12.01.1755 (25.01). Основание Московского Университета
Московский Университет
В этот день, 12 января 1755 г., Императрица Елизавета, по ходатайству М.В. Ломоносова, подписала указ об основании Московского университета. Сохранилось прошение его первого куратора, графа Ивана Ивановича Шувалова, об основании Университета в день именин его матери Татианы. Была даже легенда, что таким образом граф Шувалов сделал своей матери подарок на именины. В 1791 г. во имя св. мученицы Татьяны был также освящен храм Московского университета, и поскольку храм был самым священным местом в этом храме наук, то именно Татьянин день и стал в православной России студенческим праздником.
Московский университет был во время его основания также и новым социальным явлением. В преамбуле указа об учреждении университета отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». То есть в университет могли поступать выходцы из различных сословий. Ломоносов, сам происходивший из крестьян, говорил: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека, которая свыше 100 лет была единственной в Москве общедоступной библиотекой. За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты для перенятия опыта западной науки.
Поначалу в соответствии с планом Ломоносова в университете были только 3 факультета: философский, юридический и медицинский; первый из них был по сути общеобразовательным. В апреле 1756 г. при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало массовому светскому отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету "Московские ведомости", а с января 1760 г. – первый в Москве литературный журнал "Полезное увеселение".
К сожалению, десять лет (1779–1789) типографию возглавлял питомец университетской гимназии так называемый "просветитель" Н.И. Новиков. Будучи масоном, он внес большой вклад в отравление русских умов западническим жидовствующим вольнодумством в "христианской упаковке". А Московский университет стал кузницей западничества. Его питомцами были основоположник российского западничества Чаадаев и многие другие члены масонских лож декабристов. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов. (Впрочем, и многие оппоненты западников – славянофилы, оттачивали свои идеи в спорах в тех же университетских аудиториях: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, Ф.И. Тютчев, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, Д.И. Иловайский, Л.А. Тихомиров, И.С. Шмелев.)
Тем не менее, Московский университет сыграл огромную роль в распространении и популяризации научных знаний, дав стране впоследствии множество выдающихся ученых. В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности. По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX – начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).
По описаниям современников, до революции празднование Татьянина дня как университетского праздника было для всей Москвы впечатляющим событием. Начиналось оно с официальной церемонии в актовом зале университета, где собирались профессора, члены администрации, студенты и выпускники, приезжавшие со всех концов России. После молебна, академического доклада и выступления ректора все вставали, пели "Боже, Царя храни!". Затем начиналась неофициальная часть, нередко продолжавшаяся до утра: народное гуляние. В своем кругу отмечали праздник выпускники университета, среди которых были профессора и чиновники, врачи и юристы, промышленники и коммерсанты. Ближе к вечеру многие собирались в огромном зале Большого Московского трактира в центре города, где произносились речи и тосты, после чего на тройках ехали в знаменитый "Яр", который в тот день обслуживал только университетскую публику. Разделяющие барьеры – возраст, профессия, политические убеждения – в этот день были отброшены. Каждому в этот единственный день в году было приятно ощущать свою принадлежность к большому университетскому братству, связанному общими воспоминаниями, общими преподавателями, общими родными стенами.
Будем надеяться, что возрождение Татьянина дня в среде современного российского студенчества будет иметь также и духовное осмысление в связи с подвигом св. мученицы Татьяны и станет растущим студенческим вкладом в дело русского сопротивления нынешнему господству ложных богов.
+ + +
На этом фоне уместно сказать несколько слов о распространенном студенческом гимне "Гаудеамус игитур". Этот гимн, ставший ныне интернациональным (он звучал в церемониях награждения спортивной Универсиады), возник в Западной Европе в эпоху т.н. "Возрождения" (возрождения языческого понимания жизни), восхвалял радости бездумной молодости и тленные земные ценности, что противоречило церковно-аскетической традиции тогдашней христианской средневековой Европы. Вот первый куплет в переводе с латыни:
Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus! (...)Итак, будем веселиться,
пока мы молоды!
После приятной юности,
после тягостной старости
нас возьмёт земля...
Судите сами, насколько этот идеал превращения в "гумус" соответствует небесному идеалу св. Татьяны...
М.Н.
См. также сайт домового храма муч. Татианы МГУ: http://st-tatiana.ru/index.html?did=3346
Когда читаешь такие материалы, сознание и душу разрывают противоречивые мысли и чувства. С одной стороны весьма симпатичен университетский дух острого свободомыслия, отрицания косности, с другой - осознаёшь присутствующую в таком мироощущении гордыню, априорную протестность, "революционность", т.е. жидовский подтекст. Так чем же больше университет стал для русских: дорогой к свету или соблазном?
В материале статьи на это есть ответ: "Впрочем, и многие оппоненты западников – славянофилы, оттачивали свои идеи в спорах в тех же университетских аудиториях: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, Ф.И. Тютчев, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, Д.И. Иловайский, Л.А. Тихомиров, И.С. Шмелев.". Всё зависит от вектора ментальности, если с Богом и во имя Его - на пользу духовную и свободомыслие, и отрицание косности (разве Сам Христос - не образчик такого отрицания?). А если всё - во имя фронды и гордыни, то...
Московский Университет – это детище масонов. Он был задуман как противодействие истинному православному христианству. Вера в науку должна была заменить веру в Бога . В XVIII веке еще можно было говорить о Боге в студенческих аудиториях. Но был ли бог аристократии, ученых, профессоров – Богом Святой Троицей? Тот же М.В. Ломоносов по своим убеждениям был деистом…