него было 7 жен, в том числе 5 венчаных, хотя Церковь разрешает венчание не более трех раз). Не желая прислушиваться к увещеванию святителя Филиппа, Грозный грубо попрал принцип симфонии государственной и церковной властей, что, по мнению некоторых авторов, отразилось и на его Большой государственной печати 1577 г., на которой двуглавые орлы увенчаны одной единственной короной с венчающим ее православным крестом (ранее в печати изображались две короны над каждой из орлиных голов, символизирующих симфонию).

Притом Грозным было огульно уничтожено и много достойных людей, что подорвало аристократический слой и саму династию. Пресечение царствования Рюриковичей и наступление Смутного времени многие тоже трактуют как последствие опричнины Иоанна Грозного...

Царь Иоанн Грозный прожил всего 53 года, видимо, тоже был отравлен (в его останках найдено повышенное содержание ртути). В последние часы жизни был пострижен в монахи и наречен Ионою. Будем надеяться, что в своих грехах он перед смертью успел покаяться...

Свт. Иоанн Шанхайский писал с большим почтением о первом русском Царе, обезвредившем Казань и Астрахань, проведшем многие великие преобразования, а главное, впервые ясно провозгласившем идею православного Русского царства. В то же время святитель не скрывал грехи царствования этого Государя. Не случайно в его работе как эпиграф использованы слова А.С. Пушкина:

«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих Царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют».

М.Н.

Грозный о самодержавии

Иоанн Грозный известен своими глубокими суждениями о смысле царской самодержавной власти. В своей полемике с бежавшим на Запад А. Курбским Царь подчеркивает, что порицание его поступков на основании народного права других стран (указываемых Курбским) – не имеет значения. «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят подданые ["работные"], так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможе».

Как-то Грозный передал и польскому королю Стефану Баторию (избранному по решению шляхты) через его послов: «Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже». Ибо: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению»...

Ответственность же Царя – перед Богом, нравственная, впрочем для верующего вполне реальная, ибо Божья сила и наказание сильнее царского... «Судиться же приводиши Христа Бога между мною и тобою, и аз убо сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот суд над Царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, – говорит Иоанн, – яко о всех своих согрешениях. вольных и невольных, суд прияти ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще моим несмотрением согрешают».

(По статье П. Будзиловича, "Имперский вестник")

О "святости" Государя Иоанна Грозного

Из выступления М.В. Назарова на вечере Московского отдела Союза Русского Народа в Славянском фонде, Москва, 29.3.2011

...В последнее время в православно-патриотической среде ширится почитание Царя Иоанна Грозного как "оклеветанного" и даже "святого". В подтверждение своего мнения такие апологеты Грозного приводят скрупулезно собранные по сусекам высказывания авторов разного калибра (ссылаются даже на таких "историков", как революционеры Белинский и Герцен!), которые придерживались положительной оценки Иоанна Грозного. А всех непригодных для апологии зачисляют в "слуги антихриста" и в масоны, начиная с Татищева и Карамзина (который во время написания своей "Истории" давно уже не имел отношения к масонству), или в либералы карамзинской школы – таковы у апологетов С.Ф. Платонов, Костомаров, Соловьев, Ключевский, славянофилы А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и даже историк-черносотенец Д.И. Иловайский – все они "клеветники". Иностранных авторов в основном ругают за ложь, однако и на них же ссылаются в мелочах, когда это выгодно.

Всех, кто не согласен с их трактовкой, современные "ревнители" (В. Ерчак, В. Манягин и др.) зачисляют в "слуги антихриста и враги Христа". Значит – всю дореволюционную российскую историографию, а также Русскую Церковь, которая никогда не разделяла точки зрения нынешних "ревнителей".

"Местночтимым святым" Государь Иоанн никогда не был, и ссылки на якобы святцы Коряжемского монастыря недостоверны. См. на эту тему статью: Свящ. Михаил Немнонов. Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым.

В личном плане – это, конечно, дело личной веры каждого, но я себе такого позволить не могу, т.к. профессия моя не позволяет – это не мое личное дело. Автор публикуемых текстов отвечает перед Богом не только за свои личные возможные заблуждения (они легко исправляются личным покаянием), но и еще больше за то, если вводит в заблуждение своих читателей, препятствуя их спасению и умножая неправду в мiре. Поэтому в таком деле критерии благочестия должны быть иные – церковные.

Как составитель календаря "Святая Русь" я стараюсь следовать принципу прп. Нестора – «первого русского историка, заложившего нравственную основу нашей православной историографии и литературы, с их коренным отличием от всех других: не превозносить свой народ, а мерить его бытие отношением к правде Божией, с обличением всех уклонений от нее, которые и становятся причиной наших поражений и смут». Таково мое отношение и к Царю Иоанну Грозному, хотя в данной календарной статье я его и пожалел, не вдаваясь в его личную жизнь, – учитывая его многие государственные заслуги.

Мне также очень хотелось бы, чтобы и грядущий Царь был образцом святости и праведности, и чтобы первый наш Царь Иоанн Грозный был таким. Но одно дело хотеть – другое: выдавать желаемое за действительное.

Мы должны почитать Иоанна Грозного как Помазанника Божьего за все, что он сделал хорошего для России. Во время его правления было построено много церквей, основано около 60 монастырей; прославлено много русских святых в т.ч. св. благоверный Князь Александр Невский; построено множество крепостей и новых городов, расширена территория (однако не так, как преувеличенно пишут апологеты: Сибирь так и не была присоединена; Прибалтика и Сев. Кавказ утрачены). Началось книгопечатание, были изданы Лицевой Летописный Свод; Судебник; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные и Земские Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах, положившие основы Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима.

Мы должны и отвергать явную ложь, которую навешали на него русофобы (многие личные пороки, позорные болезни, многократно завышенное число жертв); облик "Ивана Ужасного" до сих пор в Европе считается типичным проявлением "русского варварства".

Однако историческую правду следует признавать такой, как есть, даже если она нам не нравится. Как это сделал в 1652 г. Царь Алексей Михайлович, принесший свт. Филиппу покаяние за грехи Грозного Царя и просивший о его прощении. Это произошло, когда по инициативе Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) и по согласованию с Патриархом Иосифом Царь приказал перенести мощи святителя Филиппа в столицу. В грамоте "Тишайшего" Царя Алексея, адресованной святителю, были оглашены в церкви такие слова:

«...молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы... И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием… Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко».

Также и мы должны молиться не Государю Иоанну Грозному, а о нем, чтобы Господь учел его благие дела и простил ему его прегрешения...

М. Назаров

См. также:
Священник Михаил Немнонов в соавторстве с Сергеем Марновым. Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым.
На форуме - полемику об Иоанне Грозном.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25033101

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 57 комментариев
  1. blank vv:

    Нормально.

  2. blank р,Б. Димитрий:

    "Немы да будут устны льстивыя, глаголющия на праведного беззаконие..."
    Читайте труды Владыки Иоанна(Снычёва)

  3. blank pribavlenie:

    Молитва. Царю Иоанну Грозному. О, Великий молитвенниче и кормчий Святой Руси, отрасль благодатная богоизбранного корня, Христолюбивый боговенчанный благоверный Царю Иоанне! Ты, Дом Пресвятой Богородицы и Веру православную сохранивый и укрепивый; Русь Святую объединивый; ерись жидовствующих поразвый; бесов во плоти жидов изгнавый; измену искоренивый; агарян, латинян, язычников победивый и ко Христу обративый; народ русский просветивый и ко спасению наставивый; грады, веси , святые обители, храмы созидавый; духовную рать и православное воинство вокруг себя собравый и на сопративныя подвигнувый ; восстании в помощь нам, призри на гибнущую Русь и народ Твой, услыши грешных рабов, молящихся Тебе, и умоли Христа Бога и Пречистую Богородицу, явившую Тебе Свой Святой образ: Царство Самодержавное восстановити и ниспослати Царя Православного, аки же Ты еси; Русь Святую и воинство православное возрадити; Церковь от ересей, расколов, фарисейства очистити; от ига жидовского, лютых безбожник, врагов видимых и невидимых избавити; народ российский к покаянию, а неверующих к вере обратити; грехов прщение нам даровати и на всякую добродетель наставити; Богу, Царю, Отечеству на земли послужити и спасение получити, да сподобимся Небесного Царствия, идеже с тобою и Всеми Святыми прославим Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  4. blank Сергей Иванович:

    Ход времени показал правоту Иоанна Грозного - посмотрите до чего дошло: в Кремле кошерные столовые открывают, меноры возжигают и глумятся над православием. Чего же ждать, гангрену остановить можно только хирургическим методом иначе России не жить! Как это делать Иоанн Грозный и показал.

  5. blank pribavlenie:

    Мы полагаем поэтому, что и помещение креста в гербе на печати Иоанна Грозного не может быть приписываемо ни случаю, ни произволу, а объясняется нововведением, сделанным в это царствование в государственном титуле, а именно: вместо прежнего выражения: «Божиею Милостью», - Иоанн IV начинал свое царское именованье так: «Троица пресущественная и пребожественная и преблагая, правоверующим в Тя истинным крестьяном дателю премудрости, преневедомый и пресветлый и крайний верх направи нас на истину Твою и настав и нас на повеление Твое, да возглаголем о людех Твоих по воле Твоей! Сего убо Бога нашего, в Троицы славимаго, милостию и хотением и благоволением удержахом скифетр Российскаго царствия, мы великий государь и пр.» Другая формула была кратче: «Милосердия ради милости Бога нашего, в них же посети нас восток свыше, во еже направите ноги наша на путь мирен, сего убо Бога нашего в Троице славимаго милостию, мы и пр.»(53) Наша статья: «О титуле русского государя» в Журнале М-ва нар. просвещения. 1847. N 10- с-154.[§ 59] История введения и употребления в Риме и у нас двуглавого орла. Права на него России. Неизменный символ власти государя и обладателя всея Руси, со времени Иоанна III, есть двуглавый орел. Царь Иоанн Васильевич Грозный, впрочем, объяснял принадлежность России двуглавого орла родством своим с Августом кесарем, от которого символ этот по прямой линии должен был, по мнению царя, перейти к Москве; а именно: во время раздоров с шведским королем Иоанном III, Грозный на упреки его отвечает: «А что писал еси о Римского царства печати и у нас своя от прародителей наших; а Римская печать нам не дико. Мы от Августа кесаря родством введемся»(16). Царь при этом прямо различал печать родовую, т.е. московскую, от вновь заимствованного из Греции двуглавого орла. стр141. О самозванце одно могло бы доказать, что печать Лжедимитрия сделана за границею человеком, знавшим геральдику, по правилам которой все живые фигуры должны быть обращены вправо. О том же иностранном происхождении печати свидетельствуют корона над орлом, нисколько не великокняжеская, и надпись вокруг: Дмитр Ивановичь Боью милостую царевич Московски. Русский не вырезал бы так надписи, тем более что надписи на печатях у нас всегда делались славянским шрифтом, который тогда один и употреблялся, а на печати Лжедимитрия подпись сделана шрифтом, ближе подходящим к теперешнему гражданскому письму. Большая, впрочем, печать Самозванца вполне соответствует типу, русскими царями принятому и давностью утвержденному(31). Стр146 [Русская геральдика. Сочиненiе Александра Лакiера. САНКТПЕРЕРБУРГЪ. 1855].

  6. blank Татьяна:

    Хотелось бы узнать кто умер в реке под панцирем с изображением двуглавого орла.Не подскажете пожалуйста!!!!????

  7. blank Roman:

    Иоанн Грозный - великий царь, завершивший освобождение Руси от лютейших врагов. Важно помнить это. И сына своего он не убивал. Иоанн IV сам стал жертвой убийц. Он заложил фундамент Русского национального государства. Вечная ему слава!

  8. blank Иван:

    Иван Грозный выглядит гуманным и выдающимся правителем не только на фоне современных ему королей, ханов и императоров, но и на фоне правителей более поздних времён, включая и 20-й век.

  9. blank Иван:

    //уничтожались по доносам семьи с малыми детьми и целые роды с грабежом их имущества//. Не было этого. Зачем писать такую чушь?

  10. blank Андрей:

    Просвяти, Господи, ваши темные души. Ужас. Кто вам платит? ЦРУ?

  11. blank Леонид:

    Необходимо очищать имя Ивана Грозного от наветов злоумышленников. При нем казнили только за семь преступлений: убийство, изнасилование, содомию, поджог жилого дома с людьми, похищение людей, ограбление храма, государственную измену. При просвещенном Петре Первом - за 120! Может, именно поэтому Петр - Великий, а Иван - тиран и кровопийца?! При Петре население России сократилось на 40 процентов. При Иване Грозном увеличилось на 30. И сына своего он не убивал. Боярами были отравлены и царь, и наследник.

  12. blank Иван:

    Какая-то бредовая статья. Товарищ Назаров явно не в меру перебрал "карамзятины".

  13. blank Неустроев Николай :

    Касательно Величайшего, благочестивейшего, справедливейшего и милосерднейшего Царя, первого Богопомазанника на Руси, коим является Государь Иоанн Васильевич IV Грозный (для врагов Отечества), никак не согласен с мнением М.В. Назарова. Более того, как ученый-историк, он имеет возможность узнать правду о нем, а не предательские и лживые наветы и измышления всяких проходимцев из иезуитов, иноземцев, масонов и врагов нашей веры и Руси, какие бы они титулы не носили. Недостойных поступков Царь не совершал, да и не мог бы их сделать, поскольку был глубоко верующим, не нам всем чета! Хула же на одного из благочестивейших, если не самого благочестивого Помазанника Божия, - страшный грех пред Богом! Следует помнить, что такими как он Царями, понимающими власть как "тягло Божие для служения Отечеству", а не как средство к обогащению и абсолютизации власти, как самоцели, подобно многим другим монархам и правителям во все времена и странах, не говоря о современных, Русь и становилась Святой и Великой. Много ли в земной истории царей добровольно слагали с себя такую власть, как у него? По моему не было. В таких ситуациях другие пускали моря крови через казни всех неугодных, причастных и сочувствующих, либо устраивали гражданские войны. Он же лишь вернулся на трон после многочисленных слезных просьб людей из всех сословий. Руководитель государства во все времена оценивался историей и памятью народной своими делами: какой он оставил страну после своего периода правления? Это и духовность, и образованность, культура, мощь, международное положение, и главные показатели - прирост населения и территорий. Нам сегодня хотя бы вполовину такого, как Царь Иоанн! Куда втаптали Россию после смерти И.В. Сталина, а тем более ельциноиды - эти духовно-политические пигмеи-предатели? Более того, как Богопомазанник, не прегрешающий перед совестью, а это именно так, он не судится не только судом человеческим, но даже Вселенскими Соборами, а лишь Судом Божиим. Грех хулить Помазанника. Если же это делается осознанно, - Боже, сохрани от такого шага, - то грех вдвойне! Господи! Верни нам скорее подобного Царя - победителя, образ правления которого, как свидетельствуют пророчества, показал нам Грозный Государь, и сотвори свой, хотя и милосердный, но справедливый Суд Божий! Да будет так, и свершится воля Твоя!

  14. blank МВН - моим благочестивым критикам:

    Милостивые государи. Мне искренне жаль, когда благочестивые почитатели Царя Иоанна благочестиво теряют чувство меры. В личном плане - это, конечно, дело их личной веры, но я себе такого позволить не могу, т.к. профессия моя не позволяет - это не мое личное дело. Автор публикуемых текстов отвечает перед Богом не только за свои личные возможные заблуждения (они легко исправляются личным покаянием), но и еще больше за то, если вводит в заблуждение своих читателей, препятствуя их спасению и умножая неправду в мiре. Поэтому в таком деле критерии благочестия должны быть иные - церковные.
    Как составитель календаря "Святая Русь" я стараюсь следовать принципу прп. Нестора – "первого русского историка, заложившего нравственную основу нашей православной историографии и литературы, с их коренным отличием от всех других: не превозносить свой народ, а мерить его бытие отношением к правде Божией, с обличением всех уклонений от нее, которые и становятся причиной наших поражений и смут" (так я пишу о нем в календаре). Таково мое отношение и к Царю Иоанну Грозному, хотя в данной статье я его и пожалел, не вдаваясь в его личную жизнь, - учитывая его многие государственные заслуги.
    Если говорить об "исторической научности" фактов, то ведь и у вас "есть возможность узнать правду", но вы выбираете только то, что вам благочестиво нравится, а что не подходит - объявляете "ложью масонских историков". Значит, по-Вашему, лгут летописи о лютых опричных убийствах (в т.ч. игумена Корнилия Печерскаго), что лжет личный царский синодик с 3000 убитых, включая малых детей; что лгала Церковь, налагая на Царя епитимью за многоженство (о страшных судьбах отвергнутых им жен я уж не говорю), что св. митрополит Филипп лгал Царю в лицо и должен быть вами благочестиво "деканонизирован"?
    Полагаю, что никакая, даже самая горькая правда не может очернить русскую историю, умалить вселенское величие удерживающего Третьего Рима и подорвать православную монархическую идеологию единственной богоосвященной власти - власти Помазанника Божия. А вот благочестивое приукрашивание наших грехов - подорвать и вызвать недоверие может, как и настаивание на любой неправде вместо ее осознания, преодоления и изживания - как положено в Церкви, для недопущения этого греха в будущем. Но вместо этого вы прилепляетесь к непреодоленному греху, а ваше благочестие по тому же принципу часто распространяется и на палачество "великого и благоверного государственного деятеля" Иосифа Джугашвили - эти две фигуры даже у Николая Митрофановича стоят в одном ряду (по-Вашему, Сталин Россию никуда не втоптал, а только его последователи?). На таком уровне это тоже "страшный грех пред Богом!" Куда вас ведет такое "благочестие", милостивые государи?
    У нас на форуме давно открыто обсуждение этой темы, советую ознакомиться со всеми аргументами за и против: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?t=1577
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

  15. blank Николай Неустроев:

    Уважаемому мною М.В. Назарову.
    Нет вины Царя Иоанна ни в смерти игумена Корнилия, ни митр.Филиппа. Сплошные организованные ребусы. (...)Святый Великомучениче Христолюбивый Царю наш Иоанне, моли Бога о нас, грешных, недостойных потомках, теряющих территорию, величие и честь своей когда то великой Родины!

    От МВН. Многоуважаемый Николай Митрофанович! Данный Ваш обширный отклик и его продолжение перенесены в указанную тему форума: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?t=1577 И не надо ломиться в открытую дверь, начиная всё в нуля. Предлагаем Вам прочесть эту дискуссию с самого начала - там даны ответы на все аргументы сторонников святости Царя Иоанна.

  16. blank Ольга (многодетная мама):

    Великий Царь великого народа!!! Помазанник Божий!!!
    Стыдно так не любить Родину и жить в России! Если бы Вы просто извратили историю и читали её сами. НО! Вы несете эту ложь в народ!

  17. blank р. б. панофф:

    Св. вмчн. Государь Иоанне оклеветанный и умученный жидовствующей "историософией" моли бога о нас грешных

  18. blank РабОтчий Панофф:

    Иван кроток, потому богат. " В Бога богатейте". Статья - карамзятина. Спаси и сохрани тебя Господь Иван, как спас Он многострадального и мужественного святого Государя Ивана Грозного

  19. blank прохожий:

    статья слабовата, многое с источниками несходиться..
    Всем кто молиться Ивану Грозному рекомендую прочитать книгу академика АН СССР С.Б.Веселовского "исследования по истории опричнины".Царь был тиран и замучил не менее 30 тысяч подданых...

  20. blank Сергий Харьковский.:

    Прочитав статью, был немного удивлен. Обычно, но не в этот раз, Михаил Викторович приводит множество ссылок. Но где ссылки на батюшку Иоанна Снычева, который глубоко прорабатывал тему о Царе Иоанне Грозном, где информация о том, что в окружении Царя были отравители и содержание отравляющих веществ в царственных останках превышают норму в разы, в Кремле есть икона Царя Иоанна Грозного, а в ине-те есть ин-фа о канонизации Царя Иоанна. И об этом Михаил Викторович-ни слова. Гораздо объективнее о батюшке Царе Иоанне Васильевиче Грозном пишет Т.В.Грачева.

  21. blank иерм. Сергий:

    О Царе Иоанне можно говорить, судить и рядить. Мы нежили в те времена, знать даже приблизительно что было, мы не можем. Интересно как каждый из нас поступал бы на месте Царя? Царя судит, един Бог, а мы не имеем такого права. Сколько было предательства, причем близких людей к Царю, так же и при государе мученике Николае. Даже если Господь даст нам Царя грех алчности, гордости, осуждения и т.д. куда мы денем? Мы сами станем противниками Царя, потому что мы считаем себя правыми, а в то что Царями управляет Десница Божия не верим. Берегитесь что бы не стать Цареборцами, а через это Богоборцами.

  22. blank МВН - Сергею Харьковскому:

    Владыка Иоанн (Снычев) сам этот вопрос не разрабатывал. Про отравление - добавил. О т.н. "святости" см. в указанной полемике на форуме, а также: http://www.nemnonov.ru/?page_id=62

  23. blank Николаю (Харьков):

    Эти окошки предназначены для кратких откликов. Вы же прислали большую статью. Вы можете зарегистрироваться на форуме РИ и самостоятельно разместить ее там. Предварительно советуем ознакомиться со всеми материалами дискуссии. - Адм.

  24. blank Николай (Харьков):

    Извините за безпокойство, свободно пользоваться Интернентом пока у меня возможности нет. Желаю вам всего наилучшего. Теперь это моя проблема - процитировать на вашем сайте хорошего русского автора.

  25. blank имярек:

    интересны кадры фильма о Николае Гурьянове, где монахиня всячески подсовывает ему "икону" Ивана Грозного, а батюшка в это время читает стихи с такими словами "зло вокруг меня" и "защити меня грешного.." и этой картинки целовать не хочет! А самой этой монахине, в других кадрах фильма,глядя прямо на неё, читает такие стихи, что про эту тетку все становится понятно. Очень показательно поведение старца.

  26. blank монархист:

    очень хороший сайт

  27. blank Иванов А.В.:

    Читая Карамзина, у всех сложится мнение, как академическая история, оживила в умах и в сердцах сомнения в святости Ивана Грозного (по данной ложной биографии была написана картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына» как лже-икона его жизни, после написаний такой картины, у художника отсохла рука) , а сама же критика мне показалась несерьёзной в данной эпопеи, не аргументированной, более того у Карамзина отсутствовало само определение опричникам, их описания служения , целей и т.д, в данном случае Кино «Иван Грозный», снятый во время Великой Отечественной Войны под цензурой т. Сталина, оказалось антикарамзинским документальным прорывом, возрождением Самодержавной Исторической Основы России. Но Карамзина всем нужно читать, чтобы можно было взбунтоваться, как из Русского Царя создают образ психически невменяемого человека, описывая его сложное детство, как патологию будущего «террора». К тому же миф о Грозном сопровождается демонизацией самой опричнины (как машины террора), упуская тот факт, что опричники соблюдали монашеский устав (игуменом был Царь) .. по этому поводу два художественных фильма:
    - краткое описание http://ote4estvo.ru/forum/topic_98
    «Иоанн IV Васильевич Грозный.»
    http://www.youtube.com/watch?v=UoqjX29RpRM&feature=player_embedded
    «ДЕРЖАВНЫЙ ИСПОЛИН 2010»
    -http://www.youtube.com/watch?v=5_fy91x7tno&feature=player_embedded

  28. blank Иванов А.В.:

    У всех сложено единое мнение, что Государь Любил первую свою жену, которую отравили. В наши дни, когда вскрыли останки Анастасии Романовны, то было также высокое содержание мышьяка(или ртути). С этого начинается перемена "личности" в Иоанне, ведь он обвинил в этом бояр, т.е заговор, который потвердился в наше время имел прямое место и прямые обвинения Ивана Грозного оказались самыми достоверными любых исторических мистификаций. Сколько детей было у Государя, и почему они все умирали ...
    Дмитрий 1552—4 июня 1553 — первый русский царевич, Во время тяжёлой болезни в 1552 году Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу, однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого. (кто жаждал видеть бального Алексия на Престоле в 1917 году?). Иван, Фёдор, Василий, Дмитрий Углицкий... у всех преждевременная кончина.

    из акафиста
    "Радуйся, образе воздержания, в многоженстве ради дарования наследника оклеветанный."
    Забота Царя дать наследника, предательство же боярства стало причиной, что пресеклась мужская ветвь, так как всё время пративились воле Царя.

  29. blank Бодров Д,И.:

    Я посмотрел недавно фильм про Иоанна Грозного. Он во многом совпадает с этой статьёй. От себя скажу: бояре травили его самого, травили его жён, травили его сыновей, и если он проявил жестокость, то имел на неё полное право, так как каждый человек имеет право на самозащиту. Об этом же говорилось и в фильме. К уничтожению семьи Грозного и к уничижению его имени могли иметь отношение и иностранные спецслужбы, которые не хотели чрезмерного усиления Святой Руси и её царя. Возможно, уничтожить царя стремился даже враг человека - сатана дьявол, однако однозначно судить об этом не могу и вряд ли кто-то из людей сможет. Это дело Богоподобных

  30. blank Бодров Д,И.:

    Замечательная статья

  31. blank многогрешный Тимофей:

    Очередная карамзятина на Святаго Государя!!!Особенно рассмешила фраза - Карамзин во время написания своей истории давно уже не имел отношение к масонству.ХА-ХА-ХА.Вы уж нас совсем за дурачков считаете.Масоны - серьезнейшая организация и за не выполнение приказа,не говоря о выходе из нее,смерть.Карамзин будучи главным историком России уничтожил все первоисточники по знаменитому Псковсому делу и не только.Убийство святителя Филиппа и игумена Корнилия - лож и т.д. и т.п. Читайте Тюрина ,Боханова,Ерчака,отца Иоанна Снычева.Исторический факт - Святой Государь Иоанн Грозный был самым образованным и просвещенным человеком своей эпохи!Он знал на память все Святое писание,по 8 часов молился на полных церковных богослужениях,пел на клиросе,сам читал на трапезе опричникам Жития святых,три раза всенародно каялся,называя себя псом смердящим!При нем было построено самое большое количество православных храмов и монастырей,а в год его Помазания на Царство было прославленно 38 святых!!!За Его царствование,кстати самое продолжительное,не было ни одного бунта!Благосостояние простого народа выросло от 100 до 1000 раз!Аналога его 100-главному судебнику в тогдашней вшивой и вонючей европе не было!Кстати один из его законов гласил -запрещаю давать деньги в рост,а муку и зерно с присыпью!Он выгнал из своего царства всех ростовщиков и т.д.!Такого Царя у нас не было ни до Него,ни после!Хрущевская патолого -криминалистическая комиссия вскрывшая и обследовавшая захоронение Царя,его жены Анастасии и сына Иоанна констатировала - ВСЕ ОТРАВЛЕНЫ МЫШЬЯКОМ.Мученники они!Покайтесь и хватит лгать на Святого Государя,ибо Бог говорит нам - НЕ ТРОГАЙТЕ ПОМАЗАННИКОВ МОИХ!

  32. blank Олег, Кубанская область.:

    Согласен с Тимофеем. Помазанники Божие суду мирскому не подлежат.

  33. blank МВН - Олегу, Кубанская область:

    То есть, Вы хотите опровегнуть слова св. Иосифа Волоцкого об отношении к Царям и записать в масоны Государя Алексея Михайловича, Патриарха Никона, всех дореволюционных историков и всю Российскую Церковь?

  34. blank Адвокат Олега:

    А Вам не кажется, что Вы переигрываете? Где в словах Олега недоверие к преп. Иосифу Волоцкому, Алексею Михайловичу и пат. Никону? Уводите в сторону и зубы заговариваете. Интересная манера дискутировать ...

  35. Прп. Иосиф Волоцкий учил, что недостойного царя, который служит не Богу, а своим похотям, "да не послушаеши, даже если смертию претит", ибо это "не Божий слуга, но диавольский". А Ваш Олег настаивает, что "Помазанники Божие суду мирскому не подлежат". Почему же Вам не кажется, что этим Олег высказывает недоверие к преп. Иосифу Волоцкому? Ведь Олег согласен с Тимофеем, который расценивает эту статью как "Очередная карамзятина на Святаго Государя!!!"... То есть к "карамзятине"он относит и покаяние Царя Алексея Михайловича за согрешения Ивана Грозного... Кстати, во время восстания масонов-декабристов Карамзин стоял на Сенатской площади на стороне Государя. А то что "ХА-ХА-ХА.Вы уж нас совсем за дурачков считаете... бывших масонов не бывает" - интересно, откуда специалист по масонству Тимофей получил такие сведения? Ведь именно разоблачения бывших масонов вскрыли для исторической науки правду об этой организации (например, разобрачение Вакара о поклонении сатане в парижском масонстве).

  36. blank адвокат Скуратов:

    Я понял Вашу мысль. Т.е. согласно преп. Иосифу Волоцкому Вы записали Царя Иоанна Васильевича IV Грозного в слуги диавола ... Очень интересно. Это сам преп. Иосиф Вам сказал или может сам ... диавол?
    И это при том наследии России, которого до Царя Ивана и не снилось никому, при доказанном травлении как самого Царя, так и его семьи, при благоговейном отношении Царя к вере и к богослужению, отсохшей руке Репина и т.д. ... Также Вами начисто игнорируются труды Тюрина , Боханова, Ерчака, отца Иоанна Снычева, Г.Грачевой ... Они все скопом пребывают в помрачении?

    Что касается дел Царя Иоанна.
    Всеми нами почитаемый преп. Иосиф Волоцкий в своем труде "Просветиель" говорит, ссылаясь на одного из учителей Церкви - свт. Иоанн Златоуста:

    -...ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ, ХОТЯ И МОЖЕТ КАЗАТЬСЯ ЗЛОМ, ЕСТЬ НАИБОЛЬШЕЕ ДОБРО; А ТО, ЧТО ПРОТИВ ВОЛИ БОЖИЕЙ И НЕ УГОДНО ЕМУ, ХОТЯ И МОЖЕТ КАЗАТЬСЯ ХОРОШИМ, – НАИБОЛЕЕ ЗЛОЕ И ЗАКОНОПРЕСТУПНОЕ ДЕЛО. ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ УБЬЕТ ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ – УБИЙСТВО ЭТО ЛУЧШЕ ВСЯКОГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ. ЕСЛИ ЖЕ КТО-НИБУДЬ И ОКАЖЕТ МИЛОСТЬ, ИЗ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ, НО ВОПРЕКИ ВОЛЕ БОЖИЕЙ, – МИЛОСТЬ ЭТА НЕДОСТОЙНЕЕ ВСЯКОГО УБИЙСТВА. НЕ ПРИРОДА ВЕЩЕЙ, НО БОЖИЙ СУД ДЕЛАЕТ ИХ ДОБРЫМИ ИЛИ ДУРНЫМИ...

    О масонах.
    На чьей стороне стоит ВИДИМО масон, абсолютно точно знает лишь один Бог. Ибо Он один - сердцеведец. Говорят, что не бывает бывших агентов спец-служб. Бывают ли бывшие масоны? Наверное в каждом правиле есть исключения. Но эти исключения только подтверждают правила.
    Есть жиды, принимающие Православие, но при этом остающиеся жидами. Нужны примеры?

    Михаил Викторович. Вами действительно сделано не мало. Но в некоторых вопросах Вы ведете себя как узурпатор/приватизатор Истины. Как Вы полагаете к этому отнесется Сама Истина, оставившая нам заповедь: -К помазанным Моим не прикасайтесь?

  37. blank МВН - еще адвокату Скуратову:

    Если уж Вы взялись тут умничать, то умничать надо умно. Прп. Иосиф Волоцкий говорил о принципе православного отношения к Царю, и ему я доверяю больше, чем неким "знатокам-богословам" Тимофею и Олегу. Прп. Иосиф жил до Грозного и не мог ничего о нем сказать, так что Ваш аргумент пустой по сути и передергивание по форме. А если бы прп. Иосиф жил при Грозном, сомневаюсь, чтобы он одобрил массовые опричные убийства, безсудное уничтожение Царем целых семей и родов вместе с малыми детьми (см. его синодик), - за это Царя безстрашно порицал св. митрополит Филипп, который за это был незаконно лишен сана и сослан. Он был за это прославлен, вопреки мнению Вашему с Олегом и Тимофеем, что "Помазанники Божие суду мирскому не подлежат". И уж если предстоятель Церкви, помазующей Царя, свидетель-современник, осудил преступления Царя (это Вам Сам Бог сказал, что Царь совершал их "по воле Божьей"?), то позвольте и мiрянам (подавляющему большинству дореволюционных историков) согласиться с его судом и судом Царя Алексея Михайловича, как и с мнением свт. Иоанна Шанхайского и многих других духовных лиц. Им всем я доверяю, в отличие от почитаемых Вами Ерчака и т.п. - качество его и других подобных "трудов" мне достаточно известно, чтобы отдавать предпочтение признанным представителям исторической науки, а не современным пропагандистам "сталинских методов". Кто тут "узурпатор истины" мне также вполне очевидно. Желал бы и Вам прозреть и не хулить "Божью волю" приписыванием Ей зла.

  38. blank адвокат Скуратов -MВНу:

    Если бы мною двигали мотивы человекоугодничества, то из уважения к Вашим заслугам я-бы скромно отмолчался. Но исключительно только лишь из человеколюбия и желая Вам добра пишу эти строки.

    Предлагаю вернуться на исходную. Внимательно прочел Вашу цитату от преп. Иосифа, где преп. учит нас НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ царям-отступникам; при этом нет НИ ЗВУКА противоречий о том, что царь суду земному не принадлежит. Давайте отделять мух от котлет. Это-разные вещи.
    ...Сейчас мы ТАК ЖИВЕМ именно потому, что не только в среде обывателей, но и монархистов находятся "монархисты" такие как Савельев - не гнушающийся сотрудничеством с Беловым-Поткиным и др., Е.Семенова-не придающая значения кощунству "Матильды", ... , православные сталинисты, мамо-славики, сергиане, обновленцы и пр., ... но есть в среде "монархистов" и хулители помазанников Божиих. Такие как Вы-МВН. И подобное - сплошь и рядом...
    Данная статья вышла около 10 лет назад. И все это время Ваше отношение к Царю Иоанну Грозному иначе как - цареборчеством не назовешь. Вынужден Вас огорчить (удивляюсь, как Вам об этом никто ничего не сказал за эти 10 лет): такое Ваше отношение к помазаннику Божию подпадает под анафему. Читайте Церковное правило 63 шестого Вселенского собора и 100-ое правило того же собора. А также анафему в Неделю Торжества Православия. Т.е. Вы сам себя по канонам Церкви и силою Духа Святаго незримо отсекли от тела матери-Церкви. Называться монархистом и быть хулителем помазанника Божия - недопустимо. Это вещи - взаимоисключающие.
    Не удивляюсь теперь такому плачевному положению СРН и всей России. И только этим могу себе объяснить Ваши разногласия с о. Е.Смольяниновым, М.Бабкиным, А.Стадником... и согласие со Стрелковым-Гиркиным...
    Нелегко понять и принять подобную горькую "пилюлю".
    Что же делать? И в нашем, конкретном случае, и в большинстве других, по слову свт. Кавказского Игнатия подобные ереси лечатся исключительно ИСКРЕННИМ покаянием и анафемою ересей. Я Вам - не враг. Вы сам себе-враг. И я Вам-не судья. Надеюсь, что подобное лекарство может пойти на пользу (возрождение) СРН и России в целом. Но кто-то должен начать.

    Спаси Господи.

    P.S.
    По теме http://3rm.info/publications/59602-chernye-mify-o-russkih-caryah.html 
    Прошу Вас обратить Ваше внимание также на ереси сергианства, имяборчества и экуменизма. О цареборчестве мы уже говорили.
    Чаю грядущий истинный собор провозгласит анафему отступникам поименно.

  39. Милостивый государь Адвокат. Вы невнимательно ознакомились с моими взглядами на монархию и на Иоанна Грозного, не вникли в мои разногласия и согласия с другими людьми (пишете чушь), иногда ломитесь в открытую дверь, но объяснять Вам это уже не желаю после троекратных попыток. И приговоры от столь самоуверенных, как Вы, "ревнителей в прелести", тем более анонимных - мне безразличны.

  40. Цитирую: «Что тут можно сказать? Или, все наши русские историки - лжецы? Или, как в драме Александра Пушкина «Борис Годунов» (кстати, посвященной «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина»), словами юродивого Николки: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит»? Всё-таки, нельзя считать святым убийцу митрополита Филиппа и других истинных священников.

    Подводя итоги, можно сказать: Да, цель не оправдывает средства. Вера без любви - фанатизм. Всякое зверство, палачество, ненависть вместо христианской любви приводят к негативным последствиям. Что толку в удвоении территории, если души людей, дух народа изуродовали. Вот и породило царствие Ивана Грозного возмездие в скором времени - гибель царевича Дмитрия, конец династии Рюриков, бунты, убийство царя Фёдора Борисовича (сына Бориса Годунова) и его матери царицы Марии, по сути гражданская война, Лжедмитрий I и II, поляки в Москве, в Кремле. В общем, «Смутное время».

    Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»
    http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/obraz_ioanna_groznogo_kak_istochnik_dushevnoj_smuty/

  41. blank Татьяна Константиновна:

    Умышленно ложный вывод, неверное суждение, которому придан внешний вид истины, по-русски – с ног на голову.
    Наоборот! Не по зубам врагам оказалась монолитная Россия, взращённая мудрым правлением Ивана Грозного! Безгранично уважая Вас, Михаил Викторович, за Ваши труды, не могу согласиться с Вами в Вашем последнем утверждении, что царствование Иоанна Васильевича породило последующую смуту. Под смутой понимаем очередной поход на Россию иноземцев в «удобное» для них время. Напротив, именно во время своего царствования царь Иоанн Васильевич заложил настолько прочные основы сознательного и добровольного служения русского народа во благо православной государственности, что этот фундамент позволил преодолеть искусственно навязанную России смуту с целью уничтожения российской государственности. В этом – чудо русской истории! Интервенты уже год сидели в Москве, пожгли полРоссии. Какой народ смог бы самоорганизоваться и сбросить с себя врагов, учитывая масштаб бедствия и обезглавленность? Сравните подобное в истории России, организованное спецслужбами спустя 200 лет (декабристы) и 300 лет (ритуальное кровопускание русскому народу через обезглавливание монархии). Сегодня, 400 лет спустя, происходит то же самое – расшатывание устоев в тех же целях уничтожения российской государственности. Применение жёстких мер может отсрочить катастрофу, либерализм погубит окончательно. Народ в большинстве своём поддержит решительные действия власти по нейтрализации необузданных бояр. Ваши очи не видят очевидное?
    Царь Иоанн Васильевич – единственный справедливый в глазах народа государь. Ему народ слагал песни сотни лет после его правления. Объявленный государю херем не смог переломить исторической памяти народа. Царь и сегодня им страшен, нашим врагам. Бог поругаем не бывает, славен Бог во святых своих! Лично мне Царь-заступник-защитник Иоанн Васильевич помог чудесным образом по молитвам к нему.
    Отсылка к ученым людям пуста. Кто они для нас, для народа, для меня - воспитателя детского сада? Авторитет митрополита Иоанна Снычева, пострадавшего за правду об Иоанне Грозном – лучшее доказательство в пользу истины против очернителей Государя, тайных и явных последователей херема.

  42. Татьяна Константиновна, никто не запрещает Вам иметь такую личную веру. Но я в своей вере в данном вопросе, и тем более в вопросе святости, руководствуюсь учением и традицией Церкви и трудами русских православных историков, но не Ваших сталинистов советского разлива, с которых только и начинается почитание Царя Ивана. И оставьте мне право на это без нравоучений.

  43. blank Татьяна Константиновна:

    И вновь софистика и игра слов, уводящие от истины. Вы – отличный полемист!
    Я же по существу.
    Спасибо, что не запрещаете, не можете запретить. Церковь не живет сама по себе, Церковь жива, пока жив церковный народ. Вера основывается на фактах. Именно учение и традиция Церкви ведут к почитанию инока Ионы: именно Церковь использовала его стихиры в своих богослужениях, прославила в лике святых двух его сыновей, поместила его икону с нимбом в Грановитой палате (можно допустить, что подобных икон дошло бы но нас множество, не будь смуты 17 года). Различаем полноту Церкви и агрессивную ересь жидовствующих, процветшую мощным сорняком. Для них даже имя Грозного царя невыносимо! Митрополит Иоанн Снычев не относится к «сталинистам советского разлива» (Ваше многозначное выражение может быть расценено как оскорбительное, я так восприняла). Профессор В.Е.Семенов – хороший доверчивый православный русский человек, но не является историком, обнаруживает отсутствие самостоятельной исторической точки зрения, подвержен манипуляциям сознания, речет путаницу с чужих слов.
    И, наконец, Ваше право – это Ваше право! Ваше право меня забанить на Вашем канале. Благодарю за свободу высказываний на Вашем канале.

  44. Татьяна Константиновна, "Вера основывается на фактах" - но Ваша вера в святость Иоанна Грозного основывается на отрицании безспорных фактов, которые делают невозможным его причисление к лику святых (убийство целых дворянских родов с детьми, многоженство, церковный запрет ему посещать богослужения). Изображения Великих князей и Царей в Грановитой палате никак не свидетельствуют об их почитании в лике святых. Это была перенятая из Византии традиция изображать с нимбом всех Императоров и Патриархов, причем многие из них не были прославлены.
    Что касается Митрополита Иоанна Снычева - я знаю из первых рук, кто и как писал его книги и вкладывал в них свои мысли, порою ложные, например, что белые и красные - две головы одного дракона...

  45. blank Татьяна Константиновна:

    Не баните меня – спасибо. Есть главный вопрос, который приоткрывает завесу в расследовании любых фактов: кому выгодно? Факт – род Рюриковичей был прерван убийствами и отравлениями, русский народ обезглавлен. Кому это понадобилось делать много лет с фанатическим упорством достижения поставленной цели? Итак, вопросы о фактах. Рюриковичей кто извёл, не оставив плода? Подчеркну – доброго плода от благого корня, двое сыновей – святые, прославленные Русской Церковью. Тем же методом действовал царь – истреблял худой корень, угрозу государству. Не все корни выдернул. Иоанну Васильевичу предъявляют сегодня обвинения в жестокости и коварстве. Жестокость и коварство были методами врагов государевых. Государь жил в окружении явных врагов, через них получая смертельные удары своей семье. Государь имел основания и вел борьбу за свою жизнь, свою семью и государство. Государя обвиняют в том, в чём сами виноваты, и горят шапки на ворах. Жена – источник плода. Вопрос: кто травил государевых жён, изводил наследников, чтобы потом наложить запрет на последующий брак, опираясь на церковные каноны? За что был наложен херем на имя государя, до сего дня прилежно исполняемый жидовствующими? Кому страшен государь, спустя 400 лет? Ответы на эти вопросы – ключевые.

  46. Татьяна Константиновна, никакие вражьи козни не могут отменить церковные каноны. У меня нет желания специально для Вас разъяснять то, что уже многократно разъяснено в дискуссии на данной странице и других (см. также рекомендованные ссылки).

  47. blank Андрей Устинов:

    Когда-нибудь Россiйская церковь прославит Иоанна IV Грозного в лике своих и Божьих святых.
    Впрочем как местночтимый Святой он уже был когда-то прославлен, остается только возродить эту память.

  48. blank Олег Викторович:

    Сегодня - 440 лет со дня преставления боговенчанного благоверного государя Иоанна IVВасильевича Грозного!
    Внимательно прочитал статьи М.В.Назарова о первом русском царе в все комментарии по теме .Отдельная благодарность Михаилу Викторовичу за вынос на суд общественности этого важного и сложного в наше время вопроса.
    Несколько ссылок из комментариев и цитат о царствовании Иоанна Грозного :
    Е.В.Семенов : «Что тут можно сказать? Или, все наши русские историки - лжецы?» 
    Патриарх Алексей II : «Нельзя же поклоняться и убийцам, и их жертвам».

    Парафраз МВН «...подавляющему большинству дореволюционных историков , царю Алексею Михайловичу , мнениям свт. Иоанна Шанхайского и многих других духовных лиц. я доверяю»

    По - моему разумению , чтобы вынести безпристрастное суждение о деятельности царя Иоанна IV нужно быть русским по крови и духу человеком, не состоять в официальных корпорациях историков и ученых богословов.В деле поиска исторической истины опираться на мнения авторитетов ,в том числе и духовных - не лучший выбор .Мнения - они и есть мнения ,это не догматы или каноны.
    М.Бабкину или другим энтузиастам можно начинать новый труд примерно под таким названием :««Священноначалие,академическое богословие и русский православный народ.Противостояние в вопросе канонизации царя Иоанна IVВасильевича Грозного»

  49. Огромное спасибо.
    Очень жаль, что только сейчас эту статью увидел.
    Но тут уж что сказать, как учил один великий мудрец, никто не обимет необъятного...

    "но не Ваших сталинистов советского разлива, с которых только и начинается почитание Царя Ивана" - самоочевидным историческим фактом является "канонизация" Грозного Сталиным.
    Именно с известного фильма только и начинается пересмотр отношения к Грозному.
    Причём именно в контексте отношения к террору как таковому.
    Сталину остро нужно было оправдать большевистские зверства, которым не было никакого конца и края, и вот он и нашёл способ "оправдаться".
    Да ещё и пояснял по ходу дела, что если бы Грозный уничтожил ещё несколько боярских родов, то вошёл бы в историю как благодетель, потому что все вообще недовольные были бы таким образом истреблены, и в живых бы остались одни лишь довольные.
    Вот такую вот ошибку увидел у Грозного - что не всех вообще перевешал в своё время.
    Ну и для себя видимо вывод заодно сделал - что уж я-то мол точно уничтожу всех, ошибок не повторю, не дождётесь.
    Ну и когда я обо всём этом писал Игорю Друзю, то он искренне возмущался - при чём тут Сталин, что вы всё время со своим Сталиным и т д.
    Грозился даже забанить за "неуважение к царю".
    Кошмар какой-то в общем.

    Ещё раз большое спасибо за предельно взвешенные, поистине как на аптекарских весах суждения по этой всё более и более болезненной и всё более и более нездоровой, если не сказать уже совершенно постмодернистской теме.

  50. blank Андрей:

    Кто боролся против самодержавия Ивана IV Васильевича Грозного, а вместе и против православия как опоры самодержавия?
    Еретики, изменники, перебежчики вроде Курбского, Избранной Рады, башкиных, косых, или просто неразумные - счет им немал.
    Кто сегодня выступает против святости Святого Государя?
    Который ради самодержавия как Божественного дара и православной веры пошел на большой грех, им прекрасно осознаваемый, в котором он искренне каялся?

  51. Андрей, святой митрополит Филипп, обличавший Царя в нехристианском поведении, тоже был противником самодержавия и Православия? И другие архиереи, наложившие на Царя епитимью с запретом присутствовать на богослужениях? В моей статье даны Вам ответы. Вы их не способны понять? Или просто у Вас ревнительский зуд не по разуму?

  52. blank Читатель:

    МВН. Как оцениваете содержание монографии Ерчака В.М. "Слово и Дело Ивана Грозного"?

  53. blank Читатель:

    18.03.1584 (31.03)? А не 10 ли дней( для 16 века) нужно прибавлять для перевода в новый стиль? 28 марта должно быть или нет?

  54. Оцениваю книгу Ерчака как ненаучную, игнорирующую непригодные для "святости" факты и фвктически пытающуюся "освятить грех" и зло". Убедился в этом и в личном разговоре с ним.

  55. Читателю. Если вы хотите отмечать этот день по григорианскому календарю - делайте так. Если хотите по православному, то надо в тот день, который соответствует этому дню в нынешнем году, т.е. не обращая внимания на григорианский календарь. В нашем календаре "Святая Русь" об этом есть уведомление:
    "даты событий по юлианскому календарю у нас отмечаются и в текущем году по юлианскому календарю с сохранением их духовного значения; в скобках указывается лишь, какому дню данный день в православном юлианском календаре соответствует по новому стилю в нынешнем (2007, 2008, 2009 и т.д.) году, а не в момент события (тем более, что до 1582 г. т.н. нового стиля вообще не было)".

  56. blank Читатель:

    МВН
    01.04.2024 в 15:49

    Ясно. Но библиография и ссылки на источники там( в его монографии) внушительные.

  57. Дело не в количестве библиографии, а в ее качестве и достоверности, а также в объективности самого автора "монографии", которая у него напрочь отсутствует: он выбирает только пригодное ему, игнорируя всё остальное.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.