(Предварительное изложение вопроса для его последующего уточнения)
Начинаю публиковать подготовительные тексты для планируемой книги "Русские и немцы в драме истории". Вступление с разъяснением цели книги: "О месте немецкого и русского народов в Божием Промысле".
Возможно, нерелигиозному читателю данное мифологическое, якобы "ненаучное", начало первой главы не понравится, но такова у наших народов общая культурная архетипическая предъистория (так это слово пишется в словаре В.И. Даля, и прошу "грамотеев" оставить при себе критику: советская орфография, искажающая корневую этимологию ‒ именно вопиюще безграмотна и ненаучна), мы произошли из этого общего признанного библейского истока, поэтому его необходимо знать и учитывать в дальнейшем рассмотрении наших взаимоотношений.
Патриарх Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Мозаика собора в Монреале. Сицилия, XII век
Согласно Библии, после Всемiрного потопа от спасшейся семьи праведного Ноя образовались все народы, расселившиеся позже по земле, также и после разрушения Вавилонской башни и смешения языков. По преданию, семитские народы происходят от старшего сына Ноя Сима, африканские от Хама, а европейские народы происходят от Иафета, младшего сына.
Разумеется, это очевидное упрощение, а вернее ‒ символика, типичная для языка Священного Писания. Она выражает несомненное для христиан качественное духовное различие между разными частями человечества, это: 1) старшая стержневая часть, которая в подпавшем под власть сатаны мiре, во зле лежащем, была избрана Богом для спасительной миссии Народа Божия, то есть для подготовки пришествия Месии-Христа, Спасителя людей от сатанинского порабощения; 2) средняя часть, которая оказалась не причастна к активному стержню истории и все более уклонялась от Истинного Бога; 3) младшие преемники миссии Народа Божия, воспринявшие откровение Мессии-Христа и составившие Христианскую Церковь как "врата спасения".
Эта христианская преемственность указывается в Библии следующими словами: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27), – то есть в христианском толковании этого пророчества уже в книге Бытия предсказывается, что потомство Иафета станет религиозным преемником Ветхозаветной Церкви еврейского народа.
О потомках Иафета говорится в первом известном нам русском летописном своде, "Повести временных лет": «По разрушении же столпа и по разделении язык, прияша сынове Симови восточныя страны, а Хамови сынове полуденныя [южные] страны, Афетови же прияша запад и полунощныя [северные] страны. От сих же 70 и 2 языку бысть язык Словенеск от племени Афетова, Норци, еже суть Словене» (Лавр. 3). Исследователь "Повести временных лет" (Барсов Н. Очерки русской исторической географии. География первоначальной летописи. Варшава. 1873) из летописного перечня народов на Иафетовой территории определяет ее границы на востоке до Уральских гор, на юго-востоке до Каспийского моря, Кавказских гор и даже верховьев Ефрата, а на западе Иафетов предел охватывает всю Европу вплоть до Англии и Испании.
Славяне и германцы входят в число Иафетовых народов, то есть уже с этой точки зрения мы родственники не только от Адама. Совершенно несомненно, что несколько тысяч лет назад славяне и германцы входили в единую индоевропейскую общность народов на севере Европы. Неизвестно, какую часть северной Европы изначально занимали германские племена, а какую славянские, поскольку те и другие племена переселялись и четкой границы между ними не было. В частности, германские племена с севера Европы разошлись по другим землям, создав варварские государства от державы готов в Северном Причерноморье до королевства вандалов в Северной Африке. В завоеванных территориях они смешивались с местными народами. У исследователей столь древней истории естественно существуют разные точки зрения на конкретные детали и вопросы. Но это не столь важно для основной темы нашей книги, главное тут ‒ отмеченная христианская историософская основа этой иафетической общности.
Вряд ли нам доступно точное исследование далекой древности, хотя для этого существуют различные научные методы – археологический, историко-источниковедческий (включая изучение мифов и легенд), этнографический, языковедческий, в последнее время и генетический. Далее воспользуюсь обобщенными сведениями из работы "Славяне и германцы. В чем сходство и различия?". Авторы этого проекта обещает использовать в своем обширном проекте «только строго научные данные, базирующиеся на работах археологов, историков, антропологов, лингвистов и генетиков. Так как интернет сейчас изобилует параисторическими специалистами, ведическими археологами и прочими эзотерическими искателями сенсаций, появилась потребность в этом сайте и блоге, как месте свободном от искажений, пропаганды и явного научного фричества». Поверим этому обещанию, тем более что нас интересуют не фактические исторические детали, которые могут иметь разные толкования, а историософский смысл проблемы, который в упомянутом научном проекте специально не выражен, и мы его должны выявить самостоятельно.
Итак, общность наших народов в упомянутой работе рассматривается на изначальном кровно-этническом уровне происхождения. Отчасти она прослеживается уже в лингвистике ‒ и это общепризнано: «Из общей балто-славяно-германской среды у нас остались многие сходные слова и даже целые выражения... Славянские языки – часть той же индоевропейской семьи и наиболее близки языкам балтов. Сходство стало основой для "балто-славянской теории" согласно которой, из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский».
Неудивительно, что существует немало литературы и о генетической общности славян и германцев.
«У славян доминирует гаплотип R1A (более 50% населения), который маркирует индоевропейские племена сатемной (упрощенно "восточной") группы. Этот же тип имеется у германцев в примерно 30% случаев и указывает на происхождение из того же центра, что и славяне.
Помимо этого, среди германцев распространена группа R1B, это типично кельтский генотип, а также скандинавская I1.
Скандинавская группа мало распространена где-то еще, кроме нордических стран, она результат длительной изоляции, которая привела к мутации породившей эту группу, но её фрагментарно можно найти в местах, где были обширные владения выходцев из Скандинавии: Новгородская область, Киевщина и Крым (потомки готов), Северная Италия (остроготы), Испания (визиготы), Румыния (гепиды)...Антропологический тип германцев сформировался из нескольких североевропейских типов...Тацит оставил классическое описание внешнего вида германцев: "Жёсткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление"... На высокий рост германцев указывают все античные авторы...».
+ + +
Отчасти схожим было влияние северного природно-географического фактора на германские и славянские племена (если сравнивать с южными народами), но по-разному проявилась реакция на него, возможно именно в силу разных акцентов в языческих верованиях ‒ более и менее воинственного.
«Германцы, славяне и балты, оставались на своих местах, где-то в Центральной и Восточной Европе и не имели меж собой существенных различий. И только в бронзовом веке, из самой западной группы этой единой общности, начинают формироваться германские племена, в условиях естественной природной изоляции лесов Германии и Ютландии.
Здесь германцы истребили или ассимилировали какие-то аборигенные племена неиндоевропейского происхождения, после чего двинулись на север к Скандинавии, где также век за веком теснили местные племена саамов на крайний север полуострова.
Археологи обнаруживают в найденных останках германцев следы постоянного голода и сражений, эти земли не давали достаточно пищи и мирной жизни для своего населения, что сформировало воинственный характер местного населения.
Античные авторы пишут, что германцы считают постыдной трусостью и ленью земледелие, ведь урожай нужно ждать целый год, когда как войной можно добыть все и сразу же!..»
https://leta-media.ru/slavyane-i-germancy/
Вероятно, на воинственность германских племен повлияло то, что они жили весьма плотно друг с другом и с соседями на ограниченной территории, из-за чего возникало соперничество и конфликты, тогда как славянские племена имели простор на заселяемой ими обширной восточноеропейской равнине и имели гораздо меньше соседей и поводов для конфликтов друг с другом ‒ всегда можно было уйти от более сильного на новое, никем не освоенное место.
Славянские племена в VII-IX вв. Википедия: https://wiki2.org/ru/
Со свидетельствами о древних славянах и изучением их происхождения дело обстоит хуже. «Название славяне и их узнаваемые признаки мы встречаем лишь в греческих хрониках времен Аварского каганата, где славяне соприкасаются с греками, гепидами, саксами, баварами и франками, выступая в незавидной роли аварских данников. Попытки отечественных историков удлинить датировку славянства включая в его состав антов, польских венедов, нервиев Геродота имеет больше сомнительных доводов, чем доказательств», ‒ считают авторы упомянутого проекта.
https://leta-media.ru/slavyane-i-germancy/
Однако доказательств сомнительности авторы не приводят. А ведь славяне как обширная этническая группа не могла появиться внезапно из ничего. Ошибочно ли и почему к предкам славян многие ученые относят упоминаемые в древнеримских источниках племена склавинов, антов, венедов и др., или обнаруженную в XIX веке "трипольскую культуру" IV-III вв. до Р.Х. (почитаемую нынешними украинскими неоязычниками как предки неких "укров" и всех европейских народов)? Некоторые "отечественные историки" находят исток славянства даже в загадочных этрусках (древняя Этрурия на севере Апеннинского полуострова) с их впечатляющей художественной культурой, которая, как считается в западной науке, почему-то исчезла как раз накануне появления первых сведений о славянах в восточной Европе и Прибалтике. Убедительных доказательств этому истоку тоже нет...
Следует, однако, учесть, что основы устоявшейся ныне европейской историографии были заложены западными историками, которые относили славян к "диким", "варварским" племенам, способным лишь перенимать западную культуру и не способным даже самостоятельно создать государственность. (Об этом еще будем говорить.)
Славянские авторы издавна пытались противопоставлять высокомерной западной историографии как чуждому взгляду извне свой взгляд, вероятно, и впадая в противоположную крайность. В частности, далматинский историк католический аббат Мавро Орбини (1550–1614) опубликовал в 1601 г. по-итальянски книгу "Славянское царство", в которой писал о распространении и могуществе славян как древнейшего народа в Европе, от которого произошли и все другие. Орбини, несомненно, пользовался древними источниками, также и ныне неизвестными. Книга была в 1722 г. переведена на русский язык с названием «Книга ИСТОРИОГРАФИЯ початия имене, славы, и разширения народа славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами. Собрана из многих книг исторических, чрез Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского».
(В наше время проживающий в США российский генетик А. Клёсов предложил метод ДНК-генеалогии, выявляющий, по его мнению, праславян как основу всей индоевропейской этноязыковой семьи. Его выводы другими генетиками оспариваются как "ненаучные". Так это или нет – предоставим уточнять специалистам.)
Что известно более доказательно: согласно летописи, славяне с берегов Дуная распространились на север, юг и восток, получив разные местные названия. Они не имели единой государственности и были объединены лишь первоначально общим славянским языком. Само название "славяне", возможно, происходит от "слова": люди, владеющие словом, в отличие от "немцев" – немых (это слово на Руси относили не только к соседним германцам, но ко всем западным европейцам). (Отрицание этой гипотезы в этимологическим словаре Фасмера не кажется убедительным.)
В середине XVI века швейцарский ученый К. Геснер в своем "Алфавитном перечне народов" насчитывал до 60 славянских племен, хотя и слишком дробно по землям.
Также и германцы состояли из многих племен, которые были разрознены, соперничали и враждовали друг с другом, но образовывали союзы ‒ предтечи германских государств. Основу формирования немецкого этноса составили такие германские племена, как алеманны, бавары, франки, саксы, лангобарды, маркоманы, готы, неметы, швабы и другие, более мелкие, заселившие в Средние века территорию нынешней Германии.
Приведем некоторые (неполные) справочные сведения из Википедии (при всей ее недобросовестности в политике, еврейском вопросе, в идеологии, в отношении к России и т.п. подобные научные статьи там снабжены ссылками на проверяемые источники).
Франки. В III ‒ начале IV веков н. э. были известны следующие германские племена под этим общим названием: хатты, хамавы, тенктеры, бруктеры, сигамбры и ампсиварии, объединившиеся в союз. В этот период у германцев происходил распад старых родоплеменных отношений и племена консолидировались в большие объединения ‒ племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.
Готы ‒ древнегерманский союз племён восточногерманской подгруппы. Со II века н. э. до VIII века они играли значительную роль в истории Европы. Это было объединение германских племён, говоривших на восточногерманском готском языке (для которого епископ Ульфила в IV веке н. э. разработал готское письмо). В первые века нашей эры они начали путь от Скандинавского полуострова и постепенно расселились к Северному Причерноморью и реке Дунай, достигнув аванпостов Римской империи.
Часть готов откочевала в III веке в Крым (это татарское название появилось лишь вследствие нашествия Орды в XIII веке, ранее было греческое название Таврия). В разное время готы обитали на Керченском полуострове и в южной части полуострова, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро). В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту. Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове. Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками. Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX веку.
Свевы, иначе свевский союз племён ‒ собирательное название населения полиэтничной Восточной Германии, включая преимущественно древнегерманские племена (буры, семноны, гермундуры, квады, маркоманы и другие), занимавшие в I веке до Р.Х. ‒ II веке н. э. бассейн рек Эльбы, Майна, Неккара. Во времена Тацита на востоке Свебеи упоминались венеды (одни исследователи относят их к западным балтам, другие — к остаткам италиков, мигрировавшим в конце бронзового века на Апеннинский полуостров, третьи — к праславянам). Свебское (Балтийское) море во времена Птолемея-географа предстаёт Сарматским Океаном с Венедским заливом (Восточной Прибалтики). Впервые описаны Цезарем, который в 58 до Р.Х. нанёс поражение свевам во главе с Ариовистом, перешедшим около 71 до Р.Х. Рейн и пытавшимся обосноваться в юго-восточной части Галлии.
Свевские племена играли ведущую роль в государственном образовании Маробода (8 г. до Р.Х. ‒ 17 г. н. э.). Из части свевов в середине I века до Р.Х. возник племенной союз маркоманов, занимавших пограничную с Римской империей территорию на левом (северном) берегу верхнего течения Дуная. Маркоманы (герм. "обитатели рубежей") ‒ древнегерманское племя, обитавшее в начале I тыс. н.э. на территории современной Чехии. Впоследствии образовали общность баварцев.
Алеманны, Аламаны (от герм. alle manner — "все люди") ‒ союз древнегерманских племён, в который входили буры, семноны, гермундуры, квады, маркоманы, ютунги. Алеманны дали название исторической области германских земель ‒ Алеманнии. Позже они стали известны под именем швабов (происходит от названия свевов), которые дали название исторической области германских земель — Швабия. В начале XX столетия алеманны говорили на особом алеманнском наречии и проживали в пограничных областях Швейцарии, Германии, Австрии и Франции.
Нынешнее немецкое самоназвание Deutsche происходит от древневерхненемецкого слова diutisc (от diot, что значит «народ»). Этот корень закрепился в некоторых современных языках. Восточными славянами и балтами для обозначения германцев использовался схожий термин "тевтоны" ‒ это древнегерманское племя, жившее на полуострове Ютландия и в низовьях Эльбы, ‒ они дали название Тевтонскому Ордену (официальное ‒ "Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской"), пытавшемуся захватить русские земли. Ныне более употребительно название от латинского корня German.
Однако не станем вдаваться в племенное родословие европейских потомков Иафета из-за множества разных толкований. Неважно, сколько образовалось германских и сколько славянских племен и народов. Важнее роль русских (главного славянского народа) и германцев в мiровой истории. Для этого обратим внимание на религиозные основы древних германцев и славян.
+ + +
Не удивительна первоначальная общность языческих верований народов древней балто-славяно-германской группы, а также скандинавов. Современные неоязычники считают эту общность доказательством истинности языческой религии. С моей точки зрения, это может указывать лишь на ее общий исток ‒ во влиянии на человечество того противника Бога, который описывается в Библии как соблазнитель людей, начиная с Адама и Евы, похищающий их у Бога в свое земное царство. Поэтому все языческие боги и культы в древних религиях действительно очень схожи, несмотря на существовавшие уже в древности этнографические различия между народами. Эти различия могли выражаться в психологии и в оформлении культов, но не в духовной сути данных религий как поклонения бесам, выдававшим себя за богов.
Очевидно, что по этой причине своего единого духовного истока языческие периоды истории у всех европейских народов схожи в мiроощущении, космологии, понимании истории (по сути ‒ как безцельного круговорота) и в религиозной мифологии. В этом отношении образцом служит древняя Греция с ее богатой мифологией, сохранившейся благодаря развитой письменности (как и аналогичная римская мифология). Примерно те же боги с такими же качествами, но с другими названиями, очевидны и в скандинавской, германской и славянской мифологии. Отголоски этих языческих верований до сих пор сохранились в схожем фольклоре разных европейских народов.
Следует также иметь в виду, что во всех потомках первых людей, созданных «по образу и подобию Божию», сохранялась эта заложенная в них Богом духовная основа человечности (совесть), ‒ также и в язычниках, утративших первоначальные знания праотцев о Боге. Как в связи с этим говорил апостол Павел о язычниках, «дело закона записано у них в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» (Рим. 2:14‒15). Поэтому человеческая «душа по природе христианка», писал Тертуллиан, и язычникам были доступны, также и от праотцев, некоторые религиозные истины о загробном существовании и суде Божием (Рим. 1:32). В Священном Писании много примеров, что среди язычников были люди, стремившиеся к истинному Богу и обретавшие его благоволение. Ибо «неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» (Рим. 3:29), – утверждал апостол Павел. Поэтому и пришел Христос, чтобы помочь заблудшему человечеству увидеть в себе "образ и подобие Божие", объединявшие все народы, чтобы помочь уяснить им подлинный масштаб истории и путь спасения от зла, хотя не все это смогли вместить в одинаковой должной мере.
Однако в разных языческих народах при всем их сходстве степень сохранения незамутненного "образа Божия" была весьма разная: достаточно сравнить языческую мифологию европейских христиан с верованиями восточных азиатских народов (у которых понятие Всевышнего Бога Творца и сохранения личности в загробном мiре отсутствует). Некоторые различия были и в язычестве среди европейцев.
При этом следует учитывать, что, несмотря на множество исследований, точные представления о язычестве славян из-за отсутствия соответствующих древних письменных источников вряд ли возможны для исследователей. В этой области существует много теорий, в том числе на основе позднейшей христианской интерпретации, или доморощенные домыслы современного новодельного "родноверия". У восточных славян не развилась и храмовая архитектура (обряды совершались на природе), что объясняют незавершённостью государственных форм языческого культа. Основными источниками фактических сведений о славянском язычестве являются данные археологии на основе раскопок погребальных курганов, которые были связаны с культом предков.
Edda Opslag 97-98. Håndskrift afdelingen. Det kongelige Bibliotek. (Уведомление об Эдде 97-98. Почерковедческий отдел. Королевская библиотека. Дания.)
Однако в скандинавской и северогерманской религиозной традиции сохранились тексты, по которым можно изучать языческую религию древних германцев. Такова, в частности, "Старшая Эдда" (сборник древних песен о богах и героях, сохранившийся в рукописи XIII века). Об истории и религии германцев писали такие древние историки, как Тацит в произведениях "Анналы" и "История", Плиний Старший в "Естественной истории", Страбон в "Географии" и др. Считается, что история и религия древних германцев достоверно описана у Корнелия Тацита в его сочинении "Germania" и в знаменитых "Записках о Галльской войне" Юлия Цезаря.
В то же время и отдельные германские племена различались в этом между собой, в том числе в разное время их развития. Поэтому «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином, не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень условном и ограниченном смысле» ‒ эту оговорку делают исследователи, выводы которых приведу ниже. Отмечу в них не столько общее со славянами (которого было много в пантеоне богов и в культах), сколько отличия ‒ какое значение придавалось и этим богам, и смыслу жизни народа.
Прежде всего очевиден уже упомянутый более воинственный характер германцев и скандинавов-викингов, который отразился в их языческих верованиях и ритуалах. Например, таковы отсутствующие у славян образы "валькирий" (valkyrja означает «выбирающая мертвых, убитых»), которых изображали как дев-воительниц: сверкая оружием, они мчались на летучих конях над полем брани, верша судьбы войны и унося в Вальгаллу павших смертью храбрых, а затем прислуживая им на пирах в этом загробном чертоге. Иногда валькирий называют девами Одина (главного бога). Унесенные в Вальгаллу храбрые воины наслаждаются чувственными благами. Таким образом, в этом как бы верхнем "раю" находят последнее пристанище воины, павшие на поле боя, а в нижний подземный мiр попадают все остальные не зависимо от греховности тех и других. Это подчёркивает важность в скандинавском обществе военной знати, которая и в загробном мире стоит выше своих прочих соплеменников.
Тема войны вообще типична как для той исторической эпохи, так и для всех древних религий. Кроме того, как считают сторонники общего для языческих верований многих народов "основного мифа", в нем отражен сюжет змееборчества, то есть борьбы божества-Громовержца и его злого противника — хтонического (земного или подземного) Змея. Этот сюжет нашёл своё отражение и в восточнославянских сказках о борьбе богатыря со змеем: сторонники этого "основного мифа" проводят параллель между Ильёй Муромцем, Ильёй-пророком и Перуном ‒ и между Змеем Горынычем и Велесом. В этом можно видеть искаженное представление о противостоянии Бога и сатаны.
Один – верховный бог скандинавской мифологии, которому в мифологии континентальных германцев соответствовал Вотан. Один был богом войны, покровителем воинов, торговли, мореходства и поэзии. Атрибут Одина – копьё, не знающее промаха, символ его военной мощи. Наряду с Одином германцы также почитали богом войны Циу, сына Одина.
У славян, разумеется, тоже чтили павших воинов, покровителем их считали Перуна-громовержца (он соответствует скандинавскому Тору и германскому Донару – это вариации одного и того же бога-воина). В «Повести временных лет» сообщается о святилище в Киеве, построенном князем Владимиром Святославичем, там на первом месте упомянут идол Перуна: «И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».
В честь Донара-громовержца у германцев поныне сохранилось название четверга (Donnerstag), главный же день седмицы носил имя Одина (Вотана), бога солнца (Sonntag, в некоторых племенах Вотану была посвящена среда), тогда как в русском языке названия дней недели были христианизированы: по счету от главного ‒ Воскресения (Христова). (По этой причине и сведения о составе славянских богов высшего уровня весьма ограниченны, поскольку после христианизации они заместились схожими образами христианской религии.) Это свидетельствует о более сильном значении и влиянии язычества у германцев даже в христианский период.
«Славянская религиозная система, во всем своем многообразии, все же не смогла окончательно оформиться как социально-культурный институт. Не было сформировано общей религиозной идеологии, что нашло свое отражение в ряде региональных особенностей культа... [Тогда как] религиозная система германцев... играла роль социально-культурного института...».
В этом причина и уже отмеченной выше меньшей развитости языческого культа у древних славян.
«В целом же германо-скандинавская мифология производит суровое, возвышенное и весьма мрачное впечатление. Основная ее идея – неизбежная гибель мира и богов. Согласно «Прорицанию Вёльвы», ясень Иггдрасиль начинает содрогаться, некогда усмирённые богами чудовища вырываются на свободу, появляется корабль мертвецов, созданный целиком из их ногтей (в Исландии до сих пор существует поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, что бы их не использовали злые силы). Ужасный пёс Гарм проглатывает солнце. Боги сражаются с чудовищами и проигрывают им. Земля переживает потоп, а в довершение всего появившийся из огненной страны великан Сурт сжигает все то, что осталось после потопа. Мир возвращается к исходному состоянию и снова должен будет возникнуть.
Очевидно, что такая мифология принадлежала суровым и мужественным людям, не боявшихся смотреть в лицо смерти. Весь ход событий ведёт к гибели мира, и все участники знают, что она неизбежна, но честно и стойко исполняют свой долг. Подобное мировоззрение было вызвано образом жизни и социальным положением скандинавских ярлов и их дружины. Чтобы поддержать своё высокое положение в обществе, викинг – воитель должен был без страха бросаться навстречу опасности, иногда заведомо зная, что это может привести к гибели. Весь строй скандинавской мифологии призван утвердить в нем решимость не отступать, а бесстрашно исполнять свой долг.»
"Язычество славян, кельтов и германцев. Историко-сравнительный анализ"
Видимо, воинственность, суровость и мрачность германского язычества возникла вследствие более опасных условий жизни в густонаселенной Европе (в отличие от русского простора), в которых соперничество племен, их борьба за "место под солнцем", часто и за выживание, ‒ все это требовало воинской доблести и жестокости к врагу... Вот что пишут об этом авторы другой работы.
«Оба народа [германцы и славяне] на раннем этапе своей истории столкнулись со смертельной опасностью: германцев пытался поработить Рим, а славяне постоянно терпели набеги кочевников из степей.
У германцев не оставалось места для отступления: окруженные ледяным морем, глухими лесами и воинственными кельтами на западе, германцы вынуждены были или дать отпор, или погибнуть. И они сумели не только отбросить римские легионы назад, но и провести инверсию доминирования, разрушив римскую цивилизацию и став родоначальниками средневековой Европы, имевшей немного общего с античным миром».
В истории борьбы германских племен с натиском Рима отметим древнегерманское племя херусков, относящееся к восточной группе древнегерманских племён. О херусках сообщали Юлий Цезарь и Тацита. С конца I до Р.Х. херуски жили по обоим берегам среднего течения Везера и в предгорьях Гарца, их владения простирались до бассейна реки Эльба. В 4 году они оказались под властью Рима. В 9 году, недовольные большими налоговыми сборами и набором рекрутов в римскую армию, херуски восстали под предводительством вождя Арминия. Они вместе с другими германскими племенами нанесли сокрушительное поражение в Тевтобургском Лесу трём римским легионам во главе с Квинтилием Варом.
Через несколько лет херуски были разгромлены римлянами и их союзниками. Арминий продолжил воевать против Рима, пока не был убит в 21 году своими родственниками. После этого у херусков начались внутренние раздоры и войны с соседними германскими племенами. Около 330 года остатки херусков вошли в племенной союз саксов и были ассимилированы племами франков и алеманнов.
В XIX веке Арминий стал символической фигурой для романтического национализма в Германии, ‒ как символ победителя германских народов над исконным романским врагом, с которым ассоциировали Наполеона. Арминий стал одним из исторических героев в стремлении немцев к объединению. Ему были воздвигнуты многочисленные памятники и на мечте его битвы ‒ монумент в Тевтобургском Лесу возле города Детмольда. Этот 53-метровый монумент представляет собой медную статую Арминия с поднятым вверх мечом.
«Своеобразный естественный отбор, сделал германцев воинственными, агрессивными, крайне изобретательными технически, при этом они умеют сочетать личный индивидуализм с четким отстаиванием и пониманием общих целей. Как в позитивном, так и в негативном ключе. Это и высокие моральные качества и личный героизм, например Ариовиста [I век до Р.Х., вождь германских племен], с одной стороны, и агрессивный садизм немецких солдат на Восточном фронте, с другой...
Славянский характер предпочел другой путь, бескрайние просторы, непроходимые леса и болота всегда давали место отступления. От сильного агрессора было проще уйти, чем противостоять ему в чистом поле.
Греки называли славян «спорами» ‒ живущими рассеяно, мелкими группами вдоль рек, делая из жилища два выхода и зарывая в землю нехитрое добро. Грабителям не будет очень прибыльно нападать на такие поселения. А охотников за рабами, как, например, сарматов царства Фарзоя, останки которых находят даже на широте Москвы, всегда можно встретить в лесной чаще или отсидеться там же, когда силы не равны...
Здесь кроется самое главное различие! Если германец предсказуем в своем стремлении к цели, расчетлив и смел, то славянин отличается переменчивостью, может придти к цели окольными путями, применив пресловутую "смекалку", может на время отложить свои планы и вообще жить не по расписанию.
Подводя итог, можно сказать, что хотя у нас и общая древняя история и предки, за тысячи лет проживания в разных условиях мы накопили огромное число различий, которые имеют как хорошую, так и плохую сторону и в этой разнице и состоит красота и разнообразие обоих этносов!»...
https://leta-media.ru/slavyane-i-germancy/
Не ставлю себе задачу и не имею возможности подробно изучить и сравнить всю огромную массу разнообразной научной литературы по данной теме. Для этого понадобились бы многолетние профессиональные исследования. В данных размышлениях о различиях между германским и славянским язычеством важно сравнить сформировавшуюся на этой основе психологию и нравственность в национальном характере германцев и славян. Постараюсь уточнить этот вопрос в дальнейшей работе над книгой и буду благодарен за советы специалистов, но уже сейчас очевидно, что в каждом народе его языческое наследие наглядно отразилось в нравственном отношении на его фольклоре ‒ в былинах, обрядовых песнях, заговорах, сказках...
Сравнение средневекового германского и древнерусского эпоса выявляет заметное различие с христианской точки зрения: в германском эпосе больше воинского героизма, безпощадного к врагам, гордости своей силой, властной жесткости (если не жестокости). Русским бросается в глаза эта жестокость в сравнении с русскими былинами и народными сказками с их любимым благодушным героем Иванушкой-дурачком, который полагается на авось, но в критические минуты чудесным образом умно преодолевает все препятствия и беды, побеждая носителей зла.
Немецкий философ Вальтер Шубарт в книге "Европа и душа Востока" пытался описать это качество русских в понятиях "божественного легкомыслия", "изначального доверия Богу", "метафизического оптимизма", "спокойного чувства вечности" (в противоположность западному чувства "изначального страха", порождающего рационализм с омертвлением жизни). Но это уже качества православного русского народа, тогда как в народных сказках, возможно, отразились более древние черты национального характера наших народов. Этот вопрос также нуждается в исследовании.
Мотивы народной мифологии очевидны в русской литературе: у А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других писателей и поэтов. Правда, в этом наследии были отобраны в основном "вечные" мифологические архетипы, поучительные сюжетные темы, типичные для национального характера, художественно-поэтические фольклорные элементы отношения к природе. В целом такое наследие древнего язычества в русской литературе было использовано уже с христианским к нему отношением, когда зло не эстетизировалось и не представлялось "нейтрально", а осуждалось и побеждалось добром.
Тогда как, например, если взять сказки братьев Гримм ("Жених-разбойник", "Можжевеловое дерево", "Девушка-безручка", «Румпельштильцхен», даже "Гензель и Гретель") ‒ то зло в них явно торжествует так, что русские злодеи Кащей и Баба-яга "отдыхают". В связи с этим, стоит напомнить, что один из знаменитых братьев Гримм ‒ Вильгельм Карл, был историком и исследователем религии. Как и его брат брат Якоб, он был деятелем гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к германской народной (языческой) культуре, он положил начало систематическому научному изучению рунической письменности. Братья составили знаменитое собрание немецких сказок и двухтомный сборник "Немецкие легенды" (Deutsche Sagen). Немало жестокости и в сказках датчанина Андерсена (датчане очень близки к германцам), в которых добрые герои часто терпят поражение, и многие сказки имеют печальный конец.
Можно предположить, что такое различие в фольклоре возникло именно вследствие разной степени влияния язычества на формирование национальной культуры и разной степени его облагораживания христианством. Также и перенятые языческие празднования у православных славян совершенно потеряли прежние бесовские черты, ‒ что очевидно в сравнении гуляний русской масленицы с традиционными европейскими карнавальными шествиями. А значит, надо полагать, ‒ причина и в разном восприятии христианства, о чем мы подумаем далее.
Несколько упрощая, можно сказать, что из русского язычества более заметным в фольклоре и в национальном характере стало ощущение красоты природы изначально совершенного мiроздания, а из язычества у немцев ‒ помимо рационального римского наследия (о чем буду писать далее), также и ощущение того, что мiр во зле лежит как его нормальное свойство, требующее адекватного отношения к нему. Позже предполагаю отметить это в формировании германской национальной идеи в эпоху романтизма и политического национализма в XIX веке.
И еще одна деталь: осознание значение своего народа в мiре. Не знаю, насколько точно мнение некоторых исследователей, что «у большинства германских племен был очень сильно распространен принцип богоизбранности своего народа, он основывался на том основании, что все германцы ‒ потомки богов. Например, до сих пор жители Восточной Франконии (область Свободного Государства Баварии) называют себя циувари ‒ дети бога Циу [бога войны]. Похожие представления мы находим у древнего германского народа фризов, которые живут в провинции Фрисландия (Нидерланды) и в автономном округе Ostfriesland (Восточная Фрисландия ‒ ФРГ, федеральная земля Нижняя Саксония)». ‒ В русском язычестве подобного не отмечено. Если это не преувеличение (или не типичный пример), то это наследие тоже могло сказаться в ХХ веке...
Тем не менее, вполне соответствует истине суждение, что языческий культ «никуда не исчезал и сохранялся параллельно с христианизацией германцев.... Возникает интересный феномен религиозного синкретизма — взаимосвязи христианских и языческих воззрений. Вплоть до первой половины XX в., а в отдельных регионах и до сего дня бытовали и бытуют различные элементы древнегерманской языческой религии... Необходимо также заметить о языческих верованиях древних тевтонов ‒ племени, давшего Германии ее современное название. Тевтоны особо почитали бога Тора и воздвигали в его честь величественные святилища. На месте одного из них в районе Пассау архитектор Лео фон Кленце возвел монумент Победы "Вальхалла". Он был отреставрирован в 1935 г. и использовался нацистами как своеобразное "национальное святилище германской нации". Нацисты использовали это языческое капище как место военно-спортивной подготовки своих молодежных организаций».
https://studref.com/688748/kulturologiya/religiya_drevnih_slavyan_baltov_germantsev_keltov
(Будут уточнения и дополнения. Продолжение следует: О различиях в христианизации германцев и славян.)
"В наше время проживающий в США российский генетик А. Клёсов предложил метод ДНК-генеалогии, выявляющий, по его мнению, праславян как основу всей индоевропейской этноязыковой семьи"
Это не так. Более того, Клёсов и его единомышленники никогда не ставили праславян "во главу угла". Праславяне, согласно ДНК-генеалогии - лишь потомки одной из частей некогда (относительно) единой индоевропейской общности, в том числе и языковой. Праславяне, по Клёсову, являются потомками той части древнего индоевропейского населения, что не покинула свой исходный ареал обитания в центральной и восточной Европе до Урала и не отправилась в долгий и далёкий путь на юг и юго-восток, на территорию нынешних Ирана и Индии.
Уважаемый Олег ТС, почему же это не так, то есть не именно это утверждает Клесов, что "праславяне - основа всей индоевропейской этноязыковой семьи"?
Вот что он пишет:
«Я собрал 25-маркерные гаплотипы рода R1a1 по всем странам Европы, и для каждой страны или региона определил гаплотип общего для популяции предка, и когда этот предок жил. И оказалось, что почти по всей Европе, от Исландии на севере до Греции на юге, общий предок был один и тот же! Иначе говоря, потомки как эстафету передавали свои гаплотипы своим же потомкам по поколениям, расходясь из одного и того же исторического места, прародины праславян, прародины «индоевропейцев», прародины ариев - которой оказались Балканы... И далее пошли расходиться волны миграций рода R1a1 во все стороны, с Балкан... праславяне-арии постоят Аркаим, еще через 200 лет уйдут в Индию, и индусы начнут отсчет от своего общего предка, опять же праславянского, 3850 лет назад... В Индии, Иране, Аравии ‒ те же «члены рода R1a1 на Балканах, которые жили там 12 тысяч лет назад... с гаплогруппой R1a1. Арийской, праславянской, «индоевропейской» - назовите как хотите, но суть та же... Никто до сих пор не связывал славян (праславян), ариев, и индоевропейцев, и тем более не ставил знак тождества между всеми тремя...
Мы уже с полным основанием можем называть их ариями, вместо безликого R1a1, и уж тем более вместо неуклюжего «индоевропейцы» или «протоиндоевропейцы». Арии они, дорогой читатель, арии. И ничего «индо-иранского» в них не было, до того, естественно, пока не пришли в Индию и Иран. И язык они не из Индии или Ирана получили, а напротив, свой туда принесли. Арийский. Праславянский. Санскрит. Или протосанскрит, если угодно...».
Полагаю, что эту теорию Клесова я в своей статье обозначил точно.
Клесов, действительно, не ставит праславян "во главу угла" всех народов Европы. Он отмечает, что в некоторых западных европейских народах (напр., кельтских) доминирует не гаплотип R1a1, а R1ab. Но эти народы не принадлежат к индоевропейской семье, происхождение которой исследует Клесов. И он горд тем, что доказал: в основе т.н. "индоевропейской" языковой семьи лежит праславянский гаплотип и праславянский язык: «Этот метод позволил убедительно показать, что не «индоевропейские языки», а арийские, праславянские языки являются первичными».
Повторяю, что не будучи специалистом в области генетики, не могу утверждать «так это или нет – предоставим уточнять специалистам».
Похоже, это вы процитировали одну из его старых работ, причём он и говорит о "праславянах", т.е. предшественниках славян, которых называет в том числе и индоевропейцами. Причём это явно вырвано из контекста, речь там, по всей видимости, идёт о несогласии Клёсова с известным тезисом о происхождении предков славян от миттанийских и авестийских ариев с территории нынешних Ирана и Индии, поскольку по его мнению всё было иначе.
И вот мнение Клёсова по данному вопросу по состоянию на начало 2021 года: http://pereformat.ru/2021/02/ist-spitsyn/
Ну и, собственно, вся его авторская колонка: http://pereformat.ru/klyosov/ Там исчерпывающе раскрыта вся суть ДНК-генеалогии и её методов и приёмов.
Олегу ТС.
Цитаты Клесова я привел из той статьи, ссылка на которую дана в моем тексте. Откройте ее и посмотрите контекст - его смысл такой же, как и в приведенных мною цитатах, выражающих суть его исследования. Его мнение по состоянию на 2021 год посмотрю как-нибудь позже, но судя по Вашим словам о том, с каким "известным тезисом" он не согласен, - это то же самое: не индийцы и персы пришли в Европу и образовали в ней индоевропейскую семью, а праславяне пришли в Индию и Персию.