26.01.1803 (8.02). – Утверждены "Правила народного просвещения". Введение безсословного и безплатного обучения на основе церковно-приходских и уездных училищ, гимназий и университетов.
В 1802 г. указом Императора Александра I для "воспитания юношества и распространения наук" было создано Министерство народного просвещения (всего было учреждено восемь министерств вместо петровских коллегий). Первым министром народного просвещения стал граф П.В. Завадовский. В ведение министерства входили Императорская академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, издание периодических сочинений, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний.
Первым результатом работы министерства в январе 1803 г. были утверждены "Правила народного просвещения", в которых образование было возведено в ранг государственной задачи. В их основе лежала идея всесословной и безплатной общеобразовательной школы. Учебные заведения делились на 4 разряда лишь по уровню знаний: приходские училища во всех приходах городов и селений (срок обучения годичный), уездные училища во главе со смотрителем в каждом уезде (срок обучения два года), губернские гимназии (4 года) во главе с директором и университеты.
На европейской территории России устанавливались 6 учебных округов: Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский, Петербургский. В каждом из них было несколько губерний под попечительством одного из членов Главного правления училищ. К 1819 г. во всех шести учебных округах уже были учреждены университеты со своими уставами и органами управления. Им было предоставлено наблюдение за гимназиями.
Между учебными программами устанавливалась преемственность: каждая из низших ступеней служила подготовительной к следующему уровню образования, так что учащийся должен был последовательно переходить из приходской школы в уездную, затем в губернскую и оттуда при желании мог отправиться в университет. Увеличивалось общее время учения. Если в екатерининских школах среднее образование давалось за четыре года, то в александровских – за семь (один год в приходском, два в уездном и четыре в гимназии).
Каждый ученик гимназии имел шанс повысить свой общественный статус, получив по окончании учебного заведения определенный чин в Табели о рангах, гарантировавший начало служебной карьеры. Выпускники университета получали обер-офицерский чин также независимо от своего происхождения. Такое новшество открывало дорогу наверх для одаренных и трудолюбивых людей из непривилегированных сословий. Если раньше социальный статус личности, независимо от ее способностей, воспроизводил, как правило, статус его предков, то теперь энергия лучших представителей молодого поколения из разных социальных слоев была освобождена и направлена на улучшение как своего собственного положения, так и на общественное благо. В европейских странах в те времена о столь "демократичном" безсословном и безплатном обучении для народа и не мечтали. (Хотя, разумеется, для крепостных на практике была доступна лишь низшая ступень образования. Однако c 1860-е гг. К.Д. Ушинским было много сделано для расширения общедоступного народного образования; в этом духе он редактировал "Журнал Министерства народного просвещения".)
При этом с целью повышения образованности чиновников было решено, что через пять лет после начала реформы "никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище". В 1809 г. вышел указ об экзаменах на чин: для получения чина коллежского асессора (VIII класс Табели о рангах) требовалось представить аттестат или держать экзамен. Согласно новому порядку гражданской службы, образованные чиновники получали преимущества в чинах при вступлении на службу, и в дальнейшем их чинопроизводство по выслуге лет происходило быстрее.
Эта система образования, разумеется, в дальнейшем также реформировалась. С 1811 г. в Петербургском учебном округе внедрили проект классического гимназического курса, предложенный тогда молодым попечителем этого округа, будущим министром просвещения графом С.С. Уваровым. Он исходил из того, что главная цель гимназии – приготовление к слушанию университетских курсов. Поэтому Уваров предложил не заставлять гимназистов переходить из низших учебных заведений в средние, а осуществлять полностью все обучение, с первого класса, в стенах гимназии с учетом того, что полное завершение образования будет достигнуто в университете. С 1817 г. на этот тип обучения были переведены все гимназии России.
В 1820-е гг. в России были созданы также привилегированные учебные заведения – лицеи: Царскосельский лицей, Нежинский лицей графа Безбородко, Демидовский в Ярославле, Ришельевский лицей в Одессе.
Согласно принятым в 1828 г. новым уставам гимназий и училищ, система образования приобретала более сословный характер. Но цель была не столько охранительная ("не допустить широкие массы до образования", — как выражались советские пропагандисты), сколько сугубо прагматическая. Предполагалось, что каждый тип училищ будет приспособлен к конкретным нуждам определенных слоев населения и станет давать полезные именно им знания. Курс приходских училищ предназначался для людей "низших состояний" (Закон Божий, чистописание, арифметика, чтение). Уездные училища — для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей, дабы "вместе со средствами лучшего нравственного образования доставить те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезны" (сокращенный гимназический курс без иностранных языков, естественных наук, но с дополнением по местным условиям чем-нибудь практичным, как бухгалтерия, торговые и коммерческие науки, судопроизводство, механика, садоводство, сельское хозяйство). Никому однако не запрещалось продолжать учебу в гимназиях.
Гимназии становились средством дать приличное воспитание детям дворян и чиновников. Однако возник старый спор: должны ли гимназии давать образование, нужное для жизни, или готовить в университет. Император Николай I мудро решил создать две ветви гимназического образования, классическую и реальную. В классических больший упор делался на древние языки, в реальных классах изучали живые языки, естественные науки. Деление происходило после четвертого класса, а весь срок обучения в гимназии увеличился до семи лет.
Особый вопрос – так называемое "вольнодумство", процветание которого в гимназиях, университетах и даже лицеях (можно судить по молодому Пушкину) также было следствием "демократичности" образования. Не только дворянская, но и разночинная молодежь потянулась в высшие учебные заведения, осознав, какие преимущества для продвижения по службе дает образование. Недостаточная укорененность разночинцев в культуре и непреодоленное западническое наследие XVIII века создавали почву для революционных идей в масонском духе декабристов. Министр народного просвещения С.С.Уваров (с 1833 г.) приложил немало усилий, чтобы устранить ростки вольнодумства в системе образования, но мог лишь отчасти затормозить этот процесс. Даже биографии многих выдающихся русских православных писателей и славянофилов являют собою иллюстрацию обретения в то время русского мiровоззрения "от обратного", на опыте личного изживания ошибок и ложных западнических идей. Этому часто очень помогало личное знакомство с западной Европой.
Так вот откуда есть пошло советское всеобщее и бесплатное образование!!! Живём мифами, не ведая своих корней. Спасибо предкам, которые в очередной раз поразили своей разумностью, человечностью и продвинутостью.