01.06.2023       0

Міровое христіанское единство въ свѣтѣ вселенскаго восточнаго Православія

А. Г. Знаменскій 

Въ нашъ вѣкъ доходящей до одержимости горячки «во что бы то ни стало», но обязательно объединиться на всѣхъ фронтахъ общечеловѣческаго бытія, вполнѣ понятнымъ становится и настойчивое, нетерпѣливо-поспѣшное стремленіе къ объединенію всего инославнаго Христіанскаго міра, несомнѣнно всегда чувствовавшаго свою оторванность отъ историческаго корня Исконной, Древле-Апостольской, Святой и Соборной, Вселенской Церкви Христовой.

Правда, въ теченіе многихъ вѣковъ въ христіанскомъ мірѣ больше наблюдалось дѣйствіе центробѣжныхъ силъ, съ непрерывнымъ уходомъ изъ Вселенской Церкви впадавшихъ въ разныя заблужденія христіанъ. И только въ наши дни стало особенно замѣчаться дѣйствіе центростремительныхъ силъ, побуждающихъ къ объединенію, но (увы!) вылившееся въ модное экуменическое движеніе, стремящееся свершить единеніе христіанъ внѣ Исконной Вселенской Церкви, возвращеніе въ которую экуменисты считаютъ «позорной реставраціей» (?), оправдываясь тѣмъ, что, будто бы, Историческая Церковь не выдержала экзамена на званіе Истинной и не соотвѣтствуетъ чистому евангельскому ученію Христа. Нѣкоторые изъ нихъ дерзаютъ даже заявлять, что возвращеніе въ Единую Вселенскую Церковь было бы чуть ли не «самоубійствомъ» (?) для всего Христіанства...

Итакъ, потеряна опять, давно взлелѣянная вѣрными чадами Вселенской Церкви, надежда на возвращеніе инославнаго Христіанскаго міра въ Единую Церковь. Вмѣсто возвращенія, идетъ поспѣшная, нетерпѣливая мобилизація по объединенію инославныхъ христіанъ на новомъ основаніи и цѣною (о, Господи! даже страшно произнести) — окончательнаго, безповоротнаго ухода дальше и дальше отъ единой ограды, Исконной Вселенской Церкви...

Поднимемся же, дорогіе братья и сестры, на самую высоту Православно-церковнаго самосознанія! Дадимъ объективно-честную, вытекающую изъ самой сущности Вселенскаго Православія, оцѣнку этому, зовущему всѣхъ и вся къ объединенію, экуменическому движенію, ставшему въ наши дни, поистинѣ, «властителемъ думъ» и чаяній не только инославныхъ, но... (что всего прискорбнѣе) — нѣкоторыхъ православныхъ круговъ.

Дабы и намъ не сбиться съ правильнаго и праведнаго пути, не сдѣлаться жертвой царящаго соблазна и не оторваться отъ единой, нерушимой скалы Вселенской Церкви, перенесемся въ глубь вѣковъ первобытнаго Христіанства! Зарядимъ свои духовныя батареи духомъ вселенскости и въ свѣтѣ исторической перспективы прослѣдимъ, какъ осторожно и трогательно, съ какой ревностью защищалась дошедшая до насъ во Вселенскомъ Восточномъ Православіи, во всей своей блистательной красотѣ, чистотѣ и полнотѣ сохранившаяся, эта жемчужина полноцѣннаго, цѣлостнаго ученія Христова! Пусть предъ нашимъ мысленнымъ взоромъ не пройдетъ, а хотя бы пролетитъ свѣтлымъ небеснымъ метеоромъ эта драгоцѣннѣйшая для насъ двухтысячелѣтняя исторія воинствующей Христовой Церкви на землѣ, указующей намъ единственно вѣрный путь въ Церковь Небесную — Торжествующую.

Еще не успѣли смолкнуть уста Апостоловъ, какъ уже стали появляться «мудрствующіе лукаво», которыхъ грозно обличалъ святый Іоаннъ Богословъ, написавшій Евангеліе противъ еретиковъ, отрицавшихъ Божество Христа, и два Соборныхъ посланія противъ отрицающихъ человѣческую природу въ Единой Богочеловѣческой Личности нашего Спасителя и Господа Іисуса Христа.

Правда, первыя ереси быстро исчезали, ибо въ это время, образно выражаясь, все еще звучали въ сердцахъ Апостоловъ и Мужей Апостольскихъ «глаголы жизни вѣчной» Самого Воскресшаго и Вознесшагося отъ земли на небо Господа. Сердца Апостоловъ и ихъ непосредственныхъ преемниковъ пламенѣли такой ревностью и любовью къ своему возлюбленному Учителю, такимъ глубокимъ пониманіемъ Божественнаго Откровенія, что у раціоналистовъ просто не хватало смѣлости дерзнуть открыть уста. Но вотъ наступилъ третій вѣкъ по Р. Хр. Уже давно отошли въ вѣчность, въ Царство Славы, Св. Апостолы и Мужи Апостольскіе. И заговорили тогда смѣлѣе всѣ «мудрствующіе лукаво», эти «мудрые и премудрые міра сего». И особенно съ четвертаго и до конца восьмого вѣка страшныя волны пагубныхъ и горделивыхъ заблужденій человѣческаго безумія стали непрестанно ударять въ единый и нерушимый корабль воинствующей Христовой Церкви!

Но вмѣстѣ со страшными заблужденіями еретиковъ наступила и славная эпоха Вселенскихъ Соборовъ. На защиту вселенскаго вѣроученія выступили Отцы и Учители Церкви. Не успѣвала Церковь успокоиться отъ одного безумія, какъ появлись другіе еретики. Осуждаются на Первомъ и Второмъ Вселенскихъ Соборахъ послѣдовательно еретики: Арій — учившій о тварности Христа, и Македоній, учившій о тварности Духа Святаго. Третій Вселенскій Соборъ осуждаетъ Несторія, дерзнувшаго назвать Христа не Богочеловѣкомъ, а Богоносцемъ, а Пресвятую Дѣву Марію не Богородицей, а — Христородицей, человѣкородицей. Безпощадному осужденію подвергается и еретикъ Евтихій, который въ своемъ обличеніи Несторія, допускавшаго два лица во Христѣ, впадаетъ въ другую крайность, сливая и два естества (Божеское и человѣческое) во Христѣ въ одно естество, гдѣ Божество яко бы «поглотило» человѣчество во Христѣ: будто бы на крестѣ страдало Божество подъ кажущимся видомъ плоти Христа. Четвертый Вселенскій Соборъ полагаетъ конецъ и сему безумію, формулируя ученіе о двухъ естествахъ въ Единомъ Лицѣ Господа Іисуса Христа. Шестой Вселенскій Соборъ, осудивъ еретиковъ монофелитовъ, учившихъ объ единой волѣ Христа, формулировалъ ученіе, что въ Единомъ Лицѣ Богочеловѣка-Христа не только два естества, но и двѣ воли, два хотѣнія, всегда пребывающихъ въ гармоніи и согласіи, съ подчиненіемъ человѣческаго хотѣнія во Христѣ Его Божественному хотѣнію. Осужденіемъ иконоборцевъ на Седьмомъ Вселенскомъ Соборѣ, въ 787 году, составившемъ вѣроопредѣленіе о почитаніи св. Иконъ, заканчивается славная эпоха семи Вселенскихъ Соборовъ. И Единая Вселенская Церковь всѣхъ Восточныхъ и Западныхъ Помѣстныхъ церквей единымъ дружнымъ фронтомъ легко отражала всѣ вновь появлявшіяся ереси и заблужденія.

Но какъ изъ Отчаго дома евангельскаго Отца ушелъ однажды на «страну далече» его возлюбленный, но непокорный сынъ и расточилъ тамъ полученныя отъ Отца цѣнности, такъ и изъ Единой Вселенской Церкви стали уходить дѣти Единаго Главы и Основателя Церкви, Совершителя нашего спасенія, Господа Іисуса Христа, захвативъ съ собой большую или меньшую долю Благодати и Истины Христовой. И на Божественной стражѣ Вселенской Церкви, во всей Ея цѣлостности и неповрежденности становится наше Восточное лучезарное Православіе.

И въ то время какъ раціоналисты дерзаютъ все время раздирать Нешвенный Хитонъ Христовъ, выколупывая изъ органически цѣлостной мозаики Божественнаго Откровенія отдѣльные брилліанты и жемчужины по своему вкусу или выгодѣ, тутъ же замѣняя этотъ «бисеръ Христовъ» фальшивыми камешками горделивыхъ человѣческихъ измышленій, — Вселенское Восточное Православіе, въ своей всецѣлой преданности всецѣлостности Вселенскаго вѣроученія, бережно охраняетъ его, точно переполненный до краевъ сосудъ, боясь какъ бы не расплескать, не пролить даже одну капельку изъ этой благоуханной и Благодатной Истины Божественнаго Откровенія. Отсюда становится понятнымъ то удивительное, только въ Православіи сохранившееся, единомысліе и сродство душъ въ исповѣданіи всей полноты и чистоты Истины Христовой; та изумительная и исключительная конгеніальность въ пониманіи глубинныхъ основъ Вселенской Христовой Истины, которой отличались всѣ истинные столпы вѣры отъ первыхъ дней Христіанской эры до нашихъ дней.

И когда Римская Помѣстная Церковь, эта органическая часть Вселенской Церкви, потерявъ должное уваженіе къ установленному на семи Вселенскихъ Соборахъ вѣроученію, стала возводить на степень догматовъ частныя мнѣнія, тѣмъ порвавъ связь съ Восточной Греко-Каѳолической Церковью, оставшейся вѣрной догматически-нравственно-канонической сущности Исконной Церкви, — съ тѣхъ поръ Восточная Греко-Каѳолическая Церковь по праву стала величаться Православной.

Напрасны были всѣ мольбы и увѣщанія Восточныхъ Патріарховъ; напрасно старался Папа Левъ Третій убѣдить Западную Церковь въ заблужденіи, написавъ и поставивъ въ базиликѣ св. Петра Никео-Цареградскій Сѵмволъ Вѣры безъ прибавки «Filioque» (и отъ Сына).

Забывъ Вселенское ученіе о томъ, что даже «сотворившій вся повелѣнная ему» долженъ называть себя рабомъ, ничего не стоющимъ, какъ сотворившій то, что «долженъ сотворить», католики творятъ новшества отъ себя — вводятъ новое ученіе о сверхъдолжныхъ заслугахъ и связанное съ этимъ ученіе объ индульгенціяхъ, съ юридическимъ подсчетомъ добродѣтелей, съ наемническимъ, а не сыновнимъ отношеніемъ къ Богу. И особенно ученіе о главенствѣ папы, какъ и слѣдовало ожидать, вызвало реакцію въ Католической Церкви и породило вполнѣ законное и непослушное чадо — протестантизмъ. Въ золотой періодъ развитія Церкви Христовой на Соборахъ, куда папы посылали своихъ легатовъ, Римскій папа почитался «первымъ между равными епископами». Но исключительное положеніе Римской епископской каѳедры, къ сожалѣнію, послужило причиной увлеченія Римскаго епископа своей властью. И вотъ это-то «первенство чести» возведено было постепенно въ «первенство власти», въ догматъ о главенствѣ папы.

Протестантизмъ, выступивъ противъ Католичества, къ сожалѣнію, не вернулся въ лоно Единой Соборной Исконной Церкви и впалъ въ другую крайность по сравненію съ католицизмомъ. И послѣдняя вѣсть для Вселенской Церкви была горше первой. Отрицая, что Истина и спасеніе не можетъ принадлежать авторитету одной личности, — папѣ, и будучи озадачены, почему же это такъ, протестанты провозгласили, что Истина и спасеніе открыты всѣмъ и каждому, каждой отдѣльной личности, независимо отъ Церкви и Ея авторитета. Каждый человѣкъ въ протестантствѣ какъ бы производится въ непогрѣшимые папы, и папская тіара, образно выражаясь, возлагается на главу каждаго протестантскаго богослова.

Уничтоживъ идею Церкви, замѣнивъ вѣроученіе и авторитетъ Церкви разумомъ отдѣльной личности, съ правомъ толкованія Слова Божія «по своему», а идею спасенія — мечтательной увѣренностью въ спасеніе черезъ Христа, безъ Церкви, въ эгоистической обособленности каждаго протестанта, протестантизмъ открылъ полный и обоюдоострый просторъ человѣческому себялюбію и своеволію, породившими безконечное дробленіе въ протестантскихъ подраздѣленіяхъ.

Правда, увлеченіе этими умствованіями довело протестантизмъ до такихъ крайностей, что нѣкоторыя изъ подраздѣленій стали бить тревогу о несостоятельности чистаго протестантизма, съ полной анархіей въ истолкованіи религіозныхъ истинъ. Стали они тогда признавать нѣкоторые авторитеты въ области вѣроученія и вводить нѣкоторые догматы о Церкви и тѣмъ самымъ какъ бы подтвердили, сами того не замѣчая, что душа человѣка по природѣ не только христіанка, какъ говорилъ Тертуліанъ, но церковная христіанка, нуждающаяся въ высшемъ авторитетѣ Соборнаго Разума всей Вселенской Церкви.

И если въ первые вѣка Христіанской эры камнемъ преткновенія было ученіе о Лицѣ Господа нашего Іисуса Христа, то позже и особенно въ наши дни этимъ камнемъ преткновенія сдѣлался догматъ о существѣ Церкви. И не удивительно, поэтому, что протестантскія многочисленныя подраздѣленія давно уже докатились до «безцерковнаго христіанства» (?), которое нашъ русскій свѣточъ цѣлостно-православнаго сознанія, А.С. Хомяковъ, не обинуясь, называлъ «ересью противъ догмата Церкви о существѣ Церкви» т. е. ересью противъ вѣры Церкви въ самое себя.

Мы же всгда должны помнить, что Христосъ основалъ Церковь (Мѳ. 16, 17), а не христіанство вообще: 1) первые христіане прежде всего сознавали себя Церковью; 2) къ Своей Церкви Господь ежедневно прилагалъ спасаемыхъ (Дѣян. 2, 47) и никто изъ постороннихъ не смѣлъ пристать къ нимъ (Дѣян. 5, 3); 3) слово «Церковь» встрѣчается въ Новомъ Завѣтѣ сто десять разъ, а слова «христіанство» даже не знаетъ Новый Завѣтъ; 4) «тотъ не можетъ имѣть отцомъ Бога, кто не имѣетъ матерью Церковь». Внѣ Церкви нѣтъ спасенія, — безъ Нея невозможна христіанская жизнь, и тотъ не христіанинъ, кто не въ Церкви Христовой (Св. Кипріанъ Карѳагенскій); 5) только въ Церкви Бога жива, которая есть столпъ и утвержденіе Истины (Тим. 3, 15), вся полнота Божественнаго Откровенія, преданнаго намъ не только въ Св. Писаніи, но и въ Св. Преданіи, забытомъ въ инославномъ Христіанствѣ; 6) Церковь Христова всегда остается тожественной самой себѣ, какъ Божественный Глава Ея, Христосъ «вчера и днесь Тойже и во вѣки» (Евр. 13, 8); 7) По единодушному и согласному чтенію Св. Отцовъ Церкви (Кипріана Карѳагенскаго, Василія Великаго, Григорія Нисскаго, Амвросія Медіоланскаго, Кирилла Александрійскаго и другихъ) единосущіе многихъ членовъ въ Церкви, созданное нравственнымъ началомъ любви во Христѣ, ставится въ тѣсную связь съ Тайной Пресвятой Троицы, гдѣ три Лица въ Единомъ Существѣ несравненной любви Отца, Сына и Св. Духа соединены во Единомъ Существѣ Единаго Бога и живутъ тріединой жизнью. Къ такой любви, сливающей въ Церкви множество вѣрующихъ воедино, и призываются люди, какъ сказалъ Христосъ: «да любовь, которою Ты возлюбилъ Меня, въ нихъ будетъ и Я въ нихъ» (Ін. 17, 26); 8) Церковь не только едино тѣло, но единъ духъ (Ефес. 4, 3–4), т. е. не только единомысліе или единство въ вѣрованіи, какъ ошибочно думаютъ западники, а единство Духа Божія, проникающаго все тѣло Церкви. Отсюда, только въ Церкви можно расти духовно отдѣльной личности, какъ и въ тѣлѣ отдѣльные члены никогда не растутъ и не развиваются отдѣльно другъ отъ друга и отъ всего тѣла; 9) самая исторія составленія Сѵмвола Вѣры свидѣтельствуетъ, что основанная Господомъ Церковь считалась всегда истиной самоочевидной. Члены Сѵмвола вѣры постепенно добавлялись, когда нужно было точно формулировать тѣ догматы, которые подвергались искаженію со стороны еретиковъ. Изначальный же догматъ о Церкви, являющійся девятымъ по счету въ Никео-Цареградскомъ Сѵмволѣ Вѣры, былъ всегда извѣстенъ въ первобытной Церкви Христовой.

И приходится только удивляться, какъ экуменисты додумались до возможности «перемѣщенія» (?) центра Исторической Вселенской Церкви на новый, ими созидаемый, фундаментъ объединенія всѣхъ христіанъ. Видимо, забыли они, что «основанія бо инаго никтоже можетъ положити, паче лежащаго, еже есть Іисусъ Христосъ» (1 Кор. 3, 11). Забыли экуменисты и грозное предупрежденіе Св. Апостола: «но и аще мы, или ангелъ съ небесе благовѣститъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ вамъ, анаѳема да будетъ» (Гал. 1, 8). Быстро зашагали они по скользкому и ложному пути созданія реформированнаго, мірового христіанства, осуществленіе котораго они надѣются свершить «силою какой-то судьбы, силою крови Христовой, въ соотвѣтствіи съ волей Христа и Его пути». Хотѣлось бы намъ знать, гдѣ они нашли указаніе Слова Божія на то, что въ изначальную и вѣчную Церковь Свою Господь обѣщалъ вносить «поправки» (?), съ измѣненіемъ воли Своей и пути Своего?

Увлеченные сладкой мечтой объединенія буквально всѣхъ, именующихъ себя христіанами, вплоть до откровенно отвергающихъ всѣ догматы Вселенской Церкви антицерковниковъ и отступниковъ, экуменисты включили въ орбиту мірового объединенія даже представителей воинствующаго безбожія, лукаво облекшагося въ ризы православно-церковныя. И, сами того не понимая, актомъ формальнаго пріема делегатовъ Совѣтской Патріархіи, экуменисты шагнули далеко впередъ для возможнаго торжества подъ ширмой этого объединенія не только антицерковниковъ, но и шествующаго по лицу всего міра воинствующаго безбожія.

Однако, какъ бы все это ни было печально и ужасно, мы, быть можетъ, и не вздумали бы критиковать это модное движеніе, если бы только на этотъ вожделѣнный экуменическій призывъ къ надъ-деноминаціонному христіанскому объединенію, наряду съ протестантами и нѣкоторыми католическими кругами, не отозвались положительно и сочувственно наши Православные Восточные Патріархи и другія Помѣстныя Церкви, хорошо освѣдомленныя, что Экуменизмъ стремится свершить міровое объединеніе христіанъ внѣ Исконной Вселенской Церкви.

Вполнѣ понимая тоску по потерянному единству въ Церкви наиболѣе сознательныхъ и вдумчивыхъ христіанъ, предки которыхъ уже давно оторвались отъ единаго корня Вселенской Церкви, искренно имъ желая общими усиліями найти наилучшій выходъ изъ создавшагося у нихъ положенія, мы не за экуменистовъ болѣемъ душой и сердцемъ, а за своихъ единовѣрцевъ, которые, пренебрегая законными границами Вселенскаго ученія о правильномъ отношеніи и общеніи въ дѣлахъ вѣры и Церкви съ инославнымъ Христіанствомъ, слишкомъ далеко пошли по наклонной плоскости своего увлеченія и включенія въ орбиту этого тяготѣнія къ единству и возглавляемыхъ ими Православныхъ Церквей.

Стоитъ только вникнуть въ программу Родосскаго Совѣщанія [*], чтобы понять, куда можетъ завести Вселенскихъ Патріарховъ и всѣхъ проэкуменическихъ православныхъ это слишкомъ смѣлое начинаніе. Казалось бы, въ нашъ вѣкъ гоненій, отступленія и уже начавшагося царства вышедшаго изъ бездны «звѣря», въ видѣ «церкви лукавнующихъ», все Вселенское Восточное Православіе должно было бы стать на Божественной стражѣ охраны чистоты и святости нашего сокровища, а не ставить на повѣстку Совѣщанія вопросы, абсолютно отвергаемые Православіемъ, и не смотрѣть на неизмѣнно-вѣчное достояніе нашей Вселенской Церкви, какъ на нѣчто якобы условное, относительное и временное, подлежащее измѣненію и даже (о, Господи!) отверженію. «Ничего, подъ угломъ зрѣнія программы этого Совѣщанія, нѣтъ въ Православіи, что бы связывало намѣчаемый ими Соборъ. Этотъ Соборъ (?) какъ бы являетъ собой учредительное собраніе, наново строющее Православіе въ атмосферѣ, какъ подчеркиваетъ программа, особо благопріятной (?), для единенія церквей. О томъ, что Православіе есть неизмѣнная Истина, возвратившись къ которой только и можно оказаться въ единствѣ съ Православіемъ — объ этомъ нѣтъ и рѣчи. Этой программой Православіе упразднено въ своей единственности непогрѣшимой» (См. «Прав. Русь» отъ 1/14 авг. 1961 г. въ статьѣ о Родосскомъ Совѣщаніи).

Родосское Совѣщаніе не было правомочнымъ говорить отъ имени Вселенской Церкви. На собраніи не было представителей многомилліоннаго большинства православнаго народа за «желѣзными занавѣсами», находящагося не только въ Россіи, но и въ другихъ полоненныхъ безбожной властью странахъ. Не могли возвысить своего голоса и высказаться принципіально о цѣлесообразности сего Совѣщанія и многомилліонные члены зарубежныхъ, въ изгнаніи сущихъ, свободныхъ Церквей — законныхъ представителей всѣхъ плѣненныхъ національныхъ Церквей, возглавляемыхъ ставленниками безбожныхъ узурпаторовъ этихъ странъ.

А вѣдь много лѣтъ Восточные Патріархи отрицали каноническія права Московской Патріархіи, делегаты которой вдругъ сдѣлались самыми почетными участниками этого Совѣщанія. Признавъ возглавителей и другихъ «оффиціальныхъ» церквей въ полоненныхъ коммунизмомъ странахъ, Восточные Патріархи измѣнили свое отношеніе къ свободнымъ зарубежнымъ православнымъ церквамъ, объявивъ ихъ канонически незаконными (?), и въ угоду Московской Патріархіи не пригласили ихъ на Родосское Совѣщаніе.

И что же вышло изъ этой затѣи, столь унизившей Вселенское Православіе и вѣрныхъ чадъ его? Поддавшись настойчивости Совѣтской церковной делегаціи, несомнѣнно дѣйствовавшей по шпаргалкѣ великихъ «гуманистовъ» двадцатаго вѣка, Родосское Совѣщаніе сразу же начало терпѣть неудачи. Правда, пока обсуждались вопросы вѣры, совѣтская делегація удивляла всѣхъ своей строгой консервативностью, но коль скоро дѣло дошло до общихъ вопросовъ, тутъ ихъ политическая подоплека сразу всплыла наружу. Имѣя перевѣсъ въ голосованіи, совѣтскіе делегаты способствовали анулированію самыхъ животрепещущихъ вопросовъ, и обсужденіе вопросовъ о воинствующемъ безбожіи и царящемъ въ мірѣ матеріализмѣ было вычеркнуто изъ программы.

Но зато съ какимъ энтузіазмомъ выступали защитники «дорогихъ» сердцу воинствующаго безбожнаго коммунизма вопросовъ о «мирѣ всего міра», о борьбѣ «съ колоніальнымъ рабствомъ» и о «постыдной американской расовой несправедливости». Правда, эти предложенія, такъ сильно отзывавшіяся «запахомъ» обычной совѣтской пропаганды, были отвергнуты Совѣщаніемъ. Отвергнуто было и предложеніе совѣтскихъ делегатовъ до созыва «восьмого Вселенскаго Собора» (?) устроить предсоборное совѣщаніе въ Москвѣ. Ужъ слишкомъ ясно обнаружилась истинная подоплека вожделѣнныхъ намѣреній совѣтовъ захватить въ свои руки намѣчаемый «Всеправославный (?) Соборъ» въ противовѣсъ предстоящему Собору Римо-Католической Церкви. Перестарались делегаты Совѣтской Патріархіи и въ своемъ намѣреніи установить взаимный обмѣнъ миссій Помѣстныхъ Церквей — нѣчто подобное «культурному обмѣну», превращающему церковныя совѣтскія миссіи въ пропагандныя ячейки охватившаго весь міръ интернаціональнаго, тоталитарнаго обмана нынѣшнихъ «защитниковъ всѣхъ униженныхъ и оскорбленныхъ» въ мірѣ.

Еще и еще разъ краснорѣчиво подчеркнутъ былъ чудовищный совѣтскій оппортунизмъ, съ лозунгомъ — «цѣль оправдываетъ средства», на этомъ Совѣщаніи по отношенію къ главнымъ иниціаторамъ этого Совѣщанія — къ Міровому Союзу Церквей [**]. Какъ извѣстно, въ 1948 году, на «Совѣщаніи Главъ и Представителей Автокефальныхъ Православныхъ Церквей» въ Москвѣ, Совѣтская оффиціальная Церковь отказалась сотрудничать съ Міровымъ Союзомъ Церквей на почвѣ ихъ догматическаго расхожденія съ православными и мотивируя тѣмъ, что объединеніе церквей на одномъ только имени Господа Іисуса Христа невозможно, ибо, заявляла Совѣтская Церковь, по словамъ Апостола, такой союзъ оказался бы пріемлемымъ даже для демоновъ, ибо «и бѣсы вѣруютъ...». И вдругъ, послѣ такой «трогательной» ревности въ защитѣ Православнаго вѣроученія, въ 1961 году Совѣтская Церковь, повелѣніемъ свыше, стала настаивать на законномъ правѣ вхожденія въ Міровой Союзъ Церквей на Родосскомъ Совѣщаніи, добившись при этомъ своей вожделѣнной цѣли — не допускать на Совѣщаніе представителей свободныхъ зарубежныхъ православныхъ Церквей, дабы не дать имъ возможности возвысить свой голосъ въ защиту уничтожаемаго Православія въ плѣнныхъ и контролируемыхъ коммунистами странахъ.

Ничего новаго не прибавила и Ассамблея въ Нью-Дэли, призвавшая «христіанскія семьи восточной и западной традицій (?) идти вмѣстѣ по пути Христіанскаго единенія, независимо отъ того, принадлежатъ ли они къ какой-либо церкви или просто только называютъ себя христіанами».

Выводы и заключенія.

Не боясь прослыть «отсталыми» за вѣрность цѣлостному Вселенскому Православію, радостно сознавая себя «младенцами вѣры» среди «мудрыхъ и премудрыхъ міра сего», мы во всеуслышаніе исповѣдуемъ:

1. Съ Православіемъ мы имѣемъ все, — безъ него мы остались бы ни съ чѣмъ. Это Православіе дѣлаетъ насъ величайшими духовными богачами въ мірѣ, при всей нашей изгнаннической выброшенности. Будучи духовнымъ источникомъ нашего вѣчнаго спасенія, Православіе является единственнымъ средствомъ и для возрожденія поруганной и ко кресту пригвожденной великой исторической Россіи. Православіе дало русскому народу все самое возвышенное и прекрасное. Въ церковной оградѣ зародилась наша оправославленная культура. Вокругъ храма зачалась она, озаряя и просвѣщая нашихъ избранниковъ въ лучшіе моменты ихъ вдохновеннаго творчества. Это Православіе оплодотворило всеобъемлющій геній родного народа, вдохнувъ въ душу его ясность совѣсти, чуткость «правды и кривды», потребность вселенской гармоніи духа, идеалъ святости, самоотреченія, подвижничества, боголѣпной правды и благообразія въ мірѣ.

2. Нашъ Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній, котораго, еще въ санѣ архимандрита, Папа Пій XI называлъ «самымъ большимъ человѣкомъ въ Восточномъ Исповѣданіи», евангельски, святоотечески постигъ Вселенское Православіе и какъ на гранитѣ начерталъ: «Православіе — душа русскаго народа, источникъ его жизненности и силы. Русь, возвеличившись Православіемъ, потерей его подготовила себѣ паденіе въ бездну. Но и наказавъ и разсѣявъ насъ по лицу міра, Господь сдѣлалъ насъ проповѣдниками Православія во вселенной ради спасенія человѣчества...»

3. Нашъ достойнѣйшій изъ православныхъ мірянъ, Н.В. Гоголь, сказалъ: «Церковь наша должна святиться въ насъ, а не въ словахъ нашихъ. Но... мы шли все время мимо нашей Церкви и едва знаемъ Ее даже теперь. Владѣемъ сокровищемъ, которому нѣтъ цѣны, но не знаемъ даже, гдѣ положили его. Это Церковь, сохранившаяся отъ временъ апостольскихъ въ непорочной, первоначальной чистотѣ своей, одна въ силахъ разрѣшить всѣ вопросы наши и произвести неслыханное чудо въ виду всей Европы, дать силу Россіи, изумить весь міръ. И эта Церковь нами незнаема. И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сихъ поръ не ввели въ нашу жизнь! Жизнью нашей мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь. Благоуханіемъ душъ нашихъ должны мы возвѣстить ея Истину».

4. Но что для насъ всего удивительнѣе, это — великое славословіе Православія въ устахъ наиболѣе вдумчивыхъ и объективныхъ цѣнителей изъ инославнаго христіанства. По словамъ англичанина Ниля, Православіе единственно неповрежденное сокровище и охрана первобытной Вселенской Церкви. По словамъ американца Аберкромби, Православіе чуждо искуственно построенныхъ догматовъ Реформаціи и Рима. Чѣмъ больше изучаешь Православіе, тѣмъ громче звучитъ голосъ его авторитета, пробуждая желаніе вступить съ нимъ въ общеніе. Проф. Овербекъ призываетъ протестантовъ посмотрѣть на Церковь, основанную Духомъ Святымъ и Коей будетъ управлять Духъ Святый до скончанія вѣка. Обратите свой взоръ на востокъ — съ востока свѣтъ. Докторъ Стэнли свидѣтельствуетъ, что Православіе, какъ самое цѣльное и полное изъ всѣхъ церквей, переноситъ насъ въ первые вѣка христіанства. Это оно, по волѣ Всемогущаго, прославитъ и осчастливитъ человѣчество.

5. И вотъ это-то драгоцѣннѣйшее наше сокровище ясно и безоговорочно запрещаетъ намъ объединяться церковно, т. е. имѣть молитвенное, а тѣмъ болѣе евхаристическое общеніе со всѣми, не только далеко, но и около стѣнъ Православной ограды находящимися, т. е. со всѣмъ инославнымъ христіанствомъ, не желающимъ войти въ единый Отчій Домъ Вселенской Церкви, на Божественной стражѣ которой стоитъ нынѣ Вселенское Восточное Православіе. Поучая насъ «послѣ перваго и второго вразумленія отвращаться еретика» (Тит. 3, 10), св. апостолъ Павелъ запрещаетъ намъ имѣть молитвенное общеніе съ «содержащими истину въ неправдѣ» (Рим. I, 16, 18). И хотя сила Божія дана ко спасенію всякому вѣрующему, однако, открывается гнѣвъ Божій съ неба на всякое нечестіе и неправду человѣковъ, подавляющихъ истину неправдой (Рим. I, 16, 18). Всепрощающая Божественная любовь покрываетъ всѣ грѣхи, кромѣ лжи и неправды, особенно, когда ложь вторгается въ нѣдра Церкви, которая есть «столпъ и утвержденіе Истины» (1 Тим. 3, 15), а посему и «любы не радуется о неправдѣ, радуется же о Истинѣ» (1 Кор. 13, 6).

6. Но запрещая молитвенное общеніе и церковное единеніе съ еретиками, Церковь Православная не только не запрещаетъ, но поощряетъ наши молитвы за находящихся внѣ Церкви людей. Приснопамятный и великій молитвенникъ, батюшка Іоаннъ Кронштадтскій, вездѣ свидѣтельствуя о превосходствѣ Православія надъ инославіемъ, всегда съ любовью всѣхъ принималъ и благодѣтельствовалъ: и римо-католики и протестанты, и іудеи, и мусульмане, и язычники получали отъ Батюшки чудесныя исцѣленія. Но дѣйствуя по ихъ просьбѣ и вѣрѣ, одновременно поучалъ ихъ нашъ Батюшка, что спасающая Истина только въ животворномъ, Божественномъ Православіи.

7. Мы не можемъ вступить въ церковное единеніе съ моднымъ экуменическимъ движеніемъ, проповѣдующимъ, что ни въ одной церкви, въ томъ числѣ и въ Православной, нѣтъ всей полноты Истины Христовой и что, якобы, только въ сліяніи всѣхъ церквей и вообще всѣхъ, называющихъ себя христіанами, засіяетъ (?) Христова Истина во всей полнотѣ и законченности (?). Пытаясь тщетно найти всю полноту Христовой Истины въ какомъ-то церковно-христіанскомъ экклектизмѣ, забываютъ экуменисты, что даже въ области философіи, пытавшейся найти всю (?) полноту философской истины въ сліяніи противорѣчащихъ другъ другу философскихъ школъ и системъ, экклектизмъ оказался совершенно несостоятельнымъ.

8. Только добровольно-искреннимъ устремленіемъ къ исконной и Единой Вселенской Церкви всѣхъ ушедшихъ изъ Нея и никогда не бывшихъ въ Ней христіанъ, можно создать истинное единство. Евангельскій Отецъ, быть можетъ, не разъ выходилъ на дорогу посмотрѣть, не возвращается ли его сынъ; но Самъ не ушелъ изъ своего дома, а ждалъ возвращенія любимаго сына. Такъ и Единая Вселенская Церковь терпѣливо ждетъ всѣхъ въ свое лоно, а мы, вѣрныя чада Ея, постоянно молимся: да пріидетъ весь инославный христіанскій міръ въ разумъ вселенской, вѣчной, непогрѣшимой и неизмѣнной Истины Христовой и Самъ Божественный Глава Вселенской Церкви да соединитъ ихъ Святой Своей Соборной и Апостольской Церкви, да и тіи съ нами славятъ пречестное и великолѣпое имя въ Троицѣ славимаго Бога. Иного дать всѣмъ жаждущимъ церковнаго и молитвеннаго общенія съ нами мы не можемъ, дабы и самимъ не лишиться спасительной благодати, текущей въ жизнь вѣчную изъ живоносныхъ истоковъ Вселенской Церкви.

9. Что же касается культурно-общественнаго, національнаго и международнаго общенія внѣ Церкви, то здѣсь открываются для насъ безконечные горизонты братскаго и полезнаго сотрудничества. Иначе, какъ говоритъ слово Божіе, намъ нужно было бы «выйти изъ сего міра» (Кор. 5, 10). Въ нашъ вѣкъ, выражаясь медицинскимъ языкомъ, уже не мірового кризиса совѣсти, а лизиса, т. е. потаеннаго и открыто распространяемаго и затянувшагося процесса отравленія воинствующимъ безбожіемъ, сдѣлавшимъ вызовъ всѣмъ, вѣками накопленнымъ, духовнымъ цѣнностямъ человѣчества, какъ было бы разумно, своевременно и полезно не только христіанамъ, но и всѣмъ вообще вѣрующимъ въ Бога и носящимъ страхъ Божій въ сердцѣ своемъ, единымъ фронтомъ стать и возвысить свой авторитетный голосъ: 1) за возрожденіе нынѣ поруганной и поверженной въ прахъ здоровой культуры всего человѣчества, въ его лучшемъ отборѣ; 2) встать на борьбу съ якобы «научнымъ» безбожіемъ; 3) на защиту правъ, чести и достоинства духовно-разумной и свободной личности человѣка, сведенной буквально къ нулю въ странахъ, полоненныхъ нынѣшними «гуманистами».

Вмѣсто тщетныхъ попытокъ экуменистовъ соединить несоединимое и осуществить неосуществимое, т. е. создать чуть ли не міровое «церковно-христіанское единеніе» (?) на песочномъ фундаментѣ ихъ измышленій, какъ было бы разумно и полезно возвысить голосъ за устройство совмѣстныхъ совѣщаній между православными и инославными свободными кругами и дружно, искренно и нелицемѣрно стать на защиту истинныхъ чаяній христіанъ «за желѣзными занавѣсами», нынѣ полоненныхъ помѣстныхъ православныхъ и инославныхъ церквей, и вообще всѣхъ вѣрующихъ въ Бога людей. О, если бы всѣ они — истинные мученики, подвижники и молчальники — жертвы воцарившагося и ползущаго по лицу міра арестантскаго безправія, могли только крикнуть изъ глубины своего наболѣвшаго и изстрадавшагося православнаго и инославнаго христіанскаго сердца то, что они думаютъ, чувствуютъ и какъ страдаютъ! Ихъ душу раздирающій крикъ изъ многомилліонныхъ губъ могъ бы взорвать весь міръ.

А пока что у гонимой и всюду унижаемой Вселенской Православной Церкви паки Голгоѳа и Крестъ, паки Гробъ и Плащаница. Изъ четырнадцати Помѣстныхъ Церквей Вселенскаго Православія восемь уже контролируются воинствующимъ безбожіемъ. Перешагнули уже законныя границы на пути слѣдованія къ церковному единенію съ инославіемъ и Восточные Патріархи и другіе возглавители свободныхъ Православныхъ церквей, какъ бы не замѣчая сближенія инославія съ возглавителями «оффиціальныхъ» церквей въ полоненныхъ безбожіемъ странахъ.

Что же будетъ съ истиннымъ Православіемъ, спросишь ты, читатель?

И здѣсь мы опять должны искать отвѣтъ только и только въ словѣ Божіемъ: 1) этому надлежитъ быть (Лк. 21, 9); 2) всячески охраняя себя отъ тяжкаго недуга богоотступнической современности, будемъ твердо помнить предостереженіе: «Блюдите, како опасно ходите» (Ефес. 5, 15); 3) совершающееся нынѣ страшное отступленіе отъ Истины и тайна беззаконія со всей ясностью были предсказаны также апостоломъ Павломъ, а именно, что тѣмъ, кто не принялъ любви Истины для спасенія, пошлетъ Богъ дѣйствіе заблужденія, такъ что они будутъ вѣрить лжи, и всѣ не вѣровавшіе въ Истину, но возлюбившіе неправду, будутъ осуждены (2 Сол. 2, 3–12); 4) Азъ избрахъ (изъялъ) вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ (Ін. 15, 19), который «весь во злѣ лежитъ» (1 Ін. 5, 19).

Но наряду со скорбными предсказаніями слова Божія о страданіяхъ Истинной Церкви, есть и радостно утѣшительныя слова Самого Господа о конечномъ торжествѣ основанной Имъ Церкви: 1) созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей (Мѳ. 16 18); 2) въ мірѣ скорбни будете: но дерзайте (мужайтесь), яко Азъ побѣдихъ міръ (Ін. 16, 33); 3) Азъ съ вами есмь во вся дни до скончанія вѣка, Аминь (Мѳ. 28, 20); 4) Тому (Богу) слава въ Церкви, во Христѣ Іисусѣ во вся роды вѣка вѣковъ, Аминь (Ефес. 3, 21).

И вотъ, основываясь на этихъ бодрящихъ и воодушевляющихъ насъ словахъ, мы непоколебимо вѣруемъ и во всеуслышаніе исповѣдуемъ: 1) въ непреоборимо вѣчной, по завѣту Христа (Мѳ. 28, 20), Церкви никогда не будетъ даже такого мгновенія, чтобы вся Вселенская Церковь отступила отъ Истины; 2) не втиснуть врагамъ Христа въ свои наскоро сколоченныя кощунственныя ладьи-душегубки Вселенскій Корабль Христовъ, въ царственно-спокойномъ величіи побѣдоносно шествующій по волнамъ огнедышащаго злобой абсолютнаго воинствующаго безбожія и всѣхъ другихъ горделивыхъ заблужденій вѣка сего; 3) никогда вся Вселенская Церковь не пойдетъ, какъ купленная рабыня, на службу безбожію и ложно-христіанскому ученію; 4) по мѣрѣ увеличенія отступленія во вселенной, украсится Святая Соборная и Апостольская Церковь новыми катакомбными церквами, наличіе и неуязвимость которыхъ буквально приводитъ въ бѣшенство и отчаяніе всѣхъ «спеціалистовъ по выкорчевыванію» вѣры въ Бога и правды Его; 5) и вотъ, эти-то подвижники во всѣхъ Помѣстныхъ Православныхъ Церквахъ полоненныхъ странъ, со всѣми вѣрными и свободными исповѣдниками вселенской вѣры, по лицу всего міра, въ роли вселенскаго собирательнаго лица, Максима Исповѣдника, съ своимъ безстрашнымъ исповѣданіемъ: «Аще и вся Вселенная причастится, азъ не причащуся во вѣкъ» — и будутъ составлять Истинную Церковь Христову до новаго взлета Вселенской Церкви, если на то будетъ воля Божія, или же до второго и славнаго пришествія Спасителя на землю. Аминь!!!

А. Г. Знаменскій

Источникъ: "Православная Жизнь". Ежемѣсячное приложеніе къ журналу "Православная Русь". Джорданвиль, 1962. № 9.

Справка об авторе
Георгий Александрович Знаменский родился 28 марта 1890 г. в семье донских казаков на хуторе Тиховском Мигулинской станицы Донской области. Учился в Духовном училище Усть-Медведицкой станицы, затем в Новочеркасской Духовной семинарии. В 1916 г. окончил Императорскую Киевскую Духовную академию. В 1917 году Георгий Александрович был единогласно избран и утвержден Донским правительством директором гимназии. В 1920 г. месте с семьей эвакуировался в Константинополь. В 1923 г. переехал в США, где преподавал в Гарвардском университете в Бостоне, в котором получил степень магистра педагогических наук и психологии, также преподавал в Массачусетском Технологическом институте, Браунском университете и в других учебных заведениях. Георгий Александрович написал немало научных трудов и учебников по русскому языку и по техническим наукам, публиковал политические статьи в газете "Россия" и других эмигрантских изданиях; его религиозные статьи печатались в журнале "Православная Русь". Скончался в сочельник Рождества Христова, 6 января 1975 года. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

[*] Справка о Родосском совещании (из Википедии и др.)
I Родосское Всеправославное ‒ конференция представителей православных Церквей на острове Родос (Греция) с 24 сентября по 1 октября 1961 года была первой официальной всех представителей всех православных патриархатов после последнего Вселенского собора 787 года. Инициатором совещания стал Константинопольский патриарх Афинагор (упоминаемый в масонских источниках как масонский деятель), по его мнению совещание должно было стать первым этапом разработки программы будущего "Всеправославного Собора".
В конференции участвовали представители автокефальных (12 из 14) и автономных Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская и Чешская православные Церкви. Грузинская православная церковь прислала своих представителей, так как была приглашена Константинополем слишком поздно, она уполномочила Московский Патриархат представлять её. Албанская церковь из коммунистической Албании не смогла прислать участников.
Дополнительно были приглашены представители древневосточных Церквей: Яковитской, Сирийской, Малабарской, Эфиопской, Коптской и Армянской, а также Англиканской и Старокатолической, были приглашены и римо-католические монахи, которым был дан статус наблюдателей.
Делегацию РПЦ МП возглавлял архиепископ Никодим (Ротов). Определением  Синода от 10 мая 1963 года была учреждена "Родосская" комиссия по разработке тематической программы подготовки к Всеправославному Собору. Было проведено ещё два Всеправославных совещания на острове Родос (в 1963 и 1964 гг.). Несмотря на то, что собор не состоялся в заявленные сроки, материалы конференции рассматривались в МП в качестве высших руководящих документов. Вопросы, поставленные на совещании, были озвучены в 2011 году в докторской речи «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви» председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в Санкт-Петербургской духовной академии.

[**] Справка о Всемiрном Совете Церквей и об активном участии в нем РПЦ МП во см.: Диакон Николай Савченко Церковь в РФ и "Всемiрный Совет Церквей".

МВН. К сожалению, в наше время процесс апостасии в Поместных православных Церквах дошел до примирения с создаваемым антихристианским Новым мiровым порядком. А в МП ‒ даже до апологии власти будущего антихриста на основе провозглашенного в советской Церкви еретического принципа богоугодности всякой власти, в том числе богоборческой.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250970562

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.