13.01.2007       2

Умер историк, археолог Иван Егорович Забелин


31.12.1908 (13.01.1909). – Умер историк, археолог Иван Егорович Забелин

И.Е. Забелин – народный историк-академик с 5-классным образованием

И. Е. Забелин. Портрет работы И.Е. Репина (1877)

Иван Егорович Забелин (17.09.1820–31.12.1908) – ведущий русский историк в области "народного быта". Родился в Твери в семье бедного чиновника. Рано потерял отца, мать с двумя детьми переехала в Москву, где Иван в течении пяти лет проходил первоначальное обучение в Преображенском сиротском училище и пристрастился уже там к чтению исторических книг. Так что не было случайностью, что по окончании училища он был определен своим попечителем Д.М. Львовым на работу канцеляристом в Оружейную палату Московского Кремля, бывшую в то время не только сокровищницей, но и хранилищем архивов царского двора за много столетий, разборкой которых ему было поручено заниматься. Вот таким способом, Забелин приобрел самоучкой свое первое историческое образование.

Богатейший малоисследованный материал архивов сразу же сделал примечательными его первые публикации, написанные к тому же чистым и увлекательным языком. В 1840 г. он написал свою первую научную статью – о выездах Царской семьи на богомолье в Троице-Сергиеву лавру (опубликована в 1842 г. в "Московских губернских ведомостях"). Тогда же начал печатать статьи по истории царского и народного быта в "Отечественных Записках" (1851-1857). В 1862 г. эти статьи вышли отдельной книгой "Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях": 1-й том под заглавием "Домашний быт русских царей в XVI и XVII вв." (2-й том о быте русских цариц был добавлен в 1872 г.). Надо сказать, что в Московской Руси жизнь в царском дворце мало отличалась от дворянской и даже от крестьянской. У царя жизнь течет в большей роскоши, по тому же традиционному православному руслу, что у всего народа: тот же церковный круг богослужений, те же посты и праздники, обычаи. Причем русской православной монархии Иван Егорович видел естественную для русского народа форму государственности, установленную им самим в соответствии со своим характером и национальным самосознанием: "Каково государство, таков и народ, и каков народ, таково и государство".

Одновременно определилась еще одна главная тема его работ – история Москвы. В 1855 г. Забелин был назначен кремлевским архивариусом, и вокруг него стал собираться кружок любителей московской старины, собиравших сведения не только в архивах, но и в экспедиционных походах. К концу 1840-х гг. Иван Егорович имел уже около 40 серьезных научных работ. В 1859 г. председатель Общества истории и древностей российских С.Г. Строганов оценил талант и работоспособность Забелина и поручил ему расследовать скифские курганы в Поднепровье и на Тамани, чем Иван Егорович занимался последующие два десятилетия. Он стал членом Археологической комиссии, совершил крупные археологические открытия (в их числе захоронение скифского паря – Чертомлыцкий курган) и пополнил Золотую кладовую Эрмитажа ценнейшими экспонатами. Итоги этих раскопок выразились в фундаментальном сочинении "Древности Геродотовой Скифии" (1872). В 1876 г. Иван Егорович вышел на пенсию в чине действительного статского советника и полностью отдался подготовке накопленного материала к публикации.

Занимаясь скифскими раскопками, Забелин увлекся также над вопросами возникновения праславянства и изучением древнейшего русского быта, написав на эту тему "Историю русской жизни с древнейших времен" (1876–1879). Особо не стараясь оспаривать надуманную "норманнскую теорию", он нанес и по ней серьезный удар. Если на Русь пришли шведы или германцы, то куда же они моментально исчезли, безследно растворились? Не примыкая ни к славянофилам (видя у них чрезмерное увлечение идеализированным прошлым), ни к западникам (укоряя их за отрыв от реальной русской жизни в чужеродное будущее), Забелин рассматривал историю как "естественную науку", этим определилась и бытоописательная направленность его трудов: "Домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий".

Русский народ Забелиным трактовался как "высшая личность – духовный организм". Свой взгляд на русскую историю и отношение к ней "русской интеллигенции" Иван Егорович выразил такими словами:

«Всем известно, что древние, в особенности греки и римляне, умели изображать в своей истории лучших передовых своих деятелей не только в исторической, но и в поэтической правде. Они умели ценить заслуги героев, умели различать золотую правду и истину этих заслуг от житейской лжи и грязи, в которой каждый человек необходимо проживает и всегда больше или меньше ею марается. Они умели отличать в этих заслугах не только реальную и, так сказать, полезную их сущность, но и сущность идеальную, то есть историческую идею исполненного дела и подвига, что необходимо и возвышало характер героя до степени идеала.»

Наше русское возделывание истории находится от древних совсем на другом, на противоположном конце. Как известно, мы очень усердно только отрицаем и обличаем нашу историю и о каких-либо характерах-идеалах не смеем и помышлять. Идеального в нашей истории мы не допускаем. Какие у нас были идеалы, а тем паче герои! Вся наша история есть темное царство невежества, варварства, суесвятости, рабства и так далее. Лицемерить нечего: так думает великое большинство образованных русских людей.

Ясное дело, что такая история воспитывать героев не может, что на юношеские идеалы она должна действовать угнетательно. Самое лучшее, как юноша может поступить с такой историей, это совсем не знать, существует ли она. Большинство так и поступает... Но не за то ли самое это большинство русской образованности несет, может быть, очень справедливый укор, что оно не имеет почвы под собой, что не чувствует в себе своего исторического национального сознания, а потому и умственно, и нравственно носится попутными ветрами во всякую сторону.

Действительно, твердой опорой и неколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история...

Не обижена Богом в этом отношении и русская история. Нам только надо хорошо помнить правдивое замечание античных писателей, что "та или другая слава и знаменитость народа или человека в истории зависит вовсе не от их славных или безславных дел, вовсе не от существа исторических подвигов, а в полной мере зависит от искусства и уменья или даже от намерения писателей изображать в славе или уничижать народные дела, как и деяния исторических личностей"...».

Помимо названных, ценны также труды И.Е. Забелина: "Размышления о современных задачах русской истории и древностей" (1860), "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы" (1863), "Современные взгляды и направления в русской истории" (1863), "Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве (XVII век)" (1871), "Черты самобытности в древнерусском зодчестве" (1878), "Минин и Пожарский: прямые и кривые в Смутное время" (1883), "Материалы для истории, археологии и статистики Москвы" (1884), "Взгляд на развитие московского самодержавия" и др. Кроме того, были сотни статей, которые нет возможности даже перечислить.

Авторитет выдающегося ученого самоучка Забелин завоевал прежде всего своей исключительной работоспособностью. Поначалу Московский университет не пригласил молодого историка на работу из-за отсутствия у него университетского образования. Звание доктора исторических наук ему присвоил в 1871 г. Киевский университет по совокупности опубликованных трудов без защиты диссертации. Лишь в 1870-1880-е гг. приходит признание официальной столичной науки – он становится почетным доктором Московского и Петербургского университетов. В 1882 г. Забелин возглавил Московское Общество истории и древностей российских вместо скончавшегося С.М. Соловьева, – что уже достаточно говорит об авторитете в научных кругах. Одновременно Иван Егорович был также товарищем председателя Исторического музея в Москве, став его фактическим руководителем. В 1892 г. Академия наук избрала Забелина своим почетным членом – самоучку, писавшего в анкетах в графе об образовании: 5 классов сиротской богадельни.

Похоронили И.Е. Забелина на Ваганьковском кладбище, рядом с могилой матери.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25011306

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Татьяна:

    Читала ранее о Забелине и самого историка, интересно сохранилась ли его могила... Ведь у нас так естественно не ценить ни живых, ни мёртвых. Увы!

  2. blank Михаил:

    Могила сохранилась.Возле братских могил воинов, умерших в госпиталях в 1941-1945 г.г. есть крест на могиле Елены Поленовой. Вот за этим крестом и виден памятник Забелину в виде столба .

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.