Когда речь заходит о самом, пожалуй, легендарном головном уборе – будёновке, начинаются споры между приверженцами двух версий. По официальной версии советских историков, будёновка (а вместе с ней и гимнастёрка, и шинель) появились в 1918 году как одежда для зарождающейся Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Но есть и альтернативная версия – впервые будёновка появилась в 1915 году, и разрабатывали её для парада Победы Русской императорской армии, который проходил бы в Берлине и Константинополе. Попробуем разобраться.
Советские историки, защищая свою версию, утверждали, что не сохранилось никаких документов, которые бы точно указывали, что при царском правительство создавалась новая форма.
Что можно найти про будёновку в документах?
И действительно ни в гражданских, ни в военных архивах таких документом до настоящего времени найдено не было. Зато есть документы, датируемые 1918 годом, среди которых приказ наркома по военным делам №326 от 7 мая, в котором говорится о создании новой военной формы. В состав комиссии входили известные русские живописцы Б.М. Кустодиев, М. Васнецов, М.Д. Езучевский и другие.
В приказе чётко оговаривалось, какой наркомат видит новую форму, а на создание эскизов отворилось меньше месяца. В конце 1918 году новая военная форма появилась в первой боевой части – в красногвардейском отряде, сформированном в Иваново-Вознесенске, который отправлялся на восточный фронт в расположение войск Михаила Фрунзе. Новый головной убор называли «богатырка» или «фрунзевка». Стоит сказать, что у Первой конной армии Будённого новой формы в то время ещё не было.
Но при этом есть документальные свидетельства, что на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Василия Васнецова. В труде О.А. Второва «Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия» можно найти такие строки:
«Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде Победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шеломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры — вооруженному отряду партии».
В такой форме русские должны были провести парад победы в Берлине и в Константинополе в конце 1917 года.
И это не единственный аргумент в пользу императорской» версии. Подобные воспоминания можно найти и в мемуарах эмигрантов, но в СССР эти источники не пользовались популярностью.
Шлем былинных русских героев или головной убор борцов за мировую революцию
Есть ещё один аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. Стилистика новой формы ни коим образом не вписывается в революционную идеологию – уж очень явно в шапках-«богатырках» прослеживаются древнерусские мотивы. И конечно, Троцкий не мог пропустить это ужасное идеологическое несоответствие. [У Троцкого отсутствовали малейшие признаки понимания русского национального чувства, всё руское было ему отвратительно. Даже в Царь-пушке и Царь-колоколе в Кремле он видел «тяжелое московское варварство» (Троцкий Л. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Берлин. 1930. Т. 2. С. 75). Известно, что именно Троцкий сделал символом Красной армии масонскую пентаграмму, – видимо, чтобы "компенсировать" этим русский вид васнецовских "богатырок". – МВН.]
Интересный факт: первоначально звёзды на будёновках были синие, но их закрывали красными накладками с молотом и плугом – разноцветными в зависимости от рода войск. Звёзды на будёновках появились гораздо позже.
При этом в стиль Василия Васнецова новая форма вписывается идеально. Художник, который воспевал древнерусских витязей использовал свою концепцию в новом обмундировании. К тому же документальных свидетельств того, что он занимался разработкой военной формы достаточно. И даже советские историки не отвергали его авторства, хотя называли более поздние даты.
Как выглядела «будёновка»
Вершина шлемообразной шапки была притупленной, а в верхней часть была вшита обтянутая сукном круглая пластинка-пуговица диаметром около 2 см. С внутренней стороны к шапке пришивался колпак такой же формы из бася с простёжкой из ваты. Спереди был приточен 2-слойный суконный козырек с шестью рядами прострочки, а сзади – назатыльник с 3-угольным вырезом.
На левой стороне шапки-богатырки были две просеченные петли, а на правом – пуговицы. Назатыльник перегибался, что позволяла без проблем сложить шапку. Углы назатыльника кожаными хлястиками пристёгивались на небольшие обтянутые сукном пуговицы.
На передней часть головного убора была пришита пятиконечная звезда правильной формы диаметром 8,8 см из сукна. Вокруг неё – кант чёрной краской, а в центре звезды – «значок-кокарда» установленного образца.
Было ли возможно в 1918 году пошить новую форму?
Год 1918… Страна дезорганизована революцией и в разрухе. Поэтому факт, что всего за несколько месяцев в разорённой войной стране можно было разработать и массово пошить форму для армии, выглядит утопией.
Версия, что новая форма к тому времени уже была готова, и её только доработали, выглядит более жизнеспособной. У Троцкого был только один путь – использовать то, что уже было пошито на складах концерном Н.А. Второва на заводах в Сибири и хранилось на военных складах в Петрограде.
Будённый с командирами РККА.
Конкурс же просто придумали, поскольку нехорошо бойцам и командирам Красной армии носить шинели, которые шили для триумфа императорских войск. Этим может объясняться и отсутствие каких-либо документов о создании военной формы. Впрочем, вскоре и имя самого Троцкого исчезло из архивов.
Скорее всего, форма действительно уже была, а комиссия лишь утвердила ее и доработала. Видимо, это в большей степени относилось к символике, а не к идейной концепции. Троцкий выбирал меньшее из зол — у него, по сути, и не было иного варианта. Или использовать то, что лежало на складах, или вообще обходиться без нового обмундирования, как изначально сам нарком и предлагал сделать.
От «будёновки» до ушанки
Итак, действительно военная форма, которую придумали для имперского парада Победы по заказу Двора Его Императорского Величества примерно в 1915-1916 годах, действительно существовала. Концепцию и эскизы создавал художник Василий Васнецов, а шили форму на заводах концерна М.А. Второва. Поскольку партия новой формы на складах была невелика, вероятно, она предназначалась для парадов.
Историки утверждают, что на фронтах эта форма зарекомендовала себя не очень хорошо и вышла из употребления через 20 лет. Последний эпизод использования этой формы – финская война. В 1940 году в Красной Армии отменили буденовки. После чего на смену будёновкам пришли шапки-ушанки, а шинели заменили полушубками и ватниками. Но триумфальная «богатырка» и сегодня остаётся в народной памяти той самой краснознаменной «буденовкой».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260319/42651/
+ + +
Справка о концерне Н.А. Второва, на котором была изготовлена "богатырка"
Предприниматель Николай Александрович Второв (1866‒1918) был главой крупнейшего в России концерна. До революции Второва называли «русским Морганом». По версии американского журнала «Форбс», он обладал в начале XX века самым большим в России состоянием – 60 миллионов золотых рублей, сейчас Второв входил бы в тройку самых богатых людей мира…
Его отец был мещанином из Костромской губернии, переехавшим в поисках счастья в Сибирь. Там он занялся торговлей. Четыре раза разорялся – и все начинал сначала. Но, как говорится, терпение и труд все перетрут – в конце XIX века Второв-старший стал крупнейшим торговцем текстильными товарами в Сибири.
Второв-младший пошел еще дальше, превратив товарищество отца в мощную торгово-промышленную корпорацию. В нее входили банки, мануфактуры, заводы. После начала Первой мировой войны Второв строит большой металлургический завод и предприятие по производству снарядов.
В мае 1918 года при загадочных обстоятельствах Н.А. Второв был застрелен в своем кабинете в знаменитом «Деловом Дворе» на Варварке. По другим источникам, Второв был убит в своем доме – будущем «Спасохаусе». Убийцу или убийц так и не нашли, если, конечно, искали. После того, как Второва убили, в его доме комфортно расположился народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин. А с 1933 года, после восстановления дипломатических отношений с США, особняк стал резиденцией американских послов.
В советские времена бывший снарядный завод Второва, расположенный в подмосковном городе Электросталь, переименуют в «завод № 12»: он будет выпускать во время Второй мiровой войны «Катюши». А после войны станет ведущим предприятием атомной промышленности.
По воспоминаниям автора книги «Москва купеческая» Павла Бурышкина, «его похороны, с разрешения советской власти, были последним собранием буржуазии. Рабочие несли венок с надписью “Великому организатору промышленности”». Николая Александровича похоронили на кладбище Скорбященского монастыря. Позднее погост будет большевиками уничтожен, а на его месте откроют парк. (Источник)
Ещё один положительный ПРИМЕР успешного русского промышленника, и -- в противовес тем, кто несет ахинею вроде: "Без вождя (сталина) русские работать не умеют". Русские очень даже хотят и умеют ТРУДИТЬСЯ. Но не под палкой, а со Христом!
Почта info@rusidea.org работает? Писал вам письма с вопросами в октябре и в августе, никакого ответа не пришло.
Уже более года с этой почты мне ничего не пересылается...
Попытаюсь выяснить у администратора, в чем проблема...
Роману.
В самом низу страниц сайта РИ вместо прежней эл. почты для обратной связи администратор сделал кнопку "Обратная
связь" на страницу с формой для письма в редакцию.