31.01.1833 (13.02). – Царским Манифестом был введен в действие Свод Законов Российской Империи (в 15 томах)
Свод Законов Российской Империи
31 января 1833 г. Государь Николай I издал Манифест о введении в действие Свода Законов Российской Империи (в 15 томах), подготовленного М.М. Сперанским. Свод тематически кодифицировал все созданные в разное время и еще сохранявшие силу законы. В первый том Свода Законов Российской Империи вошли Основные государственные законы Российской империи, касавшиеся общих начал монархического государственного строя и престолонаследия.
Кодифицированный Свод Законов Российской Империи следует отличать от обширного Полного Собрания законов Российской Империи, которое было под руководством Сперанского составлено немногим ранее, в 1830 г. Первое Полное собрание (в 45 томах) охватывало 176 лет: от Соборного Уложения Царя Алексея Михайловича до кончины в 1825 г. Императора Александра I. Оно заключало в себе более 30 000 законодательных актов: как все отмененные, так и все действующие узаконения, которые излагались в хронологическом, а не систематическом порядке. Второе Полное собрание выпускалось ежегодно в 1830–1884 гг., оно содержит более 60 тысяч законодательных актов за время царствования Государей Николая I и Александра II (55 томов). Третье собрание выходило ежегодно до 1916 г., включает в себя более 40 тысяч законодательных актов за время правления Государей Александра III и Николая II (33 тома). Полное собрание законов за каждый отдельный год обычно издавалось на три года позже. Для оперативной публикации законодательства предназначалось периодическое издание – Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате.
За работу над Сводом законов М.М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды – Ордена Андрея Первозванного. Сперанский помещен на памятнике Тысячелетию России в Новгороде среди великих деятелей русской истории. Его труд действительно того заслуживал, ибо, вместо огромного хаотичного набора отечественных указов и иностранных норм (в общей сложности 53 тысячи законов, многие из которых устарели), командой Сперанского был создал юридический фундамент для упорядочения и упрощения действующего права в Империи, которое стало во многих отношениях лучшим в мiре в сравнении с демократическими государствами.
Последняя редакция Свода Законов Российской Империи, со значительными изменениями, была предпринята в 1906 г. (после царского Манифеста от 17 октября 1905 г.). Поскольку революция 1917 года была нелегитимным антирусский актом, с юридической точки зрения эти имперские законы действительны по сей день, к тому же они отражают национально-христианскую сущность Российского государства, что было отвергнуто в СССР и до сих пор не восстановлено.
«Издание "Полного Собрания Законов Российской Империи" и "Свода Законов" (действующих) нужно признать самым замечательным делом Николая I. То, к чему стремились все правители, с Петра Великого, и над чем так трудилась Екатерина II-я, только при Николае I приведено к блестящему окончанию, и законы, разновременно изданные, приведены в стройное целое. Это великое дело было поручено гр. М. М. Сперанскому, но общее наблюдение царь оставил за собой, живо следя за ходом дела и обсуждая все его частности. Способ работы тоже был указан самим государем. Не желая "сочинения новых законов", он повелел "собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют". В 1833 г. труд Сперанского закончился. Было отпечатано два издания: "Полное Собрание Законов Российской Империи" и "Свод Законов Российской Империи". Первое заключало все законы и указы от "Уложения" 1649 г. до воцарения Николая I. Второе представляло извлечение законов, еще не утративших силы; их напечатали в стройном порядке, в 15 томах под названием "Свода Законов".» /Профессор А. Елчанинов «Державный Дом Романовых»- М., 1913 - с. 107./
не то
Свод Законов - это аналогия Конституции?
Зофии.
Только с той разницей, что законы Росийской Империи устанавливались православными Помазанниками Божиими и соответствовали Закону Божию, а конституции обычно устанавливаются безбожными властями (в СССР - богоборческими, в РФ - олигархическими) в их интересах и якобы "волею народа", при этом оболваниваниемым народом безбожники управляют теми средствами, которые диавол предлагал Христу в пустыне: "дать пиплу хлеба и зрелищ".
Благодарю за разъяснение.