24.06.2023       3

5. "Просвещение", масонство, Французская революция. Англосаксы и Америка... Часть 1.

М.В. Назаров «Русская идея» 

Подготовительные тексты для планируемой книги "Русские и немцы в драме истории". Предварительное изложение глав публикуется для обсуждения с целью их последующего уточнения. Автор будет благодарен за указания на погрешности и за советы.

Вступление с разъяснением цели книги: "О месте немецкого и русского народов в Божием Промысле".
1. Русские и немцы. О влиянии языческого наследия на наши национальные характеры
2. О различиях в христианизации германцев и славян
3. Роль Римской империи и ее наследия в германской и в русской государственности
4. Движущая сила "Возрождения", Реформации и капитализма

Как показано в предыдущей главе, эпоха Нового времени, установившаяся в Европе после христианского Средневековья, особенно в результате протестантской Реформации, направленной против злоупотреблений духовенства Католической церкви, ознаменовалась новым общественным строем ‒ т.н. капитализмом, отменившим прежнее христианское отношение к экономике. Де факто господствующей властью стала финансовая (в руках иудейских банкиров), от которой зависели правители всех государств. Эти правители еще оставались монархическими христианскими (консервативными католическими или либеральными протестантскими) и в той или иной степени, соответственно большей или меньшей, ограничивали политическое усиление антихристианского иудаизма. В частности, евреи по-прежнему нигде не имели равноправия. На очереди "тайны беззакония" (т.е. антихристианской силы истории) стала задача устранения этого политического препятствия, то есть свержения христианских монархий и их замена парламентскими демократиями (т.н. "волей народа"), подконтрольными банкирам.

"Просвещение" от "Светоносного освободителя человечества"

Эту демократическую атеистическую идеологию в русле дальнейшей "борьбы с церковным мракобесием за свободу разума" красиво-соблазнительно развивали деятели т.н. "Просвещения". Ее сущность в официальных современных словарях-энциклопедиях (западных, советских, постсоветских) описывается одинаково положительно. (Сохраняя орфографию источников, в приводимых далее в словарных цитатах курсивом буду выделять суть.)

«"Прогрессивный" деятель ХХ века Бертран Рассел (1872‒1970) рассматривал "Просвещение" как этап прогрессивного развития, начавшегося из протестантской реакции против католической контрреформации; философские взгляды Просвещения, такие как приверженность демократии против монархии, возникли среди протестантов XVI века, чтобы оправдать их желание отделиться от католической церкви. Хотя многие из этих философских идеалов были подхвачены католиками, Рассел утверждал, что к XVIII веку Просвещение стало главным проявлением раскола, который начался с Мартина Лютера». (https://alphapedia.ru/w/Age_of_Enlightenment)

«Эпоха просвещения или Просвещение, также известная как Эпоха разума, была интеллектуальным и философским движением, которое возникло в Европе в XVII‒XVIII веках и имело глобальные влияния. Просвещение включало в себя ряд идей, сосредоточенных на ценности человеческого счастья, стремлении к знаниям, полученным с помощью разума и свидетельств чувств, и таких идеалах, как естественное право, свобода, прогресс, терпимость, равенство, братство, конституционное правление [т.н. "демократия". ‒ М.Н.] и отделение церкви от государства.

Просвещению предшествовала научная революция и работы Фрэнсиса Бэкона, Джона Локка и других... Европейские историки традиционно датируют ее начало смертью французского короля Людовика XIV в 1715 году, а окончание ‒ началом Французской революции в 1789 году. Многие историки в настоящее время датируют конец Эпохи Просвещения началом XIX века, причем последним предполагаемым годом считается смерть Иммануила Канта в 1804 году.

Философы и ученые того периода широко распространяли свои идеи на собраниях в научных академиях, масонских ложах, литературных салонах, кофейнях, а также в печатных книгах, журналах и брошюрах. Идеи Просвещения подорвали авторитет монархии и Католической церкви и проложили путь к политическим революциям XVIII и XIX веков. Различные движения XIX века, включая либерализм, коммунизм и неоклассицизм, ведут свое интеллектуальное наследие от эпохи Просвещения...

В середине XVIII века Париж стал центром философской и научной деятельности, бросающей вызов традиционным доктринам и догмам. Философское движение возглавляли Вольтер и Руссо, которые выступали за общество, основанное на разуме, как в Древней Греции, а не на вере и католической доктрине... их идеи сыграли важную роль в подрыве легитимности Старого режима и формировании Французской революции».
("Википедия")

Опять-таки сделаю оговорку: бóльшая свобода личности, совершенствование права, братство, стремление к знаниям ‒ это можно приветствовать. Но только если при этом не забывать главного: что личность человека сотворена по образу и подобию Божию и это должно лежать в основе требуемого равенства прав (но не принудительной уравниловки в духовной безграмотности); расширение свободы личности должно происходить по мере ее должного развития, при этом свобода не должна превращаться в легализацию эгоизма и греха, а научные знания в отрыве от духовного знания могли вести только в слепой тупик неграмотного атеистического варварства. Нужно было не бороться против "церковного мракобесия и деспотизма", а противопоставлять всему этому чистоту православного (исконно христианского) знания о сути мiроздания, о смысле жизни и истории. Никакие научные и географические открытия (которые якобы стали причиной "Просвещения") этому не противоречили.

Но как раз это духовное знание "просвещенцы" и их закулисные финансисты стремились искоренить, оболванивая народы "научным" светом Люцифера (имя предводителя ангелов, ставшего сатаной, противником Бога, в переводе с лат.: Светоносный). И в этом "Просвещении" еще больше усугубился возрожденческий переворот в иерархии ценностей: поскольку плотский земной мiр стал главным содержанием жизни, то его несовершенство и наличие в нем зла стало приписываться Богу, создавшему такой злой мiр, и этим оправдывался бунт против Бога.

Именно отношение к христианской религии определяет сущность эпохи "Просвещения". Поначалу ее идеологи хотели реформировать веру до некоего упрощенного вида и ограничить роль Церкви, чтобы религиозные споры не перерастали в конфликты и войны. Для протестантов это означало простой христианский моральный кодекс в личной жизни. У философов-гуманистов появилось несколько новых идей о религии, включая деизм ‒ это вера в существование "где-то" Бога-Творца без ссылок на Библию и с отрицанием Его вмешательства в земную жизнь; человек предоставлен сам себе и вместо Бога должен полагаться исключительно на личный разум. В этом русле и гуманистический атеизм в "Просвещении" тоже развивался, но его сторонников сначала было немного; даже когда просвещенцы открыто отвергали христианство, скорее, они были приверженными к агностицизму или пантеизму и утверждали, что атеисты могут быть нравственными людьми. Таким образом атеист сам становится богом для себя, и удовлетворение его собственной воли становится единственным мерилом нравственности и целью всех его действий ‒ это неизбежный вывод из атеистического гуманизма.

Эти принципы составляют суть идеологии современных западных демократий, основанных на легализации и юридическом уравновешивании личных эгоизмов греховных индивидуумов в атомизированном материалистическом обществе, управляемом создателями его "крови" и главной ценности ‒ денег.

"Просвещение" (Aufklärung ) в Германии

Википедия пишет, что «среди германских государств Пруссия играла ведущую роль в поощрении просвещенческих реформ, к чему их идеологи призывали монархов. Этот процесс был заметен также в Баварии, Саксонии, Ганновере и Пфальце. Принцы Саксонии, например, провели впечатляющую серию фундаментальных фискальных, административных, судебных, образовательных, культурных и общеэкономических реформ. Реформам способствовали сильная городская структура страны и влиятельные коммерческие группы» (добавим: те же, что спонсировали и "Возрождение").

Веймарский "Двор муз" работы Теобальда фон Ора (1860), отдающий дань Просвещению и веймарскому классицизму, изображающий немецких поэтов Шиллера, Виланда, Гердера и Гёте.

«До 1750 года немецкие высшие классы обращались к Франции за интеллектуальным, культурным и архитектурным лидерством, поскольку французский был языком высшего общества... В середине XVIII века Кристиан Вольф был пионером как писатель, который разъяснял Просвещение немецким читателям и узаконил немецкий как философский язык.

Самыми знаковыми фигурами немецкого Просвещения стали Г.Э. Лессинг, И.И. Винкельман, И.Г. Гердер, И.В. Гёте, И.Ф. Шиллер и некоторые другие. Просветительские времена для немецких деятелей носили неоднозначный характер. В первую очередь, это был прекрасный период, который сочетал в себе духовно-культурный подъём и расцвет духа, ‒ утверждает современный российский "научно-образовательный" философский справочник (https://zaochnik-com.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/nemetskoe-prosveschenie/). Этот расцвет духа авторы справочника видят в следующем.

«Г.Э. Лессинг (1729‒1781) отвергает все ортодоксальные понятия о божестве, отрицает веру в личного бога, существующего вне мира, и допускает бога только в качестве «души мира». В конечном счете, значение религии для Лессинга только этическое. Все религии, по мнению Лессинга, которые когда-либо существовали или существуют по сей день – это результат конкретных исторических эпох. Нельзя утверждать, что какая-то одна определённая религия является истинной, а другая ложной. Христианство, утверждал Лессинг, это лишь одна стадия развития человечества, которое устремлено к гуманному идеалу. Лессинг полагал, что в своё развитие человечество достигнет таких высот этического совершенства, что необходимость обосновывать нормы нравственности в религиозном свете попросту отпадёт. А свободные люди смогут устроить свою жизнь по-своему. (Не удивительно, что в СССР Лессинг был в почете как "предтеча" марксизма, его именем в Ленинграде была названа аллея, а в ГДР была выпущена почтовая марка и учреждена медаль им. Лессинга "за выдающиеся достижения".)

И.Г. Гердер (1744‒1803) придерживается мысли о том, что каждый человек существует исключительно для себя, не для государства или общества и тем более не для кого-то, кто будет жить через несколько столетий. А любое историческое или культурное событие происходит по его воле ради самого себя или его близких. Семейные и другие привязанности людей определены в человеке его природой, а государство нам чуждо. Ведь именно оно может отнять у нас самое ценное – право распоряжаться собственной жизнью.

И.В. Гёте (1749‒1832) основывал свое мировоззрение на разуме, познании мира, любви к человечеству и единению с ним. В своём ключевом произведении "Фауст" [Напомню: о заключении договора человека с диаволом ради земного успеха, которая, однако, не принесла счастья, а только горе. О. Шпенглер в своей книге "Закат Европы" всю западную материалистичекую цивилизацию назвал "фаустовской". ‒ М.Н.] Гёте выразил основную мысль в поиске смысла жизни. Главный герой Фауст – могущественный и сильный титан, который видит своей целью покорение Вселенной, познание её основ. Об этом говорил К.Г. Юнг: "Фауст представляет собой символ, не просто семиотический знак (или же аллегорию) чего-то давно известного, но выражение чего-то изначально действующего в немецкой душе, чему Гёте должен был помочь появиться на свет... За то, что Фауст мог "чувствовать себя на шесть тысяч футов по ту сторону добра и зла, за то, что он ускользнул от Мефистофеля, сто лет спустя пришлось нести кровавую расплату"...

И.Ф. Шиллер (1759‒1805) – поэт, драматург, теоретик искусства; высказывался относительно органичной связи чувственной природы человека и его духовности, ни разум, ни чувства не должны ущемлять друг друга. Давая оценку человека в Германии и в мире, Шиллер отмечал: "...Человек пробудился от долгой бесконечности и самообмана, и упорное большинство требует восстановления своих неотъемлемых прав. Однако он не только требует их... Он восстает... Здание естественного государства колеблется, его прогнивший фундамент оседает, и, кажется, явилась физическая возможность возвести закон на трон, уважать, наконец, человека как самоцель и сделать свободу истинной основой политического союза". Шиллер вошёл в историю мировой литературы как пламенный гуманист. В течение последних семнадцати лет жизни (1788‒1805) дружил с Гёте, которого вдохновлял. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошли в немецкую литературу под названием "веймарский классицизм". В России идеи Шиллера были уважаемы А. И. Герценом и другими революционными демократами.

Просветители полностью отрицали идеи варварского [наиболее христианского в Европе! ‒ М.Н.] времени Средневековья, тем самым в корне отрицали теорию "божественного спасения". Всё, что происходило ранее, для просветителей становилось неважным: предрассудки и заблуждения. Несмотря на это, античное искусство всё же было для них образцовым и показательным, со своими идеалами.

К. Маркс, который положительно оценивал идеи просветителей, говорил, что "заклинания мертвых" были у них чем-то вроде орудия "для возвеличения новой борьбы"... Просветители зародили идеи Французской революции».
Источник: https://zaochnik-com.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/nemetskoe-prosveschenie/

Таким образом, в отличие от Реформации, идеологи "Просвещения" уже не требовали от западной христианской Церкви исправления ее грехов и пороков, а открыто выступили против христианского мiровоззрения, заменяя его духовную цель и Самого Бога ‒ гуманизмом-человечизмом.

Евреи в Германии в эпоху "Просвещения"

Разумеется, евреи, стараясь повлиять на идеологов Реформации (как описано в предшествующей главе), сами оставались строго верными своей антихристианской религии. Поэтому, несмотря на интерес к Библии, порожденный Реформацией, европейские евреи не получили равноправия и в протестантских монархиях. Их положение в разных германских княжествах было разным, но кое-где продолжались их изгнания (например, из Австрии в 1670 г.) и погромы (во Франкфурте несколько раз, наиболее крупные в 1525 и 1614 гг.). В антихристианских идеях "Просвещения" евреи, естественно, видели что-то обнадеживающее и активно в этом движении участвовали, в то же время сохраняя свои еврейские общины как "государства в государстве". Слабые попытки создания "реформированного иудаизма" с провозглашением равенства всех людей перед Богом ни в эпоху "Просвещения", ни позже успеха не имели. Еврейство лишь стремилось в преобразуемом новом мiре капитализма упрочить толерантное отношение к себе и добиться, наконец, политического равноправия посредством своих денег.

Далее вновь следуют сведения из еврейского раздела "Википедии" (с нашим курсивом).

«Так как евреи издавна являлись представителями денежной экономики в преимущественно натуральном, аграрном хозяйстве средневековой Европы, их экономическая деятельность к XVIII в., и даже ранее, начала оказывать влияние на экономическую теорию и экономическую политику европейских стран...

Соединение новых экономических принципов с политическим консерватизмом диктовало новый подход к евреям в странах Центральной и Западной Европы... Этот подход преследовал цель привлечения в государство как можно большего числа «полезных» евреев, обладающих достаточными средствами, чтобы способствовать торгово-промышленному развитию страны. Такие евреи служили источником пополнения государственной казны, изобретавшей хитроумные способы изъятия у них значительных денежных сумм.

Вместе с тем абсолютистские правители стремились ограничить численность еврейского населения их стран, увеличивавшуюся под влиянием экономических возможностей, предоставляемых «полезным» евреям в интересах государства. Евреи должны были подвергаться официальной регистрации, их браки ‒ специальному надзору.

«Подзащитные», или «привилегированные», евреи могли передавать свои права лишь одному из своих детей. Остальные должны были сами ходатайствовать о предоставлении им этих прав, что обусловливалось, помимо соответствующей платы, соображениями властей относительно их «полезности». Евреи, не отнесенные к категории «привилегированных», подвергались постоянной угрозе изгнания и должны были платить специальный налог за право жительства в стране. Прусское уложение о евреях 1750 г. воплощает систематическое и детальное проведение в жизнь этих принципов.

В большинстве германских государств единственным средством улучшения социального положения еврея оставался путь экономической инициативы и личного обогащения. Финансовая деятельность и крупная торговля в этих государствах являлась привилегией так называемых придворных евреев, которых германские князья, стремившиеся к абсолютной власти, использовали в своих интересах. Наиболее важной сферой деятельности придворных евреев были военные поставки; еврейские поставщики использовали свои связи с евреями Польши [где к тому времени обосновалась основная часть европейского еврейства, изгнанного из европейских городов. ‒ М.Н.], которая поставляла на европейские рынки селитру для производства пороха, лошадей и сельскохозяйственные продукты...

Политика абсолютизма способствовала поляризации еврейского общества на богатевшее привилегированное меньшинство и непривилегированное большинство, становившееся все беднее. Евреи первой категории осуществляли под покровительством государства крупные торговые и финансовые операции, в то время как евреи второй категории должны были либо зарабатывать на жизнь службой у своих привилегированных соплеменников, либо вести ненадежное существование странствующих торговцев, либо давать под залог денежные ссуды, то есть не выходить за рамки традиционных еврейских занятий, характерных для средних веков...

Экономическая деятельность зажиточных евреев в XVIII в. приобрела весьма разнообразный характер. Наряду с этим происходила беспрецедентная социальная и культурная дифференциация еврейского общества, сопровождавшаяся ослаблением общинной автономии и падением авторитета раввинов...

Политика «просвещенного абсолютизма», характерная для государств Европы во второй половине XVIII в., преследовала цель «исправления евреев», уменьшения «вреда», якобы приносимого ими обществу, подготовки евреев к постепенному расширению их прав ‒ в той мере, в какой они этого «заслужат». Наиболее систематической попыткой проведения этой политики явился «Указ о терпимости» австрийского императора Иосифа II (1782 г.), по-прежнему пытавшийся ограничить число евреев в стране, но несколько облегчавший их экономическую деятельность и правовое положение. Вместе с тем эдикт вводил целую систему мер, направленных на «воспитание» евреев с помощью языковой и социальной ассимиляции и ограничения их непроизводительной экономики.

Медаль, отчеканенная во время правления императора "Священной Римской Империи германской нации" Иосифа II в ознаменование дарования им в 1782 году свободы вероисповедания евреям и протестантам.
Иосиф II (1741‒1790) ‒ император с 1765 года и единоличный правитель габсбургской монархии с 29 ноября 1780 года до своей смерти считается образцом т.н. просвещенного абсолютизма и был очень дружелюбен к масонству, поскольку находил его в высшей степени совместимым со своей собственной философией "Просвещения". Однако его приверженность секуляризации, либерализации и модернизации реформ привела к значительной оппозиции, что привело к неспособности в полной мере реализовать его программы. (Википедия)

Европейская политическая мысль этого периода предугадывала скорый распад традиционных еврейских институтов и абсорбцию евреев в унифицированный организм централистского государства. Эти ожидания были связаны с неисторическим характером рационалистической идеологии европейского Просвещения, видевшей лишь абстрактных индивидуумов, над которыми не властны прошлое, национальные, культурные и религиозные различия. Общество, по мнению идеологов Просвещения, допускало произвольные изменения под влиянием рационалистических идей...

В XVI– XVIII вв. в передовых кругах европейского общества, в особенности среди представителей радикального протестантизма, стали раздаваться голоса в пользу реального проведения в жизнь принципа веротерпимости по отношению к евреям. В этих кругах еврейская апологетическая литература нашла более живой отклик.

В пользу равноправия евреев высказывались видные представители немецкого Просвещения. Г. Лессинг обосновывал требование равенства для евреев аргументами, характерными для деистической концепции религии и для свойственных идеологии Просвещения представлений о национальности и человечестве...

Прусский государственный деятель Х.В. Дом в книге «О гражданском улучшении евреев» (1781 г.) предлагал уравнять их в правах с другими подданными государства при условии правительственного контроля над ними...

Сторонники еврейского равноправия в Германии испытали сильное влияние взглядов и личности М. Мендельсона ‒ духовного отца Гаскалы [*]. Мендельсон представлял собой новый, невиданный ранее в Германии тип еврея ‒ это был человек эпохи Просвещения и ведущий философ своего времени. Он поднимал вопрос уже не о материальной «полезности» еврея, но о его культурной ценности. Защищая отделение церкви от государства и рассматривая Тору как социальную конституцию, или еврейский национальный закон, он выразил еврейское отношение к Просвещению...

При этом такие идеологи французского Просвещения, как Вольтер, не думали отказываться от французской культуры, которая казалась им универсальной. Антихристианская настроенность этих идеологов, противопоставлявших историческим религиям абстрактный деизм, стала источником их резко отрицательного отношения к еврейству, в религии которого они видели прообраз христианства [! ‒ Поэтому евреям-антихристианам оказалось нетрудно убедить таких просвещенцев в обратном, и "Просвещение" во Франции привело к наиболее радикальным, революционным результатам в сравнении с Германией. ‒ М.Н.]...»
http://www.ejwiki.org/wiki/

‒‒‒‒‒‒‒
[*] Гаскала (ивр. "просвещение") ‒ еврейское идейное, просветительское, культурное общественное течение, возникшее во второй половине XVIII в. Гаскала выступала против культурно-религиозной обособленности еврейства и видела в усвоении светского европейского образования и в участии в общественной жизни залог улучшения положения еврейского народа. Среди маскилим ("просвещенные" евреи) господствовала уверенность, что власти в принципе благожелательны по отношению к евреям, и поэты из числа маскилим слагали хвалебные и благодарственные оды в честь царствующих персон ‒ Фридриха Великого, Иосифа II и др. Основы идеологии Гаскалы были сформулированы в работах Мозеса Мендельсона.

Об антихристианском еврейско-немецком тандеме Мендельсона и Лессинга

Готхольд Эфраим Лессинг (1729‒1781) начальное образование получил от своего отца-лютеранина. Поначалу был поборником принципа религиозной терпимости. Уже в его раннем произведении ‒ одноактной комедии "Евреи" (1749) ‒ появляется, впервые в истории немецкого театра, положительный образ еврея. Лессингу пришлось защищать свою пьесу от упреков в несоответствии правде жизни, исходивших от гебраиста И.Д. Михаэлиса. В 1754 г. Лессинг познакомился с М. Мендельсоном и стал его другом и восторженным поклонником...

Мендельсон в значительной мере послужил прообразом героя последней пьесы Лессинга "Натан Мудрый" (1779), являющейся пламенным и красноречивым призывом к религиозной терпимости. Еврей Натан представлен выразителем идеалов Просвещения: терпимости, общечеловеческого равенства и любви ко всему человечеству. В книге "Эрнст и Фальк" (1780) Лессинг снова высказался в пользу равноправия евреев...

До конца жизни Лессинг оставался поборником равноправия евреев. В еврейской литературе периода Гаскалы Лессинг стал символом филосемитизма и подлинного гуманизма. Высоко ценили Лессинга и евреи-деятели немецкой культуры (например, Г. Риссер, Б. Ауэрбах и другие). Пьеса "Натан Мудрый" неоднократно переводилась на иврит, как и многие другие пьесы Лессинга. Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Хаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. (Электронная еврейская энциклопедия)

А теперь приведем более откровенные сведения из классической "Истории евреев" Г. Греца (т. 12, в современном послереволюционном правописании).

blankМозес Мендельсон (1729‒1786)

«Можно было бы без преувеличения сказать, что Лессинг много способствовал возрождению еврейского племени, быть может, гораздо больше, чем немецкого народа... Все, что npиoбpeтал Мендельсон от сношений со своимъ другом, шло на пользу еврейства. При помощи друга своего, который, в силу своей гениальной, симпатичной натуры, производил чарующее, притягательное влияние на даровитых людей, Мендельсон вступил в его дружественные кружки, научился формам светской обходительности и сбросил с себя неповоротливость, прибретенную им в гетто... Не прошло и года от начала знакомства Мендельсона с Лессингом, как первый уже был в состоянии представить в живой форме "Философские разговоры" (въ начале 1755 г.), в которых он, еврей, порицал немцев за то, что они, не понимая глубокого содержания собственного духа, склоняются под иго французского вкуса. "Неужели немцы никогда не сознают своего собственная достоинства?.." При этом он не изменил патриотически-еврейскому чувству...

Лессинг ревностно заботился о том, чтобы выдвинуть Мендельсона вперед, и познакомил его с берлинским кружком ученых. Когда в столице Пруссии, до того времени довольно бедной в литературном отношении, образовалось "ученое кафе", в котором участвовал замкнутый круг, состоявший из сотни людей науки, то основатели его не обошли молодого еврейского философа и пригласили его быть членом этого учреждения... Таким образом Мендельсон приобрел гражданство в республике наук, принимал деятельное участие во всех литературных явлениях того времени и доставлял статьи для "Библиотеки изящных наук", которую издавал друг его, Николаи...

В самое короткое время Мендельсон приобрел для еврейства все то, чего оно лишилось вследствиe унижений и тысячелетнего рабства... Он соединил в себе столько прекрасных качеств, природных и тяжело приобретенных, чтобы представлять совершенную противоположность той карикатуре, которую представляли тогдашние немецкие и польские евреи. Только одного чувства недоставало Мендельсону, и этот недостаток весьма невыгодно отозвался на ближайшей будущности еврейства. У него не было никакого понимания истории, того, вблизи незначительного, вдали величественного, трагикомического шествия человеческого рода в течение времен. Даже при дворе Фридриха Великого явилось любопытство узнать "этого еврея"; на него смотрели как на воплощенную мудрость...

Счастие чрезвычайно благоприятствовало Мендельсону, который, сам того не зная, был носителем лучшего будущего для евреев. Оно сблизило его с верными друзьями, которые с искренней радостью заботились о возвышении его, еврея, в общественном мнении. Оно доставило ему, если не блистательное, то довольно независимое место бухгалтера в доме, в котором он до сих пор исправлял незавидную должность домашнего учителя... В том же году (1763) на его долю выпало со стороны короля Фридриха отличие, которое характеризует тогдашнее положение евреев в Пруссии: ему дали привилегию покровительствуемого еврея (Schutzjude)... (С. 12‒17)

Он сделался знаменитостью XVIII столетия. Почти шестнадцать веков христанство воспитывало, руководило и пропитало евроneйcкиe народы верою в сверхъестественные предметы и события. Все средства, доставляемые увещанием, хитростию и насилием, были пущены в ход, и в конце концов, когда убаюканная колыбельными песнями мысль пробудилась, и мыслители спросили себя: какую достоверность представляет это, столь много обещающее, законоучение, люди серьезные должны были с грустью сознаться, что оно вместо истины давало фантазмы, и насмешники повторяли то же самое с едким злорадством. (С. 18)

Герцог брауншвейгский серьезно подумывал о том, как бы переманить Мендельсона в свое государство. Князь липешаумбургский обходился с ним как с задушевным другом. Берлинская академия наук хотела принять его в число своих членов. Но король Фридрих вычеркнул имя Мендельсона из списка, как говорили, потому, что он в это время хотел поднести звание члена академии императрице Екатерине II, которая могла бы оскорбиться сотовариществом еврея. Два бенедиктинких монаха, один из монастыря св. Петра возле Эрфурта, Маурус Винкоп, другой из монастыря Ла-Трап, обратились к Мендельсону как к духовнику, с просьбою разрешить их сомнения и указать им путь к нравственной и философской жизни. Книга "Федон"... подняла Мендельсона на высшую степень славы...» (С. 21)

[Просто удивительно, как германское консервативное высшее общество так быстро "просветилось" до преклонения перед носителем антихристианской религии. Ведь при этом Мендельсон не переставал быть верным иудаизму и своему народу. ‒ М.Н.]

«В мраке гетто он был строго-ортодоксальный еврей, который следовал всем набожным обычаям своего народа, по-видимому, не заботясь о законах чувства прекрасного. Обладая цельным и твердым характером, он, однако, казался двойственным лицом, смотря по тому, вращался ли он в кругу христианском или еврейском...» (С. 23)

[Один из его христианский оппонентов, Лафатер, попытался обратить Мендельсона в христианство, но это привело к обратному результату, ‒ подробно описывает Грец. ‒ М.Н.]

«И если бы грубая назойливость Лафатера не вырвала его [Мендельсона] из этого немого, ложного положения, недостойного человека, имеющего историческое значение, он оставался бы в нем всю свою жизнь. Как ни больно ему было открыто высказать свои мнения о иудействе и христианстве, теперь он уже не мог молчать, в виду вызова Лафатера, не подвергшись обвинению в трусости даже со стороны друзей своих. Они особенно настаивали, чтобы он поднял брошенную ему перчатку. Таким образом он вступил в насильно навязанный ему бой, вел его с искусством и, наконец, остался победителем. В открытом посланиии Лафатеру (в конце 1769), он, в самой мягкой форме, высказал ему и представляемому им христианству резкие истины, голос которых в прежнее время был бы заглушен в крови или в огне пылающего костра. Он говорить в этомъ посланиии: с самых молодых лет он исследовал свою религию и нашел ее истиной...

Что же могло бы удержать автора послания в этой строгой, всюду презираемой религии, что могло бы заставить его не покидать ее?.. К христианству автор послания не имеет склонности по той причине, ... что основатель христианской религии объявил себя Богом... (С. 24)

[Итак, Мендельсон] «твердо держался презираемой религии евреев, христианство же рассматривал как не вредящее непосредственно заблуждение... Вольнодумцы, которых тогда было немало, потирали себе от радости руки, что явился наконец человек [в Германии вольнодумство в то время еще не так расцвело, как во Франции. ‒ М.Н.], да еще еврей, который осмелился высказать свободное слово о христианстве... Они с истинным злорадством приняли ловкий и искусный ответ Мендельсона торжествующему усердному совратителю...» [Наследный принц брауншвейгский и другие представители высшего общества выразили симпатию "благородству" Мендельсона.] «Сам Лафатер нашел себя вынужденным в открытом послании извиниться перед Мендельсоном в том, что он формально поставил его в неловкое положение; но заклинал его выдать ему свидетельство, что он не преднамеренно позволил себе нескромную или неблаговидную выходку. Это доставило Мендельсону удобный случай показать свое великодушие в отношении к своему противнику... Относительно сущности же вопроса он остался тверд, не уступая ни одной юты от иудейства; даже от талмудических и раввинских особенностей он при этом случае не хотел отказаться...

Мендельсон не хотел упустить этот удобный случай для возвеличения глубоко униженного иудейства и выяснить мыслителям, что оно ни в каком случае не находится в противоречии с разумом. Вопреки предостережениям окружавших его малодушных единоверцев, советовавших ему предать спорный вопрос забвению, чтобы не вызвать преследования, он все смелее указывал на пропасть, которую христианство прорыло между собою и разумом в то время, как иудейство в своем существенном основании солидарно с разумом... Мендельсон сопоставлял для этого с одной стороны основные учения христианства, как они излагались во всех учебииках и проповедывались со всех кафедр, а с другой ‒ учения иудейства....

Но ему казалось, что он еще мало сделал для иудейства. «Дай Бог, чтобы мне снова представился такой случай, и я непременно сделаю то же самое... если я подумаю о том, что мы обязаны сделать для доставления уважения нашей святой вере». Мендельсон одним дуновением опрокинул следующее главное доказательство Боне в пользу истинности христианской религии, которое, по твердому убеждению Лафатера, могло обратить в нее Мендельсона: достоверные свидетельства говорят о чудодействиях Иисуса; последние подтверждаются и противниками; следовательно, нет сомнения в божественной миссии или божественности Иисуса. Мендельсон сослался на незадолго до того обличенного в мнимых чудодействиях Франка [*], который был тогда заключен в Ченстохове за шарлатанство, после того, как его чудодействия были разглашены приверженцами и подтверждены противниками. Все те, которые не отказались следовать разуму, должны были сознаться в правоте Мендельсона и его защиты...

Несчастное рвение Лафатера к прозелитизму и столь же ловкий, сколько и смелый, ответ Мендельсона долгое время были предметом разговоров во всех образованных кружках Германии и даже далеко за пределами её. Газеты извещали об этом и обращали внимание читателей на всякий новый факт... Об этом споре говорили больше, чем о мире и войне... Мендельсон вышел победоносным и из этого, только с виду маловажнаго, спора, который продолжался почти два года; в общественном мнении Менделсонъ выиграл и приобрел еще больше уважения...» (С. 25‒28)

_______
[*] В чем же тут "убедительность разоблачения главного христианского доказательства" Мендельсоном? Упомянутый Франк (настоящее имя Яаков Лейбович) был создателем еврейской мессианской секты сторонников лжемессии Шабтая Цви и сам объявил себя еврейским мессией. Как разоблачение его оргий могло убедить немецких христиан в ложности христианства и в "правоте" Мендельсона?! Похоже, Грец в своем восхищении тем, как Мендельсон дурачил немецкую знать и духовенство, тут что-то преувеличивает?..

Правда, и другие еврейские источники подтверждают описанную картину величия сего иудейского разоблачителя христианства. Например:

«Депутации евреев со всей Германии обращались к Мендельсону за помощью и заступничеством, он никому не отказывал. Мендельсон был противником ассимиляции, он предложил евреям двойную идентичность, требуя, чтобы они стали немцами иудейского вероисповедания: "На улице – в цилиндре, дома – в ермолке". Он оставался приверженцем иудаизма, но выступал за полное отделение религии от государства, за свободу совести. Мысли эти он развил в своем главном сочинении "Иерусалим, или Иудаизм и религиозная власть" (1783)...
Прусская знать и высокопоставленные чиновники теснились в их литературных салонах и на приемах, которые устраивали в своих особняках преуспевшие евреи... Те, чьих предков подозревали в ритуальных убийствах, отравлении колодцев, поджогах, стали жить так, будто всех этих унижений и гонений не было, они не оглядывались назад, они были устремлены в будущее. Примером тому – жизнь берлинских литературных салонов, законодательницами многих из которых были еврейские женщины: Доротея Фейт, дочь Мендельсона и жена банкира, красавица Генриетта Герц, дочь и жена известных врачей, чей муж Маркус Герц был к тому же философом-кантианцем, Рахель Левин, дочь крупного ювелира и завзятого театрала…» (Просвещение и еврейский вопрос. // "Лехаим", 6 сентября 2019: https://lechaim.ru/academy/95351/). ‒ М.Н.

«Между тем друг его Лессинг... был так возмущен самоуверенностью представителей церкви, что настоятельно воодушевлял своего еврейского друга к мужественной борьбе. «Только Вы одни можете и должны так говорить и писать в этом деле, и потому Вы безконечно счастливее всех других честных людей, которые могут содействовать разрушению этого здания не иначе, как прикрываясь желанием снова перестроить его». Он тогда еще не предчувствовал, что сам же держал в руках громоносную палицу и что сам скоро будет в состоянии разбить ею идолы, которые уже думали, что навеки завоевали для себя небо...

Глубокий ученый и мыслитель, Герман Самуил Реймарус (род. 1694, ум. 1768), в своем негодовании на окостенелое, но тем не менее высокомерное лютеранское христианство гамбургских пасторов, написал "Апологию разумныхъ почитателей Бога", где отвергал всякую религию откровения и старался доставить разуму отнятые у него права. Но Реймарус не решился высказать публично то, что он признавал за истину, и потому он завещал свое сочинение, содержавшее в себе много горючего материала, в наследство своему семейству и тайному, в некотором роде, ордену свободномыслящих лиц. Элиза Реймарус женщина благородная, достойная дочь своего отца, передала отрывки этого сочинения Лессингу, который читал их с искренним наслаждением и хотел издать их... Его сильно занимала мысль, как бы бросить зажигательные ракеты Реймаруса в здание церкви под чужим именем... С принятием в свое заведывaниe библиотеки герцога брауншвейгскаго в Волфенбютеле ему предоставлена была полная свобода печатать безцензурно рукописи, находившиеся в этой богатой библиотеке. В интересе истины он позволил себе неправду, будто он нашел в архивах этой библиотеки "Отрывки неизвестного", автор которых жил в прошлом столетии. Под этой маской он приступил [в 1774 г.] к изданию отрывков, пользуясь свободой от цензуры, предоставленной ему...».

[Не стану цитировать весь восторженный пересказ Грецем этой "Апологии", достаточно привести заключение.]

Реймарус доказал «невозможность чудес, на которых основана церковь, и особенно недостоверность воскресения Иисуса;... Иисусъ со своими учениками составлял тайные заговоры, чтобы вызвать въ Иерусалиме революцию; ... когда же его план переворота не удался, ...Иисусу пришлось подвергнуться казни, разочаровавшиеся ученики его выдумали другую систему и заявили: царство Иисуса не отъ мipa сего... Эта обработка истории первоначальной церкви была громовым ударом для христианства, грозившим опрокинуть последнее, ибо была трезва, убедительна и научна и при всем том понятна для всякого читателя... Государственные люди и простые граждане были поражены в такой же мере, как и богословы...

Оно [духовенство] громило его [Лессинга] с своих церковных кафедр, и он решился отвечать ему с своей театральной кафедры. Последний, самый зрелый и самый совершенный плод его музы, "Натан Мудрый", должен был отмстить за него... Лессинг выставил еврея безукоризненным идеалом добродетели, мудрости и честности. Этот идеал он нашел олицетворенным в лице Моисея Мендельсона... запечатлел его образ на вечные времена...

Несмотря на проклятие, которому подверглись во всех протестантских и католических странах "Натан" и его автор, эта драма сделалась одним из любимейших народных творений немецкой поэзии...» ‒ уверяет Грец. «"Натан" провел такие борозды в немецком сознании, которые оказалось невозможным изгладить, несмотря на все неблагоприятиыя обстоятельства... Еврейский идеальный мудрец был налицо, он жил в Берлине и был украшением не только евреев, но и всей немецкой нации. Не будь Мендельсона, драма "Натан" была бы невозможна, как без дружбы Лессинга Мендельсон не мог бы сделаться тем, чем он был, как для немецкой литературы, так и для еврейства».
(Г. Грец. "История евреев". Т. 12. С. 12‒38).

Нет смысла далее приводить из Греца описание дальнейших достижений тандема Лессинга-Мендельсона в реабилитации антихристианского иудаизма... Сознаю, что утомил читателей этим подробным описанием столь удивительного лица и сути "Просвещения" в истории "Священной Римской Империи германской нации", вскоре доконавшего ее... (При окончательном редактировании книги надо будет цитаты подсократить.)

Всё это тем более удивительно, что мендельсоновские «такие борозды в немецком сознании» в XIX веке не исчезли и лишь при Бисмарке в 1871 году равноправие было окончательно дано евреям Германии ‒ столь консервативным (правда, в плане национализма, а не христианства) все-таки оказалось немецкое буржуазное общество, и это сыграло едва ли не главную роль в возникновении политического т.н. "антисемитизма" в Европе в последней четверти XIX века (не говоря уже о событиях после Первой Мiровой войны...).

blank

Памятник Лессингу в Берлине, Тиргартен. Открыт в 1890 году.

Отмечу лишь еще, что упомянутые "глубокие борозды" возрождены в наше время: пьеса Лессинга "Натан Мудрый" вошла в "классическое наследие" немецкого театра, она ставилась в СССР и в ГДР и распространена до сих пор не только в Германии, но и во всем мiре (например, пьеса была поставлена на Стратфордском фестивале в Канаде в 2019 году в "прогрессивном" виде: с лесбийской порноактрисой-еврейкой в роли мудрого Натана).

Наконец, необходимо, также добавить сведения из энциклопедического масонского словаря о том, что в своей деятельности «Лессинг состоял, что доказано, в оживленных сношениях с масонами... с Николаи», который был другом и соратником Лесинга и Мендельсона. Лессинг «направил прошение о принятии его в ложу», но ему было отказано его же друзьями, «не хотевшими вводить в масонство столь критический дух», и лишь «в 1771 году Лессинг был принят в ложу и посвящен сразу в третий градус», что опять-таки не всеми немецкими масонами было сразу признано. (О возможной причине этого промедления, в связи с еврейским вопросом в германском масонстве, скажу далее.) Именно после вступления в ложу Лессинг опубликовал анонимно упомянутые антихристианские тексты Реймаруса и свою работу с возвеличиванием всемiрной масонской деятельности "Эрнст и Фальк. Разговоры для масонов", написанную в 1778‒1780 годах. «Лессинг стал основоположником масонского гуманистического учения в Германии... Масоны чтят его имя в ряду своих лучших. Его имя носят многочисленные ложи...» (Internationales Freimaurer-Lexikon. Wien, 1932. S. 916‒921).

Этот масонский энциклопедический словарь также подчеркивает, что «Просвещение имело глубокие корни в масонстве. Выдающимися представителями Просвещения были масонами. Во Франции из энциклопедистов, среди прочих, Гельвециус, Д̓Аламбер, Гольбах, Вольтер, в Германии Фридриха Великого [короля Пруссии с 1740 по 1786 гг.] К. Вольф, сам король, Лессинг, Гердер, Николаи. В Австрии ‒ И. фон Борн, Зонненфельс и др.» (S. 105).

Поскольку в ту эпоху масонство стало основным политическим инструментом "Просвещения" с целью политической "демократизации" мiра, далее уделим и ему внимание, отметив примечательные особенности германского масонства.

О "Просвещении" и масонстве в России и их отличиях от описываемых германских процессов будет сказано в главе о петровских реформах, предположительно это будет гл. 6.

(Эта глава получается очень большой, поэтому на сайте приходится разделить на части. Будут уточнения и дополнения. Продолжение следует: 5. "Просвещение", масонство, Французская революция. Англосаксы и Америка... Часть 2)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250970640

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. blank Петр Павлович Иванов Мюнхен:

    Спасибо! Хранит Вас Бог!

  2. blank Роман из Фейсбука:

    Михаил Викторович день добрый хотел попросит вас можете пожалуйста обьяснить значение символа масонского 33 градуса двухглавый орел,наш православный монархический орел я понимаю что это симфония властей единство духовной и светской власти.у меня дисскусия с некоторым конспирологом.помогите разобраться

  3. Уважаемый Роман. Я не конспиролог и ответить на этот вопрос не могу. Дело в том, что в масонстве образовалось много разных структур, в которых принята разная символика. А двуглавый орел известен еще с дохристианских времен - в Хеттском царстве (Малая Азия), в Индии, Китае, Иране, и позже в Византии, откуда пришел на Русь. Масоны часто использовали символику древних цивилизаций, претендуя на их "древние знания".

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.