14.09.326 (27.09). - ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Воздвижение Креста Господня – символа победы над смертью
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117–138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.
Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном Императоре Константине Великом (306–337), первом из римских Императоров, прекратившем гонения на христиан. Константин после победы в 312 г. над Максентием, правителем Западной части Римской империи, в 313 г. издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Восточной ее части Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения, в 323 г. Константин сделался единодержавным правителем огромной Римской империи и на всей ее территории христианство было узаконено.
Император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение – Крест с надписью "Сим победиши". Это было также предуказание его великой миссии христианизации Империи и создания Второго Рима. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Император Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую Царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, Царица повелела уничтожить.
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Христиане, во множестве пришедшие поклониться чудесно обретенному Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361–363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).
Царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Успения. В Константинополь Царица Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 г. Храм был освящен 13 сентября 335 г., и на следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Части св. древа Креста Господня хранятся в Успенском соборе в Москве, там же в особом ковчеге находится и Гвоздь, коим был пригвожден ко Кресту Иисус Христос. (Основные же куски святыни были похищены крестоносцами во время их разгрома Константинополя, теперь они выставлены в витринах в католических храмах Рима и др. для туристов.)
Крест – символ победы над смертью и мощное оружие защиты христиан и христианских Государей от сил зла. После революции тропарь этого праздника соответственно отцензурировали, устранив из текста упоминание о Государе. Однако православные монархисты произносят его сегодня так:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
победы грядущему православному Государю на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Св. Иоанн Шанхайский: Спаси, Господи, люди Твоя
Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах Св. Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?
Во-первых – православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела – Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их государей, тем более что проживающие в их странах русские беженцы пользуются их защитой.
Во-вторых – при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не престает молиться – победы благоверным царем на сопротивныя даруя. Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста.
Первые слова той молитвы составляют 9 стих ХХVII псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом.
Она сначала была составлена как седален осьмогласника (октоиха) для пения по Средам и Пятницам 1-го гласа между чтением кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Св. Кресту.
Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях.
В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание всегда оставалось неизменным и подлинным текстом ее, то, что написали Святые Отцы:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Св. Иоанн Шанхайский
Публикуется по изданию: Пчела. 1990. № 5. С. 4-6.
+ + +
См. также проповедь диакона Андрея Попова к этому празднику
Слава Богу, что есть этот удивительный сайт, где можно прочесть о православной жизни нашего народа-Богоносца.
Благослави нас Господь.
Молитва непонятная какая-то. Молитва Кресту, это молитва за Отечество. Царя у нас сейчас нет (хотя хотелось бы, конечно). Так что получается молимся мы не о победах православного народа сейчас, а о грядущих победах Царя, который неизвестно когда появится... А сейчас то что делать - не побеждать?
Якову. Этот текст тропаря отличается от дореволюционного фактически только тем, что о Государе говорится как о грядущем, поскольку его сейчас нет и мы этой молитвой одновременно молим о его даровании нам и о его победе над врагами. Что же тут непонятного? А в современной версии тропаря после 1917 г. молятся о даровании победы православным христианам, без Государя... Чем это лучше?
Тропарь справедливо говорит о том,что спасение(от вечных мук и от земных бедствий) нашего народа зависит от от того будем ли мы достойны дарования нам Богом православного Государя.
Опять не понял.Если мы хотим молиться о даровании Царя, то давайте будем это делать (молитвы есть уже давно). Тропарь Кресту пели до революции с упоминанием имени Царя, который был на престоле и правил страной, побеждал врагов в тот момент. Царь умирал и пели уже имя другого, фактического Государя.
Сейчас мы тоже молимся о победах нашего народа в войнах и прочих напастях. Как молились в войну Отечественную "победы правлславным на сопротивная даруя", как молимся сейчас о победах русского оружия.
Если же мы молимся о победах грядущего Царя, то молимся о том чего сейчас нет и чему надлежит только быть. Вопрос: Как тогда молится сейчас о победах в данный момент над врагом???
Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах святому Кресту,когда каой-либо народ не имеет своего Православного Царя?
Во-первых,православные народы должны молиться не только за своих Государей,а,как члены одного тела-Церкви,также и за других Православных Государей...
Во-вторых,при произношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях,но и о будущих православных Царях,ибо,по толкованию св.Иоанна Златоуста,православные Государи будут держать власть до пришествия антихриста,удерживая распространение зла.Вот почему Церковь Православная не перестает молиться "победы благоверным Царем на сопротивныя даруя".Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту...
В России и некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя,но основное содержание ее всегда оставалось неизменным и подлинным текстом,тем,что написали Святые Отцы:"Спаси,Господи,люди Твоя и благослови достояние Твое,победы благоверным Царем на сопротивные даруя,и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".
Святитель Иоанн Максимович.
Опять не понял. Про Царей все правильно, но как молиться сейчас о наших победах в данный момент? На этот вопрос вы почему то не даете ответа.
Молясь о благоверных Царях(в том числе и о грядущем),мы и молимся о наших победах в данный момент.Возрадуется Царь,возрадуется и народ.Заплачет Царь,заплачет и народ.
Яков, Кутузовский вас не слышит. Это вообще болезнь православных монархистов, они спасение России видят в ЗЕМНОМ царе, но воцарение истинного Царя Христа для них второстепенно. Они не понимают, что только духовным просвящением народа в православной истине возможно и благое земное царство. Будет народ в Истине, будет и народу благо от Бога. Вот о чем молиться надо: Да приидет царстие Твое. В обличенье царебожникам слова Писания, о том как зарождалась монархия: ""И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но ОТВЕРГЛИ МЕНЯ, чтоб Я не царствовал над ними"".(1Цар.8:4-7) И слова пророка Осии во обличение таковым: ""Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах твоих! Где судьи твои, о которых говорил ты: "дай нам царя и начальников"? И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем.""(Ос.13:9-11).
НА МЕЙЛЕ ВАШИ ССЫЛКИ УДАЛЯЮТ
Простите,где так молятся "победы грядущему православному Государю..." ? Ничего подобного не слышала. В патриархийных молитвословах текст урезаный "победы на супротивныя даруя" (а кому?- неизвестно).А в зарубежных храмах молятся "победы православным христианам на супротивныя даруя" - тут все понятно.
Буду считать, что Вы это написали без глубокого изучения вопроса, поэтому посоветую поподробней прочитать Книги Ветхого и Нового Завета, и Отцов Церкви. Для начала, можно изучить: "Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли вкратце извлеченныя из проповедей Филарета Митрополита Московского"; "Об истинном монархическом миросозерцании", Архиепископа Серафима (Соболева);"Православно-догматическое богословие", Митрополита Макария (Булгакова). В приведенных Вами текстах Ветхого Завета Вы ничего не поняли, поэтому и приводите их после слов: "...как зарождалась монархия:...". На самом деле монархия была создана Богом с первым человеком Адамом. Образ и подобие чьё? Царя Царей! И каждый верующий Истине православный христианин - это монарх своего "внутреннего Царства", каждый муж - монарх своего "семейного Царства". А Царь для народа - это Благословение Божие на народе, и если Его нет, то нет и Благословения! Вот поэтому и сетует Господь на жестоковыйный народ еврейский, что захотели Царя не как обещанного Богом ("Дам Царя по сердцу Моему"), а "как у других народов", т.е. вместо Бога. Но даже и после этого, Господь смилостивился и дал им Царя, а то глупые совсем погибли бы (как мы сейчас). И Осии Бог говорит, что хоть и гневался я на народ еврейский, но всё же дал Царя, а они придурки жестоковыйные этого не оценили и стали орать в помешательстве "дай нам Варраву!!!" (типа учредиловку, генсека, президента и т.д.). И Гоподь "отнял в негодовании" Своем Царя у народа. А с Царем отнял Благодать, а с Благодатью видно и разум у некоторых.
Вы гражданин хороший хоть бы поговорки великорусского народа о Царе почитали у В.И. Даля. Ну а в остальном я с Вами согласен. "Будет народ в Истине, будет и народу благо от Бога." "...молиться надо: Да приидет Царствие Твое!" - Единодержавное, Самодержавное во главе со Христом Господнем (Помазанником Божием - кто не знает перевода с греческого) - вобщем, что бы было как на Небе, так и на земле!
Уважаемая Ирина! А где Вы бываете, что бы слышать? Мы не можем искажать тексты Богослужебных книг в связи с временными обстоятельствами - ведь Бог вечен! Если тропарь написан в память помощи Государю от Господа через Крест, то что тут непонятно? 1)Если Вы не читали "о грядущем царе", то я думаю не согрешите, если будете петь без слова "грядущему". 2)В "патриархийных молитвословах" почему так написано? Ну скажем, Вы идете в белом платочке к соседке (со сковородкой в руке) отношения выяснять, ну и поете "патриархийный" тропарь. 3)"...победы православным христианам..." без Царя Господь не даст! Белое движение это хорошо усвоило. Так что нечего зря воздух сотрясать. Божией Вам помощи! Простите!
правильно звучит так:
Спаси, Господи, люди Твоя
и благослови достояние Твое,
победы православному Государю нашему,Его же имя Ты,Господи,веси на супротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Правильно и так.
Спаси, Господи, люди Твоя
и благослови достояние Твое,
победы Благоверному Государю нашему,Его-же
имя Господи весе,на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спасибо Вам за сайт!Столько узнаещ,что просто диву даещся,как я могла этого всего не узнать.
Что же потомки Рюриковичей, крестителей Руси ничего не делают? Крест – символ победы над смертью и мощное оружие защиты христиан и христианских Государей от сил зла.
Хватит роптать на отсутствие монарха для России.
С праздником великим всех Православных людей.....