29.01.2019       2

Духовные основы брака в перспективах отечественной истории

Священник Андрей Попов 

Доклад священника Андрея Попова (Русская Православная Церковь Московский патриархат, Калачевская и Палласовская епархия)

А.В. Простев. Святые Петр и Феврония. 2008.

А.В. Простев. Святые Петр и Феврония. 2008.

Введение
1. Возникновение и назначение брака.
2. Брак до потопа.
3. Брак после потопа.
4. Ветхозаветный закон о браке.
5. Брак в Церкви Нового завета.
6. Брак в Русской истории.
7. Коммунизм и семья.
Заключение

Введение

Говоря о браке, мы говорим о семье. Как справедливо заметил один из современных богословов: «Семейство есть самое первоначальное человеческое общество». [1] Соответственно, оно является основной ячейкой Церкви и как следствие, государства. И потому, когда обсуждаются пути развития общества, мы обязаны и вынуждены сначала говорить о правильном развитии семьи. Но поскольку сама семья вторична по отношению к браку и произрастает из этого института, то обустройство семейной жизни прямо зависит от правильного понимания института брака как такового.

Итак, что такое брак в учении Церкви?

1. Возникновение и назначение брака

В тех определениях, которые принято давать в богословии со ссылкой на «Катихизис» митр. Филарета, брак подразумевается как таинство, в котором супружеский союз между мужчиной и женщиной, заключенный на основе взаимной верности, освящается Церковью для взаимной помощи в семейной жизни, а также для рождения и христианского воспитания детей. Что здесь главное, и что второстепенное?
Если мы посмотрим в Священное Писание, то увидим любопытную деталь – заповедь: «… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» была дана Богом до того, как произнес Адам формулу о браке: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт.1:28. 2:23) То есть, смысл брака, и само появление его заключается в рождении и воспитании детей. А в чем смысл рождения и воспитания детей?

В том, чтобы дети были лучше своих родителей. Только в этом случае они смогут оправдать те утраты, которые ради них понесли родители в своей жизни. Об этом говорит и пророчество, данное первым людям о семени жены, которое «сотрет главу змия». То есть, что потомок Адама совершит намного больше того, чего не смогли понести прародители, нарушив божественную заповедь.

Другими словами, в рождении детей присутствует не просто природный процесс, который мы видим у животных, но прежде всего религиозное действие, содержащее в себе высший смысл существования человечества на Земле и вхождения его в вечность. Высшее предназначение чадородия – это искупить грех родителей, оправдав их супружество. Но для того, чтобы это свершилось, одного участия человека, заключенного внутри брака, мало. Здесь требуется и содействие Творца.

Исходя из вышеизложенного, через всю историю человечества проходят эти два направления в устройстве брака и рождении детей. Одно – это когда люди по своеволию соединяются и дают потомство, довольствуясь только своими природными стремлениями. Это путь появления большинства народов.

А второе – когда свое природное влечение люди отдают в послушание Богу. Так появляются чада Божии, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». (Иоан.1:12-14) Священное Писание обращает наше внимание на разделение этих двух направлений и проявление их в истории человечества.

Адам и Ева. Византийская мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Адам и Ева. Византийская мозаика собора в Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

2. Брак до потопа

С чего начался первый брак на земле? Со своеволия Адама и Евы, изгнанных перед этим из рая. 4-я глава книги Бытия так и начинается: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа». (Быт.4:1) Но это рождение первого потомка, воспринятое ими как «приобретение от Господа», на самом деле принесло отверженное семя богоборцев и человекоубийц. Становясь в поколениях, по слову Иосифа Флавия, «все хуже и хуже», потомство Каина растлило брак многоженством и нечестием, вовлекая в него и благочестивое потомство Сифа.

Несмотря на свою близость к Богу, сифиты не смогли устоять от соблазнов каинитского племени и женской красоты. «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, ‒ читаем мы в Библии, ‒ тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал». (Быт.6:1-3) Кто эти сыны Божии? Одно из толкований говорит о них как о «сыновьях вельмож», показывая, что разврат имеет своим началом «чертоги царские». Об этом еще будет сказано ниже. Теперь же отметим, что «Первою причиною несчастия первого мира полагает Моисей неправильные супружества сынов Божиих с дочерями человеческими». [2]

К чему же пришло человечество через поругание брака? В плане рождения потомства ‒ к появлению «исполинов», т.е. людей, сильных телом, но не душою и духом. В морально – нравственном отношении – к полной потере добрых начал человеческой природы. Как отметил святитель Иоанн Златоуст: «Где блуд, невоздержание и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и безчинство, и великая несправедливость, и лихоимство, и множество зла». [3]

Так, первая цивилизация через поругание брака закономерно подошла к своему собственному отрицанию. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». (Быт.6:5.6) Дальше, как мы знаем, был Великий Потоп.

3. Брак после потопа

После потопа восстановление отверженного семени происходит уже через Хама и его проклятого сына Ханаана. Что было причиною? Похотливая и невоздержная натура Хама, из-за которой он не воздержался от деторождения, находясь в ковчеге, когда всё семейство Ноя молилось Богу о спасении. Есть Предание, что женою Хама была обольстительная каинитка.

Хамово племя строит Вавилон и Египет, изобретая рабство и вовлекая в него благословенный народ. И если бы не отозвался бездетный Авраам на зов Божий выйти из земли отца своего, то институт брака и после потопа имел бы те же самые перспективы растления.

Благодаря Аврааму в среде человечества появляется потомство, отмеченное соучастием Бога в деторождении, и сохраняющее благоговейное отношение к браку как к религиозному институту. Авраам превзошел своего отца в вере, его сын Исаак оказал полное послушание, вступив в брак с благословения отца. Иаков, сын Исаака, положил начало браку по любви и долготерпению.

В потомстве, благословенном Богом Авраама, Исаака и Иакова родились двенадцать родоначальников колен Израиля, между ними Иосиф Прекрасный и его сыновья. Народ, ставший многочисленным в рабстве египетском, получил и вождя Моисея, через которого был дан самый справедливый Закон, охраняющий чистоту брака от «мерзости египетской».

4. Ветхозаветный закон о браке

Вот, для сравнения, некоторые из положений книги Левит, показывающие, до какой степени нечестия могут дойти народы, живущие по законам природы.

«6 Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.

7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.

8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.

9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.

10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.

11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее.

12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.

13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.

14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.

15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.

16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.

17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.

18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

19 И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее.

20 И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею.

21 Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.

22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

23 И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.

30 … ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего» (Лев. 18:6-23.29).

Главные же требования к браку были следующие:

  1. Вступление в брак должно быть в девстве.
  2. Запрещались измены супругов.
  3. Брак должен быть плодоносным.

Кроме закона, в сердце народа была вложена и идея рождения Мессии, почему вступление в брак и рождение детей стало для всех обязательным, а их отсутствие и бесплодие считались Божиим наказанием.

Так, несмотря на многочисленные отступления от данных Богом правил благочестия, когда по слову царя Соломона, всеми «без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство … осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство», в Израиле все-таки соблюдалась линия, при которой дети рождались лучше и чище своих родителей. О них же в Библии говорится: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». (Лук.1:6)

Как мы знаем, достижением такой высоты было рождение Богоматери и рождение св. Иоанна Предтечи, величайшего пророка на земле. Внутри брака родился и Сам Христос, освятив этот институт и Своим присутствием на браке в Кане Галлилейской. Казалось бы, все сбылось и «кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». (2 Кор. 5:17) Однако, мы видим, что в христианской Церкви продолжают создавать семьи и рождать потомство. Что же нового принесло христианство в институт брака?

Брак в Кане Галилейской. Собор Рождества Богородицы. Музей фресок Дионисия.

Брак в Кане Галилейской. Собор Рождества Богородицы. Музей фресок Дионисия.

5. Брак в Церкви Нового завета

Как это ни странно звучит – чистоту девства и целомудрия. Хотя и Богоматерь и св. Иоанн Предтеча и даже Иисус Христос родились в браке, но в вечности они остались девственниками. Поэтому и первые христианские мученики, преисполненные любви к Богу, часто шли на смерть именно за свой отказ вступать в брак, узаконенный государством. Таковыми были великомученицы Екатерина и Варвара, дева Мастридия и мученица Татиана, множество других. Возникла опасность полного отвержения брака в Церкви как нечистоты. И потому на заре христианства апостолы вынуждены были объяснять Церкви, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». (1Кор.7:38) В эпоху Вселенских Соборов было подтверждено благословение Церкви на брак и в их постановлениях. Так, в 340 г. на Поместном Гангрском Соборе было указано: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие: да будет под клятвою». [4]

Говоря иначе, девство, как идеал чистоты, было поставлено не в противовес брачному сожительству, а как образ и для одних, и для других. Каждый должен стремиться к этому идеалу, но кому не по силам, он может жить в браке, не развращаясь, а сохраняя себя от соблазнов. Таковым и было сказано: «время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие…» (1Кор.7:29)

В любом случае, в христианстве институт брака был не только сохранен, но и наполнен новым содержанием, когда главным стало не столько рождение детей, сколько нравственная и духовная чистота и совершенство как детей, так и родителей.

В какой степени выполнялось или нет это требование, можно судить о святых первых веков христианства. Мы же ограничимся историей своего Отечества, которое пережило две династии – Рюриковичей и Романовых, и застряло в советском периоде беззакония.

6. Брак в Русской истории

Первой была у нас династия Рюриковичей.

Начиная с равноапостольного великого князя Владимiра, отрекшегося от разгульной жизни, крестившегося и вступившего в церковный брак с греческой царевной Анной, Рюриковичи достойно восприняли греческую традицию. Они заключали браки с византийскими, шведскими, английскими королевскими дворами и половецкими ханами и дали миру целый ряд святых. Это всем известные имена детей князя Владимiра – Борис и Глеб, святые князья Игорь Ольгович, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниил Московский и Димитрий Донской. Добавим к этому и малоизвестный факт о многодетности их браков. Так,

- князь Ярослав Мудрый имел 10 детей,

- Владимiр Мономах – 11 детей,

- Юрий Долгорукий ‒ 13 детей,

- Всеволод большое гнездо – 12 детей,

- Димитрий Донской – 8 детей,

- Великий князь Московский Иван III ‒ 11 детей.

Отступление от религиозных норм брачной жизни допустил князь Московский Василий III. Недовольный своей бесплодной женой Соломонией Сабуровой, он развелся с нею, добившись её пострига в Суздальском монастыре. Не слушая предупреждения отцов Церкви о том, что второй брак будет прелюбодейством и даст злой плод, он взял в жены Елену Глинскую, которая родила ему сына Ивана. Став царем, Иван Грозный вступал в брак ради сластолюбия семь раз и все его дети погибли. Расплата за злодеяния царя – лишение династии престола и Смутное время, в которое разврат вельмож достиг самых нижних слоев народа, допустившего в Русское царство иноверцев.

На престол вступила династия Романовых.

Что мы можем сказать о ней с точки зрения брачной чистоты?

В лице первых царей мы видим ещё продолжение эстафеты Рюриковичей в их серьезном отношении к институту брака, но уже с некоторыми искажениями.

Так, царь Михаил Федорович имел два брака. Первая жена Мария Долгорукова умерла через четыре месяца, вторая жена Евдокия Стрешнева родила ему 10 детей, но выжил лишь один будущий царь Алексей Михайлович.

Он тоже был женат дважды. Первая жена Мария Милославская родила ему 13 детей, умерев от тяжких родов. Вторая ‒ Наталья Нарышкина родила еще трех. На этом религиозное отношение к браку в семействе Романовых заканчивается. Но прежде чем перейти к описанию негативных сторон жизни наших последних императоров, приведем свидетельство иноземца, посетившего в это время Русскую землю и воочию увидевшего, как это благочестие правителей отражалось на жизни простого народа.

Вот что писал диакон Павел Алеппский, приехавший в Московию в середине 17 века: «…В домах этой страны мы видали людей, животных и птиц (вместе) и весьма удивлялись изобилию у них всяких благ. … В доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами. Они погодки и идут лесенкой один за другим, что еще больше увеличивало наше удивление. Дети выходили из домов посмотреть на нас, но больше мы на них любовались... При всем том они многочисленны, как муравьи, и бессчетнее звезд. Подумаешь, что женщина у них бывает беременна и родит три, четыре раза в год и всякий раз по три, по четыре (младенца) вместе. Но вернее то, как нам говорили, что в этой стране нет ни одной женщины бесплодной. Да будет благословен их Творец!» [5]

Царь Петр I прорубил окно не только в Европу, но и в брак. Петр, как известно, при живой жене, заточенной в Суздальский монастырь, женился на пленной служанке (Марте Скавронской), далеко не девственнице. Она, став императрицей Екатериной I, институт брака не берегла и имела сожителей.

Все дальнейшие биографии наших императоров и императриц 18-19 столетий являются только продолжением начатого движения и дали много материала для любовных романов и кинофильмов. Елизавета, Анна и Екатерина II уже считали естественным иметь вместо венчанных супругов приближаемых к своим покоям фаворитов, задавая этим нравственный тон всему "высшему свету".

Павел I был женат дважды и имел 10 детей только от второй жены – принцессы Вюртембергской Софии, в крещении Марии Федоровны.

Александр I женился на Луизе Марии Августе (дочери баденского маркграфа Карла Людвига), принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна. Обе их дочери умерли в раннем детстве. Отношения Александра с супругой были весьма прохладными. В течение 15 лет он практически открыто состоял в связи с Марией Нарышкиной – первой красавицей столицы, и имел от нее детей (согласно многим источникам).

Николай I нежно любил свою жену - царицу Александру Федоровну (дочь Прусского короля) и имел от неё 7 детей. Некоторые антимонархические авторы пишут, что не отказывался император и от любовных приключений, но репутация этих авторов сомнительна.

Александр II имел супругой набожную Марию Александровну (принцесса Дармштадтская), имел от неё 8 детей, в то же время состоя в открытом сожительстве с Екатериной Долгоруковой, родившей ему троих.

blankХорошим семьянином был Александр III. Его жена Мария Федоровна (принцесса Датская) родила ему 5 детей и не хотела покидать Россию после 1917 г. Скончалась в Дании в 1928 г.

Тем не менее, в эту эпоху другие представители династии, или по-библейски «сыновья вельмож», проявили пренебрежительное отношение к институту брака. Всем им было известно, что в Евангелии Христос учил: «кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». (Мар. 10:11-13)

Именно против этой заповеди имели вину великие князья:

‒ Михаил Александрович (женился на дважды разведенной Наталье Шереметевой).

‒ Павел Александрович (овдовев, женился на разведенной полковнице, ставшей сначала его любовницей, Ольге фон Пистолькорс),

‒ Николай Константинович  (увлекался красавицами, в 1874 г. вследствие тяжкого проступка взят под опеку и выслан в провинцию, где вступил в морганатический брак сначала с Надеждой Дрейер, от которой имел детей, затем с 15-летней Варварой Хмельницкой).

‒ Кирилл Владимирович (был влюблен в свою двоюродную сестру герцогиню Викторию Мелиту Гессенскую, бывшую замужем и имевшую двоих детей. Это не помешало им заключить брак вопреки запрету Императора и в нарушение фамильных, гражданских, и церковных законов).

Про великого князя Константина Николаевича известно, что он имел несколько небрачных детей.

Убийство Царской Семьи, а также их приближенных и слуг в г. Екатеринбурге

Сегодня в связи со скандальным фильмом обсуждается романтическая история добрачных отношений последнего императора Николая II  с Матильдой Кшесинской. Подробности спорны и не всем приятны, тем более что его супружеская жизнь с Александрой Феодоровной была образцовой. Но нам важно видеть последствия отвлечений от заповеди Божией в царской династии и в российском обществе, которые так или иначе, но все-таки отмечались наблюдательными писателями.

Кто читал произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Ф.М. Достоевского, тот хорошо помнит обилие рассказов и повестей на любовные темы. Царская Россия 19–го и начала 20-го столетий нами чаще всего воспринимается через призму «Дамы с собачкой», «Анны Карениной», «Солнечный удар» и «Темные аллеи». О чем же говорит нам статистика того времени?

В одно десятилетие 19-го века, а точнее, с 1885 г. по 1894 гг. в России рождалось ежегодно законнорожденных около 4 млн. детей и около 100 тысяч незаконнорожденных. Притом прогресс этой тенденции можно опять же увидеть в литературе. Если Достоевский показывает нам в «Братьях Карамазовых» только одного внебрачного Смердякова, то в «Егоре Булычеве» М. Горького побочные дети уже в обеих семьях. Любопытен и монолог самого главного героя перед игуменьей: «…я деньги любил, баб люблю, на сестре твоей, дуре, из-за денег женился, любовником твоим был…» После монолога выясняется ещё и его связь со своей служанкой.

Каким мог быть духовный мир этих внебрачных детей, если они не имели ни права на наследство, ни даже на свою фамилию? Кем они могли стать и как они могли относиться к России, в которой так несправедливо им было уготована роль пролетариата? Конечно же, когда их накопилось к 1917 г. около 10 млн., они пошли в революцию. Так называемая революция ‒ это расплата за прелюбодеяния отцов и реванш кухаркиных детей. Певец революции Герцен был также внебрачным сыном, стал изменником Отечества и врагом Российского самодержавия. В наши дни стала появляться информация, что из этой же серии был и Володя Ульянов.

Кто читал «Окаянные дни» И. Бунина, тот знает о его удивлении от появления в городах множества чуждого народа со свирепыми лицами. «На этих лицах прежде всего нет обыденности, простоты. Все они почти сплошь резко отталкивающие, пугающие злой тупостью, каким-то угрюмо – холуйским вызовом всему и всем.

И вот уже третий год идет нечто чудовищное. Третий год только низость, только грязь, только зверство». [6]

7. Коммунизм и семья

Что же дала народу советская власть, принесенная на штыках кухаркиных детей, зачатых в беззакониях?

В отношении брака – полное глумление и возврат всех египетских и мерзостей. Творцы революции руководствовались с одной стороны, своими необузданными половыми влечениями, с другой ‒ передовыми европейскими учениями, отвергавшими брак и семью как буржуазные пережитки и проповедавшими в этом вопросе полный произвол. Так, например, по мнению Оуэна, частная собственность, религия и брак есть неразделимая троица угнетения, каждая часть из которой поддерживает остальные, а, следовательно, уничтожать их нужно одновременно.

Сама формула «семья — ячейка общества» коммунистам виделась ложной, т.к. «подразумевает неравенство, ведь женщина фактически находится в подчинении у мужчины. Ячейка общества во главе с «мужем-эксплуататором». Из этого следовало, что «свободная любовь», то есть беспорядочные половые связи и отсутствие обязательств между мужчиной и женщиной, являются необходимой основой свободного общества. В «Коммунистическом Манифесте» было зафиксировано стремление «ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую».

Начало этому положено было самими вождями большевистской партии. Сегодня известно о сожительстве Ленина с Инессой Армандт, при живой жене Н. Крупской. О ярких призывах Александры Коллонтай к революционным солдатам и матросам не сдерживать своих сексуальных потребностей, раскрепостить инстинкты и дать простор любовным наслаждениям. Причиной убийства Кирова была любовная связь с замужней женщиной. Список можно долго продолжать, но мы остановимся на следующем. Как все это отразилось на жизни народа?

Есть мудрость: «Все, кто стремился разрушить общество, начинали это с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества». [7]

Так вот, профессор И.А. Ильин в статье «Брак и положение женщины» приводит следующие факты советского времени. В 1924 г. Коминтерн во всеуслышание заявил о том, что: «Революция бессильна до тех пор, пока существует понятие семья и семейные отношения».

Поэтому в сознание народа и особенно молодежи, усиленно стали вводить антихристианские ценности. Брак проповедовался как «институт для более удобного и менее опасного удовлетворения сексуальных потребностей». [8] Любовь отрицалась. Главной базой развращения стал комсомол, где проповедовали многоженство и многомужество, кровосмешение, коллективное отцовство. Лозунги того времени ‒ «Долой стыд и семейный быт», «Удовлетворение половых потребностей то же, что выпить стакан воды». Развод был упрощен до однодневной процедуры чуть ли не в день свадьбы. Начались массовые изнасилования. Статистика в Москве: в 1926 г. – 547, 1927 – 726, 1928 – 849. Беспризорники – дети, брошенные сбежавшими отцами. Женщины, некогда вызывавшие восхищение в иноземцах своими здоровыми детьми, как и перед потопом, стали рожать уродов. [9] Начались эпидемии самоубийств среди молодежи. [10] В общежитиях укоренился разврат, какого раньше и в публичных домах не бывало. [11]

blank

Таким образом, с 1917 г. русский народ из народа – Богоносца встал на путь отверженного поколения. Об участи его ещё царь Соломон написал так: « Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета… ужасен конец неправедного рода». (Прем.Сол. 3:16-19)

Все мы знаем о войне 1941–1945 гг. только с политической стороны. На самом деле религиозные и морально-нравственные корни её намного глубже. Спровоцирована она была безбожием верхов и потерей благочестия у низов.

Изменилось ли что сегодня?

Мы почти дублируем ситуацию 1920–х. гг. Разница лишь в методах, формах и цифрах. По И.А. Ильину, в СССР брак творчески делили на разновидности в зависимости от легкости отношений полов. Были известны браки «фактический», «зарегистрированный» и «незарегистрированный», «пролетарский», «красноармейский», «сезонный», «клубный»… У нас сейчас «достаточное распространение получает "брак визитный". Этот брак может быть зарегистрирован, но супруги живут раздельно, и не ведут совместного хозяйства. При этом у них могут быть дети. Распространены среди молодежи «пробные браки», когда молодые люди вступают в брачные отношения, совместно ведут хозяйство, но не расписываются». Любопытно, что когда проводился опрос, мужчины в таких браках показали, что они свободны, они не считали себя женатыми, а женщины отвечали, что они замужем. И соответственно, в подобных браках очень редко рождаются дети.

Только 57 процентов российских мужчин сегодня состоят в браке и 41 процент женщин.

Статистика браков и разводов на 1000 человек тому подтверждение.

2000 (6,2 ‒ 4,3)

2001 (6,9 ‒ 5,3)

2002 (7,1 ‒ 5,9)

2003 (7,6 ‒5,5)

2004 (6,8 ‒ 4.4)

2005 (7.5 ‒ 4,2)

2006 (7,8 ‒ 4,5)

2007 (8,9 ‒ 4,8)

2008 (8,3 ‒ 4,9)

Причины разводов, статистика причин разводов

Причины разводов в %

Алкоголизм, наркомания 51 %
Отсутствие квартиры 41 %
Сами супруги 31 %
Материальное неблагополучие 29 %
Родственники 18 %
Отсутствие детей 10 %
Долгая разлука 8 %
Физические недуги 2%

Если до революции в России рождалось вне брака 2,5 % детей, то по статистике за 2016 г. их было 21,1 %, и этот показатель на 0,5 % ниже предыдущего, т.е. 2015 года (21,6 %). Но следует учесть, что в среднем каждый шестой брак в случае беременности невесты регистрируется до появления малыша. То есть зачатие ребенка происходит вне Церкви и вне брака.

С другой стороны, по данным Департамента по экономическим и социальным вопросам если за прошлый год родилось 1 859 854 детей, то умерло гораздо больше людей ‒ 2 028 134.

По всей стране неутешительная статистика по закрытию родильных домой, количество родов прогрессивно снижается.

Если говорить о здоровье, то здесь тоже удручающее положение. Почти каждый второй ребенок в России уже рождается больным либо заболевает в младенчестве.

Так, по данным Всероссийской диспансеризации 32,1 % детей признаны здоровыми, 51,7 % имеют функциональные отклонения, 16,2 % – хронические заболевания. В структуре заболеваемости у детей и подростков первое место занимают болезни костно – мышечной системы, второе – болезни органов пищеварения, третье – болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ.

Есть и статистика о поражении детского организма после прививок от гриппа и других. Прогнозы неутешительны: будет расти смертность, "благодаря" "замечательным" реформам в здравоохранении. Учение о браке в его целостном виде утеряно и остается только сокровищем Церкви.

blank

Заключение

В беседах с людьми часто приходится ставить ребром вопрос: «Какое самое серьезное дело дано человеку на земле?» Должный ответ: «Родить человека» ‒ звучит очень редко. Мы сегодня больше убиваем, чем рожаем. А если рожаем, то слабее себя. Дети сегодня рождаются хуже своих родителей. И за ними тут же начинает охотиться «ювенальная юстиция». Мир, который взрослые подстроили для своих детей, не может нравиться ни им, ни нам.

Наше Отечество напоминает нам то состояние древнего Иерусалима, о котором предупреждал Христос: « придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.»! (Лк.19:43.44).

И если мы хотим что-то изменить, то в первую очередь следует вернуться к высшему, религиозному содержанию и назначению института брака. В противном случае нас опять ждет участь отверженного, а не благословенного рода.

Священник Андрей Попов


СНОСКИ:
[1] Г.И. Шиманский. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М., 1997, с. 96.
[2] Свт. Филарет. Толкование на книгу Бытия. М., 2003, с.161.
[3] Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XXII.
[4] Книга правил. М., 1993 г. (репр.), с.148.
[5] Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII века (1628-1631). Киев, 1997 г., с. 44-45.
[6] И. Бунин. Окаянные дни. М., 2008, с. 165.
[7] Г.И. Шиманский. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М., 1997, с. 97.
[8] И.А. Ильин. Мир над пропастью ч. III. Аналитические записки и публицистика. 1928 – 1941. Собр. соч., М., 2001 г., с. 32 - 33.
[9] Еп. Варнава (Беляев). пишет про послевоенное время: «Одна еврейка рассказывала, как вышла из родильного дома, как каких ужасов навидалась, какие теперь уроды родятся. И их там ‒ просто умерщвляют.» ‒ Еп. Варнава (Беляев). «Дядя Коля против… Записные книжки 1950-1960». Нижний Новгород, 2010, с.444.
[10] Указ. Соч., с.400.
[11] Указ. Соч., с. 330.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250941413

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank вопрошающий:

    Если этот священник Андрей Попов из РПЦ Мп - то уж чья бы корова мычала - МОНИТОРИНГ СМИ: Как смогли обвенчаться Кончаловский и Высоцкая. Сколько канонов нарушил при этом митрополит Тихон (Шевкунов)? https://credo.press/222537/

  2. blank Дмитрий:

    Со священноначалием, расширяющим! список оснований для развода (которого нет!) и легко выдающим разводные/прелюбодейные справки, перспектив у брака точно нет.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.