7.03.1898 (20.03). - Открытие в С.-Петербурге национального музея искусств - "Русского музея Императора Александра III"
Русский музей
Идея организации государственного музея национального искусства высказывалась и обсуждалась в образованной среде русского общества с середины XIX века. И в конце 1880-х гг. перед российским обществом встал вопрос о необходимости создания музея Русского национального искусства, как того требует «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном міре» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.
Легенда связывает это решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной Императором с 17-й выставки Товарищества передвижников (1889). Тогда же, по свидетельству одного из современников, Государем и была высказана мысль – основать всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения русского искусства, как исторического, так и современного.
Осуществил задуманное отцом молодой Император Николай II, подписав 13 апреля 1895 г. Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра III" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Указ начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния».
В мае 1895 г. организуется "Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III" и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В.Ф. Свиньина. Со дня основания музей находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.
Штат сотрудников набирался очень тщательно: приглашались люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение – ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д.И. Толстой (назначенный в 1901 г. на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, П.И. Нерадовский, Н.П. Сычев, П.И. Столпянский, М.П. Боткин, А.А. Миллер, Н.Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась – это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «…при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею». В списках сотрудников музея неизменно упоминается священник Иаков Арсеньев, который разработал Положение о Церкви при Русском музее.
7 марта 1898 г. состоялось торжественное открытие Русского Музея Императора Александра III для посетителей. В письме Николая II Великому князю Георгию по случаю открытия музея и в связи с трехлетием со дня его учреждения говорится: «Я считаю отрадным для себя долгом выразить Вам душевную Мою благодарность, а равно изъявляю Монаршию признательность даровитым сотрудникам Вашим в исполнении такого истинно патриотического дела». Собрание музея, основой которого служили предметы и произведения, переданные из Императорских дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, в то время насчитывало 1880 произведений.
С течением времени художественный отдел, постепенно разветвляясь, превратился в сложный музейный организм, насчитывающий в настоящее время около 50 отделов, секторов, подразделений и служб. К сожалению, в последние десятилетия музей не избежал и веяния современной апостасийной "культуры" наподобие знаменитого "Черного квадрата" Малевича: этой иконы небытия как символа современного "прогресса". Подобным "произведениям искусства" в Русском музее ныне выделено столько же места, сколько и древнерусской иконописи.