20.03.2021       1

О чем свидетельствует инцидент с прот. Андреем Винарским

Милена Фаустова с комм. М.В. Назарова 

Гражданское неповиновение – под каноническим запретом

Священнослужителя РПЦ лишили прихода за участие в несогласованных акциях

Андрей Винарский выражал свои убеждения не как священнослужитель, но как гражданин

Андрей Винарский выражал свои убеждения не как священнослужитель, но как гражданин. Кадр из видео с канала RusNews на YouTube

Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянок) указом освободил протоиерея Андрея Винарского от настоятельства в двух приходах в Еврейской автономной области. Поводом стал арест клирика на 20 суток за участие в несогласованных акциях в поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и оппозиционного политика Алексея Навального. Винарский был задержан 9 марта за встречу с активистами на площади Ленина в Хабаровске, которая состоялась еще 18 января. А спустя сутки, 10 марта, суд принял решение об административном наказании по ст. КоАП 20.2 ч. 8 «повторное нарушение правил участия в публичных акциях». Представители правопорядка подчеркнули, что ранее Винарский уже был несколько раз оштрафован за участие в несогласованных протестных акциях, а в феврале на него даже хотели завести уголовное дело.

Адвокат Винарского Татьяна Титкова заявила, что защита собирается обжаловать решение суда. «Это был не митинг в поддержку экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и политика Алексея Навального, как утверждают в органах полиции, а просто сбор десяти человек, которые мирно общались между собой, причем не у здания правительства, а в центре площади», – подчеркнула Титкова.

Примечательно, что указ архиепископа о снятии Винарского с должности появился уже на следующий день после его задержания и ареста. В епархии пояснили, что постов клирик лишился из-за того, что «он физически не может исполнять свои обязанности»: «Руководство епархии приняло решение об отстранении, чтобы не сорвать богослужения в приходах, где он был настоятелем, и назначить временно исполняющего обязанности». Однако в церковных постановлениях нет ни слова о том, что отстранен священник от своих обязанностей только на период административного ареста. Есть лишь строка о том, что на его место назначены «временно исполняющие обязанности настоятеля». Впрочем, туманно будущее Винарского и после освобождения. «Надо дожить, 20 дней впереди, это очень много», – пояснили в епархии.

Спор о том, насколько справедливо церковное начальство поступило с клириком, разгорелся в соцсетях. Протодиакон Андрей Кураев назвал «задержание и арест священнослужителя несправедливыми», а его деятельность – «печалованием»: когда церковный человек ходатайствует перед светским правителем, чтобы он кого-то помиловал. Бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин в своем аккаунте в Facebook заявил, что «в мотивационной части указа сформулирована причина, которая никак не соотносится с церковным правом». «Священник как гражданин воспользовался своим конституционным правом (ст. 31) и российское законодательство не нарушал. Наоборот, судебная власть, принявшая решение о привлечении к административной ответственности, действовала, по сути, беззаконно, на основании тех установлений, которые противоречат Конституции. В Уставе РПЦ норма сформулирована довольно мутно и открывает возможность любых злоупотреблений властью, так как не предполагает никакой мотивационной части и соответственно не вводит никаких ограничений», – написал он. Однако иеромонах Феодорит (Сенчуков) заметил, что «в данном случае причиной освобождения от должности послужило оставление служения без отпуска, предоставленного архиереем». «Высшее управление приходом принадлежит епархиальному архиерею. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке. То есть настоятель назначается и освобождается решением епархиального архиерея», – напомнил священнослужитель положения Устава РПЦ.

Дело Андрея Винарского можно было бы рассматривать как дисциплинарное правонарушение, однако в Московском патриархате решили придать ему политическую окраску. Комментируя случай с биробиджанским протоиереем, заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заметил: «Участие в политической борьбе для священников недопустимо и противоречит Основам социальной концепции Русской православной церкви. Священник обязан соблюдать законы Российской Федерации, как и любой другой гражданин. Святейший патриарх неоднократно подчеркивал, что церковь призвана к тому, чтобы объединять общество поверх политических разногласий, а не становиться линией разделений. Убежден, что появление священников на митингах и их участие в любой политической агитации подрывает позиции церкви в обществе».

Действительно, совсем недавно, на февральском заседании Высшего церковного совета патриарх Кирилл заявил, что «когда священнослужитель становится активным участником ожесточенных споров на общественно-политические темы» и «превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы». «Думаю, сегодня мы должны особенно блюсти эти принципы и сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того, чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку. Не надо считать, что наш долг – подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах, например среди городской интеллигенции, точки зрения. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить вражды между людьми», – отметил патриарх. По его словам, выступая на одной стороне баррикады как бы от имени церкви, священник отталкивает от РПЦ тех, кто по другую сторону баррикад, хотя «и там, и там – наш народ; и там, и там – наша паства».

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) также говорил на государственном телеканале, что церковь призвана настраивать человека «на внутреннюю жизнь, а не на какую-то внешнюю активность». «Мы не поддерживаем оппозицию не потому, что она оппозиция. Церковь вообще не поддерживает ту или иную политическую партию. Для церкви не существует оппозиции, церковь над политической борьбой, – пояснил митрополит. – Я лично неоднократно говорил о том, что, с моей точки зрения, развитие страны должно происходить эволюционным, а не революционным путем».

Деятельность Винарского укладывается в понятие «гражданское неповиновение». В Основах социальной концепции Русской православной церкви есть такой пункт: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху». Правда, на практике получается, что решать, греховно или нет то или иное деяние власти, может только священноначалие. А оно, как показывает опыт, поддерживает официальную линию государства, о чем и свидетельствуют указы, подписанные Биробиджанским архиепископом.

Милена Фаустова
"НГ-РЕЛИГИИ", 16-17 марта 2021 г.

+ + +

МП: «Участие священников в различении добра и зла ‒ недопустимо»

Комментарий М.В.Назарова

О протестах горожан Хабаровска я уже писал: об их требовании вернуть из Москвы увезенного туда смещенного губернатора С.И. Фургала, арестованного 9 июля 2020 г., и вернуть его в Хабаровск для местного суда присяжных:

«Мне неизвестны ни человеческие, ни деловые качества Фургала, на которые указывают защищающие его демонстранты, ‒ но их десятки тысяч! Вряд ли организовать такой "перформанс" удалось бы губернаторской "мафии"... Но пока что вступаться за губернатора-жириновца не берусь, тем более, что от нашего сайта в этом деле абсолютно ничего не зависит. Да и ЛДПР мне давно известна и неприятна как подставной канализатор русского патриотизма, хотя там и попадаются порядочные люди. Возможно, Фургал один из них.

Не берусь судить о том, виноват ли Фургал в тех преступлениях, якобы за которые его арестовали. Тем более что арестовали за них с многолетним опозданием. Ведь за это время кандидат от ЛДПР Фургал несколько раз побывал депутатом Госдумы и никаких претензий к нему не было. Они появились, когда Фургал был избран в 2018 году губернатором, опередив кандидата партии власти на волне протестов против пенсионной реформы, и с тех пор рейтинг "Единой России" в регионе резко упал. На голосовании 2019 года "Единая Россия" провалилась как на выборах в региональный парламент Хабаровского края, так и на выборах в горсовет Хабаровска, а рейтинг Фургала в крае обогнал рейтинг Путина. И за его "обнуление" в Хабаровске был собран не слишком "лояльный" процент голосов. Народ считает, что именно в этом подлинная причина ареста эффективного губернатора.

А вот сущность нынешней власти в РФ мне известна, и оснований доверять ей во всём и тем более в посадке неугодных ‒ не вижу, и исхожу из этого. Шутову в С.-Петербурге приписали заказные убийства, судили в закрытом суде и уморили, Рохлина убили, цинично повесив убийство на жену, а вот Сердюкова и Скрынник почему-то не посадили... Про неизменно честные "выборы" в РФ я уж молчу...

Так что: «Единожды соврамши, кто тебе поверит?». Именно отсутствие доверия к центральной власти, по моему мнению, ‒ главная причина протестов. И власть постоянно подкрепляет такую свою репутацию...». (О протестах в Хабаровске и о доверии к власти)

С тех пор по делу Фургала так ничего толком и не прояснилось, и на фоне дела Навального народного доверия к власти и к ее "честности", мягко говоря, не прибавилось...

Случай с протоиереем Андреем Винарским возвращает нас к этой проблеме не на политическом, а на церковном, духовном уровне. Функционеры МП не первый раз осуждают попытки своего духовенства вступиться за преследуемых властью ‒ например, принимались "дисциплинарные меры" против сотни клириков, призвавших умерить жестокость карательных органов в отношении людей, протестовавших против фальсификации выборов в Мосгордуму в 2019 г. И вновь видный церковный функционер заявляет по подобному поводу: «Участие в политической борьбе для священников недопустимо».

Однако причем тут "политическая борьба"? Разве этот священник выступал с агитацией в пользу какой-то политической партии? И разве нет сейчас в нашем государстве судьбоносной борьбы духовной между силами добра и зла? Фактически руководство МП отказывает своему духовенству в праве выполнять его миссию четкого различения духов и сопротивления злу, давать своей пастве духовную оценку того, "что такое хорошо и что такое плохо". Согласно каким же церковным канонам священники обязаны молчать об этом и о деяниях власти, которая и своей государственной идеологией джунглей, и своим беззаконным поведением, и своей "культурой", лживой историографией, восхвалением богоборческого режима с памятниками палачам, своими СМИ ‒ нравственно разлагает и оболванивает народ, делая его беззащитным перед силами зла?

Слова апостола: «Всяка душа властем предержaщым да повинyется: несть бо влaсть аще не от Бога, сyщыя же власти от Бога учинены сyть» (Рим. 13,1) означают повиновение самому принципу власти, о предназначении которой там же говорится: «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых... начальник есть Божий слуга, тебе на добро... он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». То есть это не означает повиновение всякой власти, ибо то не власть, если она не Божий слуга, то есть если она не от Бога, и отношение к такой богопротивной власти нам показывают слова Христа об Ироде и отцов Церкви о Юлиане Отступнике. Именно такое понимание этих слов апостола дано нам свт. Иоанном Златоустом, прп. Иосифом Волоцким, предстоятелем Русской Церкви св. Патриархом Гермогеном. (https://rusidea.org/310004)

Это мудрое правило, основанное на богословском принципе симфонии государственной и церковной властей, в советской церкви было превращено в оправдание "симфонии" с богоборческой властью в том смысле, что и она якобы богоугодна, ибо вообще «Нет власти не от Бога», т.е. всякая власть от Бога ‒ эта ересь тогдашнего оправдания власти предтеч антихриста была поначалу высказана в Декларации митр. Сергия под угрозами смерти, но к нашему времени она превратилась в добровольное жреческое служение любой власти, из чего логически следует и служение уже близкой власти антихриста.

Так что в данном случае с о. Андреем Винарским суть дела вовсе не в формальных спорах о том, что «в мотивационной части указа сформулирована причина, которая никак не соотносится с церковным правом». И не в том суть, что «Андрей Винарский выражал свои убеждения не как священнослужитель, но как гражданин» и «как гражданин воспользовался своим конституционным правом (ст. 31) и российское законодательство не нарушал. Наоборот, судебная власть, принявшая решение о привлечении к административной ответственности, действовала, по сути, беззаконно, на основании тех установлений, которые противоречат Конституции».

Нелегитимная конституция в РФ имеет чисто декоративное назначение (что понимает и порою признает сама власть, например, устами Бурбулиса и Суркова), а церковные начальники могут написать себе и такой "устав", который обяжет духовенство принять самого антихриста как "власть от Бога", ‒ так что надо руководствоваться не подобными "уставами", а сущностью Церкви Христовой: в чем ее спасительная миссия на земле. И главная беда нашей страны в том, что такой Церкви у нас нет, а без богоугодного духовного возглавления никакая политическая оппозиция, никакие "выборы" или майданы и чаемые политические реформы не могут быть спасительны.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250962408

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. "За митинги каяться не буду". После пятого ареста за участие в акциях протеста отцу Андрею запретили служить
    Хабаровский священник РПЦ Андрей Винарский на этой неделе вышел из-под ареста, отсидев 25 суток за участие в апрельской акции в поддержку Навального.
    После освобождения Винарский вновь присоединился к бессрочным пикетам в гайд-парке Хабаровска – и постоянно ведет оттуда стримы в инстаграме, параллельно учится делать прямые эфиры на ютьюбе. О том, как он провел время в СИЗО, почему не соглашается каяться, что позволило бы ему вернуться на службу в приход и по какой причине считает Фургала, Навального и шамана Габышева политическими заключенными, Андрей Винарский рассказал в интервью Сибирь.Реалии.
    "Пока Хабаровск протестует – не уеду"
    Винарский уже отбывал административные аресты на сутки, на 3 суток (дважды) и 20 суток за участие в шествии в поддержку арестованного экс-губернатора края Сергея Фургала и в январской встрече активистов после задержания Навального в аэропорту. После четвёртого ареста отца Андрея отстранили от должности настоятеля прихода Свято-Никольского храма в поселке Николаевка соседней Еврейской автономии. После пятого – местная епархия запретила ему служить (сан священника у него остался, но ему нельзя вести службу и исповедовать), если он не покается. Приносить покаяние Винарский не планирует – он не считает участие в мирных митингах чем-то греховным или незаконным.
    https://www.sibreal.org/a/arestovannyi-svyashennik-o-protestah-habarovska-navalnom/31303866.html

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.