17.3.461 (или 493) (30.3). – Память св. Патрика, просветителя Ирландии. Западные православные святые.
Св. Патрик – апостол Ирландии
Свт. Иоанн (Максимович), будучи архиепископом Западноевропейским, в своей обширной миссионерской деятельности привел к Православию немало французов, бельгийцев, голландцев. Важной основой для этого было наличие у нас общих древних святых. Одновременно святитель Иоанн собирал сведения о древних святых единой (до 1054 г.) Церкви, восстанавливая их православное почитание. Таких имен – сотни!
В числе известных, издавна почитаемых Православной Церковью западных святых отметим свт. Амвросия Медиоланского (†397) и блаженного Августина, епископа Гиппонского (†430). Но, к сожалению, многие другие, менее известные, в России отсутствуют в святцах, ибо по недоразумению считаются западными, католическими. Это не так. В их числе были подлинные православные подвижники, например, святые Патрик, Ианнуарий, Брендан, Бригита Ирландская, Давид Уэльсский, Женевьева Парижская, Герман Осеррский, Исидор Севильский, английский король-страстотерпец Эдуард, королева лангобардов Теоделинда (Дитлинда), обратившая свой народ от ереси арианства… Немало потрудился над "возвращением" таких имен в православные святцы также американец по происхождению о. Серафим (Роуз).
В виде примера возьмем житие ирландского святого Патрика (по брошюре о. Александра Шабанова, который цитирует также "Исповедь" этого святого). Родился св. Патрик в 389 г. в Англии в семье знатного чиновника кельтского происхождения Кальпурния, который также служил в церкви диаконом. Мать Патрика была близкой родственницей св. Мартина Турского. Священнослужителем был и дед Патрика. При крещении мальчику дали латинское имя – Магон. (Надо сказать, что до 410 г. Римская Империя простиралась и на Британию – таким образом туда пришло и христианство.)
Мальчик жил обычной жизнью, учился. В шестнадцатилетнем возрасте произошло событие, с которого и начинается постепенный переворот всей его жизни. Ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния, захватили как добычу детей его, включая Магона, и слуг и увезли в Ирландию. Там юноша был продан одному из местных племенных вождей, который в насмешку над знатным происхождением Магона дал ему прозвище Cothrige, что означало "знатный человек". Со временем имя это стали произносить как латинское Патрик, Патрициус (Patricius), которое имело то же самое значение.
Шесть лет прожил Патрик в плену в Ирландии, пася стада. Эти годы рабства стали для него временем духовного роста в непрестанной молитве. Однажды в полусонном видении таинственный голос говорит Патрику, что для него готов корабль на побережье, который ждет его и вывезет на свободу. Одного этого было для него достаточно, чтобы с верою встать и тайно уйти от хозяина, сам не зная еще куда. Ведомый Божиим Промыслом, прячась от людей, он направляется в сторону моря, пешком пройдя не одну сотню миль. На берегу, куда он вышел, действительно стояло готовое к отплытию судно. Но взять его на корабль безплатно капитан отказывался, а денег у Патрика не было. Тем не менее горячие молитвы юноши были услышаны, и он, взамен за корабельную работу, покинул берега Ирландии – чтобы спустя много лет вновь вернуться уже епископом…
Но до этого были годы его странствий на континенте. Пройдя с севера на юг всю Галлию, переживавшую годы войн и смуты, Патрик попал на остров Лерин неподалеку от города Канны. Там с начала V века действовал монастырь, населенный по совпадению монахами-кельтами и державшийся восточного устава. Известно, что в этой обители монашествовал св. Викентий Леринский († 450 г.), подвижник и богослов, который мог быть учителем св. Патрика.
Несколько лет спустя Патрик вновь оказался в Британии. В "Исповеди" он говорит, что родственники приняли его как сына и упрашивали остаться жить у них. Но «там, одной из ночей, я увидел в видении мужа, по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, неся с собой несчетные послания. И он дал мне одно из них и я прочел начало послания: "Голос ирландцев". И в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали у западного моря, и они взывали как одним голосом: "Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас". И сердце мое было столь сокрушено этим, что я не мог больше читать, – и очнулся».
Патрик ощутил в этом перст Божий, и несмотря на печаль родственников решил добровольно отправиться для христианской проповеди в ту языческую страну, откуда был чудом спасен на свободу. Проповедь христианства в Ирландии тогда еще только начиналась и была связана с опасностями.
Однако Патрик не сразу идет в Ирландию. Прежде он решает подготовиться для такой ответственной миссии: вновь отправляется в Галлию, где проходит обучение у свт. Германа, епископа, много потрудившегося для крещения британцев. Под руководством святителя вскоре Патрика посвящают во диакона. Сначала свт. Герман посылает в Ирландию своего другого ученика, Палладия, который был рукоположен во епископа для этой страны. Однако Палладий заболевает там и, вернувшись в Британию, умирает.
В 432 г. уже св. Патрик в епископском сане отправляется на свою миссию в Ирландию. Страна раздираема была постоянными междоусобицами племенных вождей, именуемых по местной традиции королями. Все они были язычниками, и св. Патрик, высадившийся на ирландском берегу, встретил поначалу весьма враждебное отношение. Однако, какое-то время спустя подвижническое терпение и проповедь святого обратила ко Христу одного из местных вождей. Человек этот отдал амбар для устройства в нем первого храма.
Затем св. Патрик направился к своему бывшему хозяину, у которого был в рабском плену. Тот испугался, решив, что Патрик пришел мстить ему. Языческие жрецы – друиды – предсказали напуганному вождю, что Патрик одержит победу, и тот в ужасе поджег собственный дом и сжег себя в пламени.
Постепенно число христиан вокруг св. Патрика с Божией помощью увеличивалось, несмотря на сопротивление местных вождей и влиятельных кельтских друидов. «Жрецы-друиды совершали своё служение и справедливо считались духовной элитой, аристократами кельтской цивилизации… Влияние друидов было огромным… Они боролись с римлянами, участвовали в восстаниях и имели высокий политический авторитет… В Ирландии свои загадочные ритуалы друиды совершали в священных рощах, около почитаемых источников... Спорным остаётся вопрос о человеческих жертвоприношениях. Внутри кельтского мiра жрецы-друиды были объединены в строго иерархическую организацию, надклановый религиозный орден, который реально обладал политической и духовной властью». Вот от сопротивления какой силы зависела судьба всего миссионерского дела св. Патрика.
В конце первого года проповеди, накануне Пасхи святой безстрашно отправляется в ставку верховного короля, которому подчинялись все прочие вожди. Король Лоэгайре, окружённый воинами и друидами, приказал убить св. Патрика и восьмерых его спутников, но подосланные к святому убийцы стали свидетелями чуда: святой прочел молитву, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Эта молитва св. Патрика – "Песнь оленя" – сохранилась.
Все попытки запугать его угрозами убийства оказались напрасными: безстрашный проповедник с самим королем говорил настойчиво и вдохновенно. Св. Патрик предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды пытаясь помешать колдовством, но оказались безсильны против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св. Патрик силою Святаго Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.
Житие св. Патрика рассказывает о множестве чудес, совершённых им в разное время его победоносного шествия по Ирландии. С именем святого связывают исчезновение с острова ядовитых змей. Это предание отражено и в иконографии св. Патрика. Проповедь его в Ирландии продолжалась не один десяток лет, в течение которых св. Патрик создал многие общины и посвятил для них клириков. От него приняли рукоположение немало епископов, которые возглавили новые ирландские епархии. Крестилось очень большое число народа во главе с племенными вождями. Ирландия украсилась множеством храмов и монастырей, которые сыграют в дальнейшем важную роль в христианском просвещении Европы, в том числе Восточной Европы. Миссионерское странничество сделается отличительной чертой ирландских монахов, которые, подражая апостолам, принесут истину Христову во многие новые земли. В частности, предполагают проповедь кельтских монахов на о. Валаам и далее на Северо-Западе будущей Руси.
Ирландским символом св. Патрика является трилистник, листок кислицы или клевера – он часто изображается на иконах. Дело в том, что в мифологии кельтов число три было наделено священным значением. А св. Патрик, бережно относясь к древней культуре ирландского народа, использовал эту обычную травку, чтобы объяснять подлинный смысл Священной Троицы. Св. Патрик не применял силы и в искоренении иных языческих обрядов, связанных с природными явлениями. Так, два крупнейших кельтских празднества – весенний Белтейн и осенний Самхейн – именно начиная с эпохи св. Патрика постепенно утрачивают свои языческие черты. Самхейн становится Днем Всех Святых в календаре западных христиан. (Правда, на современном постхристианском Западе теперь этому дню вновь возвращают значение бесовского шабаша под названием "хелоуин").
По мнению ряда исследователей ирландских древностей, происхождение так называемого кельтского креста, в центре которого находится круг, тоже связано с "педагогическим" наследием св. Патрика. «Когда св. Патрик в очередном столкновении с друидами узнал об их поклонении солнцу, то произнёс следующие знаменитые слова: "Мы тоже верим в Солнце – Солнце Правды – Христа". И приказал перечеркнуть круги, символизировавшие солнце, крестом. Так появился Кельтский крест, или крест св. Патрика, распространившийся по всему северо-западу Европы до России включительно (Новгород Великий, Изборск)». Огромные такие кресты в Ирландии и Британии искусно вырезались из камня и включали в себя, помимо кельтского орнамента, изображения Христа Спасителя, Богородицы и святых.
Последние строки "Исповеди" св. Патрика полны благодарения Богу и надежды: «Да не отделит меня Бог мой от Своего народа, который Он приобрел Себе в этой дальней стране. Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины».
О времени преставления святого Патрика единого мнения нет; одни полагают, что кончина последовала в 461 г., другие называют более позднюю дату – 493 г. (память святого празднуется 17/30 Марта). В точности неизвестно и место погребения Апостола Ирландии.
Использованы материалы:
Книга прот. Александра Шабанова. "Святой Патрик, епископ и Просветитель Ирландии" (Тверь, 2000).
Статья игумена Кирилла (Семенова). "Святой Патрик Ирландский: путь к русскому сердцу".
"Исповедь" святого Патрика.
См. также книгу Г.В. Бондаренко "Повседневная жизнь древних кельтов" (2007), где помещено Житие святого, относящееся к концу VII века.
+ + +
В Русской Православной Церкви за границей неоднократно обсуждался вопрос о критериях почитания западных святых, потому что к Православию присоединялось всё больше нерусских местных жителей стран, в которых пребывала эмигрантская Церковь. Ниже приводим отрывок из письма архиепископа Венского и Австрийского Нафанаила (Львова, 1906‒1986) настоятелю св. Михайловской церкви г. Канны протоиерею Игорю Дулгову.
«... Для опредѣленія святости или несвятости той или другой личности первѣйше важна не дата его жизни или кончины [до 1054 г. или после, эта дата считается окончательным отпадением западной Церкви от Православия. – МВН], а его православность или неправославность. Дата же его жизни важна лишь какъ подсобное указаніе. Не безъ серьезныхъ основаній нашъ Сѵнодъ въ свое время не позволилъ мнѣ включить въ списокъ православныхъ святыхъ Ансгарія (Оскара), просвѣтителя западныхъ славянъ, почитаемаго на Западѣ подъ почтеннѣйшимъ наименованіемъ «Апостола Сѣвера», несмотря на то, что онъ жилъ въ самомъ началѣ IX вѣка, за 250 лѣтъ до 1054 года и прославился своими аскетическими и миссіонерскими подвигами.
Но его духовная близость къ императору Людовику Благочестивому, сыну Карла Великаго, вызывала обоснованныя опасенія, что онъ раздѣлялъ неправомысліе Карла: отверженіе имъ св. VII Вселенскаго Собора и Филіокве.
Въ то же время вся св. Церковь несумнѣнно прославляетъ какъ святого, преподобнаго Прокопія Сазавскаго, чешскаго подвижника, жившаго въ самомъ концѣ XI вѣка, десятилѣтія спустя 1054 года, ибо всю свою жизнь онъ посвятилъ защитѣ восточнаго обряда и славянскаго богослуженія въ Чехіи, что въ тѣ времена было неразрывно связано съ Православіемъ.
Итакъ, снова повторю, не дата жизни является основнымъ указаніемъ для опредѣленія, является ли данное лицо православнымъ святымъ или нѣтъ, а правая ли у него вѣра или нѣтъ.
Чтобы лучше понять это, надо вспомнить смыслъ прославленія святыхъ. Имъ самимъ этого совершенно не нужно: прославленные небесной славой въ Царствѣ Божіемъ, они никакъ не нуждаются въ нашемъ земномъ прославленіи. Прославленіе святыхъ нужно намъ, въ педагогическихъ цѣляхъ, чтобы мы имѣли предъ очами вѣрный образецъ для подражанія.
И правая вѣра въ этомъ является главнымъ элементомъ. Вотъ почему такъ важна абсолютная увѣренность въ православіи того или иного святого. Мы не беремъ на себя предвосхищенія суда Божія. Можетъ быть св. Ансгарій пресвѣтло прославленъ Богомъ за великіе свои подвиги. Но мы не включимъ его въ наши святые, не возьмемъ его образцомъ для подражанія, страшась того, что въ его вѣрованіи были крупицы неправовѣрія...»
25 января 1978 г.
Источник: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995.
С приходом к власти "демократов" в 1991 году, в России начали прививать католическое рождество, устраивая праздненство на православный пост, в этом же ряду стоит и праздник "святого Патрика", который ежегодно широко отмечается с перекрыванием Нового Арбата, в отличие от крестных православных ходов, которые, в лучшем случае, идут по задворкам. Ну не очень у них получается с лапшой на православные уши. Решили им помочь? "Своим" скорее поверят? Ну-ну!
Разве у них праздник св. Патрика? Это карнавал пива, причем, заметьте, не в этот день. Я решил помочь очищению имени святого Патрика от этого карнавала.
интересная статья, но тем не менее, эти ежегодные шествия по арбату с перекрытием движения и пр. вызывают недоумения. По сути, это красочный бразильский карнавал, сопровождаемый неуемными возлияниями и пьяным весельем, а транспаранты а-ля "слава кпсс" заменены на более толерантные. Но все же - кто инициатор этого праздника - столичная католическая община или московская иудейская община?
Почему наша церковь за 1000 лет их не прославила? Наверное, были причины. Еще 100 лет назад об этом даже речи не шло.