5.07.1764 (18.07). - Погиб сверженный в 1741 г. Император Иоанн VI Антонович при попытке его освобождения из Шлиссельбургской крепости
Иоанн Антонович (12.8.1740–5.7.1764) был правнуком Государя Иоанна V Алексеевича (брата Петра I) по линии его дочери Екатерины, сыном ее дочери Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха Брауншвейгского. Родившийся в самом конце царствования Анны Иоанновны (также дочери Иоанна V Алексеевича), приходившийся ей внучатым племянником младенец был провозглашен ею наследником Престола. Соответственно после смерти своей двоюродной бабки (17.10.1740) он стал Императором при регентстве Э.И. Бирона, что получило название "Бироновщины". Усилившееся в результате этого немецкое засилье вызвало сильное недовольство и в народе, и в русских придворных кругах. Они-то и привели к власти дочь Петра I – Елизавету Петровну путем гвардейского переворота 25 ноября 1741 г.
Переворот этот не был совсем уж незаконным: из остававшихся потомков Романовых после смерти Петра II (он царствовал по завещанию Екатерины I с 1727 по 1730 гг.; с ним пресеклось мужское потомство Романовых) именно Елизавета как дочь последнего Царя имела наибольшие права на трон, а не приглашенная тогда "тайным советом " из Курляндии племянница Петра I малообразованная Анна Иоанновна (1730–1740) и объявленный затем наследником ее несчастный нерусский внучатый племянник.
Первоначально предполагалось выслать свергнутого с Престола младенца вместе с родителями за границу, но Императрица Елизавета передумала и велела оставить "Брауншвейгское семейство" в России. Было предписано отвезти семью царственных узников в Соловецкий монастырь, но добрались только до Холмогор, где ребенок был изолирован от родителей и в течении 12 лет воспитывался отдельно.
В 1756 г. юношу перевели в Шлиссельбургскую крепость, в которой он содержался в условиях абсолютной секретности: к нему никого не допускали, и его не должен был видеть никто, включая крепостных служителей. Видеть Иоанна могли и знали его имя только три офицера стерегшей его команды; им запрещено было говорить Иоанну, где он находится; в крепость без указа Тайной Канцелярии нельзя было впустить даже фельдмаршала.
С воцарением Петра III инструкция, данная главному приставу Иоанна князю Чурмантьеву, предписывала, между прочим: «Если арестант станет чинить какие непорядки или вам противности или же что станет говорить непристойное, то сажать тогда на цепь, доколе он усмирится, а буде и того не послушает, то бить по вашему усмотрению палкой и плетью». В указе Петра III Чурмантьеву от 1 января 1762 г. повелевалось: «Буде, сверх вашего чаяния, кто б отважился арестанта у вас отнять, в таком случае противиться сколь можно и арестанта живого в руки не давать».
В инструкции, данной по восшествии на престол Екатерины II Н.И. Паниным, которому был доверен ею главный надзор за содержанием шлиссельбургского узника, этот последний пункт был выражен еще яснее: «Ежели паче чаяния случится, чтоб кто пришел с командой или один, хотя б то был и комендант или иной какой офицер, без именного за собственноручным Ея Императорского Величества подписанием повеления или без письменного от нее приказа, и захотел арестанта у вас взять, то оного никому не отдавать и почитать все то за подлог или неприятельскую руку. Буде же так оная сильна будет рука, что спастись не можно, то арестанта умертвить, а живого никому его в руки не отдавать».
По некоторым известиям, вслед за воцарением Екатерины, Бестужевым составлен был план брака ее с Иоанном. Верно то, что Екатерина в это время виделась с Иоанном и, как сама признала позже в манифесте, нашла его поврежденным в уме. Сумасшедшим или, по крайней мере, легко теряющим душевное равновесие изображали Иоанна и рапорты приставленных к нему офицеров. Однако Иоанн знал свое происхождение, несмотря на окружавшую его таинственность, и называл себя государем. Вопреки строгому запрещению чему бы то ни было его учить, он от кого-то научился грамоте, и тогда ему разрешено было читать Библию. Не сохранилась и тайна пребывания Иоанна в Шлиссельбурге, и это окончательно погубило его.
Стоявший в гарнизоне крепости подпоручик смоленского пехотного полка Василий Яковлевич Мирович вздумал освободить его и провозгласить Императором; в ночь с 4 на 5 июля 1764 г. он приступил к исполнению своего замысла и, склонив с помощью подложных манифестов на свою сторону гарнизонных солдат, арестовал коменданта крепости Бередникова и потребовал выдачи Иоанна. Приставы сперва сопротивлялись с помощью своей команды, но, когда Мирович навел на крепость пушку, сдались, предварительно, по точному смыслу инструкции, убив Иоанна.
После тщательного следствия, обнаружившего полное отсутствие сообщников у Мировича, последний был казнен.
В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная обнаружению останков Императора Иоанна VI
Москва, 13 сентября 2010 г.
Председатель Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин указал на большое значение духовного подвига Российского Императора Иоанна VI, останки которого были предположительно обнаружены в Архангельской области.
«Речь идет о потрясающей по трагизму судьбе человека — человека, который много лет, всю свою жизнь оставался один на один с проявлениями злой воли, с проявлениями крайнего властолюбия, и в этих условиях проявил потрясающую красоту души», — сказал о. Всеволод в понедельник на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» в Москве.
Иоанн VI был человеком очень религиозным и постоянно молился, о чем говорят наросты на его коленях — остеофиты, заболевание, которое в народе называется «коленкой молящегося». Он наизусть знал многие тексты из Священного Писания и богослужебных книг, о чем свидетельствовали лица, его охранявшие. Кроме того, известно, что заточенный император стремился принять монашество.
«Совершенно очевидно, что это был человек мистически одаренный, человек искренне верующий, и все эти страшные годы своего вынужденного одиночества, своего трагического заточения он размышлял о Боге, молился Богу и хотел послужить Ему и всю свою жизнь хотел посвятить этому служению», — отметил о. Всеволод.
По его мнению, на основании истории жизни Иоанна VI «нужно снимать фильмы, писать книги, ставить пьесы в театрах», поскольку его судьба «является очень поучительной» и должна быть сохранена в «национальном самосознании».
В свою очередь духовник общероссийского общественного движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец) считает, что необходимо подробно изучить жизнеописание убиенного императора и, возможно, начать процесс его канонизации, что позволит Русской Церкви обрести нового святого —- покровителя «всех невинно в узах пребывающих».
Руководитель поисковой группы Анатолий Каранин сообщил ранее, что останки Императора Иоанна VI были обнаружены недавно в ходе поиска тайного захоронения его отца — генералиссимуса Антона Ульриха Брауншвейгского, похороненного в 1776 г. в Холмогорах у церкви Успения Богородицы. В ходе этих раскопок ученые нашли захоронение предположительно старшего сына генералиссимуса. В ходе исследований: экспертизы в Москве в лаборатории идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы, анализа жизни молодого Императора, изучения перенесенных им заболеваний, характерных особенностей скелета, сформированных в условиях долгого заключения в тюрьме, было обнаружено 25 признаков, по которым можно сделать вывод о принадлежности останков Иоанну VI.