В последнее время в ряде изданий появились подборки пророческих высказываний подвижников благочестия, в частности великого Саровского старца преподобного Серафима. Поток подобных пророчеств особенно захлестнул читателей накануне празднования 100-летия канонизации батюшки Серафима.
Известно, что Саровский Чудотворец обладал великим даром пророчества. Эти пророчества относятся как к судьбе Дивеевской обители, так и к грядущим судьбам России. Многие из них собраны в труде митрополита Серафима (Чичагова) "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" (1896, 1903) и в книгах Сергея Александровича Нилуса "Великое в малом" (1903, 1905), "На берегу Божией реки" (том 2, Сан-Франциско, 1969). Однако отыскиваются и новые тексты, существенно дополняющие собрание пророчеств Преподобного.
Одной из последних находок явились два документа, обнаруженные в бумагах священника Павла Флоренского. При рассмотрении их оказалось, что попали они к о. Павлу, возможно, не без помощи С.А. Нилуса (1862-1929), близко знавшего Елену Ивановну Мотовилову (+1910), вдову "служки Серафимова", Николая Александровича Мотовилова (1808-1879), благодетеля Дивеевской обители. Н.А. Мотовилов (человек, мягко говоря, не без странностей, ныне широко известен среди православных как собеседник Преподобного, доверившего ему сокровенные мысли о цели христианской жизни), оставил многочисленные записки, в которых излагал содержание бесед и высказываний старца Серафима. Недавно к этому корпусу текстов добавилась еще и переписка Мотовилова с императорами Николаем I и Александром II (опубликована мною в книге "Служка Божией Матери и Серафимов". М., 1996). В переписке также имеются предречения Преподобного о грядущих российских и всемирных событиях.
Самым пристальным читателем и притом самым авторитетным публикатором Мотовилова был С.А. Нилус. Именно ему в 1902 году Елена Ивановна передала для разбора короб рукописей своего покойного мужа. Из этого короба им была извлечена и опубликована знаменитая теперь беседа Преподобного "О цели христианской жизни" (первая публикация в газете "Московские ведомости", май 1903 года). "Великая Дивеевская тайна" находилась в бумагах Сергея Александровича, которые проделали длинный и трудный путь за океан, и напечатана была впервые в Сан-Франциско в 1969 году тщанием племянницы жены Нилуса, Елены Юрьевны Карцовой. Летом 1990 года мною была подготовлена к печати, а 21 сентября того же года опубликована в газете "Московский литератор" записка Н.А. Мотовилова "Антихрист и Россия" (заголовок дан публикатором), сохранившаяся в архиве о. Павла Флоренского. Эта крайне сомнительная записка достаточно широко ходила по рукам в предреволюционное время, читалась она и после ужасного Октябрьского переворота. Так, по воспоминаниям княгини Н.В. Урусовой, она видела эту записку в 1918 году у замечательного историка церковного искусства графа Ю.А. Олсуфьева, с которым встречалась тогда в Сергиевом Посаде. Из этой записки запомнилось ей предречение Преподобного "о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было там сказано и о помиловании и спасении России" (см. журнал "Русский Паломник" Валаамского общества Америки. 1990. N 2. С. 94). Приведем подлинные слова Старца из той самой записки, известной ныне под заглавием "Антихрист и Россия".
"До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе". Это пророчество святого Серафима не вызывает сомнения в подлинности его слов, ибо Н.А. Мотовиловым помечено: "по точному выражению о. Серафима". Но далее в той же записке следуют рассуждения самого Мотовилова о всероссийское, всеславянском царстве Гога и Магога, "пред которым в трепете все народы будут", о переделе мира и невиданном расширении Российской Империи, о рождении антихриста "между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который назван будет "Москво-Петроградом"", о созыве Восьмого Вселенского Собора "для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий", цель которых "подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного над всем миром", антихристу. Далее в записке повествуется о том, что "евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые, прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих". Эти мессианские народы, по мнению Мотовилова, возлюбленные перед Богом, но во времена антихриста лишь славяне "удостоятся великого благодеяния Божия" за то, что не приняли сына погибели. И воцарится русский "всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, Русско-Славянского, не будет на земле". Подчеркнем еще раз, что эти "пророчества" к преподобному Серафиму не имеют никакого отношения!
Рассуждения Н.А. Мотовилова на эсхатологическую тему вполне соответствуют его умонастроению 60-х годов XIX века, когда создавались им "Великая Дивеевская тайна", дополнение к ней и эта записка. Приписывать его рассуждения о "всеславянском царстве Гога и Магога" преподобному Серафиму нет никаких оснований. К сожалению, некоторые около церковные издания делают это, приписывая преподобному Серафиму слова, которых он не изрекал. Передергивания подобного рода наблюдаются, к примеру, на страницах журнала "Первый и последний", выходящего под редакцией В. Г. Манягина (материал был перепечатан из газеты "Русь Православная", 2003, N 5-6). В номере 5 (9) за 2003 год на странице 6-й после все того же рассуждения Мотовилова о всероссийском, всеславянском царстве Гога и Магога читаем: "Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией…" Одним росчерком пера преподобному Серафиму влагают в уста то, чего он не изрекал. Панславизм, как идейное течение, главенствовал в среде русских просвещенных людей в основном в 60-е годы XIX столетия, в годы, когда Н.А. Мотовилов воссоздавал по памяти подробности устного общения с великим саровским прозорливцем, сбиваясь при этом на высказывания других подвижников благочестия. В случае с его запиской "Антихрист и Россия" однозначно угадываются эсхатологические рассуждения другого человека, возможно Антония Воронежского, архиерея великого и человека тонкого ума. Об этом намекает и сам Мотовилов, указывая дату написания своей записки 1834 годом, временем своей поездки в Воронеж, когда и состоялась его беседа с епископом Антонием. Заметим дату: 1834 год, время, когда уже давно не было в живых старца Серафима (скончался 1 января 1833 года). Так что не изрекал Преподобный и того, что сказано в последнем абзаце записки Н.А. Мотовилова: "Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист: бесочеловек, сын блудницы Данова поколе ния и сын диавола через искусственное переселение к ней семени мужеского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но некто из русских, доживши до рождества антихриста, подобно Симеону Богоприим-цу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть настоящий антихрист". Эта стилистическая фигура целиком принадлежит самому Мотовилову и никому другому, ибо наши духоносцы свои выводы делали на основе Священного Писания и учения святых Отцов, и ежели присовокупляли собственные суждения по тому или иному вопросу, то они нисколько не противоречили православному священному Преданию. В силу священного Предания антихрист родится не в среде славянских народов, а будет поставлен от евреев, возгнетающих "тайну беззакония". Надо сказать, что первым, кто предостерегал от неправильного понимания записки Мотовилова "Антихрист и Россия", был Михаил Шумский. Он по свежим следам публикации документа в "Московском литераторе" сразу выступил в той же газете со своим несколько раздраженным, но по сути правильным письмом.
Если рассматривать записку Н.А. Мотовилова "Антихрист и Россия" в целом, то кроме первого абзаца, процитированного в самом начале настоящего обзора, великому Саровскому старцу ничего другого не принадлежит, в том числе и мысль о созыве в конце времен Восьмого Вселенского Собора "для объединения и воссоединения Святых Божиих Церквей". Согласно православному Преданию и высказываниям многих подвижников благочестия, так называемый "Восьмой Вселенский Собор" будет собором экуменическим и обновленческим. Так что будем бдительны. Заметим, что и в письме Мотовилова к Императору Александру II звучала та же его мысль (см.: "Служка Божией Матери и Серафимов"). Особенно настойчиво проповедовал Саровский старец гибельность либеральных путей устроения русской государственности. Рассуждения же о единении славянских народов вызывают большие сомнения в принадлежности их преподобному Серафиму. Схожесть с той же мотовиловской запиской обнаруживается и в публикации журнала "Душеполезное чтение" за 1912 год (ч. 2, с. 493). Там, в частности, некий журналист Потапов со слов жены Мотовилова писал: "Все то, что носит название "декабристов^ "реформаторов" и, словом, принадлежит к "бытоулучшательной партии" – есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные. И это так верно, как дважды два – четыре". Впрочем, публикация эта делалась опять же на основании мотовиловских записей, и приписывать ее авторство преподобному Серафиму невозможно: во времена Преподобного бунтовщиков "декабристами" не называли; термин "декабристы" вошел в обиход только спустя несколько десятилетий!
Наибольшие сомнения вызывают некоторые нарративные, по-другому – устные источники. Особенно часто их используют, когда речь заходит о предречениях святого Серафима относительно судьбы последнего царя Николая II. Тут в ход пускается и анонимное свидетельство, выхваченное из книжки либерального историка С.П. Мельгунова "Последний Самодержец", выпущенной в свет между Февралем и Октябрем 1917 года, в пору безудержного шельмования Государя Императора и его семьи. Предречение Преподобного относительно Царя Николая II будто бы гласило: "В начале царствования сего Монарха будут несчастия и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец поднимется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая и жизнь Государя долговременная". Намеки на долговременную вторую половину правления Николая II не оправдались! И это не удивительно: ведь преподобный Серафим, если верить Мотовилову, высказывался так, подразумевая царствование Николая I: в его правление были и дворянский бунт, и бедственная чума 1830 года, и неудачная Крымская война. Об этом и говорилось в письме Н.А. Мотовилова к Александру II. А Мельгунов, не имея документа, опирается на устное придание. "Текст этого предсказания, – поясняет он в своей книжке, – был якобы записан каким-то генералом и для сохранности положен в архив Жандармского корпуса. Говорят, что Александр III тщетно искал этот документ – пророчество касалось всех царствований, но когда догадались обратиться в Департамент полиции, то желанная бумага нашлась". Правильно пишет – бумага нашлась! Только отыскалась она не в царствование Александра III, а в 1906 году. И искали ее по требованию Императрицы Александры Федоровны, пожелавшей прочесть пророчества Преподобного Дому Романовых. Ведь об этом пророчестве настойчиво твердила молва, говорилось даже о некоем письме старца Серафима, адресованном лично Николаю II. Запрос Императрицы поступил к архивистам, и они стали искать. Никакого личного письма Старца к Императору Николаю Александровичу, прославившему "убогого Серафима", не оказалось, зато отыскались те самые письма Н.А. Мотовилова к Николаю I и Александру II, о которых упоминалось выше. Письма эти отложились в архиве Третьего отделения Канцелярии Его Императорского Величества (по Мельгунову – в архиве Жандармского корпуса). В письмах были подчеркнуты строчки, содержащие предречения Императору Николаю I, но, возможно, представлявшие интерес и для текущего царствования. Если все подчеркнутые строчки собрать, то получался единый текст, который при желании и неудержимой фантазии можно было бы назвать письмом святого Серафима Императору Николаю II. Назвать так при большом желании можно, но ответственные историки любят точность, и предречения, сделанные для другого Императора и для другого царствования, нельзя произвольно переносить из эпохи в эпоху. Вторая половина царствования – светлая – может быть и у Императора Николая I. Ведь он был поистине великий правитель и несравненной святости государственный муж. Его преданность Православию и русской духовной культуре – вне сомнения. Оттого-то и не напрасно уповают православные люди, что этот Император будет прославлен в лике святых. Вся либеральная грязь, нанесенная врагами веры православной и Отечества на светлый лик этого великого и благочестивого человека, уже отпала. Люди отвыкают ходить на масонском поводке, а кто уже отвык, тот чтит своего великого Императора. Конечно, между двумя Николаями, между двумя великими Монархами – много общего, как есть много общего и между их одноименными Августейшими супругами. И то, что святой относил к одному из них, можно при желании отнести и к другому. Но только "при желании", а этого для точности смысла совсем недостаточно.
Приписывают иногда преподобному Серафиму его якобы сочувствие старообрядчеству. Но для этого даже и основания нет никакого! Ведь известно, что великий подвижник отводил старообрядчеству весьма скромное место в современном ему мире, сравнивая Православие с кораблем, а старообрядчество – самозваную "белокриницкую иерархию" и беспоповцев – всего лишь с утлой лодкой. А то, что он лестовку перебирал в руках, – аргумент в пользу "ревнителей древлего благочестия" совсем неубедительный, поскольку в то время, когда жил святой, лестовка была повсеместна в монастырском обиходе. Еще чаще на молитве Старец перебирал четки, он их и сам весьма умело изготавливал. До наших дней сохранились деревянные четки, сработанные святым Серафимом своеручно (выставлены на обозрение в Свято-Даниловом монастыре). Не изрекал Преподобный и каких-либо особых суждений в пользу староверов, нет на то ни письменных, ни устных, достоверных подтверждений. Существует, однако, ряд резко отрицательных высказываний преподобного Серафима в отношении старообрядчества, как например: "двуперстное сложение противно святым уставам" и многое другое. Истина неделима, и блюсти ее целокупной в лоне Российской Православной Церкви, к чему постоянно призывал старообрядцев батюшка Серафим, – обязанность всех искренно верующих в Спасителя и Бога нашего.
Да, жизнь наша сложная, а временами и весьма тяжелая, поэтому и неудивительно совсем, что люди тянутся к чуду небывалому. Иногда всего лишь лущеный слух обрастает и разукрашивается рассказами, превращаясь в устойчивый миф. А с мифами не спорят, их не пересматривают на достоверность, к ним просто привыкают. Существует, скажем, множество исторических мифов, весьма устойчивых, хотя совершенно бездоказательных и лживых. Тут и якобы имевшееся завещание Петра I, и некоторые фальсифицированные "пророчества" инока-"провидца" Авеля, и кажущаяся почти правдоподобной легенда о Федоре Кузьмиче – якобы бывшем Государе Александре I, и сваливание на Охранное отделение авторства известных "Протоколов", и выдуманный уже после кончины святого Иоанна Кронштадтского его так называемый "вещий сон", и много другой псевдо-церковной мифологии.
В около церковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса". Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу "Начало и конец нашего земного мира", то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году.
В заключение приведем замечательные слова святителя Димитрия Ростовского: "Me буди ми лгати на святого…" И будем помнить, что любое мифотворчество и подтасовка церковно-исторических и агиографических фактов есть тяжкий грех, способный только соблазнить верующие души и привести к нестроениям и расколам в Православной Церкви.
Александр Стрижев
3 февраля 2004 г.
Очень хорошая и своевременная статья!
Уже сейчас появляются "подвижники" распространяющие откровенную глупость и сеющие соблазн в церковной среде.Про появляющееся младостарчество,вообще и вспоминать не хочется.
Уважаемые господа!
Помещаю это письмо в отзывы, так как у Вас не работает адрес для отказа от рассылки (как, впрочем, и для переписки!). Можете считать это письмо открытым:)))
Если Вам еще раз захотелось на пару с Московской патриархией пнуть журнал "Первый и Последний" и меня, как его редактора, и вы не нашли для этого ничего лучше, чем извлечь на свет Божий статью 6-летней давности (Александр Стрижев. Чего не изрекал Преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве https://rusidea.org/310032), то странно было бы расчитывать не то, что я буду и впредь читать ваши рассылки.
А посему позвольте отказаться от подписки на вашу рассылку и попросить ее мне больше не присылать. В противном случае буду считать ее спамом со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
Засим желаю здравствовать.
С уважением, Вячеслав Манягин.
Милостивый государь, г-н Манягин. В любом деле нас, православных людей, интересует истина. Невзирая на лица. Если Вы что-то в статье А.Н. Стрижева считаете неверным - укажите, что. Сейчас на сайте технические неполадки. Как только будет возможность удалить Вас из списка подписчиков - это будет сделано. Однако для этого нам необходимо знать, какой адрес следует удалить.
Недостоверность некоторых текстов, приписываемых прп. Серафиму, очевидна уже из их невразумительного и еретического содержания (см. у меня в ВТР на с. 954). Но мне кажется, что ставить в ряд недостоверных историю о Федоре Кузьмиче - Александре I - неправильно. Имеется множество документальных подтверждений этому, см., например, книгу: М.М. Громыко. "Святой праведный Феодор Кузьмич - Александр Благословенный. Исследование и материалы к житию". Москва, "Паломник", 2007.
Полагаю, Манягину надо помнить позицию Ап.Павла: "Сказавшего неправду - обличи, а не делай вид "оскорбленной невинности". Многим из нас досталось от местного "Администратора", но и он - человек, и он ошибаться может, (даже и теперь). Если же позиция Манягина поменялась, противу той "шестилетней давности", но "самолюбие точит", то и пусть обрадуется с нами обличению ошибки, и дополнит "своими словами". Вячеслав, "С великой радостью воспринимайте впадение в искушение", ведь это - Испытание Веры!...
Хотя, конечно, "кто - я, и - кто ты! Не болей!
Манягин и Гордеев - два старообрядца-расколоучителя, как и Филимонов. Интересно, что все трое - еврейского происхождения. Что бы это всё значило?
Последние данные об истинном авторе книги "Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса" не соответствуют действительности.
Иеромонах Пантелеимон (Успенский) о котором пишет автор родился 24 октября 1886 г., книга была впервые издана в 1901, значит на момент ее написания автору было 13-14 лет и иеромонахом он не был. Тем более, что Пантелеимон, о котором идет речь никогда не принадлежал к Оптиной Пустыни, а учился в МДС и МДА, а затем скончался на Афоне.
Скорее всего речь идет об Оптинском старце Преподобномученике Пантелеимоне (Аржаных) 1972 [или 1968?] года рождения. На момент написания книги он был послушником в Оптиной, но не мантийным монахом. И в дневнике Иоанна Кронштадского за 1905 г. об авторе книги написано что он "светский человек"...
Удивительно, как люди раскидываются оценками. Вот уже и Филимонов старообрядец и расколоучитель и еврей к тому же. Действительно, Петр, чтобы это значило? А только то, что это безответственные, никакими доказательствами неподкрепленные слова, а вы, надеюсь, Петр знаете, что за каждое слово человеку придется нести ответ.
И автору статьи тоже бы надо быть подоказательнее в своих утверждениях,дабы не порождать новых мифов.
Да, к сожалению, за последние годы появилось очень много лжи, которая приписывается нашим великим святым старцам и подвижникам, искажая ИСТИНУ! Но что самое печальное, эта ЛОЖЬ в огромных количествам тиражируется именно через т.н. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ сайты!!! А как же иначе? Ведь им среди православных думающих людей больше веры! Увы, грешит этим и ваш сайт и данная статья. Здесь много не напишешь, поэтому анализировать все нет возможности.
"м." Тамара, вы не из числа упёртых святых борцов с числом зверя, ИНН нарицаемым? Питерцы Филимонова знают хорошо, сыты им по горло. Хотя бы диски его с восхвалением старообрядчества покупали? И он действительно еврей-полукровка по отцовской линии.
Люди,хотите оставаться "рабами" так вам никто не мешает и не помешает это продолжать. Хотите стать свободными - тоже ведь не под запретом. Так зачем хаять ту или иную веру или религию? Вы сами порождаете антихристианство, не соблюдая одной простой истины: Не лезь в чужой монастырь со своим уставом. Кому то нравится лоб расшибать и благ просить у того, кого не видно, а кому то с матушкой Землёй общаться и реальные блага от неё получать. Так на то ж и дана вам свобода воли. Не ищите виноватых в других, в себя загляните.
Чем вас пугает старообрядчество? Истинностью своей Белокриницкой иерархии и твердостью в держании святоотеческого предания (чего не скажешь о господстующей церкви и ее многочисленных ответвлений)?
Юлия, Вас пугает твердое стояние в православии?
Автор пишет, что Серафим сравнивал " старообрядчество – самозваную "белокриницкую иерархию" и беспоповцев – всего лишь с утлой лодкой."
Скажите эта ложь на кого расчитана? Серафим умер в 1833 году, в то время как Белокриницкая иерархия была основана в 1846 году. При этом никто ее "самозванность" не доказал, ибо все было совершено по правилам святой церкви.
Подробное исследование и Серафиме Саровском и его связях со старообрядцами см. здесь: http://verardc.ru/pdf/serafimsarovski.pdf в отличии от данной статьи, не стесняющейся приводить безосновательную и очевидную ложь, в данном исследовании все основано на реальном материале, а не фантазиях автора.ш
чтобы понимать что сейчас происходит и отличать лож от истины нужно иметь дух христов только тогда вам будет понятен смысл и суть по духу христову ведь сказоно что пошлет в конце БОГ действие заблуждения так как они будут верить лжи. Да будут осуждены все неверовавшие истене но возлюбившие неправду.2фес.PS ЭТО ТЕ КТО ВЫ БРАЛ КОМФОРТ И УДОБСТВО ЭТОЙ ЖИЗНИ ДА ЕШЕ МНОГО УВАЖАЕМЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ БАЛТАВНЕЙ И МНОГСЛОВИЕМ 1 ЭТО ПЕРВОЕ МЫТАРСТВО 1 ГОСПОДА МЫ УЖЕ ГОРИМ. ГРЯДИ ГОСПОДИ .ВИДЕНА ШЕСТВИЯ ТВОЯ БОЖЕ ШЕСТВИЯ БОГА ИСКУПИТИЛЯ И СПАСИТЕЛЯ И СУДИИ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ ГРЯДУШЕГО НА ПОСЛЕДНИЙ СТРАШНЫЙ СУД ЧЕЛСВЕЧЕСТВУ ГРЯДУШЕГО СКОРО.
То, что касается второй светлой половины царствования - это относится к НиколаюII.
Я это подтверждаю на 200%.
Странно! У нас на Руси, что, не осталось прозорливых старцев? Которые могли бы подтвердить:
1. Это изречение принадлежит Сирафиму Саровскому!
2. Воплощение НиколаяII уже состоялось! Ему сейчас около 60ти лет! Более того! Святой Владимир креститель и НиколайII - одна душа!!! Душа Ангела!
Виктору.
«2. Воплощение НиколаяII уже состоялось! Ему сейчас около 60ти лет! Более того! Святой Владимир креститель и НиколайII - одна душа!!! Душа Ангела!» - С ума сойти! Какого только бреда не приходится слышать и читать от нынешних наших недоправославных неофитов!
Дружище! Православная Церковь, да и любое другое христианское исповедание, отрицает оккультно-языческую веру в переселение душ, так же как и оккультическое смешение человеческих душ с безплотными духами (ангелами). Учи православный катехизис, дубина.
Тогда будетъ смущеніе съ великимъ любопреніемъ, будуть непрестанно препираться и не обрящутъ ни начала, ни конца Потомъ соберется восьмой соборъ, чтобы разобрать споръ, и явить (досл. сотво-
рить) благое благимъ и злое злымъ... (Посмертныя вѣщанія преподобнаго Нила Мѵроточиваго Аѳонс-
каго») Где тут говорится о том, что Восьмой собор будет экуменический?
очень правильно, согласен на 100
ДЛЯ СПРАВКИ (Михаилу Викторовичу и Николаю Дмитриевичу):
Александр Николаевич Стрижёв пишет (в 2004 году):
"Согласно православному Преданию и высказываниям многих подвижников благочестия, так называемый "Восьмой Вселенский Собор" будет собором экуменическим и обновленческим. Так что будем бдительны".
Священник Георгий Максимов отвечает на это (в 2016 году), в частности, следующее:
"<...> Всеправославный Собор, который предполагается созвать в этом году, не претендует на звание Вселенского Собора. Сами организаторы не называют его таковым. Странно, что именно противники этого собора неоправданно повышают его статус, упорно именуя его Вселенским. <...> В традиции греческих Церквей еще с Византийских времен распространено мнение о том, что Вселенских Соборов было восемь, последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском. Восьмым Вселенским Собором его называли, например, св. Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Фессалоникийский (PG 155, col. 97), поднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем Томосе 1705 г.) и др. То есть, по мнению целого ряда святых восьмой Вселенский Собор не только возможен, но УЖЕ был. <...>" Источник ответа: http://www.blagogon.ru/digest/689/
В околоцерковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Это достаточно объемное сочинение до революции издавалось в столице анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочел случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и все. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевел 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году.
Источник: «Православная книга России»
Но эта информация позорит в первую очередь автора, а не праведного Иоанна Кронштадтского!!!
[quote]
Можно ли каким-то образом решить проблему псевдоправославной литературы?
Решить эту проблему очень просто. Достаточно во всех доступных СМИ (как церковных, так и светских), разместить информацию, что отныне во всех изданиях, которые позиционируются издателями как православные и выпускаются верующими людьми, должны стоять не просто архиерейские благословения, но номер архиерейского указа и число, которым он был подписан.
[/quote]
А теперь посмотрим???
Толкование Иоанна Кронштадтского на книгу «Апокалипсис» вышло под названием «Начало и конец нашего земного мира». Вашему вниманию представляется редкий отсканированный вариант издания 1900 года.
Информация взята из миссионерского православного портала -
http://dishupravoslaviem.ru/ioann-kronshtadskij-tolkovanie-na-apokalipsis-skachat/
[quote]
Протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский)
НАЧАЛО и КОНЕЦ
НАШЕГО ЗЕМНОГО МИРА
Опыт
раскрытия пророчеств Апокалипсиса
Часть первая
С-Петербург Дештуковская Паровая Скоропечатня
П.О. Яблонского
1900 г.
От СПБ Комитета Духовной цензуры печатать разрешается
23 февраля 1901 г.
Цензор Архимандрит АНТОНИН.
[/quote]
[quote]
Протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев / Кронштадтский/
НАЧАЛО и КОНЕЦ
НАШЕГО ЗЕМНОГО МИРА
Опыт
раскрытия пророчеств Апокалипсиса
Вторая часть
С.-Петербург
Издание 2-е книгопродавца
И.Д. Тузова
Гостиный двор, № 45 1904 г.
На основании циркулярного предложения Министерства Народного Просвещения отпущено 10-19 ноября 1901 года за №31977, допущено в учительские и в бесплатные народные читальни и библиотеки.
[/quote]
Как видите книга батюшки Иоанна не только выпущена ранее книги иеромонаха Оптиной пустыни Пантелеимона, но:
[quote]
и От СПБ Комитета Духовной цензуры печатать разрешается 23 февраля 1901 г.
Цензор Архимандрит АНТОНИН.
Плюс:
На основании циркулярного предложения Министерства Народного Просвещения отпущено 10-19 ноября 1901 года за №31977, допущено в учительские и в бесплатные народные читальни и библиотеки.
[/quote]
А иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон (Успенский, 1886-1918)?Свой опыт раскрытия Апокалипсиса издал и открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко только в 1903 году.
НО кто его книгу разрешил издавать, и кто эту книгу благословил и рецензировал???
Книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» содержит богословские неточности и ошибки. Не раз уже отмечал: ее автором не мог быть св. Иоанн Кронштадтский.
Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах"
Статья 9. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "С" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2238/008dcb3a9bac18c3b8b1bab30bb3ea1c45749cc3/
Ведь книги опыт раскрытия Апокалипсиса выпущенной в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году не существует!!!
Достаточно войти на сайт Книги издательства «Типография и Хромолитография Е. И. Фесенко»:
https://www.livelib.ru/ ...
Чтобы понять, что этой книги не было никогда!!!!?
НО Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) говорит!!!
«…издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление...».
А автором книги «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», является:
http://search.rsl.ru/ ...
Иоанн Кронштадтский (св.; 1829-1908).Начало и конец нашего земного мира [Текст] : опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса : [в 2-х частях] / [протоиер. о. Иоанн Ильичев Сергиев (Кронштадтский)]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1904 (Тип.-литогр. М. П. Фроловой).
Первый кто напечатал сей труд под таким названием!!!
И это можно проверить, в отличие от «утки» господина Александра Стрижева, в Российской государственной библиотеке (РГБ)!!!