09.01.2007       3

К 200-летию рождения Николая Алексеевича Некрасова


27.12.1877 (9.01). Умер поэт Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич НекрасовНиколай Алексеевич Некрасов (28.11.1821–27.12.1877), поэт, прозаик. Родился в Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли на Волге, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку. В 1832–1837 гг. Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838 г., против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его материальной поддержки, что стало для будущего поэта важным жизненным опытом самостоятельного заработка.

В 1843 г. Некрасов встречается с социал-демократом Белинским, который становится для Некрасова кумиром. Некрасов стал симпатизировать революционным борцам за "свободу, равенство и братство". Свое чувство сострадания к народу Некрасов переносит на таких революционеров типа Чернышевского, наделяя их качествами "пророков" и "мучеников".

Помимо этого, благодаря своему критическому уму, знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится организатором "прогрессивного" литературного дела. Он издает два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847–1866 гг. был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", в котором публиковались наиболее известные литераторы, сделавшие журнал опять-таки стал органом революционно-демократических сил. Сам Некрасов был вполне свой в этой среде.

В эти годы Некрасов пишет также лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В период борьбы за крестьянскую реформу Некрасов пишет "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

Впрочем, многие современники оставили свои воспоминания о Некрасове, в которых его порицание социальной несправедливости ("Кому на Руси жить хорошо") лицемерно контрастировало с его собственным роскошным образом жизни, огромными тратами денег на карточные игры и любовниц...

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобретает право на издание "Отечественных записок", с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866–1876), пишет поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871–1872). Кроме того, создает серию сатирических произведений, в том числе поэму "Современники" (1875).

В 1862 г. Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 г. – цикл стихов "Последние песни".

Умер Некрасов 27 декабря 1877 в Петербурге.

+ + +

Достоевский в рабочих тетрадях сделал такую запись о Некрасове: «Некрасов отдался весь народу, желая в нем и им очиститься, даже противуреча западническим своим заблуждениям... Некрасов есть исторический тип, крупный пример того, до каких противуречий могло доходить в наше печальное время непосредственное, прямое, естественное стремление чисто русского сердца с навеянными из чуждой жизни убеждениями, жизни безформенной и безобразной, неудовлетворяющей».

Некрасов порою иллюстрирует собою основную причину русского атеизма: неспособность разрешить проблему теодицеи - оправдания всемогущего Бога при очевидном господстве зла в мiре. Так, в 1861 г. в отклике на смерть Т.Г. Шевченко Николай Алексеевич винит в его смерти "Божью волю". Но, к счастью, он не соскользнул дальше в эту обличительскую богоборческую сторону.

Некрасов как бы колебался между западнической революционностью и русскостью. Для подлинной борьбы с социальным злом ему очень не хватало понимания духовной природы зла и расстановки сил в міровой борьбе зла с добром. Страстное нетерпение таких борцов, часто даже русских атеистов, было приземленным производным от христианского стремления к истине, но Исток этой истины они уже забывали и благодати не получали... Лучшие стихи Некрасова – лирические, где он не делал социальных выводов, а описывал красоту и силу русской жизни, например в  поэме "Мороз, Красный нос" (1864) знаменитое: "Есть женщины в русских селеньях...".

М.Н.

+ + +

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем подарит!"

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, міру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. "Утеха!" -
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -

Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогой -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедни
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
(Из поэмы "Мороз, Красный нос", 1864)

+ + +

Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны –
Я песни родине слагал!

И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет... Я узнаю

Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,

И нив широкие размеры...
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!

Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!

Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!

Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...

Я внял... я детски умилился...
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,

Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

(из поэмы "Тишина", 1856-1857)

+ + +

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,

Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,

И песнь моя безследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..

1867Николай Алексеевич Некрасов

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25010904

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. blank кристина:

    Мне нравится стих он писал душой

  2. blank пит:

    хорошо

  3. «Лучшие стихи Некрасова – лирические, где он не делал социальных выводов, а описывал красоту и силу русской жизни.»

    Чистая правда!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.