24.11.2011. – Скончался писатель Леонид Иванович Бородин
"Третья правда" – это Первая Правда Христа
Леонид Иванович Бородин (14.4.1938–24.11.2011) родился в Иркутске семье учителей. Фамилия Бородин – от отчима. Родной отец был прибалтом, репрессированным в СССР. В 1956 г. учился в школе милиции в Елабуге, которую бросил, затем на историческом факультете Иркутского университета. После первого семестра в 1957 г. был исключен из комсомола и университета за инакомыслие. Работал в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС. В 1962 г. окончил заочное отделение педагогического института в Улан-Удэ. Работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро (Бурятия), затем в деревне Серебрянка Ленинградской области.
В 1965 г. Бородин вступил в подпольную антисоветскую организацию "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (ВСХСОН), что стало переломной вехой в его жизни. ВСХСОН был создан в Ленинграде в феврале 1964 г. и до его разгрома в феврале 1967 г. насчитывал 28 членов и 30 кандидатов в разных городах СССР. ВСХСОН ставил целью свержение власти КПСС и построение социал-христианского строя на основе русских православных традиций. Программа ВСХСОН, отрицавшая как коммунизм, так и западную либеральную демократию, содержит много ценных идей, не устаревших по сей день. В основном организация занималась изучением эмигрантской философской литературы и вербовкой членов; была раскрыта в результате предательства. Руководители были приговорены к длительным срокам заключения. Бородину как рядовому члену дали 6 лет.
Часть срока Бородин отбыл во Владимірской тюрьме, переведенный туда из лагеря за участие в борьбе политзаключенных. В заключении Бородин начал писать стихи, после освобождения (18 февраля 1973 г.) обратился к публицистике и прозе. Свои лагерные впечатления выразил в повести "Правила игры" ("Грани". 1986, № 140). Его тексты распространялись в Самиздате, в частности публиковались в патриотическом журнале "Вече" В.Н. Осипова; после его разгрома Бородин стал издавать свой национально-православный журнал "Московский сборник". Однако в апреле 1975 г. третий выпуск был конфискован и журнал был удушен чекистами.
Из Самиздата работы Бородина передавались в эмиграцию и регулярно печатались в издательстве "Посев" (Франкфурт-на-Майне) – как в журналах ("Грани", "Посев"), так и в виде книг, которые также переводились на иностранные языки. Первой такой книгой стал сборник рассказов "Повесть странного времени" (1978), затем вышла повесть-сказка "Год чуда и печали" (1981, в австралийском филиале издательства), "Третья правда" (1981), перед самой перестройкой – "Расставание" (1984) . Последняя книга была опубликована (сначала в журнале "Грани"), когда автор уже снова был в заключении...
13 мая 1982 г. Леонид Иванович был (при правлении Андропова) повторно арестован. Обвинение было предъявлено по ст. 70 ч. 2 УК РСФСР ("антисоветская агитация и пропаганда", рецидив). ТАСС сообщил, что Бородин«в течение многих лет вел незаконную деятельность... хранил и распространял работы, содержащие клевету на советский государственный и общественный строй, переправлял на Запад по нелегальным каналам собственные клеветнические произведения, которые публиковались в издательстве НТС "Посев" и незаконно ввозились назад в СССР для распространения».
С 16 по 19 мая 1983 г. в Москве проходил "суд". В защиту Бородина выступили член-корреспондент Академии наук СССР И.Р. Шафаревич, писатель Г.Н. Владимов, известный патриотический деятель В.Н. Осипов, однако их заявления на суде не были оглашены. Перед зданием суда стояли друзья и иностранные журналисты. Приговор своей жестокостью удивил всех: 10 лет заключения и 5 лет ссылки.
Это были попытки нового генсека Андропова "закрутить гайки" и расправиться со всем оппозиционным движением, причем, как свидетельствовал тогда даже писатель-еврей Г. Владимов, «главным объектом гонений становится так называемая "Русская партия" – круг людей разных профессий, не одних лишь гуманитариев, но ярче, наглядней всего представленный именно литераторами, писателями-"деревенщиками"... они действительно много сделали. Они хотели пробудить память России, вернуть ей ее историю, они боролись за восстановление духовных ценностей, во многом способствовали пробуждению религиозного сознания... они очень дружны: скажем, в проблеме охраны природы, сейчас – против новомодной идеи переброски вод северных рек на юг. ... "Русская партия" проросла в различные слои общества... Среди военных – в основном, старшего офицерства: майоров, подполковников, полковников, – есть люди смело мыслящие, которые понимают необходимость исполнения своих национальных задач, угнетены тем, что нет сейчас в России руководящей национальной идеи».
Владимов охарактеризовал и самого Леонида Ивановича: «В Леониде Бородине я вижу удивительное единство человека и писателя, благородного человека и честного, безкомпромиссного писателя. Бывает часто, что писатель непохож на свои книги, говоришь с ним – как будто с другим человеком, не с тем, кого читал. В Бородине я сразу узнал автора его книг – романтичного, простодушного и в то же время пытливого и твердого в своих убеждениях. Он даже гебистам сумел внушить уважение к себе – что, впрочем, не помешало им, а может быть, и сподобило отвалить ему "на всю катушку". Сильного противника – не жалеют! Он, и правда, способен внушить к себе уважение буквально с первого взгляда... интересное, волевое лицо, этакий капитан дальнего плавания, во всем облике что-то капитанское. Когда такой на мостике стоит – можно в кубрике спать спокойно, ничего с кораблем не случится. ... Это очень серьезный, глубокий человек, с обширными знаниями в истории, в социологии. Помнится, говорили с ним о Второй мiровой войне, о ее последствиях для России, – оказалось, он бездну мемуаров перечитал, и наших, и немецких генералов. В более отдаленные времена, в XIX век, я уже не решался пускаться – там наш диалог прекращался, оставался только его монолог».
Русская эмиграция и НТС в частности (ему принадлежал "Посев"), всегда пыталась создать преследуемым в СССР людям хоть какую-то защиту гласностью. Имя Бородина (наряду с Осиповым и Огурцовым) у нас всегда стояло на первом плане. По инициативе НТС такие политзаключенные объявлялись членами ПЕН-клуба (в этом очень помог глава французского ПЕН-клуба внук российского премьер-министра П.А. Столыпина Дмитрий Столыпин, отец которого, Аркадий Петрович, входил в руководство НТС и в редакцию "Посева"). Почти одновременно со вторым арестом Бородину была присуждена французским ПЕН-клубом литературная "Премия Свободы" – за мужество.
В те годы в русской эмиграции были и другие издательские центры, например, экуменически-православное издательство ИМКА-Пресс в Париже, с которым в эмиграции сотрудничал А.И. Солженицын. Однако Бородин оставался верен "махрово-антикоммунистическому" "Посеву", что, вероятно, усугубило суровость приговора. Печатаясь в этом издательстве НТС и в общем разделяя его социал-христианскую идеологию (родственную ВСХСОН), Бородин, однако, довольно скептически относился к "революционной" стратегии НТС, верно отмечая в этом «эффект нетерпения»: нежелание понять, что «Россия обречена не на [революционное] "событие", а на "процесс"» (Бородин Л. К русской эмиграции // Вече. Мюнхен. 1984. № 15).
Леонид Иванович был освобождён из заключения в 1987 г. с сильно подорванным здоровьем – и оно стало для него серьезной проблемой на всю дальнейшую жизнь. Однако к общественно-политической деятельности несколько охладел (хотя в 1995 г. принял участие во встрече у А.В. Руцкого для создания Социал-Патриотического Движения "Держава"), главным в его жизни стала литература. В 1992–2008 гг. он главный редактор литературно-публицистического журнала "Москва", с сентября 2008 – его генеральный директор. Под руководством Бородина журнал стал флагманом русской православно-патриотической литературы и публицистики, уделяя основное внимание проблемам культуры, идеологии, государственности. О постсоветском государстве РФ приведем его слова: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые – едва ли».
В эти годы Леонид Иванович опубликовал художественные произведения: "Женщина и море" (1988), "Божеполье" (1993), "Ловушка для Адама" (1994), "Царица смуты" (1996, историческая повесть о Марине Мнишек), "Без выбора" (2003, автобиографическое повествование), "Посещение" (2003). В основу всего творчества Леонида Ивановича Бородина положены проблемы конфликта нравственности и безнравственности в современном мiре. Обнажая эту проблематику еще в годы советской эпохи, писатель внес немалый вклад в освобождение нашего народа от богоборческого марксистского режима.
Разумеется, не все противники коммунистического строя были одновременно и патриотами-созидателями. Например, в статье о Бородине В.Н. Осипов напоминает, что у писателя-диссидента Александра Зиновьева есть книга "Зияющие высоты", описывающая СССР как "Ибанию" и живших в ней "ибанцев" – злобных, порочных по природе ублюдков, ненавидящих все человечество. Впоследствии этот критик "ибанцев" заявил, что все противники советского режима «метили в коммунизм, а попали в Россию». Бородин категорически отвергает подобную чушь: «Кто куда метил, тот туда и попадал»...
+ + +
Работая в "Посеве", я, конечно, имел самое непосредственное отношение к изданию и распространению книг Бородина, писал о них рецензии, говорил о них в публичных выступлениях, всегда имел их в багажнике автомобиля для раздачи советским туристам, артистам, шоферам "Совтрансавто" (база их ночлега была недалеко от "Посева"). И, как уже сказано, фигура Бородина была, образно говоря, в "святцах" нашего круга эмиграции.
Поэтому я с большим вдохновением отправился на первую встречу с Леонидом Ивановичем, было это где-то в конце 1980-х гг. (или в начале 1990-х?) в Мюнхене, куда он приехал, чтобы консультировать кинематографистов на съемках фильма по его байкальской повести-сказке "Год чуда и печали". Предварительно Бородин побывал во франкфуртском "Посеве", где в чем-то не нашел общего языка с директором и был этим разочарован. К тому времени я уже ушел из "Посева", но, видимо, оставался в глазах Леонида Ивановича энтээсовцем, которого ему в "Посеве" рекомендовали как переводчика. К тому же это был первый выезд Бородина на Запад, и Леонид Иванович чувствовал себя не в своей тарелке, был как-то похож на настороженного, необщительного зэка. В общем, откровенного общения тогда не получилось, хотя я сказал, что полностью разделяю его мнение об "эффекте нетерпения" в НТС, что именно поэтому мне там стало скучно и я решил помогать "Русской партии" как независимый журналист.
Уже в Москве при его редакторстве в одноименном журнале, были более серьезные, дружественные встречи и беседы. Журнал опубликовал немало моих работ, в том числе первый журнальный вариант книги "Кто наследник Российского престола?" (1996, № 4). Затем издательство журнала "Москва" согласилось стать генеральным распространителем книг моего издательства "Русская идея" – несмотря на некоторые разногласия в церковном вопросе (я оставался прихожанином РПЦЗ с соответствующим отношением к политике МП). Так же и в "еврейском вопросе" позиция Леонида Ивановича была несколько своеобразна: он предпочитал видеть в этом только социально-политическое явление со всеми его негативными для России последствиями, без привлечения религиозного уровня и темы антихриста. Как и Солженицын.
В разговорах и публикациях на такие темы в чем-то он был вообще очень схож с прагматичным Солженицыным. И хотя Бородин опубликовал мою полемическую статью к возвращению Солженицына, скорее в "русском вопросе" он был согласен с его критериями. В 2002 г. Бородину была присуждена литературная премия Александра Солженицына «за творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды». Эта оценка творчества Леонида Ивановича Бородина совершенно справедлива.
Земная жизнь нам дана как испытание для подготовки к вхождению в Царствие Божие. Раб Божий Леонид достойно направил свой жизненный путь на поиск именно такой русской "третьей правды" между советским и западным вариантами царства антихриста – которая раскрывается как Первая Правда Христа.
М.Н.
См. также:
М. Назаров. Жестокий приговор Леониду Бородину ("Посев". 1983. № 6)
М. Назаров. О суде над Леонидом Бородиным ("Посев". 1983. № 7)
Статья В.Н. Осипова о Л.И. Бородине
4-е Бородинские чтения. Выступление М.В. Назарова (2 ноября 2023 года в Большом зале Дома русского зарубежья).
ПС. При написании этой статьи пытался воспользоваться биографическими статьями о Л.И. Бородине в интернете, однако практически везде присутствует много разночтений и неточностей, особенно в библиографии его работ. Часть из них выявил и устранил благодаря своей "посевской" библиотеке. Буду благодарен за указания на другие погрешности.
ПС 2024 г. И еще добавлю. У открытых антисоветчиков того времени не было ни шансов, ни надежд на свержение коммунистической власти. Выступить против нее было их нравственным долгом, наподобие психической атаки.
Психическая атака
Стихотворение Леонида БородинаПоручик выпьет перед боем
глоток вина в походной фляге.
Он через час железным строем
уйдет в психической атаке.Поручик курит до сигнала.
На фотографии в конверте
десяток слов, чтоб та узнала,
как он любил за час до смерти.Давно проверены мундиры:
тут заблестеть, где блеск положен.
И офицер и командиры
уже торжественней и строже.Вопрос решен, итог не важен.
За Русь, за власть, за честь, за веру
идти им полем триста сажен,
не прикасаясь к револьверу.Красивый жест, игра дурная...
А Русь - на Русь, и брат - на брата.
Добро и зло земля родная
ты перепутала когда-то.Падет поручик. Алой змейкой
метнется кровь из губ горячих -
подарок русской трехлинейки -
кусок свинца ему назначен.Что ж каждый должной смерти ищет.
И не закон мы друг для друга.
Но Русь совсем не стала чище -
судьба моя тому порукой.И я пишу девиз на флаге,
и я иду под новым флагом.
И я в психической атаке
немало лет безумным шагом.И я иду по вольной воле,
по той земле, где нивы хмуры.
И мне упасть на том же поле,
не дошагав до амбразуры.И десять строчек на бумаге -
прощальных слов для самых близких...
И сколько нас в такой атаке
падут костьми в полях российских?Стихотворение было опубликовано в журнале "Поиски" № 3 за 1981 год как созданное «неизвестным узником» Владимирской тюрьмы, который сумел передать открытку со стихами, написанными мелким убористым почерком и озаглавленными «Фрагмент из поэмы „20-й год“» (Бородин отбывал во Владимирской тюрьме часть срока 1967—1973 годов).
В Норильске нет угольных шахт, там добывают медь и никель (руду). Неважно, впрочем...
А теперь в журнале "Москва" сидят "православные" сталинисты и публикуют интервью со смершевцами, восхваляющее Абакумова.
Спаси Вас Христос,
уважаемый Михаил Викторович за поминание выдающегося сына русского народа
Леонида Ивановича Бородина! Пока русская земля рождает таких сыновей - есть надежда на русское Воскресение. Слава Богу за всё!
Когда я узнал несколько лет назад, что Бородин учительствовал в школе в п. Гусиное Озеро, у меня появилась мечта создать там какой-то уголок-музей, посвященный Бородину. Дело в том, что у меня там в те годы жили дедушка с бабушкой, и я у них в малолетстве жил и летом и зимой. Мой дядя ходил при нём в этй школу. (Он уже умер) Но наверняка кто-то ещё возможно живёт, кто его помнит. Школа стоит на месте. Но как подойти к этому делу не знаю. У меня есть несколько книг Бородина, но этого мало. Может быть кто-то поможет собрать всё вышедшее из под его пера, или хотя бы основное на первое время? Можно было бы в Улан-Удэ проводить бородинские чтения с выездом на Гусиное Озеро - место просто прекрасное, там стоит старый дацан, а воздух... Михаил Викторович, что думаешь на этот счёт. Если у Леонид Ивановича дети, супруга?
Идея хорошая. У Бородина есть супруга и дочь. Телефон пришлю тебе. Книги Бородина можно запросить в московском "Посеве". Сам я, к сожалению, уже стар для организационной активности, едва справляюсь с сайтом и издательством...