9.08/22.08. - Собор Соловецких святых
Собор Соловецких святых
Собор Соловецких святых празднуется на следующий день после памяти основателей монастыря – прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (8.08/21.08).
Своим примером подвижнической жизни на суровом архипелаге они привлекли многих последователей, явив в дальнейшем целый сонм святых, в числе которых прпп. Елеазар и Иов Анзерские. Там приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Русской Церкви: Патриархи Иосаф I и Никон; митрополиты Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский, Филипп Московский.
Благодаря стараниям последнего, Соловецкий монастырь стал образцом и хозяйственного освоения русского Севера. При св. Филиппе обитель была окружена гранитными стенами, начаты разработки железной руды и поваренной соли, сооружены каналы, мельницы, кирпичный завод, парники для овощей, скотные дворы, кожевенное производство и многое другое, чему до сих пор удивляются приезжающие. Сам игумен Филипп, изобретший многие устройства, работал и как простой строитель.
В советское время, с 1920 г. монастырь был ликвидирован и превращен в один из первых концлагерей, куда ссылали и духовенство, в том числе многих епископов (в 1926 г. их там было 29). Известны их коллективные послания оттуда по вопросам отношения Церкви к коммунистическому государству в ответ на так называемую Декларацию митрополита Сергия (Страгородского):
«Церковь не может взять на себя перед государством... обязательства считать "все радости и успехи государства своими успехами, а все его неудачи своими неудачами"... Настоящей причиной борьбы... служит задача искоренения религии, которую ставит для себя настоящее правительство... Успехи государства в этом направлении Церковь не может признать своим успехом» (27.9.1927).
Привозимые заключенные использовались для работ по вырубке леса, ловле рыбы, разработке торфа, постройке домов и коммуникаций, в том числе железной дороги, а также для обработки сельскохозяйственных угодий для нужд лагеря. Но невыносимые условия жизни быстро превращали их в умирающих "доходяг" от цинги. Их заменяли новыми. С Соловков было невозможно бежать. Летом человек способен продержаться в холодной воде Белого моря всего несколько минут, а зимой вода у берегов никогда не замерзает настолько, чтобы лед мог выдержать вес людей.
Большевицкая пропаганда утверждала, что лагерь был задуман как "средство перевоспитания церковников". На практике Соловки были превращены в основном в лагерь уничтожения непокорного духовенства. Расстрелы порою шли прямо в храмах. Сотни новых святых – мучеников за веру – явились на Соловках за эти годы, зримо явив міру Русскую Голгофу...
Православное духовенство в Соловецком лагере. Ноябрь 1925 г.