27.07.2023       7

Антиевангелие Михаила Булгакова

Союз православных педагогов 

(Безбожное лукавство «Мастера и Маргариты»)

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною,
тот расточает» Слово Иисуса Христа в Евангелии (Мф. 12;30)

Михаил Афанасьевич БулгаковЕще в конце прошлого века известный православный мыслитель архимандрит Рафаил (Карелин) написал брошюру об антихристианской сущности романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Но тогда только начиналось организованное определенными силами внедрение этой книги в читательскую массу, обеспечившее даже обязательное изучение этой книжки в старших классах российской государственной общеобразовательной школы. Данная статья есть продолжение статьи отца Рафаила.

Любопытные вещи происходили в культуре ХХ-го века. Вот большой мастер литературы, которого мир не читает, написал пошленькую повесть «Лолита» в защиту педофилии. И после этого весь мир признал В. Набокова великим, и только тогда стали читать его другие, действительно выдающиеся произведения, которым «Лолита» в подметки не годится. Другой крупный писатель, известный в России, был долго безразличен Западу, пока он в конце своего писательского пути не сочинил антихристианский роман-сказку «Мастер и Маргарита». Именно за эту выдумку Запад, прежде не знавший ничего о М. Булгакове, признал его великим, а ЮНЕСКО даже объявило «год Булгакова».

Предлагаем нашим читателям дать оценку этому знаковому для всех богоборцев явлению и  увидеть его истинные корни, его задачу и духовный смысл.

Сегодня «Мастер и Маргарита» издается, переиздается, иллюстрируется,  инсценируется и экранизируется. Несколько ученых защитили диссертации по этой книжке, получив кандидатские и докторские степени. Вот только неизвестно, как теперь, на том свете относится «раб божий» Михаил к популярности своего романа. Там-то на блат у Воланда рассчитывать не приходится!..

До того, как Булгаков сочинил «Мастера и Маргариту»… А, может, он и не сочинял, может, ему было продиктовано откуда-то слева из-за спины писателя? Нет, в выдающемся таланте Михаила Афанасьевича мы не сомневаемся. Но уж больно хитро ввинчивается в сознание читателей, не знающих Евангелие, что прототипом добренького, но жалкого дервиша по имени Иешуа является Сын Божий Иисус Христос – Спаситель человечества. Желал ли сам Булгаков, чтобы читательская масса слепо поверила, что его несчастный Иешуа и есть Сам Христос, Тот, от Чьего Рождества весь мир уже два тысячелетия отсчитывает время Новой эры своего жития?

Еще до «Мастера и Маргариты» Булгаков написал повесть-предупреждение «Роковые яйца». Предупреждение о том, какие бедствия могут возникнуть, если человек найдет яйцо древнего дракона и, обеспечив согревание его, даст возможность дракону вылупиться из яйца. И вот, будучи автором такого тревожного анализа, писатель вдруг сам посвящает остаток своей жизни, чтобы высидеть яйцо дракона. И вылупился из яйца роман «Мастер и Маргарита». Роман антихристианский по всем параметрам, а в значительной мере – сатанинский. При этом занимательно составленный, потому и получивший популярность среди людей, неграмотных в области христианских знаний и не способных осмыслить Евангелие, но любящих поразвлечься с привкусом интеллектуального времяпровождения.

Говорят, талантливо написано. Талантливо – это всегда хорошо? Талантливо придуманное оружие для уничтожения человечества, это хорошо или плохо, хотя и талантливо? Над созданием такого оружия давно трудится дьявол, а уж он намного талантливей людей. И если мы внимательно вчитаемся в произведение Булгакова, то можем обнаружить, что роман об Иешуа и Пилате пишет не Мастер… В книге ясно показано, что писателю этот роман диктует высокопоставленный бес Воланд.

Выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев в преддверии ХХ-го века высказал пророческое опасение: «Нас ожидает трагедия эстетизма». И начался «серебряный» век русской литературы. Почему уже не золотой? Потому что ХХ-й век это век нарастающего безбожия. А безбожие начинается с отказа от РАЗЛИЧЕНИЯ ДОБРА И ЗЛА. И тогда уже не важно, служит ли талант злу, лишь бы сделано талантливо. Вот смысл трагедии эстетизма: человеческий талант (данный Богом Его творениям) сам по себе объявлен выше Заповедей Творца, выше Закона Божия. Человек – сам себе бог.

И безбожный роман Булгакова это уникальный отклик на спецзаказ безбожной власти. Большевистский сатанизм, впервые в истории человечества создавший государство, злобно воюющее с Богом, взорвавшее тысячи храмов, за веру в Бога расстрелявшее и замучившее в тюрьмах сотни тысяч лучших, самых честных людей России – священников, монахов и множества других верных чад Церкви, нуждался в оправдании. Большевистский столп мракобесия нуждался в опоре на деятелей культуры, в защите талантами, в воспевании художественным словом. И в ловко исполненном антиевангелии, оправдывающем борьбу со Христом. Такой заказ (неведомо для себя?) выполнил Булгаков, ненавидевший советскую власть, но позволивший себе начать борьбу с дьявольским режимом с помощью дьявольского же оружия. Эта лукавая книжица ослепила многих, даже кое-кого из причисляющих себя к членам Православной Церкви. На одной православно-педагогической конференции преподаватель Тверского Университета заявила, что роман «Мастер и Маргарита» будто бы «ведет к постижению Евангелия».

Как-то в электричке солидный мужчина средних лет, присосавшийся к пивной жестянке, увидев у соседа православную газету, решил завязать религиозную дискуссию и спросил: «Как имя Бога – Иешуя?». Вот плоды «постижения Евангелия» через булгаковскую чертовщину.

Задумаемся, кто наиболее популярен из персонажей романа? Конечно, не Иешуа. Разве Мастер? Но это самый плоский образ, скорее формула, нежели полнокровная личность. Самыми симпатичными для читательской толпы оказываются хулиганская компания чертей во главе с котом, внешне интеллигентный Воланд – прямой образ чуждого Церкви интеллигента серебряного века – рафинированного безбожника, и прельстительная Маргарита, которая есть самая настоящая ведьма!

(На рекламном плакате одного из петербургских театров Маргарита изображена с клыками, торчащими изо рта). А восхищение автора балом сатаны говорит и об авторе.

Иллюстрация к роману "Мастер и Маргарита"

Иллюстрация к роману "Мастер и Маргарита" (источник)

Чем привлекательны Воланд и его веселая шайка? Тем, что они наказывают плохих людей. А откуда берутся плохие люди? Их же и плодит нечистая сила! Стало быть, она наказывает тех, кого сама сформировала такими мерзавцами. А читатель рад: как нам нужны Воланд с компанией, они же наше общество от нечисти очищают! Нет, господа, самолично Булгаков не мог додуматься, чтобы так ловко окрутить читателя вокруг пальца. Тут нужна подсобная сила – нечистая. Она и самого писателя за нос провела. И читателей, и литературоведов, и актеров с режиссерами и так далее…

А вот господа из ЮНЕСКО, назначившие всемирный «год Булгакова», эти, похоже, знают в чем «ценность» сего сатанинского романа. Ведь именно ЮНЕСКО формирует и оплачивает «половое воспитание» российской молодежи, каковое есть воспитание в духе Воланда – массовый разврат наших детей под видом равенства добра и зла при полной толерантности к силам зла, то есть, к тем губителям народа, кто от этой политики обретают мощь.

Роман Булгакова вышел в печать, когда советская борьба с Богом кончилась. И эта книга – посмертное послание богоборческой эпохи, начала работать над сознанием людей именно теперь, когда все получили право читать Евангелие и идти в Церковь.

Ведь поклонникам Воланда нужна духовная смерть народа, а не возвращение к Богу. Для этого удобно приспособить извращение Евангелия, поданное в романе Булгакова весьма хитро. Сначала всезнающий «профессор» утверждает, что Христос – реальное лицо, а затем, ведется будто бы исторически доказательный рассказ об Иешуа. Читатель не замечает, что этот рассказ не самостоятельное сочинение Мастера, но  продиктован Мастеру Воландом. И те, кто знают Евангелие, увидят, что роман Булгакова – ложь на Христа. Читателю внушается, что унизительно изображенный Иешуа это и есть Христос, в то время как дьявольские силы представлены заслуживающими симпатии и уважения.

И вовсе не случайно в российской школе, безбожной и поныне, ввели изучение этого романа. В наше время каждый старшеклассник может, наконец, познакомиться с Евангелием. А чтобы он этого не сделал, вот ему антиевангелие под видом «популяризации» Евангелия – читать весело, и ложь против Христа проглотят легко. Ценный подарок современному безбожному воспитанию! И, что очень важно для  разрушителей России, – книга учит, что различать добро и зло вовсе не нужно. В искусстве они, видите ли, равноправны. А уж если весело – значит,  полезно!..

Мы как раз живем в удивительно веселую эпоху, как включишь телевизор – сплошное хохмачество, будто в стране с вымирающим народом, массовой бедностью, растущей безработицей и отсутствием нравственного воспитания молодежи – всем жить всегда весело!

Сколь многочисленны инсценировки «Мастера и Маргариты», еще и телесериал… О чем это все? О том, как очистить общество от нечисти? Или только увлекательное зрелище и развлекуха? Ведь сам Булгаков никогда просто хохмачем не был, почитайте его фельетоны – там многое нацелено на исправление общества.

Однако цель спектаклей и экранизаций этого романа всего лишь – позабавить публику. И чтобы, в отличие от эстрадного плоскостопия, было бы это ловко подано, то бишь, талантливо. А раз талантливо, значит, оправдано любое содержание… И уже не важно, что забава-то строится на жутком духовном кощунстве!

Трагедия эстетизма в том, что безбожный роман становится популярным и среди тех, кто мог бы служить добру. Но этим людям говорят: служи добру, только Бог тут ни при чем, а как улучшить мир знает Воланд.

Добрый человек спросит: – А что, уже и развлечься нельзя, просто поиграть; обязательна, что ли идеология? – Да играйте сколько угодно! Только если футболисты бьют по мячу – это просто игра. А если гоняют по полю человеческий череп, тут уже идеология, то есть, это игра духовно воспитывающая. Игра в «Мастера и Маргариту» пропитана идеологией, потому что это воспитывающая игра в антихристианство. Игра, лукаво и ловко вовлекающая в принятие сатанинских правил!

Кто встречал читателей, желающих взять пропагандирующего добро Иешуа в качестве идеала для подражания! Не найти? Потому что это карикатура на Спасителя. А подражателей Маргариты? Таких сколько угодно. И фальшиво интеллигентный Воланд без поклонников не останется. Ах, как хочется этим поклонникам романа выглядеть интеллектуалами, как бы добравшимися до уровня мировой элитарной культуры! Вспомним, что как раз, демонстрируя гордую «образованность», именно атеистическая интеллигенция (в отличие от «простого», трезво мыслящего народа) первой признала себя потомком обезьяны. Вот это элитарное обезьянство и ведет людей к безмыслию, к неспособности дать оценку очевидному. Оценку тому, как роман ловко вдалбливает в сознание малограмотной читательской массы перевернутое, извращенное понятие о христианстве, где дьявол – бог, то есть полновластный хозяин во Вселенной. Где сановный бес Воланд изображен стражем справедливости, исправителем общества, символом нашей надежды.

В центре этой хитрой сказки бал сатаны. Уже этот факт должен бы вызвать тревогу у имеющих голову на плечах! Но завороженные дьявольской фантазией читатели не видят пропасти, в которую их тащит наркоман-морфинист Булгаков.

Будучи врачом, Булгаков сделал аборт своей первой жене, потому что знал, что от наркомана может родиться недопустимая личность. Но и роман его «Мастер и Маргарита» нацелен на воспитание недопустимых личностей по заказу недопустимых учителей-преступников, устремленных к убийству человечества, созданного Богом.

В постсоветском цирке сразу уцепились именно за дьявольскую сущность этой книжки. Как только сказка «Мастер и Маргарита» вышла в печать, в перестроечной России во всех цирках с помпой прошел аттракцион «Бал сатаны».

Булгаков, конечно же, не мог не знать Евангелие. Как нужно было ему духовно ослепнуть, чтобы весь свой талант посвятить созданию книги, враждебной Христу! Именно Христос показан в ней издевательски карикатурно. Использование исторических реалий, имена, взятые из Евангелия, должны внушить читателю, что Иешуа и есть точный портрет Христа. Эта задача достигает цели особенно легко, поскольку в нашей стране безбожным воспитанием пронизаны несколько поколений, и даже доктора наук и академики Евангелия не знают. Что говорить об остальной массе людей, отторгнутых от Церкви? Все эти люди приняли пародию за истину.

Заметим, что и отношения Мастера и Маргариты это всего лишь пародия на любовь!

У Булгакова Иешуа (подразумевается Христос) показан слабым, внушающим жалость, не умеющим толком обратиться к Пилату. Бормочет ему: «Добрый человек!», не может запомнить, что Пилата нужно именовать «игемон» и, только получив удар хлыстом, дрожа, начинает вести себя, как требуют. А что нам говорит Евангелие?

Там рассказано, как фарисеи однажды послали стражников схватить Иисуса, но те не решились Его взять потому, что «Он говорил, как власть имеющий». А вот свидетельский рассказ Иоанна Богослова, присутствовавшего при аресте Спасителя.

«Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я…  И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я… Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо…  Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его» ( Иоанн. 18; 3-12).

Мы видим, что целый вооруженный отряд и толпа с кольями не смогли Его взять – пали перед Христом, и лишь с разрешения Его Самого арест стал возможен. И только потому, что такова была воля Божия, чтобы Богочеловек-Сын Божий дал добровольно распять Себя на Кресте в Жертву за спасение всего человечества.

А что в романе Булгакова? Тот, кого читатели этой книжки принимают за Иисуса Христа, почитаемого всем христианским миром как Бога Сына, Который есть Слово, Коим Отец наш Небесный сотворил Вселенную, в романе показан настолько ничтожным, что он просит (!!!) Воланда устроить посмертную судьбу Пилата и Мастера. То есть, в сознании толпы поклонников романа «Мастер и Маргарита» писателем, издателями, театральными режиссерами и артистами, тиражирующими роман, Христос превращен в лицо, подчиненное  воле дьявола.

А чтобы люди, знакомые с Евангелием, не могли оспорить булгаковский бред, Иешуа в романе про записи своего ученика, которому дано имя Апостола Евангелиста Матфея-Левия, заявляет: «Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил». В этих словах обнаруживается сверхзадача бурно разрекламированной сказочки.

В чем же смысл всей этой грандиозной многолетней затеи с Антиевангелием Булгакова? Затея связана со смертельно разрушительной перестройкой СССР, но начала действовать раньше. Уже в восьмидесятые годы, после первого советского порно-фильма о валютной проститутке, которая была изображена необыкновенно доброй личностью, был сделан опрос среди московских старшеклассников, кем они желают стать. Очень большой процент девушек захотели стать валютными проститутками, а юноши оказались особо заинтересованы в рэкете. Это был практический результат долгой безбожной воспитательной системы в СССР, вырастившей небывалую прежде в России исторически новую катастрофически безбожную молодежь. И тогда Бог допустил разрушение такого СССР, и единственным достижением перестройки была свобода вероисповедания. Отказ от насилия над верой человека оказался главным: духовно менялись и государство и граждане новой страны. Авторы перестройки вступили с этим в смертельную борьбу.

То, что перестройку готовили и щедро оплачивали американские спецы и что США уже были государством антихристианским, граждане России тогда еще не знали. Американские спецы скоро увидели то, чего никак не ожидали, – народ России двинулся к массовому крещению. Началось Второе Крещение Руси, как сказал об этом святейший Патриарх Алексий Второй.

Русский народ, 70 лет воспитывающийся в безбожии, вдруг неожиданно потянулся к Богу! Люди всех возрастов начали креститься, венчаться для церковного брака, крестить детей, люди с научными званиями принимали священный сан, уходили в монастыри. Количество храмов в России непрерывно растет и до сего дня. Открылись православные школы, где детям говорят о Боге и учат пребыванию в Церкви Божией.

Это никак не входило в задачу разрушителей России, и началась работа по уничтожению связи нашего народа с Богом. Одним из первых государственных актов новой России был удивительный закон, введенный Ельциным по указанию американцев, – закон, запрещающий нравственное воспитание в Российской общеобразовательной школе. Школу России законом сделали безнравственной, такою она является уже в течение тридцати лет. Сейчас появились попытки ввести нравственное воспитание, но вымерли педагогические кадры, которые это умели. После тридцатилетнего растления народа России, прежде всего, молодых поколений, в ХХI-м веке нравственное воспитание страны возможно только через Церковь Божию.

Настоящее нравственное воспитание необходимо проводить на основе Священного Писания, а Евангелие теперь можно купить в любом храме. И чтобы у людей не возникло такого желания, вместо Евангелия в молодой народ через государственную школу двинули «Мастера и Маргариту». К этому безбожному процессу в поддержку школы подключили и театры и кино. И телевидение, ведь это главная сила обработки каждой семьи!

С 1992 года в России начинается массовый разврат населения через все виды прессы, через кино и телевидение. Статья Уголовного Кодекса РФ № 242, запрещающая порнографию, оставаясь в Уголовном Кодексе РФ, парализована и бездействует уже тридцать лет. Так массовая всероссийская порнопропаганда стала нормой и важнейшим атрибутом современной жизни России, разрушая смысл человеческой жизни.

Таким путем удалось довольно быстро сформировать массовый атеизм среди молодежи, основанный на общегосударственном разврате и всеобщей религиозной безграмотности. Общеобразовательная школа РФ взяла на себя борьбу с Богом и формирование новейшего атеистического безнравственного народа России. Причем, по сей день в Российской школе ничего не меняется, а портрет Булгакова теперь висит в школьных кабинетах литературы рядом с великими писателями России.

В 1967 году в США впервые в мировой истории была официально зарегистрирована церковь сатаны с официально объявленной ею задачей: борьба с христианством. В 2016 году в России официально разрешена церковь сатаны, таково требование демократии ХХI века, готовящей человечество к власти антихриста!!! Россия сегодня отличается от всех только тем, что у нас пока еще нет гейпарадов.

А ведь гнев Божий никто не отменял, господа! И Ад существует даже для тех, кто в него не верит! Об этом у Церкви Божией немало свидетельств! «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешник где явятся?» (I послание Ап.Петра гл.4:18).

Попробуем мысленно провести такой эксперимент – уберем из романа всю историю, лживо придуманную автором про Иерусалим, про Иешую и Пилата. И сразу книжица превратится в простенькую хохму, в примитивное зубоскальство фельетонного уровня. Это будет всего лишь басенка из местечковой газетенки, и демонические силы, стремящиеся подчинить себе сознание людей, уже не смогут использовать эту книжицу в своих интересах. В таком виде эта сказка окажется бесконечно слабее действительно талантливых и умных повестей Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». И даже похабный бал сатаны потеряет свою выразительность. Почему?

Потому что тогда книжечка эта перестанет противостоять Евангелию, искажая религиозное сознание читателей. Ведь вся сила зомбирующего воздействия этого сочинения строится на противостоянии Булгакова Христу и христианству. Отсюда и массовый психоз поклонения богоборческому роману. Потому что в наше время уже трудно публично заявлять о вражде ко Христу, о стремлении к грешной жизни, но роман Булгакова так хитро, вроде бы и симпатизируя изображенному в нем Иешуе, оплевывает реального Иисуса Христа, что даже бывший профессор богословия А. Кураев попался на эту удочку и ловит на нее слушателей своих публичных лекций.

В чем же главная цель, которой призван достигнуть сей лукавый труд хитроумного безбожника Булгакова? Главнейшая цель истинного автора этой книги дьявола, который водил пером Булгакова, – исказить и перечеркнуть смысл Жертвы Иисуса Христа на Голгофском Кресте. Не только возвысить авторитет нечистой силы, но свести к уровню обыденного, почти случайного события ГЛАВНОЕ ЯВЛЕНИЕ в жизни Вселенной. Христос Своим героическим Самопожертвованием вернул человека к возможности быть счастливым в полной мере, то есть, реально быть с Богом и в земной жизни и в посмертной вечности.

От Булгакова требовалось обезличить в глазах массы потребителей романа главное судьбоносное для человечества явление, снизить его до уровня рядового события. Это достигнуто через карикатуру на Самопожертвование Сына Божия.

В булгаковском описании висит на кресте тело бедного Иешуа, по которому ползают мухи, – вот и всё, что видят в Крестной Жертве Иисуса Христа те, кто после телесериала бегут в магазины не за Евангелием, а чтобы купить восхитившую их издевательскую пародию на Божественную Истину.

Так в глазах читателей величайшее явление в истории человечества – Жертва Христа, принесенная Богом во спасение человечества от власти дьявольских сил, превращается в жалкое событие, лишенное исторической значимости. Дьявольские силы торжествуют. И это АНТИЕВАНГЕЛИЕ стало важнейшей воспитывающей книгой для новой западной ереси – растущего  ПОСТХРИСТИАНСТВА, искалечившего учение Христианской Церкви.

Понимал ли писатель эту сатанинскую задачу или действовал неосознанно, нам трудно угадать... Страшно думать о посмертной участи Михаила Булгакова, какую он определил себе этим своим романом!..

И смертельный этот процесс продолжается в масштабе всей России! Что же нам делать, чтобы это закончилось? Молиться Богу! Другого пути ко спасению нет ни  у кого на всей планете и во всей Вселенной. В наше время, когда силы зла получили неожиданную мощь, спасти нас может только Господь Бог, пора понять, что иначе быть не может. Отче наш иже еси на Небесех, во имя Сына Твоего Иисуса Христа спаси нас от власти сил мирового зла и дай нам всегда быть с Тобой!!!

Союз православных педагогов за нравственное спасение детей России

См. также:
10.3.1940. - Умер писатель Михаил Афанасьевич Булгаков
Илья Ходорковский. Был ли Михаил Афанасьевич Булгаков антисемитом?

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250970806

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 7 комментариев
  1. blank Akaki A.:

    Я по настоянию знакомых из министерсва культуры прочел Мастера и Маргариту. По конструкцию повествования стало ясно, что это произведение является продуктом фантазии при наркотическом опянении. Там нет логики и нет смысла. Психиатры знают, что значит бред при наркотическом опьянении. Нл бред безграмотноготнаркомана и бред образованного наркоманов разные. Некоторые писатели и полумастера живописи нарочно принимают наркотики чтобы написать нечто из ряда входящие в надеже привлечь внимания к своей персоне. Булгаков был не первыйм не последним из них. Я заметил, Мастер и Маргарита нравится особенно тем людям, которые далеки от навыков логического мышления но любят называться интеллигенцией.

  2. blank Олег ТС:

    Да, всё так и есть, увы. Ни убавить, ни прибавить, как говорится.

  3. blank Александр Турик:

    Странно, что автор рецензии совершенно упускает главное - в каком историческом, духовном контексте был написан этот роман. То есть, как оценивал Булгаков то общество. В духовном пространстве кроме Бога и Сатаны есть понятие Небытия. То есть пространство и без Бога, и без Сатаны-дьявола. Сатанизм как борьба против Бога и сотворенного им мира и человека, всё-таки признаёт существование Того, Кого называют Богом. Для Небытия нет этой духовной борьбы, а значит и нет добра, и зла в религиозном смысле этого слова. Именно таким и увидел Булгаков "советское" общество, в его "культурной" среде. Маркс был сатанистом, а вот Ленин уже был адептом Небытия, не верил ни в Бога, ни в чёрта. В те времена по рукам ходило стихотворение. (оно где-то у меня должно было сохранится), в котором черти "работающие" в аду, узнав о смерти Ленина обратились к сатане, чтобы тот ни в коем случае не посылал Ленина в ад, так как тот своей революционно-небытийной агитацией разрушит весь адский "порядок". Роман начинается с эпизода, в котором автор смеётся над персонажем не верящим в предопределение и промысел. Эта история с попаданием персонажа под трамвай. И весь роман об этом, а совсем не про Христа и Сатану. Это просто пародия на советское бездуховное общество, которое являлось образцовым миром пошлости. О нём писали Зощенко, Ю. Олеша, Ильф и Петров и др. Мы знаем, что большевистский погром России был по попущению Божию, как и вообще многие бедствия в истории, так почему же Булгакову не проучить опошлевшую советскую Москву погромными рейдами Воланда и компании? Ко времени издания в СССР романа весь богоборческий и злодейский дух большевизма почти полностью выветрился и сами коммунисты и их история превратилась в анекдот. Вот почему роман Мастер и Маргарита был популярен среди думающей части советского общества, которая всё-таки отошла от классового определения добра и зла. Что касается эстетики и стилистики романа, то недостатки романа, особенно длинноты, рваный сюжет являются следствием, что это произведение не прошло профессиональную редактуру и так и осталось рукописью. Что касается изображения Христа, то это взгляд не Воланда, Воланд-то очень хорошо знал, кто такой Иисус, а взгляд Пилата, для которого этот оборванец, ненавистной ему Иудею был просто невинным чудаком... Странно ещё в рецензии, что автор, пишущий с таким пафосом в защиту Христа скрыл своё имя... А, как сказал апостол, боязливые Царствия Небесного не наследуют.

  4. Александр Степанович, понятие Небытия "без Бога и без Сатаны-дьявола" не известно в православном богословии (кто не со Мною, тот против Меня). Ты прав в том, что Булгаков прежде всего хотел изобразить советское общество, а не богословствовать. С моей точки зрения, автор данной статьи немного перегибает палку в непременном богоборчестве и сатанизме Булгакова. Но результат романа, к сожалению, антихристианский.

  5. blank Корр.:

    После революции мир для Булгакова умер, наверно поэтому он именно ТАК написал свой главный роман, действительно совершив духовное самоубийство, с потрясающей силой данного ему таланта прославив "несущего возмездие" сатану и так сказать, начертав подлинным золотом своего языка на одной из вершин русской литературы подлый апокриф. Теперь многие не знают, что же с этим делать. Изъять чтоли из школьной программы? А не следует ли сперва изъять из нее (причем из самой начальной даже ступени), например, предмет "окружающий мир", в котором прямо разъясняется деткам, что этот самый мир случился из-за большого взрыва, а потом обезьянка взяла палку, у нее отвалился хвост и проч.? Если бы вычистить (аргументированно!) подобное из школы, а кроме того, ввести настоящее изучение Четвероевангелия (как у Гладкова, например), то вполне можно изучать и "Мастера и Маргариту", через сравнение показывая, в чем именно и почему Булгаков, к несчастью, солгал. Это случается меж людей, дети поймут. А стоеросовым дуболомам лучше книг отнюдь не читывать.

  6. blank Юрий:

    Господа, так и хочется воскликнуть -" А что написали вы?"... Прочитал комментарии. Господа, я буду читать Великого русского писателя М.Булгакова.

  7. blank Наталья В.:

    как-то неприлично педагогу писать такой серьёзный материал без ссылок на использованные работы! Между тем, почти 90% текста - переработанные серьёзные аналогичные исследования других авторов, в том числе и священников.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.