10.08.2024       2

Что значитъ жить и думать по-русски?

Л.А. Тихомиров 

Наша статья «Духовная школа и евреи» (Моск. Вѣд., № 162) такъ задѣла нѣкоторыхъ «правыхъ», что они не устаютъ выступать противъ нея въ печати. Собственно по вопросу, ихъ задѣвшему, не стоитъ разговаривать, такъ какъ не можетъ быть и сомнѣнія, что Св. Сѵнодъ не сойдетъ съ ясной христіанской точки зрѣнія... Но этотъ печальный образчикъ «праваго» упадка понятій, соперничающаго въ интенсивности съ «лѣвымъ», невольно возбуждаетъ желаніе напомнить русскимъ людямъ о томъ, что значить жить и думать «по-русски».

Разумѣется, недостаточно быть русскимъ по племени, чтобы жить и думать по-русски. Гг. Маклаковъ, Милюковъ, Вязигинъ, Шечковъ, Замысловскій — всѣ русскіе по племени, а думають далеко не одинаково и стараются устроить жизнь русскую очень противоположными путями. Недавно еще кто-то изъ «правыхъ» лидеровъ, — кажется, г. Юзефовичъ (кіевскій), — писалъ, что нынѣшній редакторъ Моск. Вѣд. Тихомировъ — русскій, а имѣетъ не русское сердце, прежній же редакторъ Грингмутъ былъ не русскій, а имѣлъ русское сердце. Оставляя въ сторонѣ сердца собственно этихъ двухъ лицъ, нельзя не согласиться, что человѣкъ не русскаго племени нерѣдко можетъ быть скорѣе названъ русскимъ, чѣмъ иной потомокъ Московскихъ бояръ или даже Рюриковичей (которые, впрочемъ, и сами, по лѣтописи, были не русскими).

Въ чемъ же причина этого? Въ томъ, что быть русскимъ, жить и думать по-русски — это значитъ пребывать въ томъ типѣ жизни, въ томъ строѣ мысли, которые національны для Россіи, то есть выражаютъ вѣковую и тысячелѣтнюю мысль и жизнь націи. Русская нація въ вѣковой жизни своей работала, устраивалась, вѣрила и мыслила, и вотъ внутренняя принадлежность къ этой мысли и жизни, соотвѣтствіе съ ней — опредѣляетъ, по-русски ли живетъ и мыслитъ такой-то человѣкъ и даже такая-то партія. Мы имѣемъ цѣлый рядъ выдающихся мыслителей, которые были признаны національными, то есть вѣрно подмѣтившими, что значитъ жить и думать по-русски. Таковы Кирѣевскіе, Хомяковы, Аксаковы, Катковы, Кояловичи и т. д., и не въ меньшей степени рядъ глубокихъ художниковъ, какъ Пушкинъ, Достоевскій, рядъ историковъ, какъ С.М. Соловьевъ (какъ раньше его Карамзинъ), и т. д. Можемъ мы найти и философовъ, и юристовъ, схватившихъ болѣе или менѣе типичныя стороны національной мысли, въ чемъ, напримѣръ, никто не откажеть Побѣдоносцеву, Коркунову, В.С. Соловьеву. Желающіе могутъ въ сочиненіи Кояловича «Исторія русскаго самосознанія» найти сотни именъ людей, несомнѣнно, схватывавшихъ разныя стороны того, что значить жить и мыслить по-русски.

И вотъ мы просимъ читателей, желающихъ уяснить себѣ вопросъ, къ русской ли жизни и мысли зоветъ Россію та или иная партія или фракція, — спросить этотъ сонмъ русскихъ мыслителей и дѣятелей, то есть другими словами: сравнить, сходно ли данное міровоззрѣніе съ тѣмъ, что рисуютъ въ тысячелѣтней жизни русскаго народа эти истолкователи духа самой націи. Дѣло не въ томъ, что редакторъ Московскихъ Вѣдомостей Тихомировъ — по крови дѣйствительно чисто русскій человѣкъ, а иные прочіе дѣятели — сомнительны въ этомъ отношеніи. Дѣло въ томъ, у кого имѣется и у кого отсутствуетъ соотвѣтствіе мысли и дѣла съ вѣковою мыслью и дѣломъ самой русской націи.

У насъ нынче, среди правыхъ, иногда проявляется такая узкая идея русскаго интереса, такой національный эгоизмъ, которые приличествуютъ развѣ какой-нибудь Бискайской «національности». Но это въ высочайшей степени антирусская черта. Нѣтъ ни единаго крупнаго дѣятеля русской мысли или государственности, который бы не свидѣтельствовалъ и въ самомъ себѣ, и въ своемъ словѣ о томъ, что русская національность есть міровая національность, никогда не замыкавшаяся въ кругѣ племенныхъ интересовъ, но всегда несшая идеалы общечеловѣческой жизни, всегда умѣвшая дать мѣсто въ своемъ дѣлѣ и въ своей жизни множеству самыхъ разнообразныхъ племенъ. Именно эта черта и дѣлаетъ русскій народъ великимъ міровымъ народомъ и, въ частности, даетъ право русскому патріоту требовать гегемоніи для своего племени. Мы же теперь слышимъ иной разъ требованіе правъ для русскаго племени не потому, что это нужно для всѣхъ другихъ, и для всего человѣчества, а просто потому, что для русскаго племени выгодно все забрать себѣ. Это — настроеніе и точка зрѣнія, противъ которыхъ вопіетъ вся русская исторія, вся жизнь русскаго народа, всѣ лучшіе его мыслители и дѣятели.

Только во имя своей великой общечеловѣческой миссіи русскій народъ можетъ требовать себѣ руководительства другими народами и тѣхъ матеріальныхъ условій, которыя для этого необходимы. Тѣ требованія, которыя можетъ и долженъ предъявлять русскій народъ, налагаютъ на него великія обязанности попеченія и справедливости. Онъ — не изъ тѣхъ опекуновъ, которые пользуются своими правами для того, чтобы обобрать отданныхъ въ зависимость отъ него. Люди, которые этого не понимаютъ и не чувствуютъ, — думаютъ и живутъ не по-русски. Это не мы имъ говоримъ, а цѣлый сонмъ русскихъ, мыслителей, дѣятелей, вникавшихъ въ идею жизни своего народа.

Если мы любимъ Россію, если мы готовы при надобности стереть съ ея дороги всякаго врага и супостата съ радикализмомъ Грознаго, Петра Великаго, Муравьева-Виленскаго и графа Евдокимова-Кавказскаго, — то только потому, что велика и для всего рода человѣческаго необходима господствующая роль нашей націи. Не будь этого, мы бы не смѣли требовать для русскихъ ни на волосъ чего-нибудь больше, чѣмъ для всякаго другого народа. Если Россія откажется работать на пользу всеобщую, она теряетъ всѣ свои права міровой націи.

Намъ говорятъ, напримѣръ, что русскій народъ имѣетъ право устроить семинаріи для себя и не пускать въ нихъ никого, кромѣ русскихъ... Да развѣ дѣло только въ правѣ? Вѣдь русскій народъ имѣетъ извѣстную цѣль своей жизни, не для себя одного онъ живетъ. Какая-нибудь иноземная колонія въ С.-Петербургѣ или Москвѣ можетъ устраивать гимназію только для своихъ членовъ. А Россія въ мірѣ — не иностранка, она дѣятельная участница всечеловѣческой жизни. Не имѣло бы ни малѣйшаго смысла, если бы она отбросила заботу о распространеніи своего умственнаго и нравственнаго вліянія на другіе народы и племена. И ужъ особенно непонятно было бы это въ отношеніи религіозномъ. Россія — носительница христіанской миссіи, дѣла Божія. Какъ же она откажется отъ религіознаго воздѣйствія на другіе народы?

Нельзя не замѣтить поразительнаго сходства національной узости иныхъ нашихъ патріотовъ съ тою еврейскою національною психологіей, которую обличали пророки. Въ узкихъ порывахъ патріотизма и у насъ понятіе о вѣрѣ нынѣ смѣшивается съ понятіемъ о племени, и Русскій народъ представляется живущимъ вѣрой только для самого себя, въ эгоистической замкнутости. Но такое воззрѣніе внушается не христіанскимъ, а еврейскимъ духомъ.

Русскій народъ имѣетъ великія заслуги въ христіанскомъ дѣлѣ именно потому, что всегда признавалъ себя не собственникомъ христіанства, а слугой, самъ ему служилъ, а не его заставлялъ служить себѣ. Въ этомъ отношеніи историческая русская національность является антиподомъ историческаго еврейства, которое, вопреки указаніямъ пророковъ, всегда стремилось отождествить вѣру съ этническимъ элементомъ, считало себя «избраннымъ» только потому, что составляетъ извѣстное племя. Но намъ, христіанамъ, извѣстно, что чада Авраамовы считаются не по плоти. Какъ же намъ воскрешать въ своей вѣрѣ еврейскую точку зрѣнія, да еще при этомъ воображать побѣдить евреевъ, усваивая ихъ духъ?

У всякой національности, въ смыслѣ историческаго культурнаго типа, есть свои сильныя стороны. Есть онѣ и въ еврействѣ. Но никакая міровая нація не можетъ завидовать той силѣ, какую имѣютъ евреи и которая чужда высоты и благородства. Даже лучшіе элементы самого еврейства всегда отшатывались отъ него и переходили къ намъ, въ христіанскую культуру, которой высота привлекаетъ всякую высокую душу. Намъ ли брать примѣръ съ евреевъ, отказываясь отъ того, что составляетъ нашу силу, и отъ того, что именно и значитъ жить и думать по-русски?

Но, вѣдь, мы становимся слабы именно потому, что сами забываемъ свои основы и начинаемъ воздвигать свою храмину не на нихъ. А стоя твердо на своихъ основахъ, мы неодолимы, и ужъ, конечно, сильнѣе еврейства. Наши же основы не исключаютъ дѣйствія рѣшительнаго и грознаго, но онѣ исключаютъ всякую несправедливость, всякій узкій эгоизмъ и тѣмъ паче не допускаютъ отверженія завѣтовъ Христова ученія, которое есть не только истина, но въ то же время — единственная незыблемая опора нашей силы.

(1911, № 179)

ИсточникъЛ. Тихомировъ. Къ реформѣ обновленной Россіи. (Статьи 1909, 1910, 1911 гг.). — Москва: Типографія В. М. Саблина, 1912. — С. 70–73.

+ + +

МВН. Статья глубоко уважаемого мною Льва Александровича Тихомирова, одного из главных для меня авторитетов в самообразовании, совершенно соответствует традиционно русскому и моему пониманию того, "Что значит быть русским?". Таково историческое самосознание русского православного народа как вселенской империи удерживающего Третьего Рима, но его больше нет. Поэтому после размещения этой статьи осталось чувство недоговоренности применительно к нашей т.н. "постхристианской" эпохе и сегодняшнему состоянию русского народа, очень изменившегося в результате коммунистического террористического богоборчества и интернационализма.

Большевики воспользовались русским чувством вселенскости в атеизированном и денационализированном виде ‒ лишь как физической русскоязычной биомассы и донора для скрепления интернационалистического СССР. Преемники большевиков продолжают только так воспринимать и использовать преобладающую в РФ численность русского народа, опасаясь его настоящего духовного возрождения, ибо оно не совместимо с западнической материалистической идеологией и системой Олигархата как продолжения СССР, но в виде компрадорской сырьевой колонии Запада. В этом главная причина насаждения "многонационалия" с крестоповалом, явных привилегий нацменьшинствам (Чечня, Татарстан и др.), как и размывания и подавления русского народа мигрантизацией.

Поэтому на данный момент наша задача выглядит, в сравнении с русским самосознанием, изложенным в статье Тихомирова, несколько примитивнее: нам сейчас не по силам былое дореволюционное великодушие и великодержавная щедрость в отношении инородцев, да и они при нынешней власти стали другими, ибо большевики их национальное становление не подавляли, как у русских, а всячески поощряли за счет русских и в ущерб нам. Нынешние мигранты из бывших азиатских регионов Российской Империи видят в оставшейся части России (РФ) территорию для эксплуатации и освоения, о чем многие высказываются нагло и откровенно.

В такой ситуации русскому народу необходимо в первую защититься от этой новой оккупации и восстановить свое национальное самосознание в оборонном виде. А потом уже, по мере восстановления своей национальной государственности как государствообразующего народа восстанавливать историческую традицию вселенскости в осознании также и того, что антихристианская "тайна беззаония" ныне господствует в мiре и ее удержание в лучшем случае может быть на основе максимальной автаркии на нашей части российской исторической территории, не в мiровом масштабе. Возобновившееся "освоение Африки", не говоря уже о дебильном желании восстановить ленинский Коминтерн вместо Русского мiра ‒ это тоже серьезное препятствие восстановлению России.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250972680

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Александр Турик:

    Теоретически всё правильно, но в реальных обстоятельствах нужно делать упор на тех действиях, которые более необходимы. Безусловно, когда Империя освобождала братские православные народы Балкан от бусурман, то все тут было ясно и понятно. Другое сегодня, когда идет речь о самом физическом, биологическом существовании русского народа, тут какая-либо сентиментальность и благотворительность в пользу инородцев и иноверцев вредна. Многие до сих пор не поняли, почему расизм стал главенствующей идеологией в Германии 30-х, да просто потому, что в 20-е годы немецкий народ не только был ограблен и унижен Версалем, но буквально вымирал как мы. Крайне левое положение маятника, сбившего ход часов национальной жизни неизбежно будет стремиться в крайне правое положение. Событмя после 17-го года подтвердили правоту именно крайне правых -черносотенцев и националистов. Кроме того, и духовно-культурное положение русских сейчас просто катастрофическое. Церковь сдает позицию, за позицией, и не может вести никакой реальной миссионерской деятельности. Дело дошло до того, что один из кандидатов на патриарший престол быашиймитрополит Илларион оказался педерастом, а лучший миссионер дьякон Кураев (при всех его недостатках) изгнан, и лишён сана. Я думаю аналогия со Стрелковым в военной области весьма подходящая. Поэтому, сохранение расово-биологического здоровья и воспроизводства русских это первейшая задача, поэтому и наше духовно-культурное наследие должно быть направлено на эту задачу. Прекратить растрату средств на третьестепенное и "престижное", и тем более, на поддержку чуждых и тем более враждебных нам народов за пределами Русского мира. Полностью избавится от чужеродного нашествия иноплеменных, и подавить любое русофобское и антихристианское шевеление внутри. Благотворительностью займемся когда снова станем сильными и здоровыми, в том числе духовно. Все это возможно осуществить только в условиях мудрой национальной диктатуры, и чем она быстрей будет установлена, тем меньше потерь и потрясений мы еще переживем, а то и не переживем, к тому всё идёт...

  2. Вот оно - руское золото! Безукоризненно духовно грамотная и логически точная и выверенная позиция нашего руского национального гения Л.А. Тихомирова в процитированной статье дана во спасение нам, его несчастным потомкам. Только следуя по стопам таких наших выразителей христианского гения, у нас есть шанс на чудесное спасение из пропасти погибели, в каковой мы находимся и погибаем. (Воистину так: "только непреклонности логики дана роковая тайна совершать чудеса", как изрек один умный человек. Но с непременным уточнением: логики истинной, т.е. основанной на Логосе - истинном духе христианства). Иначе мы легко запутаемся(ныне плутаем и дальше будем плутать!) в трёх соснах, не умея из двух верных посылок вывести логичное(см. выше), верное заключение. В том числе, ПРАКТИЧЕСКИ верно согласовать и выстроить верный алгоритм действий, исходя из верных(отдельно, самих по себе) стремлений "стать сильными и здоровыми, в том числе[!] духовно" и "мудрой национальной диктатуры".
    Кто внимательно прочитал данную статью Л.А. Тихомирова, несомненно, понимает, что здоровой и сильной нацией руские могут становиться и стать лишь, если поставят себе задачу оздоровления духовного не "в том числе", но в первую очередь. И только при наличии в нашем соборном разуме ясного сознания именно такой последовательности оздоровительных действий может в нас, вымирающем руском остатке, зародиться и явиться на свет МУДРАЯ(читай: истинно христианская=православная) руская национальная диктатура.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.