Издательство Русская Идея Издательство Русская Идея Движение ЖБСИ



Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Календарь «Святая Русь»

Илья Муромец – воин и монах. День его памяти


19.12.1188 (1.01). - Илья Муромец – воин и монах. День его памяти

 

Илья Муромец – воин и монах

Памятник прп. Илье Муромцу работы В.М. Клыкова открыт в г. Муроме в 1999 г.

Преподобный Илия Муромский, чудотворец Печерский († ок.1188), родился в семье Ивана Чоботова из Муромского села Карачарова во Владимірской губернии. Из-за поразившей его с детства немощи ног, Илия не мог ходить 30 лет, живя в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания так донесли до нас чудо его исцеления. Однажды явились ему святые старцы в образе "калик перехожих" и попросили: "Поди и принеси нам напиться". Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илия, искренне желая выполнить волю старцев, встает на ноги. В этот момент была испытана его вера в милость Божию. Принеся воды, он по требованию старцев выпил ее и получил при этом "силу великую".

Свою богатырскую силу Илия пронес через всю свою жизнь как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он безкорыстно и самоотверженно служил до самой смерти. Чудодейственную духовную и физическую силу Илия Муромец использовал только для восстановления справедливости, для защиты Отечества и веры христианской.

Народные былины о подвигах Илии Муромца порою глубоко символичны.

Когда Илия, «очищая дорожку прямоезжую», берет в плен Соловья-разбойника поначалу с сохранением ему жизни, пристегнув к стремени – это символизирует одоление грубой языческой силы, мешавшей Руси выйти на прямую историческую дорогу Третьего Рима. Язычество не самый страшный и могучий враг на Руси, но если оно противится Истине, от него Русь должна быть очищена. Перед битвой  с  половцем  Калином он  долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой. Злого татарина, который пытался убить богатыря спящим, Илия берет за ноги и лишь отбрасывает, правда, «повыше дерева стоячего, пониже облака ходячего». Копие Илии Муромца описывается во многих былинах как увенчанное крестом.

Провиденциальный смыл для современной русской истории имеет былина, описывающая тяжелый бой Илии с могучим хазарским богатырем Жидовином, который напугал Добрыню и затем едва не одолел самого Илию, уже немолодого, повергнув его наземь и прижав. Но укрепившись верою в апостолов, которые не предрекали ему такую гибель в чистом поле от жидовской руки, и силами родной земли, русский богатырь сбрасывает с себя и убивает наглого Жидовина, то есть иудея, в христианском понимании - носителя страшной сатанинской силы. Дай-то Бог и нам хотя бы сбросить его в нашей тяжелой битве!

Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. В нем русские былины показали символ русского воинского благородства (Илию нередко называют "старым казаком") и идеал нашего национального характера.

В действительности Илия Муромец поступил на службу Великому Князю Владиміру Мономаху (а не св. равноап. Владиміру, как говорится в некоторых былинах). Усилиями его дружины половцы были отброшены в XI веке  далеко на восток. Войско Владиміра Мономаха расширило русские пределы до Дона и Азовского моря.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, Илия, повинуясь зову сердца, оставил мір, подвизался монахом в Киево-Печерском монастыре и ушел в затвор. Отошел  Илия Муромец в Царство Небесное на 45-м году жизни в 1188 г. К лику святых причислен в 1643 г., а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. На левой его руке видна рана от копья, пальцы правой руки сложены в двуперстие.

Нетленные мощи Ильи Муромца покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской ЛаврыВ 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты подтвердили факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего - 40-55 лет; рост - 177 см (в то время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; обнаружена глубокая рана в грудь, ставшая причиной последующей смерти в таком еще достаточно крепком возрасте.

Частично использован материал: http://www.russdom.ru/oldsayte/2007/200701i/20070113.shtml

 

 

Илья Муромец и Жидовин
Былина, не любимая у коммунистических и демократических издателей

Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Цицарскиих,
Под славным городом под Киевом,
Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич млад,
Есаул Алеша Поповский сын,
Еще был у них Гришка Боярский сын,
Был у них Васька Долгополой
(...)
Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин могуч богатырь
На эти степи Цицарския!
Приехал Добрыня в стольный Киев-град,
Прибирал свою братию приборную:
- Ой вы гой еси, братцы-ребятушки!
Мы что на заставушке устояли.
Что на заставушке углядели?
Мимо нашу заставу богатырь ехал!
Собирались они на заставу богатырскую.
Стали думу крепкую думати:
Кому ехать за нахвальщиком?
(...)
Походит Илья на конюший двор,
Имает Илья добра коня,
Уздает в уздечку тесмянную,
Седлает в седелышко черкаское,
В торока вяжет палицу боёвую,
Она свесом та палица девяноста пуд,
На бедры берет саблю вострую,
Во руки берет плеть шелковую,
Поезжает на гору Сорочинскую;
Посмотрел из кулака молодецкого,
Увидел на поле чернизину,
Поехал прямо на чернизину,
Вскричал зычным, громким голосом:
- Вор, собака, нахвальщина!
Зачем нашу заставу проезжаешь,-
Мне, атаману Илье Муромцу, челом не бьешь?
Податаманью Добрыне Никитичу?
Есаулу Алеше в казну не кладешь
На всю нашу братью наборную?
Услышал вор-нахвальщина зычен голос,
Поворачивал нахвальщина добра коня,
Попущал на Илью Муромца.
Илья Муромец не удробился.
Съехался Илья с нахвальщиком:
Впервые палками ударились,-
У палок цевья отломалися,
Друг дружку не ранили;
Саблями вострыми ударились,-
Востры сабли приломалися,
Друг дружку не ранили;
Вострыми копьями кололись,-
Друг дружку не ранили;
Бились, дрались рукопашным боем,
Бились, дрались день до вечера,
С вечера бьются до полуночи,
Со полуночи бьются до бела света.
Махнет Илейко ручкой правою,-
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю;
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал чинжалищё булатное,
Хочет вспороть груди белыя,
Хочет закрыть очи ясныя,
По плеч отсечь буйну голову.
Еще стал нахвальщина наговаривать:
- Старый ты старик, старый, матерый!
Зачем ты ездишь на чисто поле?
Будто некем тебе, старику, замениться?
Ты поставил бы себе келейку
При той путе - при дороженьке,
Сбирал бы ты, старик, во келейку,
Тут бы, старик, сыт-питанён был.
Лежит Илья под богатырем,
Говорит Илья таково слово:
- Да неладно у святых отцёв написано,
Не ладно у апостолов удумано,
Написано было у святых отцёв,
Удумано было у апостолов:
"Не бывать Илье в чистом поле убитому",
А теперь Илья под богатырем!
Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:
Махнёт нахвальщику в белы груди,
Вышибал выше дерева жарового,
Пал нахвальщина на сыру землю,
В сыру землю ушел допояс,
Вскочил Илья на развы ноги,
Сел нахвальщине на белы груди.
Недосуг Илюхе много спрашивать,-
Скоро спорол груди белыя,
Скоро затырил очи ясныя,
По плеч отсек буйну голову,
Воткнул на копье на булатное,
Повез на заставу богатырскую.
Добрыня Никитич встречает Илью Муромца
Со своей братьей приборною.
Илья бросил голову о сыру землю,
При своей братье похваляется:
- Ездил во поле тридцать лет,-
Экого чуда не наезживал!

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=25010104


 просмотров: 16077
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:


Mr Drill2014-12-18
 
Вот это "Былина, не любимая у коммунистических и демократических издателей" сразу и выдает с ушами для чего создан весь этот сайт - сионистская провокация! Жиды (жидовины) были сильны не мускулами да удалью молодецкой, а коварством и подкупом (посулами). А ваша "Былина..." столь "не любимая у коммунистических и демократических издателей" скорее всего новодел тех же времён, что и гипотеза об образовании государства российского от порабощения варягами.

 
МВН2014-01-05
 
Благодарю. Текст о троеперстии заимствован с современного православного ресурса. Но скорее всего отклики о двуперстии более верны. В "противураскольных" книгах в XVIII и XIX вв. часто распространялась информация о том, что правая рука Илии Печерского сложена троеперстно, то есть так, как стало принято складывать пальцы для совершения крестного знамения после реформ XVII в. Однако эти сведения не находят научного подтверждения. Вот строки из материалов медицинского исследования мощей: "Правое предплечье резко согнуто в локтевом суставе и направлено к месту проекции сердца. Второй и третий пальцы правой руки выпрямлены и сведены в виде двуперстия, а остальные согнуты". Итак, пальцы правой руки богатыря сложены двуперстием. (Хведченя С. Святыни и святые Киево-Печерской лавры. Киев, 2001, c. 162). Поэтому в данный календарный текст внесено исправление.

 
???2014-01-05
 
как это может быть? на фотке двоеперстие, а в тексте над фоткой написано троеперстие?

 
Цзаофань.2012-10-12
 
Былина интересна, а вот статья - версия с душком новоправосланого бреда. Есть и иная версия о происхождении Ильи Мурамца, в ней утверждается, что Илья ранее, до 33-х лет, носил имя Добрыня (Никитич или, правильнее, Нискинич) и был братом Малы (Малуши) а, следовательно, приходился дядей Владимиру Красно Солнышко (насильнику Рогнеды). Весьма пикантна деталь - троеперстие в статье, это может отослать мощи "Ильи" ко временам царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. И как тады "пацанам подрастающим" быти?

 
Сергей2011-01-31
 
Молодец Илья Иванович! Вот они, настоящие герои для пацанов подрастающих.

 


Архангел Михаил


распечатать молитву
 

ВСЕ СТАТЬИ КАЛЕНДАРЯ




Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы

Главный редактор: М.В. Назаров, Редакторы: Н.В.Дмитриев, А.О. Овсянников
rusidea.org, info@rusidea.org
Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.