04.09.2007       4

Иван Сергеевич Тургенев


22.08.1883 (4.09). – Умер близ Парижа писатель Иван Сергеевич Тургенев (род. 28.10.1818)

И.С. Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (28.10.1818–22.8.1883), русский писатель, автор "Записок охотника", "Отцов и детей". Родился в Орле в дворянской семье. Отец, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать – из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. Мать Тургенева Варвара Петровна правила "подданными" на манер самодержавной государыни – с "полицией" и "министрами", заседавшими в особых "учреждениях" и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (об этом – в рассказе "Собственная господская контора"). Любимое ее изречение было «хочу казню, хочу милую». С добродушным от природы и мечтательным сыном она обходилась сурово, желая воспитать в нем «настоящего Лутовинова», но напрасно. Она лишь ранила сердце мальчика, чиня обиды тем из своих "подданных", к кому он успел привязаться (позднее она станет прототипом капризных барынь в повести "Муму" и др.).

Вместе с тем Варвара Петровна была женщиной образованной и не чуждой литературным интересам. На наставников для сыновей (Иван был вторым из троих) она не скупилась. С малых лет Тургенева вывозили за границу, после переезда семейства в Москву в 1827 г. обучали лучшие педагоги, он с детства говорил на французском, немецком, английском языках. Осенью 1833 г., не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1836 г. по словесному отделению философского факультета.

В мае 1837 г. едет в Берлин слушать лекции по классической философии (как же нам без передовой Европы...). Причиной отъезда была ненависть к крепостному праву, омрачившему его детские годы: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел... Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтоб из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право». В Германии подружился с ярым революционером-бесом М. Бакуниным (который отчасти послужил прототипом Рудина в одноименном романе), встречи с ним, возможно, имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Сочетал занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Но, похоже, мало что серьезного вынес из своего четырехлетнего заграничного опыта. Запад не возбудил в нем стремления познать Россию путем сравнения.

Вернувшись в 1841 г. в Россию, поселился в Москве, где намеревался преподавать философию (разумеется, немецкую) и готовился к магистерским экзаменам, посещал литературные кружки и салоны: познакомился с Н.В. Гоголем, С.Т. Аксаковым, А.С. Хомяковым. В одну из поездок в Петербург – с А.И. Герценом. Круг общения, как видим, охватывает и славянофилов и западников, но Тургенев скорее принадлежал к последним не по идейным убеждениям, а по душевному складу.

В 1842 г. он успешно сдает магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку кафедра философии как явный рассадник западничества была упразднена Государем Николаем I, стать профессором не удалось.

В 1843 г. поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик социал-демократ направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

В 1847 г. Тургенев вновь надолго уезжает за границу: любовь к французской певице Полине Виардо (замужней), с которой он познакомился в 1843 г. во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он сначала в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо.

Писательская слава к нему пришла еще до отъезда: опубликованный в "Современнике" очерк "Хорь и Калиныч" имел успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. выходят отдельной книгой под знаменитым ныне названием "Записки охотника". Возможно, некоторая ностальгия по детским годам в русской деревне придала его рассказам художественную проникновенность. Этим он и занял место в русской литературе.

В 1850 г. возвращается в Россию, в качестве автора и критика сотрудничает в "Современнике", ставшем центром русской литературной жизни. Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 г. публикует дерзкий некролог, запрещенный цензурой. За это подвергается на месяц аресту, а затем высылается в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 г. было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 г. (Вот она, вся жестокость "невыносимой николаевской деспотии"...)

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев пишет несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ссылки пишет повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на крестьянскую тему. Однако его все больше занимает жизнь русской "интеллигенции", которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями естественно привела к жанру романа. Летом 1855 г. в Спасском был написан "Рудин"; в 1859 г. – "Дворянское гнездо"; в 1860 г. – "Накануне".

Таким образом, Тургенев был не только писателем, но и общественным деятелем, которого друзья-революционеры включали в свою обойму борцов с самодержавием. При этом Тургенев критиковал своих друзей Герцена, Добролюбова, Чернышевского, Бакунина ‒ за нигилизм. Так, в статье "Гамлет и Дон Кихот" писал: «В отрицании, как в огне, есть истребляющая сила – и как удержать эту силу в границах, как указать ей, где ей именно остановиться, когда то, что она должна истребить, и то, что ей следует пощадить, часто слито и связано неразрывно».

Конфликт Тургенева с революционными демократами повлиял на замысел самого известного его романа – "Отцы и дети" (1861). Спор здесь идет именно между либералами, каким был Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами вроде Добролюбова (который отчасти послужил прототипом Базарова). На первый взгляд Базаров оказывается сильнее в спорах с "отцами" и выходит из них победителем. Однако несостоятельность его нигилизма доказывается не отцом, а всем художественным строем романа. Славянофил Н.Н. Страхов так определил «таинственное нравоучение» Тургенева: «Базаров отворачивается от природы; …Тургенев рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; … автор изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; …автор развертывает перед нами картину родительской любви…». Отвергаемая Базаровым любовь приковала его к холодной "аристократке" Одинцовой и надломила его душевные силы. Гибнет он по нелепой случайности: пореза пальца оказалось достаточно, чтобы убить "гиганта свободной мысли".

Ситуация в России в то время быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в его эмигрантский журнал "Колокол". Тем не менее от революции он был далек.

В борьбе против крепостного права литераторы разных направлений лишь поначалу выступали единым фронтом, но затем появились естественные и острые разногласия. Произошел разрыв Тургенева с журналом "Современник", причиной которого стала статья Добролюбова "Когда же придет настоящий день?", посвященная роману Тургенева "Накануне", в которой критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушел из "Современника". К 1862–1863 гг. относится его полемика с Герценом по вопросу о дальнейших путях развития России, приведшая к расхождению между ними. Возлагая надежды на реформы "сверху", Тургенев считал необоснованной тогдашнюю веру Герцена в революционные и социалистические устремления крестьянства.

С 1863 г. писатель вновь за границей: он поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876), в котором подвергаются сомнению как революционный, так и либерально-космополитический путь развития России – писатель не желает более участвовать даже во втором, предпочитая жить частной жизнью за границей. Следуя за семьей Виардо, переехал в Париж. Писатель забирает во Францию и свою дочь, прижитую в молодости от связи с крепостной крестьянкой. Двусмысленность положения русского дворянина, известного писателя, "на побегушках" у замужней французской певички забавляла французскую публику. В дни Парижской Коммуны (весна 1871 г.) Тургенев уехал в Лондон, после ее краха вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

Странным образом, столь частое и в конце продолжительное пребывание на Западе (включая пережитый опыт революционной Коммуны), в отличие от большинства русских писателей (Гоголя, Тютчева, даже революционеров Герцена и Тихомирова) не побудило столь талантливого русского писателя духовно ощутить смысл православной России. Возможно потому, что в эти годы Тургенев получил европейское признание. Лесть же редко бывает полезна.

Революционное движение 1870-х гг. в России, связанное с деятельностью народников, Тургенев вновь встретил с интересом, сблизился с руководителями движения, оказывал материальную помощь в издании сборника "Вперед". Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме, он возвращается к "Запискам охотника", дополняя их новыми очерками, пишет повести "Лунин и Бабурин" (1874), "Часы" (1875) и др.

Начинается "прогрессивное" оживление и среди студенческой молодежи, формируется разночинная "интеллигенция" (в переводе на русский: умники). Популярность Тургенева, в свое время поколебленная его разрывом с "Современником", теперь в этих кругах снова восстанавливается и быстро растет. В феврале 1879 г., когда он после шестнадцатилетней эмиграции приехал в Россию, эти "прогрессивные" круги его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был остаться, однако это намерение не было осуществлено: Париж стал привычнее. Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа 1883 г. Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Похороны писателя показали, что социалисты-революционеры считали его своим. В их журнале "Вестник Народной Воли" был опубликован некролог с такой оценкой: «Покойный никогда не был ни социалистом, ни революционером, но русские социалисты-революционеры не забудут, что горячая любовь к свободе, ненависть к произволу самодержавия и мертвящему элементу официального православия, гуманность и глубокое понимание красоты развитой человеческой личности постоянно одушевляли этот талант и еще более усиливали его значение, как величайшего художника и честного гражданина. Во время всеобщего рабства Иван Сергеевич сумел заметить и раскрыть тип протестующего разночинства, развивал и вырабатывал русскую личность и занял почетное место среди духовных отцов освободительного движения».

Это было, конечно, преувеличением, тем не менее свою лепту в т.н. "освободительное движение" Иван Сергеевич, к сожалению, внес, заняв поэтому соответствующее место и в советской школьной системе образования. Она, разумеется, утрировала оппозиционную сторону его общественной деятельности без должного ее духовного анализа и в ущерб его несомненным художественным достоинствам... Правда к ним трудно отнести все образы пресловутых "тургеневских женщин", одни их которых проявили великое значение русской женщины в ее любви к семье и к родине, а другие в своей самоотверженности были далеки от православного мiропонимания.

Между тем, именно духовный анализ творчества Тургенева позволяет уяснить и его личную жизненную драму, и его место в русской литературе. Об этом хорошо написал М.М. Дунаев в связи с опубликованными письмами Ивана Сергеевича со словами: «я хочу истины, а не спасения, я жду его от собственного ума, а не от Благодати» (1847); «я не христианин в Вашем смысле, да, пожалуй, и ни в каком» (1864).

«Тургенев... обозначил недвусмысленно состояние своей души, преодолеть которое он будет стремиться всю свою жизнь и борьба с которым станет подлинным, хоть и потаенным сюжетом его литературного творчества. В этой борьбе он обретет постижение глубочайших истин, но переживет и тяжкие поражения, узнает взлеты и падения – и подарит каждому неленивому душою читателю драгоценный опыт стремления от безверия к вере (независимо от того, к какому итогу подвел писателя его собственный жизненный путь)» (Дунаев М.М. "Православие и русская литература". Т. III).

М.Н.

Использованы также материалы:
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Иван и Полина Тургенев и Виардо

+ + +

На описанном выше фоне умозрения и биографии писателя можно точнее оценивать его знаменитое высказывание о русском языке:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25090403

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 4 комментария
  1. blank АСАД:

    КРУТО!! ТУРГЕНЕВ ТЫ МОЛОДЕЦ!!

  2. blank Мария:

    Мне очень понравилась это биографя

  3. blank р. Б. Алексий:

    ...«я не христианин в Вашем смысле, да, пожалуй, и ни в каком» (1864)...

    Современник свт. Игнатия (Брянчанинова). Но как они далеки друг от друга.

  4. blank Дмитрий:

    См. видео "Тургенев - дедушка либерализма":
    https://youtube.com/watch?v=1a92Dotn1QA

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.