(Назаров М. "Тайна России". М.: Русская идея, 1999).
Труд М. Назарова "Тайна России" (Москва, Русская идея) вобрал в себя его многочисленные статьи, объединенные одной идеей - как "мировая закулиса" (евреи и масоны), стремится обрести господство над православной Русью и всем миром. Идея не нова и перепевалась в десятках книг десятки лет. Труд Назарова, как и вообще его труды, отличается разве что обильным цитированием многочисленных источников и размахом - автор дает готовые ответы и предложения на все вопросы духовного и исторического бытия, от сущности православия до необходимости национализации сбыта табачных изделий.
Структура всей книги достаточно аморфна: в первом разделе рассказывается об истории "мировой закулисы" и о том, как она сотворила революцию в России, во втором речь идет о постперестроечном времени в России, и, наконец, в третьем собраны самые разнообразные материалы про католиков, Реформацию, Третий Рим, большевиков, фашизм, атеизм, монархию и пр. Возникает впечатление что автору понадобилось включить в сборник максимальное количество материалов, когда-либо им написанных, и он порой не знает, куда приткнуть тот или иной материал: так, в раздел про перестройку почему-то включена сугубо теоретическая статья про почвенников и славянофилов XIX в. (снабженная примечаниями, написанными на 9 лет позже и призванными перекинуть мостик к публицистам конца 90-х гг.) и статья про исторический украинский сепаратизм.
Когда автор пишет про историю "мировой закулисы", то он выстраивает иерархию двух составляющих "закулисы" - масонов и евреев: первые находятся под влиянием и контролем вторых. При этом из описаний автора можно лишь косвенным образом заключить, что в масонах не нравится Назарову - а именно масонская антиклерикальность (которая, как утверждает и сам Назаров, проявлялась отнюдь не всегда) и антимонархизм. Однако эти черты присущи группам самой разной идеологической направленности - классическим коммунистам, либералам и т.д. Что уж, собственно, такого плохого в масонах, понять не так просто. Иное дело - евреи, с которыми Назарову все ясно - ведь они всегда презирали другие народы, разрушили их исторические устои и неизбежно вызывали к себе ненависть. В качестве инструмента своей зловредной деятельности они и избрали масонские ордена.
В такой постановке вопроса, правда, непонятно, зачем вообще обращаться к масонам - они для Назарова не более чем еврейский инструмент, также как большевики, Америка, Реформация и пр. Зачем так детально исследовать были ли видные большевики-евреи масонами, если одно лишь их еврейство уже вполне объясняет их вредоносность? Впрочем, в других местах Назаров объявляет евреев и масонов равноправными врагами России. Но все это мелочи. Неясно другое, самое главное - как и во всех подобных творениях, посвященных еврейско-масонскому заговору. Если основные еврейские деньги вращались в Америке и Западной Европе, а не в России, если русское правительство в большей степени преследовало масонов и чинило ограничения евреям, чем во всех других странах - почему же тогда именно России "закулиса" нанесла наибольший вред? Назаров оговаривается, что "никто не виноват в российской катастрофе больше нас самих", говорит о "наших грехах", но так и не объясняет, в чем же состоит эта вина и грехи. Вроде бы народ-богоносец, хранитель неповрежденной Истины - и вот на тебе! Так и Германия, в которой со всей силой обрушились на евреев, потерпела полный крах. А вот другие страны Западной Европы: протестантские ли, католические, лишенные света православия и управляемые "еврейскими банкирами", почему-то переживали относительно благополучную историю. И у прошлых и нынешних русских обывателей почему-то спокойная и сытая Швейцария с ее мирной историей, и при всех ее еврейско-масонских деньгах и связях вызывает зависть. Обывателям, оказывается, наплевать и на масонов, и на евреев, а вот жить бы как в Америке, Англии и Швейцарии.
Назаров, пытаясь все же уловить "грехи" России, упоминает и русскую интеллигенцию, как проводника разрушительных идей, и святость царя, который вел "честную" политику, отчего и пострадал, и жертвенную верность союзникам по Антанте, которые на самом деле были предателями. Но отсюда неизбежно вытекает вопрос: а почему все-таки в России такая плохая интеллигенция и такое предательство? Ответа мы от Назарова так и не дождались. Как не дождались и разрешения еще одного парадокса: если царская святость и жертвенная преданность порождает крах, то что, не надо быть святым и преданным? Или, наоборот, надо быть святым и преданным, и поэтому ожидать краха?
Так же и в главе об "Уроках белого движения" мысль автора сводится к тому, что неудача белых объясняется предательством Антанты (разумеется, под нажимом еврейских кругов). Налицо все та же очевидная тенденция в рассуждениях автора: корни российских бед надо искать извне, а не изнутри - и почему-то такая ситуация характерна именно для России.
Трагедию сталинизма Назаров описывает довольно традиционно, перечисляя евреев в высших органах власти, и приписывая к ним почему-то Петерса, Кахиани, Назаретяна и Хаханьяна. Странным образом в ту же компанию попал Луначарский. При этом сам Сталин от вины в репрессиях освобождается, как и все высшее нееврейское руководство - Ворошилов, Молотов, Маленков, Киров, Калинин, Ежов, Берия и многочисленные другие вожди, отнюдь не евреи. Не случайно, вероятно, что и изыскания Назарова распространяются на сталинский период исключительно довоенный, но не послевоенный, когда евреев во власти уже не стало, а репрессии вовсю продолжались. Более того, даже значительное количество евреев, находившихся в оппозиции к Сталину, Назаров объясняет их зловредностью - Сталин собирался стать из коммуниста государственником, возрождавшим национальные традиции, а евреи этому мешали. Однако время от времени евреи вдруг перестают быть для Назарова неизменным жупелом. Наш автор вполне прагматичен, и его выводы и рецепты прямо зависят от издания, для которого он пишет. Так, в большинстве статей раздела "Перестройка и новый мировой порядок" евреи даже не упоминаются: статьи наполнены размышлениями о христианстве, социализме, глубинных основах русского народа и именно из взаимодействия и противодействия всех этих факторов выводится будущее России. Происки евреев куда-то сразу исчезают. Объяснение, на наш взгляд, довольно простое: эти статьи предназначались для вполне солидных зарубежных русскоязычных изданий, типа журналов "Посев" и "Вестник РХД", где открыто пропагандировать антисемитизм как-то не принято. А вот в своих доморощенных изданиях - пожалуйста. Так и появляется "Триумф мировой закулисы", публиковавшийся в газетах "Колокол", "Казачий круг" и прочих "авторитетных" изданиях. Но сама суть позиции Назарова от этого не меняется. Статьи раздела посвящены новейшей истории России, смысл которой, по Назарову, состоит в том, что православную Россию грабили и убивали наймиты-"демократы" (евреи) на американские (масонские, еврейские) деньги.
Приведенные автором рецепты для спасения России выдают в Назарове настоящего энциклопедиста - он дает советы по всем направлениям юридического, финансово-экономического, политического реформирования, заботливо вникая во все тонкости - прямо как почитаемый им отец народов. Советы эти порой грандиозны: например, армия "должна быть в состоянии нанести неприемлемый ущерб любой совокупности агрессоров", зарплаты чиновников надо "обусловить эффективностью их работы". И самое главное, "надо поверить в православное учение о смысле истории". Но ведь вера, кажется, дело тонкое и индивидуальное. А если человек хочет и не может поверить? И все взоры устремляет к мак-дональдсам и западным тряпкам бездуховным? Что тогда? Ведь никакая "национализация сбыта табачной продукции" не поможет. И опять назаровым нынешним и будущим придется кивать на масонов и евреев, навалившимся на Россию.
Широту интересов Назарова еще больше подтверждает последний раздел, где автор размышляет о смысле истории и тайне России. Здесь он пускается в пространные рассуждения о войны сатаны с Богом, где, разумеется, воинство сатаны представляет "безбожный народ" - евреи, а воинство Бога - православная Русь. Представляя краткую историю христианства, автор цитирует разных православных богословов и публицистов, зарубежные антисемитские книжки и обращается даже к еврейским источникам, откуда, как водится, вырывает фразы, лишая их контекста и донельзя искажая их смысл. Впрочем достается от Назарова и католическому Западу, "искажающему идеал". Назаров рассуждает о тонкостях тринитарного учения, извращенного католиками, и видит закономерным разложение католицизма под ударами Реформации. На Реформацию, естественно, оказали неблагоприятное влияние евреи, которые справедливую кару католицизма подменили созданием новой материальной религии. На Руси же, по Назарову, было сплошное благолепие - и даже специфическое русское язычество предрасполагало к принятию православию (хотя, думается, вряд ли этот факт может рассматриваться в качестве комплимента православию).
Устремляя взор в древность, Назаров бесконечно умиляется и сюсюкает по поводу "по-детски чистой" Руси, "органично" воспринявшую православие - хотя при этом автор не объясняет, почему пришлось киевлян силком загонять в крещенские воды. Далее идут традиционные рассуждения о Третьем Риме, который единственный противостоял мировому еврейству в лице западной цивилизации. Затем последовало разрушительное правление Петра, ставшее расплатой за "поколебленное самосознание Третьего Рима", после чего пришли либералы и демократы. Наступает XIX в., и Назаров возвращается к тому, с чего начал книгу - к игу масонов и евреев, а потом и "к безбожному жидовскому игу" в лице большевиков-евреев. В заключение Назаров пускается в апокалиптические пророчества о том, как сатанинские евреи попытаются поработить мир, но святая Русь будет им сопротивляться и обретет великую славу.
На этой радостной ноте, можно было бы и закончить книгу, но Назаров, видимо, никак не желая оставлять за бортом ничего из опубликованного ранее, помещает в сборник еще с десяток статей о цареубийстве, опять о монархии, Америке и масонах, мерзкой рыночной экономике, ничего нового не добавляя к вышесказанному.
Сборник завершается именным и забавным "политико-идеологическим указателем" с перечислением "основных политических сил, идеологий и других реалий (?)". В этом указателе зафиксированы, например, Турция, язычество, Римская империя, мировая закулиса, антихрист и т.д. Интересно, антихрист относится к основным политическим силам, к идеологиям или к "другим реалиям"? С учетом всего вышеописанного можно прийти к следующему выводу: ничего нового в объемистом сборнике Назарова найти нельзя. Все идеи этого антисемитского-антидемократическо-антикатолическо-антиамериканского и пр. труда уже тиражировались в сотнях книг и статей других "борцов" с масонами и евреями. Книга М.Назарова активно продается в Москве, а значит, одержимым борцам этим дан "зеленый свет".
14.11.2002
Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека
(Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР)
103045 Москва, ая 18
Тел. 2073913, факс 2076069,
e-mail mucsj@rambler.ru
http://sem40.co.il/index.php?newsid=191035
(Статья опубликована без подписи автора)
Статья опубликована также в сборнике статей:
Юрий Табак. Сумерки шовинизма. Сборник статей. Academia. Москва. 2005
http://uchebana5.ru/cont/2692698-p4.html