26.01.2007       1

Подписан Бахчисарайский мирный договор между Турцией, Крымским ханством и Россией по результатам войны 1672—1681 гг.


13.1.1681 (26.01). – Подписан Бахчисарайский мирный договор между Турцией, Крымским ханством и Россией по результатам войны 1672—1681 гг.

Бахчисарайский Ханский дворец

Бахчисарайский Ханский дворец

После Переяславской рады 1654 г. Речь Посполитая попыталась отвоевать воссоединившиеся с Москвой малороссийские земли, ее война с Россией (1654– 1667 гг.) закончилась Андрусовским мирным договором, по которому в Россию вернулись Смоленск с землями, захваченные Речью Посполитой в 1611 г., вся левобережная Малороссия и Киев с окрестностями на правом берегу Днепра. Правобережная же часть Малороссии оставалась еще под игом польской шляхты до конца ХVIII в.

Русско-турецкая война 1672-1681 гг. во время царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича началась с попытки Османской империи вмешаться в русско-польское противостояние и захватить контроль над правобережной Малороссией. В 1669 г. тамошний гетман Петр Дорошенко стал вассалом Османской империи. Опираясь на него, в 1672 г. султан Мехмед IV послал на захват Малороссии трехсоттысячное войско. Первая битва между турками и польскими войсками (в составе которых были казаки гетмана Ханенко) произошла под Батогом, где польское войско было разбито. В августе того же года турки вместе с крымскими татарами завладели Каменец-Подольским, перебили множество жителей, остальных увели в рабство.

Грозило вторжение турок и в левобережную Малороссию, куда постоянно шли татарские набеги из Крыма. В Москве решили не дожидаться турецкого вторжения, а предупредить его. В мае 1672 г. донским казакам направили приказ напасть на турецкие и крымские владения с моря; в июне такое же распоряжение получили запорожцы. Запорожцы летом и осенью произвели нападения на подчиненный Турции Крым, а донцы в августе на Каланчинские укрепления турок в устье Дона. Несмотря на отказ западных держав вступить в антитурецкий союз с Россией (поездки русских дипломатов в Европу были безрезультатны) в октябре был издан царский указ о подготовке к войне, чтобы защитить православное население Малороссии от турецких насилий.

В январе-феврале 1673 г. в Киев прибыла армия князя Ю.П. Трубецкого. 25 апреля из Воронежа к Азову были отправлены два полка солдат и восемь стрелецких приказов под командованием воевод И.С. Хитрово и Г.И. Косагова, вставшие 13 июня лагерем у Черкасска на левом берегу Дона.

Гетман Дорошенко обратился за помощью к султану и крымским татарам. Крымские отряды атаковали Белгородскую черту, разрушили участок земляного вала восточнее Нового Оскола. В мае в Азов прибыли 33 турецкие галеры, доставившие 1500 янычар.

4 июня 1673 г. крымскому хану было направлено из Москвы требование прекратить враждебные действия против России и Польши, в противном случае ему пригрозили вторжением. Тем не менее в августе в Азов пришли еще турецких 25 галер с пополнением. Казаки предлагали царским воеводам сразу атаковать Азов, однако Хитрово решил начать с Каланчинских башен. 5 августа около 5 тысяч солдат и 5 тысяч казаков штурмовали турецкие укрепления, но безуспешно.

Выход Польши из войны с турками поставил Москву перед необходимостью активнее действовать в правобережной Малороссии. В начале 1673 г. Москва известила поляков, что после подписания ими Бучачского договора (1672 г.), отдающего малороссийские земли туркам, она больше не считает себя связанной условиями Андрусовского перемирия (1667 г.), и обязанна защитить правобережные малороссийские земли. 16 марта князю Г.Г. Ромодановскому и гетману И.С. Самойловичу, стоявшим на Днепре, был направлен приказ начать переговоры с гетманом Дорошенко и правобережными полковниками, чтобы привлечь их на сторону Москвы. В случае неудачи предписывалось начать с ними войну как с союзниками турок.

К этому времени в захваченной турками Подолии росло недовольство оккупацией. Большая часть церквей там была обращена в мечети, молодежь стали забирать в султанскую армию, народ обложили тяжелыми налогами, за неуплату которых отдавали в рабство. Турки презрительно называли помогавших им малороссийских казаков "свиньями", а в 1673 г., по свидетельству секретаря французского посольства в Стамбуле Франсуа де ла Круа, начали разрабатывать план массовой депортации населения из Подолии и замены его татарами. Всё правобережное население опасалось разделить участь подольчан.

Оказавшись в такой неприятной ситуации, Дорошенко стал склоняться к переходу под власть Москвы, но требовал себе пожизненного гетманства над землями по обе стороны Днепра и вывода московских войск из Киева. Русское правительство не собиралось выполнять требования предателя своего народа, к тому же не соответствовавшие его реальному политическому значению. В феврале-марте были проведены переговоры с отдельными полковниками, которые выразили готовность сражаться против турок вместе с московскими войсками.

Зимой 1674 г. войска Ромодановского и Самойловича перешли Днепр и, преодолев незначительное сопротивление, заняли Черкассы и Канев. Татарский отряд, пришедший на помощь Дорошенко, был разбит, а его остатки уничтожили местные жители. 15 марта в Переяславе собрались представители почти всех правобережных полков, избрали Самойловича гетманом всей Малороссии и составили условия своего подчинения Царю.

В мае Ромодановский и Самойлович снова разбили татар на правом берегу и захватили посланца Дорошенко Ивана Мазепу, отправленного в Крым за подкреплениями. В 23 июля русское войско осадило Чигирин. Реагируя на это, 29 июля турецкая армия визиря Фазыл Ахмед-паши перешла Днестр. 17 городков были разорены турками, мужское население вырезано, а женщины и дети проданы в рабство. Их надежды на защиту Москвы не оправдались, так как воевода и гетман располагали незначительными силами. Крымский хан направился к Чигирину, и русским пришлось 10 августа отступать к Черкассам. Дорошенко преподнес хану в подарок 200 рабов из числа левобережных казаков, и разрешил татарам угонять в рабство людей из окрестностей Чигирина, объявив тамошних жителей предателями.

Но все же вмешательство Москвы помешало врагам вторгнуться в левобережную Малороссию. Поскольку ожидался такой удар турок, летом 1674 г. начались переговоры Москвы и поляков о военном союзе, продолжавшиеся до начала 1680-х гг., но не давшие результатов. Одновременно новоизбранный король Речи Посполитой Ян Собеский в конце лета при посредничестве крымского хана в переговоры с турками.

Надеяться Россия могла только на свою армию и малороссийское казачество. Однако положение на юге ухудшилось. Калмыки нарушили союз с Россией, и зимой-весной 1674 г. разгромили десятки казачьих городков по Дону, Хопру и Медведице, а затем напали на русские поселения в районе Белгородской черты. Русский городок, построенный в устье Миуса, чтобы блокировать Азов с моря, был разрушен татарами. Чтобы помешать русским в дальнейшем закрепиться в этом районе, хан направил туда кочевать тысячи татар.

В 1675 г. основные военные действия происходили в Подолии и на Волыни, куда вторглись турецкая армия Ибрагима Шишмана и крымская орда. Теснимые поляки, наконец, согласились на соединение с русскими войсками. Однако опять ничего не получилось, так как гетман Самойлович и казацкая старшина, не доверяя полякам, саботировали распоряжения Царя. Русское правительство не стало настаивать на своем.

Власть Дорошенко держалась на волоске. Население правобережья массами бежало на левый берег, и не помогали даже карательные меры (задержанных беглецов гетман распорядился отдавать в рабство татарам). С конца лета за Днепр начали уходить уже представители казачьей верхушки. Требование султана отправить в Турцию по 500 мальчиков и девочек младше 15 лет для пополнения гаремов вызвало возмущение даже в лояльном гетману Чигирине, и Дорошенке пришлось бежать из города. 10 октября, в присутствии запорожского кошевого атамана Ивана Сирко и донского атамана Фрола Минаева, Дорошенко и старшина были вынуждены принести присягу на верность Царю, а в январе в Москву были доставлены знаки власти, данные гетману султаном.

При этом Дорошенко не порывал отношений с турками, изъявив покорность только для вида в надежде выиграть время, и те это понимали. Тем не менее, Царь медлил с выступлением против него, ожидая известий о том, куда турки нанесут следующий удар. Когда были получены сообщения, что турки и крымская орда снова идут на поляков, Ромодановский и Самойлович получили приказ покончить с Дорошенко, который 19 сентября 1676 г. капитулировал после недолгого сопротивления. Турки были раздосадованы падением своего ставленника, но надо было закончить войну с поляками, а русских оставить на следующий год. Войска Яна Собеского были окружены близ Львова, и 17 октября 1676 г. король был вынужден подписать Журавенский мир, закреплявший власть турок над большей частью правобережной Малороссии. Этим Польша нарушила данное Москве обещание «друг без друга не мириться с султаном и ханом».

Летом 1677 г. в Малороссию вторглась армия Ибрагим-паши, которая везла в обозе нового турецкого ставленника – Юрия Хмельницкого (изменившего делу своего отца Богдана Хмельницкого). Чигирин, занятый русскими войсками, был осажден, но армия Ромодановского и Самойловича нанесла туркам поражение в битве на Бужином перевозе и сняла блокаду с города.

Летом 1677 г. великий визирь Кара-Мустафа с крупной армией вновь осадил Чигирин, войско Ромодановского и Самойловича нанесло туркам поражение на Стрельниковой горе, но атаковать их основные силы не решилось. После упорной обороны русские взорвали цитадель и ушли за Днепр. В правобережной Малороссии был восстановлен османский протекторат с гетманом Ю. Хмельницким в Немирове, который с помощью татар начал подчинять другие малороссийские территории. (В 2006 г. на " незалежній" Украине была выпущена почтовая марка посвященная Ю. Хмельницкому.)

5 июля 1678 г. Царь распорядился начать строительство укрепленной линии Усерд–Полатов–Новый Оскол. Вскоре работы пришлось прекратить, так как 21 июля большой отряд азовцев и ногаев появился на Северском Донце. Они осадили Савинский городок, разграбили округу, захватив большой полон, затем двинулись к Осколу, где разорили слободу Двуречную, также захватив много пленных. В конце июля около тысячи крымских татар переправились через Северский Донец у Чугуева, разграбили местность и ушли с пленниками. В конце декабря и Хмельницкий с татарами совершил набег на левобережную Малоросию, захватив несколько приднепровских городков и угрозами заставив часть жителей перейти на правый берег.

Зимой 1678-1679 гг. турки и татары попытались уничтожить Запорожскую Сечь. В самом конце декабря, на Святках, когда запорожцы имели обыкновение гулять, 15 тысяч янычар, доставленных морем из Стамбула, и войско крымского хана подступили к Сечи. Сняв караулы, турки проникли в город, а татары остались снаружи. Расчет на то, что все казаки валяются мертвецки пьяные, не оправдался. Скопившиеся в узких улицах янычары подверглись обстрелу из окон, сами же не могли нанести запорожцам вреда. Затем казаки атаковали турок и довершили их уничтожение холодным оружием. В этой резне погибло 13,5 тысяч турок, часть была взята в плен, и лишь немногим удалось бежать.

Атаман Сирко направил хану язвительное письмо, в котором напоминал о том, что казаки уже не раз наведывались в Крым, и обещал вскоре отдать визит. Действительно, весной запорожцы перешли Сиваш и произвели на полуострове немалое опустошение, уведя 13 тысяч пленных татар и освобожденных невольников. Среди последних, которых было около 7 тысяч, находилось немало детей христианских пленников. Многие из них были уже исламизированы и не говорили на родном языке. В степи Сирко предложил им на выбор – или идти с ним в Малороссию под русскую власть или возвращаться в Крым. Три тысячи решили вернуться, так как в Крыму у них была собственность и они считали полуостров своей родиной. Отпустив их, Сирко поднялся на курган и смотрел вслед, пока они не скрылись из виду. Затем он приказал молодым казакам догнать толпу и всех перебить. Атаман произнес, обращаясь к убитым: «Простите нас, братия, а сами спите тут до Страшного суда Господня, вместо того, чтобы размножаться вам в Крыму между бусурманами на наши христианские молодецкие головы и на свою вечную без крещения погибель».

В 1679 г. русские вели лишь оборонительные военные действия от продолжавшихся татарских набегов. Татары разоряли небольшие селения, уводили пленников, но им не удалось взять ни одного города. Победа под Чигирином далась туркам очень дорого, и русскую армию разгромить не удалось. Попытка взятия Киева и поход на левый берег Днепра могли обойтись туркам еще дороже. Поэтому 15 марта к Царю прибыл крымский посол с предложением посредничества на мирных переговорах. Сознавая слабость своей еще не построенной обороны, Царь направили туркам согласие на переговоры в Крыму, куда в сентябре 1679 г. отправилось русское посольство стольника Сухотина.

Однако в январе 1680 г. крымский хан с крупными силами отправился в очередной набег. Столь большие зимние набеги татар были редки, скорее нападение на Белгородскую черту было инициировано турками, чтобы сделать русское правительство более сговорчивым в переговорах. В конце года были также получены сведения о строительстве турками крепостей в устье Днепра и новых планах нападения на Запорожье.

Этим мощным набегом русское военное командование было застигнуто врасплох. Татары разгромили в Харьковском уезде многие села и казачьи городки и, захватив полон, ушли обратно. Белгородскую черту им нигде прорвать не удалось, они были отбиты и отступили с потерями.

Пришлось в крымских переговорах пойти на некоторые уступки туркам. В декабре проект договора был отослан в Турцию, и вскоре хан получил полномочия для подписания окончательного мира. Условия Бахчисарайского договора были следующие:

20-летнее перемирие, начиная с 3 января 1681 г., султан и хан обязались не помогать врагам России. В течение 20 лет территория между Днепром и Бугом остаётся нейтральной и незаселенной, на ней обе стороны не имели права строить укрепления.

Граница между Россией и Турцией устанавливается по Днепру. Турция оставила за собой Подолию и правобережную часть Малороссии, но признала принадлежность к Русскому государству Киева с окрестностями и Левобережной Малороссии.

Крымские татары получали право на кочевку и охоту в степях по берегам Днепра и около других рек, а казаки и другое русское население – право рыбной ловли в Днепре и его притоках, добычи соли, охоты и свободного плавания по Днепру до Черного моря.

За это Россия согласилась на ежегодное предоставление хану прежней дани.

Итак, военные действия между Россией и Турцией окончились практически ничейным территориальным результатом, и Бахчисарайский договор обеими сторонами рассматривался лишь как перемирие. Однако Турция отвоевала у Польши значительную часть правобережной Малороссии, угрожая левобережью. Поэтому сразу же началось сооружение Изюмской черты – 500-километровой оборонительной линии на юге для защиты Русского государства от турецко-татарских набегов. (Располагалась она на территории современной Белгородской и Харьковской областей как ответвление Белгородской черты.) Следующая война России с Турцией состоялась уже в 1686-1700 гг.

Важным последствием войны 1672-1681 гг. стало ослабление ранее враждебной Польши, что укрепляло безопасность западных русских границ. Православные малороссы и белорусы, оставшиеся еще под польским владычеством, стали обращаться к русскому правительству с жалобами на свое бесправное положение и с просьбами о помощи. В 1768 г. Польша была вынуждена заключить с Россией Варшавский договор об уравнивании прав православных с католиками на территории Речи Посполитой.

Карта. Бахчисарайский мирный договор

В пояснении к этой карте говорится о действиях неких "русско-украинских" войск, хотя, конечно, ни "украинской" национальности, ни такой государственной принадлежности в то время не существовало. Богдан Хмельницкий просил Царя взять под свою защиту «народ православный христианский из Малыя сия России», ибо враги хотят, «дабы имя русское не помянулось в земле нашей». (Акты Южной и Западной России, т. ХIII). После Переяславского договора 1654 г. русский Царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великія и Малыя и Белыя Россіи». Настоятель Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель в "Киевском синопсисе" (1674) выразил понимание русского народа как триединого в составе великорусов, малорусов и белорусов, а легитимность московской власти единого Русского государства во всех его трех частях – Великой, Малой и Белой Руси – как единственно законной, поскольку московские князья, а потом Цари, ведут свой род от Александра Невского, который «бысть князь Киевский из земли Российския, Александр Ярославич Невский». Украинский историк Михаил Максимович в своей работе 1868 г. опроверг подтасовку польской историографии: якобы внедрение русской властью названия "Малороссия" после 1654 г. Украинские историки Николай Костомаров, Дмитрий Багалей, Владимир Антонович писали, что во времена борьбы Русского государства и Речи Посполитой понятия "Малороссия" или "Малая Русь, "Южная Русь" были этнонимом для "малороссийской/южнорусской" народности, а слово "Украина" использовалось лишь как топоним, обозначавший окраинные земли обоих государств.

См. историю всех русско-турецких войн в статье о первой из них.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25012608

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. blank Администратор - А.С.:

    Благодарим за внимательность, опечатку исправили.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.