24.10.2024       0

WIR: швейцарская альтернатива деньгам мировых ростовщиков

В.Ю. Катасонов 

В центре Европы на протяжении уже более восьми десятков лет осуществляется проект, представляющий потенциальную угрозу власти мировых ростовщиков. Реализует его один швейцарский банк, офис которого находится в Цюрихе, в часе езды на автомобиле от офиса другого банка – Банка международных расчётов (Базель), являющегося штабом центральных банков большинства стран мира…

Речь идет о WIR-проекте (полное название — Wirtschaftsring-Genossenschaft). WIR — аббревиатура от немецкого Wirtschaftsring (экономическое объединение. – Ред. РИ), а также местоимение «мы» на немецком языке. WIR можно рассматривать как символ экономического коллективизма и кооперации. WIR – так называется банк в Цюрихе, и так называется валюта, которую он создает.

Проект был начат в 1934 году по инициативе двух предпринимателей – Вернера Циммермана (Werner Zimmerman) и Поля Энца (Paul Enz). Появился проект не на пустом месте. В 1931 году в соседней Германии Вальтером фон Эцдорфом был запущен проект по возрождению экономики «Нотгиральгельд» [Notgiralgeld от нем. Not – нужда, итал. giro – оборот, Girogeld – оборотные безналичные деньги. – Ред. РИ] (кооператив Genossenschaft Deutsche Ausgleichskasse) [Кооператив Немецкого Компенсационного фонда, создан Людвигом Херпелем. Ред. РИ], в котором использовались безналичные региональные деньги. Он охватил 45 районов Германии. В 1934 году, когда к власти пришли нацисты, они запретили проект на основании закона о борьбе со злоупотреблениями по использованию безналичных платежей. [См. примечание Ред. РИ в конце статьи.]

Первыми участниками проекта WIR были семь не очень крупных швейцарских компаний, создавших кооператив (WIR Economic Circle Cooperative). Старт пришелся на тяжелое время Великой депрессии, когда весь Западный мир задыхался от нехватки денег. Старт был бурным: к началу 1935 года количество участников проекта уже превысило 1000 компаний.

Специалисты утверждают, что идея проекта была навеяна работами ставшего к тому времени известным немецкого экономиста и предпринимателя Сильвио Гезелля (Silvio Gesell), предлагавшего ввести в обращение на региональном уровне деньги, свободные от процента. Во-первых, такие деньги позволяют восполнить дефицит обычных (официальных) денег. Во-вторых, в силу отрицательного процента они имеют более высокую скорость обращения, что помогает быстрее вытягивать экономику из кризиса или депрессии.

«Свободные деньги» были апробированы в Германии, Австрии, других европейских странах, а также за пределами Европы. Однако в Германии пришедший к власти Адольф Гитлер положил конец подобного рода экспериментам на том основании, что они подрывали монополию банков на эмиссию денег. Тем не менее именно в Германии идеи Гезелля были восприняты наиболее позитивно. В литературе денежную систему Гезелля иногда называют «моделью немецкой экономики».

Идеями Гезелля был, в частности, вдохновлен Готтфрид Федер (Gottfried Feder), издавший в 1932 году небольшую работу «Манифест к слому кабалы процентов капитала». В наше время наиболее известным пропагандистом «свободных денег» Гезелля является Маргрит Кеннеди (Margrit Kennedy), автор известной брошюры «Деньги без процентов».

Проект WIR — это комбинация бартерных операций между участвующими в проекте предпринимателями. Учет бартерных сделок и ведение многостороннего клиринга осуществляет банк с одноименным названием WIR. Учет операций и расчеты ведутся с помощью специальной денежной единицы, которая также называется WIR. Валюта WIR существует только в безналичной форме и обращается внутри сообщества (кооператива) WIR. Она может использоваться не только как средство учета (мера стоимости) и средство обмена, но и для взаимного кредитования членов кооператива. Поэтому проект WIR еще называют обществом взаимного кредитования.

Данный проект — один из наиболее крупных в мире среди проектов по использованию альтернативных денег, существующий к тому же рекордно долгое время – более 80 лет. В отличие от многих инициатив по внедрению альтернативных денег, встречающих сопротивление со стороны властей, проект WIR был легализован на самых первых этапах его реализации. Сначала появился кооператив. Затем был создан клиринговый центр, который был реорганизован вскоре в коммерческий банк, получивший от Национального банка Швейцарии лицензию на проведение депозитно-кредитных операций. Позднее была официально признана валюта WIR, обращающаяся наряду с официальным швейцарским франком. Курс валюты WIR к швейцарскому франку равен 1:1. Банк WIR осуществляет операции в двух валютах — как в своих внутренних деньгах, так и в швейцарских франках. Валюта WIR не конвертируется в швейцарский франк и другие валюты.

Банк WIR имеет неплохую территориальную сеть: шесть региональных отделений. В настоящее время клиентами банка является 62 тысячи участников кооператива. Они представляют почти исключительно малый и средний бизнес страны (примерно четверть всех компаний Швейцарии). Социальную значимость проекта WIR трудно переоценить, поскольку члены кооператива обеспечивают работой 2/3 всех занятых в экономике Швейцарии.

Ежегодный оборот в валюте WIR приближается к величине, эквивалентной 2 млрд. швейцарских франков. Плюс к этому операции банка в швейцарских франках, которые превышают обороты WIR в 2-3 раза. Средняя величина кредитов, выдаваемых в валюте WIR, составляет около 1 миллиарда. Масштабы операций банка возрастают тогда, когда экономика и банковская система Швейцарии входят в фазу кризиса.

Иногда внутреннюю валюту банка WIR по инерции называют «свободными деньгами». Это не совсем корректно. Действительно, в период 1936-1948 гг. банк оперировал с отрицательными процентами, затем в течение нескольких лет был нулевой процент. Где-то с 1952 года банк стал начислять небольшие проценты по депозитам и кредитам во внутренней валюте. Хотя и в настоящее время годовые процентные ставки находятся в пределах 1%, многие считают это серьезным отступлением от проекта в том виде, как он был задуман в 1934 году отцами-основателями. Особенно сегодня, когда в Швейцарии некоторые обычные банки стали переходить к нулевым и даже отрицательным процентным ставкам (по крайней мере по депозитным операциям). В свою очередь защитники WIR-проекта утверждают, что на самом деле банк начисляет не проценты, а комиссию, необходимую для покрытия расходов банка. WIR-валюта полностью покрывается товарными запасами участников кооператива, поэтому альтернативные деньги имеют полное обеспечение. Никакой инфляции в контуре обращения WIR-валюты не может быть в принципе.

О конвертируемости денежной единицы WIR спорят. По мнению одних авторов, существующий запрет на конвертируемость способствует поддержанию устойчивости банка WIR, препятствует возникновению плавающего обменного валютного курса внутренней денежной единицы. По мнению других, это ограничение сдерживает масштабы использования альтернативной валюты. Кстати, многие альтернативные деньги, запускаемые в разных странах мира, могут обмениваться на официальные валюты, но с определенным дисконтом. Так, сегодня достаточно известной валютой является бристольский фунт, который обращается в английском городе Бристоль. Он свободно обменивается на обычный британский фунт стерлингов.

Некоторые эксперты, внимательно следящие за проектом WIR, усматривают тревожные моменты в деятельности банка WIR. Во-первых, по их мнению, наблюдается тенденция к увеличению доли традиционных операций (тех, которые выполняются в швейцарских франках) в деятельности банка. Во-вторых, мировой банковской олигархии, ревниво наблюдающей за деятельностью банка WIR, якобы удалось внедрить в руководство этой организации своих людей. В-третьих, с 2012 года определенные политические и деловые круги стали проталкивать идею золотого швейцарского франка, который должен стать по отношению к официальному франку Швейцарии параллельной валютой. Высказывалось опасение, что такой параллельный швейцарский золотой франк мог стать конкурентом валюты WIR. На наш взгляд, это опасение надуманное. К тому же на сегодняшний день энергия сторонников параллельного золотого франка в значительной степени выдохлась.

Сегодня мир находится на пороге второй волны мирового финансового кризиса. Делаются попытки принять превентивные меры для смягчения разрушительного действия грядущего финансового цунами. Одно из направлений такой подготовки – создание систем альтернативных денег на местном, региональном и национальном уровнях. Сегодня в мире, по некоторым оценкам, насчитывается больше 5 тыс. альтернативных систем платежей и расчетов. Их особенно много в Европе и США. В последние годы новые системы появляются в Бразилии, ЮАР, Японии, Новой Зеландии. Несмотря на громадное количество действующих проектов альтернативных денег, швейцарский проект WIR обращает на себя особое внимание.

Одни называют причиной его масштабов и живучести особенности швейцарского характера, способность граждан этой республики к самоорганизации. Другие полагают, что главная заслуга принадлежит властям Швейцарии, которые не идут слепо на поводу у мировой финансовой олигархии. А следовательно, не борются фанатично с любыми попытками создания альтернативных валют, якобы подрывающими монополию банкиров. Видимо, имеет место сочетание обеих причин.

В последнее время в Швейцарии проводились или планируются референдумы по финансово-денежным проблемам. Сейчас, в частности, готовится референдум по вопросу о резервировании обязательств банков. На сегодняшний день банки работают с частичным (неполным) покрытием своих обязательств. Такая система позволяет банкам делать деньги из воздуха, а вместе с тем ведёт к неустойчивости банков, порождает банковские кризисы.

Если швейцарские сторонники полного покрытия банковских обязательств победят, в стране будет создана принципиально новая банковская система, при которой деньги будут иметь полное товарное обеспечение. В этом случае деньги WIR перестанут быть экзотикой, а опыт банка WIR будет взят на вооружение другими депозитно-кредитными организациями Швейцарии, которым придется жить не за счет ссудного процента, а за счет комиссии.

Мировой финансовой олигархии одинаково ненавистны как WIR-деньги, так и банковская система с полным покрытием обязательств.

В.Ю. Катасонов

Источник: http://reosh.ru/wir-shvejcarskaya-alternativa-dengam-mirovyx-rostovshhikov.html

+ + +

МВН. В гитлеровской Германии власти запретили Genossenschaft Deutsche Ausgleichskasse (Кооператив Немецкого Компенсационного фонда) как неподконтрольную частную структуру, при этом глава государственного Рейхсбанка Ялмар Шахт сам создал аналогичную финансовую модель безэмисионного кредитования производства посредством специальных ликвидных векселей, денежных заменителей, которые не существовали в бумажном виде, а только в виде расчетных бухгалтерских инструментов. Их хождение было предназначено для взаиморасчетов внутри государственной почти замкнутой финансово-промышленной системы. Используя такое кредитование производства, предприятия могли выпускать реальные промышленные товары, тем самым увеличивая товарную массу, которой должен был соответствовать рост эмиссии бумажной денежной массы, что предотвращало инфляцию. Таким способом были профинансированы инфраструктурное строительство и отчасти военная промышленность. Это применяли и другие страны с "фашистской" корпоративной системой государства (основанной на католическом социальном учении) также и как противодействие мiровой еврейской финансовой власти, что стало причиной и целью Второй мiровой войны против "фашизма".

Корпоративно-"фашистская" финансово-экономическая система автаркии, ставшая основой "германского экономического чуда" 1930-х годов, то есть быстрого решения проблем и восстановления страны, и инфляции, и демографии, и индустриализации, ‒ коренным образом отличалась от сталинского покупного способа индустриализации методом трудовых армий ГУЛага и ограбления народа, которую постоянно нахваливает В.Ю. Катасонов, из мифотворческой любви к людоеду упрямо отвергающий все возражения (см.: Полемика В.Ю. Катасонова и М.В. Назарова: нужна ли была революция для "индустриализации"?, а также: Какая нам нужна национализация? Полемика М.В. Назарова с В.Ю. Катасоновым.)

Корпоративно-"фашистская" финансово-экономическая система автаркии отличалась и от навязываемой ныне всей планете системы виртуальных электронных (т.н. "цифровых") денег для глобального контроля той же мiровой закулисой. Но дело тут не в форме денег ‒ наличных или виртуальных деньгах, да хоть и электронных ("цифровых"), ‒ а во владении и управлении собственной независимой финансовой системой.

Сейчас страны БРИКС обсуждают создание собственной валюты, не связанной с долларом, но в рамках существующей мiровой экономической системы с ее "непреложными законами". Вот и было бы уместно хотя бы сейчас обратиться к швейцарскому, германскому и другому "фашистскому" опыту 1930-х годов. Разумеется, это может снова стать причиной войны мiровой финансовой олигархии против альтернативной системы, ослабляющей власть мiровой закулисы. Впрочем, она эту войну давно ведет, с обострением в последние годы против России. А правители РФ никак не хотят освобождаться от привязки своей финансовой системы к мiровым "непреложным законам" ‒ на это "заточена" компрадорско-олигархическая система. Это становится всё более очевидно экономистам, ищущим пути выхода и не находящим их: Андрей из Челябинска. О том, что не случится никогда. О разумном управлении экономикой нашей страны.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250973382

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.