6.4.1903 (19.4). – Погром евреев в Кишиневе, ставший на Западе символом "антисемитского" царизма.
Кишиневский погром – один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошел 6–7 апреля 1903 г. в бессарабском губернском городе Кишиневе.
Приведем описание этого трагического события А.И. Солженицыным.
Солженицын о Кишиневском погроме и его международных последствиях
... В то время, при неграмотном и крайне невежественном населении всей Бессарабии, в Кишиневе жило: 50 тыс. евреев, 50 тыс. молдаван, 8 тыс. "русских" (большей частью украинцев, но этого тогда не различали) и сколько-то остальных. Главные силы погрома, "погромщики были в основном молдаване"(190). Кишиневский погром начался 6 апреля 1903 – на последний день еврейской Пасхи и в первый день православной...
Прибегнем к единственному документу, основанному на тщательном расследовании и по прямым следам событий, – Обвинительному акту, составленному прокурором местного суда В.Н. Горемыкиным, "который не привлек к делу ни одного еврея в качестве обвиняемого, что вызвало резкие выпады против него в реакционной печати" (192). (Как мы увидим, суд заседал сперва закрыто, чтобы "не разжигать страсти", – и акт впервые был опубликован за границей, в штутгартском эмигрантском "Освобождении" (193).)
Акт начинает с "обычны[х] столкновени[й] между евреями и христианами, всегда происходивши[х] за последние годы на Пасху" и с "нерасположени[я] местного христианского населения к евреям". И вот уже "недели за две до Пасхи... в Кишиневе стали циркулировать слухи об имеющемся быть на предстоящих праздниках избиении евреев". – Тут поджигающую роль сыграла и газета "Бессарабец" (редактор Крушеван), печатавшая "в течение последнего времени изо дня в день резкие статьи антиеврейского направления, не проходившие безследно... среди приказчиков, мелких писцов и т. п. малокультурного люда Бессарабии. Последними вызывающими статьями "Бессарабца" были сообщения об убийстве в п. Дубоссарах христианского мальчика, совершенном будто бы евреями с ритуальными целями"...
И что же кишиневская полиция? – "Не придавая особого значения упомянутым" слухам, и несмотря на то, что "за последние годы постоянно в это время повторялись драки между еврейским и христианским населением, кишиневская полиция не предприняла каких-либо исключительных мер предупреждения", лишь усилила "на праздники наряд[ы] в местах предполагавшегося наибольшего скопления" за счет добавки и военных патрулей из местного гарнизона (195). Полицмейстер не дал энергичных ясных инструкций полицейским чинам...
6 апреля на улицах "праздный народ", "много подростков", в 4-м часу дня среди толпы и пьяные. Тут мальчишки стали бросать камни в окна ближних еврейских домов, дальше сильней, а когда пристав с околоточным пытались задержать одного, то и сами "были осыпаны каменьями". Затем появились и взрослые. "Неприятие полицией энергичных мер к немедленному подавлению безпорядков" повело к разгрому двух еврейских лавок и нескольких рундуков. К вечеру безпорядки стихли, "никаких насилий над личностью евреев в этот день произведено не было", а полиция арестовала за этот день 60 человек.
Однако "с утра, 7 апреля, христианское население... сильно волнуясь, стало собираться в разных местах города и на окраинах небольшими группами, которые вступали с евреями в столкновения, принимавшие все более и более острый характер". Так же с раннего утра на Новом базаре "собралось человек свыше 100 евреев, вооруженных для самозащиты дрючками, кольями и некоторые даже ружьями, из которых по временам стреляли". У христиан огнестрельного оружия не было. Евреи говорили: "вчера вы русских не разгоняли, сегодня мы сами будем защищаться". И некоторые евреи "имели при себе... и бутылки с серной кислотой, коей они и плескали в проходящих христиан". (Аптеками традиционно владели евреи.)
"Слухи о насилиях, чинимых евреями над христианами, быстро стали распространяться по городу и, переходя из уст в уста в преувеличенном виде, сильно раздражали христианское население": "избили" передавалось как "убили", и будто евреи ограбили старый собор и убили священника. И вот "в разных частях города многочисленные партии, человек в 15-20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом", увеличивались, и к 2-3 часам "район безпорядков... обнимал уже большую часть города"; "те дома, в окна коих были выставлены иконы и кресты, безчинствующими не трогались". В громимых "помещениях имущество подвергалось немедленно полному уничтожению", а товар, выбрасываемый из лавок, "частью уничтожался на месте, частью расхищался лицами, следовавшими за громилами". И до того дошли, что "в еврейских молитвенных домах произведено было полное разрушение, а священные их свитки (тора) выбрасывались на улицу в изорванном виде". И уж разумеется, громились винные лавки, "часть вина выпускалась на улицу, часть же на месте распивалась безчинствующими"...
Часть евреев, вооружась револьверами, прибегла к самозащите и начала стрелять в громил... из-за угла, из-за заборов, с балкона... безцельно и неумело, так что выстрелы эти, не принеся евреям ни малейшей помощи", только вызвали у громил "дикий разгул страстей. Толпа громил озверела, и всюду, где раздавались выстрелы, она немедленно врывалась и разносила все в дребезги, чиня насилия над попадавшимися там евреями". И "особенно роковым для евреев" был "выстрел, коим был убит русский мальчик Останов". С 1-2 часов дня "насилия над евреями принимали все более и более тяжелый характер", а с 5 часов сопровождались "целым рядом убийств".
В 3 с половиной часа дня окончательно растерявшийся губернатор фон-Раабен сдал командование начальнику гарнизона генералу Бекману, "с правом употребления оружия". Бекман тотчас разделил город на участки и стал передвигать части, до тех пор "безсистемно разбросанны[е] по городу". "С этого же времени войска начали производить массовые аресты безчинствующих" и принимали энергичные меры. К ночи погром в городе стих.
Акт подводит итоги жертв. "Всех трупов... обнаружено 42, из коих 38 евреев"; "у всех убитых найдены были повреждения, причиненные тяжелыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором"; эти повреждения "почти у всех без исключения" были головные, были и "тяжкие побои туловища. Огнестрельных ран не было. Следов каких-либо истязаний или надруганий на трупах не обнаружено, что доказывается как протоколами осмотра и вскрытия тел убитых, так и показаниями врачей, производивших упомянутые осмотры и вскрытия" и "протоколом Врачебного отделения Бессарабского Губернского Правления"; "раненых всех 456, из коих 62 христианина... 8 с огнестрельными ранами... Из числа [394 раненых] евреев только пятеро получили тяжкие повреждения; остальные все легкие. Никаких следов истязаний ни у кого не найдено... Почти 3/4 пострадавших мужчины, за единичными исключениями, взрослые люди. Об изнасилованиях было подано три заявления, из коих по двум составлены обвинительные акты". Получили повреждения 7 воинских чинов, из них один солдат "получил ожог лица серною кислотою"; 68 полицейских – легкие повреждения. "Домов разгромлено было около 1350, ... всех еврейских лавок разгромлено около 500". Арестованных "к утру 9-го апреля состояло 816 человек"; и кроме следствий об убийствах привлечено к уголовной ответственности 664 человека...
Но далеким от этих событий вершителям общественного мнения – этих ужасов достаточно не было. При всех человеческих трагедиях и бедах, при всех смертях, они увидели на первом плане – как ударить по царской власти? И они прибегли к разжигательным преувеличениям... кишиневским погромом воспользовались, чтобы нарицательно и навсегда заклеймить Россию...
Заключение Обвинительного акта: безпорядки "разрослись до указанных размеров лишь благодаря нераспорядительности полиции, не имевшей должного руководства... Предварительным следствием не добыто данных, которые указывали бы, что упомянутые безпорядки были заранее подготовлены" (201). И никаким дальнейшим следствием – тоже не добыто.
Но вопреки тому... "Бюро защиты" евреев (при участии влиятельнейших М. Винавера, Г. Слиозберга, Л. Брамсона, М. Кулишера, А. Браудо, С. Познера, М. Кроля) (202), едва узнав в Петербурге о погроме, от порога исключило любые тому причины, кроме высочайшего заговора: "Как только мы узнали, при какой обстановке происходила Кишиневская бойня, для нас стало ясно, что эта дьявольская затея никогда не имела бы места... если б она не была задумана в Департаменте полиции и не выполнялась по приказу оттуда"... "полиция и войсковые части явно помогали убийцам и грабителям" (207)...
Власти тем временем вели подробное следствие. В Кишинев был немедленно направлен директор Департамента полиции А. А. Лопухин (он, при его либеральных симпатиях, вне подозрения общественности). Был тут же смещен губернатор фон-Раабен и еще несколько должностных лиц Бессарабской губернии, новым губернатором назначен либеральный кн. С. Урусов (в скором будущем – видный кадет, и подпишет мятежное "Выборгское воззвание"). – А в "Правительственном Вестнике" от 29 апреля был опубликован циркуляр министра внутренних дел Плеве, возмущенного бездействием кишиневских властей. Он указывал всем губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам – решительно пресекать насилия всеми мерами (212).
Не молчала и Православная Церковь. Святейший Синод издал циркуляр, чтобы духовенство приняло меры к искоренению вражды против евреев. С осуждением, увещаниями и умирениями к христианскому населению обратились несколько иерархов, в том числе широко чтимый о. Иоанн Кронштадтский: "Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане" (213)...
В раннем мае, через месяц от событий, вспыхнула и раскатилась газетная и агитационная кампания вокруг погрома – и по прессе российской, и по всей европейской и американской. В Петербурге неистовые газетные статьи стали гласить об убийствах женщин и грудных младенцев, о множестве случаев изнасилования несовершеннолетних девочек, само собою – жен, и в присутствии мужей или родителей; сообщения о вырезанных языках. "Одному еврею распороли живот, вынули внутренности... одной еврейке вбили в голову гвозди насквозь" через ноздри (215). Не прошло недели, как эти содрогающие подробности напечатали западные газеты. Им безоговорочно верила западная общественность, и, например, ведущие евреи Англии вполне положились на эти пронзительные сообщения и дословно включили их в свой публичный протест (216)…
Из-за новой волны статей даны были дополнительные показания врачей... – каждый констатировал, что ни при осмотрах, ни при вскрытиях не обнаружил признаков и следов зверских издевательств над трупами, какие описаны в прессе (217)... Прокурор Одесской Судебной палаты в ответ на запрос Лопухина об изнасилованиях "лично произвел негласное дознание": по рассказам родственников же ни один случай изнасилования не подтвержден. Конкретные случаи в запросе – положительно исключены (219). Но что там осмотры и заключение врачей? Кому дело до конкретных исследований прокурора? Пусть себе остаются желтеть в служебных бумагах.
Все то, чего не подтвердили свидетели, о чем не писал Короленко, – не додумались опровергать и власти. И все эти подробности разнеслись по мiру и стали в общественном мнении фактом – на весь XX век, а может быть и на XXI, – так и стынут над именем России...
В этой борьбе со стороны либерально-радикальных, а тем более революционных кругов был жадно желаем любой факт (или выдумка), кладущий пятно на правительство, – и не считалось предосудительным никакое преувеличение, искажение, подтасовка – лишь бы только сильней уязвить правительство. Для российских радикалов такой погром был – счастливый случай в борьбе!
... И поднялась – всемiрная атака на царское правительство. Бюро Защиты евреев рассылало телеграммы во все столицы: всюду устраивать митинги протеста! (220)... Пишет член Бюро: ... "Впечатление наши сведения всюду производили потрясающее, и в Париже, Берлине, Лондоне и Нью-Йорке происходили митинги протеста, на которых ораторы рисовали ужасные картины преступлений, совершаемых царским правительством" (221), – вот-де таков русский медведь от начальных времен! – "Поразили весь мiр те зверства". – И теперь уже безоглядно: полиция и солдаты "всеми способами помогали убийцам и грабителям делать их безчеловечное дело" (222). "Проклятое самодержавие" наложило на себя несмываемое пятню! На митингах клеймили новое злодеяние царизма, "сознательно им подготовленное". В лондонских синагогах обвиняли... Святейший Синод в религиозной резне... "Пусть Бог Справедливости придет в этот мир и разделается с Россией, как он разделался с Содомом и Гоморрой... и сметет этот рассадник чумы с лица земли"...
А Россия – в публичности рубежа веков – была неопытна, неспособна внятно оправдываться; не знали еще и приемов таких... Был – неизвестно где, неизвестно через кого, но очень кстати – "обнаружен" текст "совершенно секретного письма" министра внутренних дел Плеве к кишиневскому губернатору фон-Раабену.., где министр в ловких уклончивых выражениях советовал: что если в Бессарабской губернии произойдут обширные безпорядки против евреев – так он, Плеве, просит: ни в коем случае не подавлять их оружием, а только увещевать... письмо это имело колоссальный успех: до сих пор все же не доказанные, теперь "документально были доказаны" кровавые замыслы всеми ненавидимого царизма против евреев. Еще жгучей раскатились по всему миру и газетные статьи и митинги... А ненаходчивое царское правительство, да еще и не понимающее всего размера своего проигрыша, только и нашлось что отмахнуться лаконичным небрежным опровержением, подписанным главой Департамента полиции А.А. Лопухиным, и лишь на девятый день после сенсационной публикации в "Таймсе" (229)...
Уверенно можно сказать, что это была – подделка, и по многим соображениям... Сразу же после Февральской революции Чрезвычайная Следственная комиссия Временного правительства, а еще более и еще усерднее специальная "Комиссия для исследования истории погромов", с участием авторитетных исследователей, как С. Дубнов, Г. Красный-Адмони, – не только не нашла ни в Петербурге, ни в Кишиневе самого документа, ни даже его регистрации по входящим-исходящим, а обнаружила – всего лишь сделанный в министерстве внутренних дел русский перевод с английского текста... Да после 1917 года – чего бы опасаться? но не открылся ни один свидетель или мемуарист... В августе 1917 на Московском Государственном Совещании председатель Чрезвычайной Следственной комиссии публично заявил, что "скоро представит документы Департамента полиции об организации еврейских погромов", – но ни скоро, ни нескоро, ни его Комиссия, ни потом большевики никогда ни одного такого документа не представили...
И вот, лжеистория кишиневского погрома стала громче его подлинной скорбной истории...
Для российской либерально-радикальной оппозиции суд должен был превратиться в битву с самим самодержавием. На суд отправились "гражданскими истцами" виднейшие адвокаты, и христиане и евреи, – М. Карабчевский, О. Грузенберг, С. Кальманович, А. Зарудный, Н. Соколов... Власти не публиковали судебные отчеты, чтобы не разжигать страсти ни в самом Кишиневе, ни уже разожженные по всему миру. Так еще удобнее: штат активистов вокруг "гражданских истцов" составлял свои собственные отчеты о суде и отсылал их через Румынию на всемирное распубликование. Однако ход суда это не изменило: дотошно выяснялись всего лишь морды погромщиков, а власти – виновны, несомненно, – но только в том, что не справились вовремя. И тогда группа гражданских истцов-адвокатов заявила коллективно: что "если суд отказывается привлечь к ответственности и наказать главных виновников погрома" – то есть не какого-то губернатора Раабена, на него и внимания почему-то не обращали, а – министра Плеве и центральную администрацию России, то "им, защитникам... больше нечего делать на процессе". Они "натолкнулись на такие трудности со стороны суда, которые лишают их всякой возможности... свободно и по совести защищать интересы своих клиентов, а также интересы правды" (236). Новая адвокатская тактика... произвела сильнейшее впечатление во всем мире...
Между тем: кишиневский судебный процесс осени 1903 года показал картину обратную… Суд – Особое присутствие Одесской Судебной Палаты – проводился теперь последовательно. Никак не оправдались прогнозы западных газет, что "кишиневский процесс будет издевательством над правосудием". При большом количестве обвиняемых они были разбиты на группы, по тяжести обвинений. Как сказано выше, среди обвиняемых – евреев не было (239). Начальник губернского Жандармского Управления сообщил еще в апреле, что из 816 арестованных – 250 освобождены от следствия и суда по бездоказанности предъявленного к ним обвинения; 466 человек сразу же и получили судебные решения за мелкие преступления (об этом свидетельство и в "Таймс"), "при чем признанные по суду виновными приговорены к наказаниям в высшей мере"; подследственных с серьезными обвинениями – около 100, их них 36 обвиняются в убийствах и насилиях (к ноябрю – 37). В декабре тот же Начальник губернского Жандармского Управления сообщает результаты суда: лишение всех прав состояния и каторга (кому 7 лет, кому 5), лишение прав и арестантские роты (на полтора года и на год). Всего приговорены 25 подсудимых, а 12 оправданы (240)…
Российское правительство, давно уже менее всего успевавшее на международной сцене, – ни тогда ни затем не поняло, какое грандиозное мировое поражение оно понесло здесь… Правительство... было представлено искусным, еще как уверенным и безконечно злым гонителем их [евреев]. Такой враг мог быть достоин только уничтожения...
Погром этот лег деготным пятном на всю российскую историю, на мировые представления о России в целом, – и черное зарево его предвозвестило и ускорило все близкие сотрясения нашей страны.
А. И. Солженицын. ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ (1795 – 1995). Часть I. М. 2001. Глава 8: На рубеже ХIХ-ХХ веков. (Приведено тут с сокращениями в орфографии издательства РИ)
Еще о причинах и целях погромов
В.В. Кожинов в статье "Правда о погромах" объяснял их причину «неразрешимым социально-экономическим конфликтом» между огромным еврейским влиянием в торгово-финансовой сфере и бедным местным населением. «Конечно, к экономическому конфликту могли примешиваться – и примешивались – идеологические, религиозные и чисто бытовые моменты, но корень все-таки – в финансово-торговой сфере. Завершая разговор о нелепости версии, согласно которой погромы инспирировались правительством, напомню еще раз, что после того, как Бессарабия оказалась под властью Румынии, погромы там не только не прекратились, но приобретали подчас более ожесточенный характер» в 1920-е годы.
Однако была и другая причина погромов. Солженицын отмечает: «Не первый раз мы видим эту трагическую связь еврейских погромов с христианской Пасхой, – так было в 1881, и в 1882, и в Николаеве в 1899»... Он не вдается в причину этой связи, а она несомненно состояла в том, что предшествующая христианской пасхе еврейская пасха у хасидов имела антихристианское содержание (распятие Христа произошло в этот праздник, придав ему затем в христианскую эпоху и этот аспект), и именно в связи с этим праздником у хасидов практиковались ритуальные убийства христиан (см. в известном исследовании В.И. Даля, сделанное им по поручению имперского МВД). Как реальные факты таких убийств, так и ложные слухи о них становились причиной возбуждения погромной толпы.
Такие слухи распускались намеренно и провокаторами, стремившимися вызвать безпорядки. Так именно революционерами были вызваны первые погромы после убийства Императора Александра II. Вторая волна погромов в 1903–1905 гг. была развязана по той же схеме, скорее всего самими евреями (например, в Нежине были задержаны три еврея, распространявших листовки: «Народ! Спасайте Россию, себя, бейте жидов, а то они сделают вас своими рабами» (Кожинов В.В. Россия. Век ХХ 1901-1939. М. 1999. С. 136). Депутаты Государственной Думы, расследовавшие погромы, пришли к выводу, что их подготовили не черносотенцы, а «какая-то тайная власть». В "Календаре русской революции", изданном революционером В.Л. Бурцевым, также отмечалось (правда, с намеком на правительство), что, как и в 1881 г., «безпорядки явно подготовлялись кем-то заранее... но с того времени условия сильно изменились: еврейское население... стало революционной силой» (Календарь русской революции. Под общей редакцией В.Л. Бурцева. Пг., 1917. С. 103-104.).
В этом последнем обстоятельстве заключалась и новая цель погромов: они стали поводом для создания еврейством вооруженных групп "еврейской самообороны", которые финансировались еврейским капиталом, в том числе заграничным – это признает "Еврейская энциклопедия" в статье о Я. Шиффе, главе еврейского финансового мiра в Америке (Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 1971. Vol. 14. P. 961; Vol. 10. P. 1287.). Отряды "еврейской самообороны" устраивали целые сражения с безоружными толпами "громил", жертвы которых в несколько раз превышали число жертв погромов (свидетельства еврейских авторов об этом собраны В.В. Кожиновым: Указ. соч. С. 133-139).
"Еврейская энциклопедия" писала: «Под влиянием этих событий американский банкир и еврейский деятель Якоб Шифф предпринял практические шаги, направленные против российских властей, угнетающих своих подданных-евреев. Он написал президенту Т. Рузвельту несколько писем, в которых просил его выступить в Конгрессе США и по дипломатическим каналам в защиту евреев в России, способствовал размещению в Соединённых Штатах японских государственных займов во время Русско-японской войны и успешно противодействовал аналогичным устремлениям русского царского правительства. Япония на полученные средства смогла продолжать дорогостоящую военную кампанию, что повлияло на исход войны» (Encyclopaedia judaica. Vol. 14. P. 960-961).
Добавим также уточнение к процитированному Солженицыным призыву св. о. Иоанна Кронштадтского, который увещевал народ вести борьбу против революционеров по-христиански и осуждал безсмысленное насилие, какими выглядели еврейские погромы. Строго осудив поначалу, под воздействием еврейской печати, русско-молдавских участников Кишиневского погрома, позже он опубликовал заявление: «Взываю къ христiанамъ кишиневскимъ: простите исключительно только къ вамъ обращенную мною укоризну въ совершившихся безобразiяхъ. Теперь я убежденъ изъ писемъ очевидцевъ, что нельзя обвинять однихъ христiанъ, вызванныхъ на безпорядки евреями, и что въ погроме виноваты преимущественно сами евреи... Я достоверно убедился, что евреи сами были причиною того буйства, увечiй, которыя ознаменовали 6-е и 7-е числа апреля. Уверился я, что христiане въ конце концовъ остались обиженными, а евреи за понесенные убытки и увечья сугубо награжденными отъ своихъ и чужихъ собратiй» (журнал ”Наблюдатель”, 1903, № 6, с.48-49).
М.Н.
См. также:
15.04.1881 (28.04). - «Погром» в Елисаветграде – начало «погромного движения»
Кишинёвский погром получил большой общественный резонанс в России, Европе и Америке начала XX века. Был организован Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погрома, в который поступило около одного миллиона рублей из городов России и всего мира и в который среди прочих перечислил свой гонорар и певец Ф. И. Шаляпин. Погрому по следам событий посвятил очерк «Дом № 13» писатель В. Г. Короленко. Лев Толстой выступил с заявлением, в котором осудил погромщиков и выразил сочувствие жертвам. Резко осудили погром епископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) и настоятель кронштадтского Андреевского собора протоиерей Иоанн Кронштадтский.
Dmitriy, в своей апологии еврейских преступников (возможность существования которых в своем белом и пушистом народе Вы просто не допускаете), Вы вдобавок постоянно проявляете и фактическую неграмотность. Поинтересуйтесь мнением об этом вопросе хотя бы в статьях о св. Иоанне Кронштадтском (https://rusidea.org/25010204) и еп. Антонии (https://rusidea.org/25081008) в календаре Святая Русь.
Надо признать(к сожалению),что все мы,русские и другие коренные народы,живем в еврейском смысловом поле начиная с религии,политики,образования(самого лучшего в мире?),экономики,культуры и так далее.
Нам говорят о кишиневском погроме(слово то какое!)А о Красном Терроре(кровавой бане для русского народа),руководителями которого были ре-эволюционеры Ленин-Бланк,Троцкий-Бронштей,Сталин-Джугашвили,Каменев-Розенфельд,Зиновьев-Радомысльский и т.д. и т п., нигде и никогда.А ведь были целенаправленно и планомерно истреблены миллионы русских человеков,которые в какой-то мере владели или собственностью или полем власти или обладали мышлением и способны были к самоорганизации и к действию за идею,но не за паек.Но за паек оказалось больше.
И еще,на однодолларовой купюре верхняя часть пирамиды власти национальных государств снесена и виден глаз(тотальный контроль) и это то,что было сделано в России..........