08.08.2024       0

Память о первом расстреле на Бутовском полигоне


По православной традиции, 8 августа отмечается на Бутовском полигоне церемонией поминовения. В этот день в 1937 году состоялся первый массовый расстрел.

Бутово – один из наиболее известных расстрельных могильников времени Большого сталинского террора. Сюда, на стрелковый полигон НКВД, людей привозили расстреливать полуживыми. Более двадцати тысяч человек.

Я принимал участие в раскопках одной из нескольких погребальных траншей Бутовского Полигона. Работали также археологи Сергей Алексеев, Юра Смирнов. Отчёт опубликован в 3-м выпуске Книги Памяти «Бутовский Полигон». В документальном фильме о Бутове, говорят, есть кадры, на которых я даю пояснения о раскопе. Наверное, это совсем недавно обнародовано. Ранее видел в фильме лишь свои карманные часы на дне раскопа. Кто-то подумал, что это нечто найденное археологами.

Нет, часы не находили. Нашли много одежды и обуви, брошенной поверх нескольких слоёв человеческих останков. Бутылочное стекло. Резиновые перчатки палачей.

Долго не могли отыскать пулевые отверстия в черепах – их практически не было, только в 4 черепах из 59.

Вспоминаю часто старика на краю раскопа. Долго работал один на дне ямы и почувствовал взгляд сверху. Поднял голову. Склонился над ямой старик. Видимо, давно наблюдал за работой.

«Мне сказали, что тут отец расстрелян. Хорошее дело вы делаете, хлопцы. Может, найдёте. Знаете, может, ОНИ не заметили, у отца вот тут – старик говорил и показывал медленно, с нажимом – была золотая коронка на зубах».

Через два или три дня мы нашли подобные останки.

Прошли годы. Сегодня, 8 августа 2017, в Бутове открыли Сад Памяти. На каменных плитах – все известные историкам имена расстрелянных, в порядке дней расстрела.

Послал о. Кириллу, с которым вместе принимали участие в исследованиях на Полигоне, отчёт о поминальной церемонии 5 августа в Сандармохе.

В ответ письмо:

«Спасибо, дорогой Анатолий Яковлевич!
Мы сегодня тоже отметили начало расстрелов на полигоне. Отслужили Литургию и панихиду, затем подошли к строящемуся мемориалу. Многие плакали, увидев имена своих близких на гранитных плитах.
Помоги нам всем Господь, прот. Кирилл Каледа».

Спасибо, о. Кирилл. Спасибо и за поддержку в деле Юрия Дмитриева."

Анатолий Разумов
_____
8 августа ‒ в первый день начала рассстрелов на этом полигоне в Бутове были расстреляны 91 человек.
https://vk.com/butovo_poligon
Протоиерей Кирилл Каледа настоятель храма Святых Новомучеников Российских на Бутовском полигоне. См. его интервью.

+ + +

Рассказ полковника ФСБ М. Е. Кириллина об обнаружении массовых захоронений и технологии уничтожения людей

«...Автозаки, в которые вмещалось 20 30, а иногда до 50 человек, подъезжали к полигону со стороны леса примерно в 1 2 часа ночи. Деревянного забора тогда не было. Зона была огорожена колючей проволокой. Там, где останавливались автозаки, находилась вышка для охраны, устроенная прямо на дереве. Неподалеку виднелись два строения: небольшой каменный дом и длиннейший, метров восьмидесяти в длину деревянный барак. Людей заводили в барак якобы для «санобработки». Непосредственно перед расстрелом объявляли решение, сверяли данные...

Приведение приговоров в исполнение в Бутово осуществляла одна из так называемых расстрельных команд, в которую, по рассказам исполняющего обязанности коменданта, входило 34 человека, а в дни особо массовых расстрелов число исполнителей возрастало. Один из местных жителей, служивший шофером на автобазе НКВД (а шоферы автобазы НКВД были тогда люди осведомленные), говорил, что весь спецотряд состоял из двенадцати человек. В этот спецотряд входили команды, которые действовали в Бутово, Коммунарке и в Москве, в Варсонофьевском переулке и Лефортовской тюрьме.

Первое время расстрелянных хоронили в небольших отдельных ямах-могильниках. Эти могильники разбросаны по территории Бутовского полигона. Но с августа 1937 года казни в Бутово приняли такие масштабы, что «технологию» пришлось изменить. С помощью бульдозера-экскаватора вырыли несколько больших рвов, длиной примерно 500 метров, шириной 3 метра и глубиной также 3 метра (рвы видны на аэрофотокосмических снимках, которые были сделаны землеустроительными организациями для службы госбезопасности; на снимках четко прослеживаются полосы, означающие измененную структуру почвы на этих участках).

Процедура переклички, сверки с фотографиями и отсеивания людей, в отношении которых возникали какие-либо вопросы, продолжалась, вероятно, до рассвета. Как рассказывал исполняющий обязанности коменданта, исполнители приговоров в это время находились совершенно изолированно в другом помещении каменном доме, что стоял неподалеку. К сверке документов исполнители никакого отношения не имели. У них были другие задачи, и они ожидали своего часа.

Приговоренных выводили по одному из помещения барака. Тут появлялись исполнители, которые принимали их и вели каждый свою жертву в глубину полигона в направлении рва. Стреляли на краю рва, в затылок, почти в упор. Тела казненных сбрасывали в ров, устилая ими дно глубокой траншеи.

За день редко расстреливали меньше ста человек. Бывало и 300, и 400, и свыше 500. В феврале 1938 года 28 числа было расстреляно 562 человека. По словам и.о. коменданта, исполнители пользовались личным оружием, чаще всего приобретенным на гражданской войне; обычно это был пистолет системы «наган», который они считали самым точным, удобным и безотказным.

При расстрелах полагалось присутствие врача и прокурора, но соблюдалось это далеко не всегда. Зато всегда у исполнителей имелась в изобилии водка, которую привозили в Бутово специально в дни расстрелов. По окончании казни заполняли бумаги, ставили подписи, после чего исполнителей, обычно совершенно пьяных, увозили в Москву. Затем к вечеру появлялся человек из местных, чей дом до 50-х годов стоял на территории полигона. Он заводил бульдозер и тонким слоем земли присыпал трупы расстрелянных. На следующий день расстрелов все повторялось сначала.

Это была настоящая фабрика смерти».

Цит. по кн. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. М., 1997, с.20.
Источник

+ + +

МВН. В числе расстрелянных на Бутовском полигоне был родственник моей супруги Евгений Евгеньевич Вильдгрубе (семья происходила из давно обрусевших немцев). Он родился в 1911 г. в Харбине, где его отец, Евгений Николаевич, брат бабушки моей супруги, работал на КВЖД. С родителями вернулся в СССР в 1935. Был арестован в 1937 г. по сфабрикованному делу "Харбинцев". Расстрелян в Бутове 4.12.1937 г. Его отец также был арестован в 1937 г. и умер в лагере. ("Шпиона" Е.Е. Вильдтгрубе допрашивала и пытала Феодосия Шлихт-Ершова, она дослужилась до персональной пенсии и спокойно дожила до глубокой старости.)

Бутовский полигон

Суровые ели у храма.
Здесь строгий и трепетный вид:
Здесь Бутовская панорама
Застывшим укором стоит.
Здесь лица страдальцев на фото,
Здесь планы заполненных рвов...
Свершалась ловитва-охота
В одном из прекрасных веков.
Москва утопала в салютах,
И песнях, и флагах толпы,
А здесь, на окраине, в Бутово -
Исчадием ада, увы...
Вот здесь не от случая к случаю,
А злостным приказом мирским
Людей беззащитнейших мучили -
Огонь, адский сумрак и дым.
Мечтали найти в них - предателей,
Предателей веры, родных...
Лишь силы бесовские тратили
На пленников - мучили их.
Но нет, - ни священник, ни матушка,
Ни скромный крестьянин-простак
Сокровища Неба на камушки
Менять не желали никак.
И гибли, расстрельными списками
Ложась в бессловесные рвы...
Но к нам возвратились - записками,
Словами предвечной молвы.
Но к нам прорвались песнопением,
Сиянием в Лике Святых.
Растит полигон - поколение
Духовные силы живых!
Сюда, через многие земли,
Идёт поклониться народ:
Здесь Бутовское Отчеземье
Великим прощеньем живёт.
2017
Наталья Мартишина
https://dzen.ru/a/XyHni-KxJicESt6p

В 1996 году на полигоне был освящен деревянный храм Новомучеников и Исповедников Российских, настоятелем которого стал священник Кирилл Каледа, внук расстрелянного здесь священномученика протоиерея Владимира Амбарцумова.

Согласно опубликованной в 1990-е годы официальной информации, на Бутовском полигоне в 1930—1950-х годах были расстреляны более двадцати тысяч человек, в том числе около тысячи из духовенства. Перечень из 20 761 человека, расстрелянных в августе 1937 — октябре 1938 годов, известен поименно. (Сейчас бы и этого не опубликовали, так как те палачи в РФ в почете, от них ведут свою родослловную и празднуют их юбилеи нынешние ФСБ и Росгвардия.) В большинстве они были приговорены к расстрелу внесудебными органами — тройкой УНКВД СССР по Московской области, а также особой комиссией НКВД СССР и Прокурора СССР.

К югу от Москвы находятся два других таких же бывших специальных объекта НКВД: полигон Коммунарка (бывшая личная дача Генриха Ягоды, впоследствии — места массовых казней), и Сухановская особорежимная тюрьма (на территории монастыря Екатерининская мужская пустынь).

Бутово – один из наиболее известных могильников времени Большого сталинского террора. По всему СССР таких расстрельных полигонов были многие сотни, в их числе: Куропаты, Сандормох, включая Катынь, где задолго до поляков чекисты расстреляли тысячи русских.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250972654

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.